Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы


Скачать 1.81 Mb.
Название Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы
страница 1/15
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
c:\documents and settings\я\рабочий стол\программа 1.jpg


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 г.Азова


Принята на педагогическом совете

МБДОУ №22 г. Азова

Утверждаю:

заведующий МБДОУ №22 г.Азова

Протокол № 1 от 29.08. 2017 г

___________МаценкоЕ.В.



Приказ № 19 от «__30_» __08___ 2017г.


Адаптированная основная образовательная программа для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

г.Азов

2017г.

Содержание

1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

  2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы

1.2.1. Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные
коррекционно-развивающие занятия

1.2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников

  1. Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры. Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
Планируемые результаты. Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного
возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

Дошкольный возраст (с 4 до 7 лет)

2. Содержательный раздел

2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи)

2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность

  1. Образовательная область «Речевое развитие» Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет) Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

  2. Образовательная область «Познавательное развитие» Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

  1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

  1. Образовательная область «Физическое развитие» Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет) Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых
упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет) Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

2.5. Культурно-досуговая деятельность
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)


3. Организационный раздел.

  1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

  2. Система коррекционной и образовательной деятельности

  3. Распорядок дня, организация режимных моментов

Старшая группа (с 5 до 6 лет)

Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет)

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое
оборудование

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет) Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

«Адаптированная основная образовательная программа для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет» является
инновационным программным документом для МБДОУ №22 г.Азова. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральнымгосударственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех специалистов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности МБДОУ, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом педагогических наук Н. В. Верещагиной.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с пятилетнего или шестилетнего возраста.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы
является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все
коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые,

интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы.

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств дошкольников.

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.

Одной из основных задач Программы является овладение детьми

самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:

• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;

• принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;

• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;

• принцип интеграции усилий специалистов;

• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным
особенностям детей;

  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

  • принцип постепенности подачи учебного материала;

• принцип концентрического наращивания информации в каждой из
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач,

поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и
речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого
ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и
предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога,

музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по лечебной физкультуре, воспитателей и родителей дошкольников. В Программе взаимодействие специалистов и родителей отражено в блоках «Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей», «Интегрированные занятия», «Взаимодействие с семьями воспитанников», а также в совместной работе всех участников образовательного процесса во всех пяти образовательных областях.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.

Работу в образовательных области «Физическое развитие»» осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.

Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

В группе компенсирующей направленности МБДОУ коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Программа рассмотрена Утверждаю: и одобрена на заседании Заведующий...
Целевой раздел. Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием...
Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Пояснительная записка 1 Нормативно-правовое обеспечение программы...
Цели и задачи программы
Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Структура программы Паспорт Программы 3 Пояснительная записка 5 Цели...
«Региональный открытый социальный техникум», Льговский филиал техникума, родители студентов
Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации программы 5 1...
Значимые для разработки программы характеристики, в том числе особенностей развития детей
Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Пояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Пояснительная записка 5
Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» Принципы...
Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с тнр
Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Пояснительная записка. Общие положения
Цели и задачи реализации программы Принципы и подходы к формированию программы
Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Целевой раздел программы. Пояснительная записка. 1 Цели, задачи реализации...
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Пояснительная записка 3 Цели и задачи реализации Программы 4 Принципы...
Значимые для разработки программы характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного...
Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Пояснительная записка Цели и задачи программы Основные принципы построения...
Именно в этот период начинается процесс социализации, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается...
Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Пояснительная записка 3 1 Цели и задачи реализации программы 4 1...
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Пояснительная записка Цели и задачи Программы Принципы и подходы...
...
Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Пояснительная записка Цели и задачи Программы Принципы и подходы...
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы...
Планируемые результаты освоения Программы в соответствии с целевыми ориентирами
Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №7 комбинированного...
Пояснительная записка: цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию Программы, характеристики особенностей...
Пояснительная записка Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы icon Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы...
Планируемые результаты освоения Программы в соответствии с целевыми ориентирами

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск