ОГЛАВЛЕНИЕ
Содержание образовательной программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Нормативно-правовая основа образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
1.5 Планируемые результаты
1.6. Особенности организации образовательного процесса
1.7. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми. Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.
Преемственность ДОО и школы
Взаимодействие ДОУ и социума.
2.5. Региональный компонент Программы.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы
3.4. Кадровые условия реализации Программы
3.5 Финансовые условия реализации Программы
3.6.Планирование образовательной деятельности
3.7. Режим дня и распорядок
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Режим двигательной активности
Комплексный план физкультурно-оздоровительной работы
3.8.Перечень нормативных и нормативно-методических документов
4.Дополнительный раздел
4.1 Краткая презентация
Нормативно-правовая основа образовательной программы
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» ( зарегистрировано в Минюсте РФ от 14.11.2013 №30384);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 08 апреля 2014г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014г. №32220, вступил в силу 27.05.2014г);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» ( зарегистрировано в Минюсте РФ от 27.06.2013г. № 28908);
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован в Минюсте РФ 06.12.2013 № 30550);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Закон Удмуртской Республики от 21.03.2014 г. №11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования»
ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников; определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Основная образовательная программа МБДОУ детский сад «Ленок» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Общие сведения о ДОУ
Полное наименование бюджетного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ленок»
Официальное сокращенное наименование бюджетного учреждения: МБДОУ детский сад «Ленок»
Тип - дошкольное образовательное учреждение.
Вид - детский сад.
Место нахождения учреждения: 427500 Удмуртская Республика, Балезинский район, поселок Балезино, улица Заводская 3
ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:
- Устав ДОУ ГРН 2151832380917, утвержденный Приказом Управления образования Администрации муниципального образования «Балезинский район» от 22.12.2015г. № 324
- Лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 2574 от 23.05.2012 РО № 043594
Образовательная программа МБДОУ «Ленок» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию детей. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Здание ДОУ типовое, двухэтажное, в кирпичном исполнении, рассчитано на 88 детей, по лицензионным требованиям – 88 детей. Фактическая наполняемость 88 детей. Оборудованы 4 игровые комнаты. Имеется медицинский блок. Последний представлен медицинским и прививочными кабинетами. Имеется прачечная и пищеблок.
Для обеспечения безопасности в МБДОУ модернизирована пожарная сигнализация, введена в действие тревожная кнопка с выводом на пульт ЕДДС-01, пути возможной эвакуации оборудованы световыми табло «Выход».
В дошкольном учреждении организовано 4-х разовое сбалансированное питание. Режим работы ДОУ: 10,5 часов (с 7.00 до 17.30), 5 дней в неделю.
1.2 Цели и задачи реализации Программы
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности по реализации примерной основной общеобразовательной программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, -
Цель: реализация основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
-создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программам обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач:
Задачи Программы:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10.Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями родного края.
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
•забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
•создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
•максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
•вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
•уважительное отношение к результатам детского творчества;
•единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
•соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
•творческая организация воспитательно-образовательного процесса. (из прогр.)
1.3 Принципы и подходы к реализации Программы.
Реализуемая Программа строится на принципах
поддержки разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
уважение личности ребенка;
реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;(ФГОС п.1.4)
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество детского сада с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёт этнокультурной ситуации развития детей.;(ФГОС п.1.4)
Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад «Ленок» выстроено в соответствии со следующими психолого-педагогическими принципами:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.(из прогр.)
. Особенности осуществления образовательного процесса в МБДОУ детский сад «Ленок»
Содержание воспитательно-образовательного процесса строится с учетом Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой .
Климатические условия Удмуртской Республики позволяют осуществлять воспитательнообразовательный процесс в полном объеме (образовательная деятельность в разные сезоны организуется в помещениях и на воздухе). Однако, территория УР является природным очагом клещевого энцефалита и клещевого боррелиоза, что ведет к необходимости отмены организации таких форм совместной образовательной деятельности как экскурсии, походы в лесо-парковую зону в период с апреля по октябрь месяц.
Национально-культурные особенности - МБДОУ детский сад «Ленок»посещают дети различных национальностей, однако преобладающий процент составляют дети русской и удмуртской нации, что позволяет осуществлять деятельность по организации праздников на удмуртском и русском фольклорном материале.
Организация образовательной деятельности предусматривает как основное, так и дополнительное образование. Основное образование осуществляется в процессе разнообразных форм непосредственно образовательной деятельности, цель которых - помочь ребенку «открыть» новое знание, новый способ деятельности. В соответствии с образовательной технологией реализуемых образовательных программ непосредственно образовательная деятельность предусматривает разнообразные способы организации: совместную деятельность педагога и ребенка; совместную деятельность ребенка со сверстником; самостоятельную деятельность детей. Организация образовательного процесса в рамках общеобразовательной программы МБДОУ детский сад «Ленок» построена с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, с выделением игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.
В процессе организации образовательной деятельности используются методы прямого и проблемного обучения, решаются задачи не только рассматриваемой образовательной области, но и развития деятельности, в которой осуществляется обучение. Большинство форм непосредственно образовательной деятельности носят интегрированный характер. Решение образовательных задач предусмотрено и через образовательную деятельность в ходе режимных моментов. Отличительной особенностью образовательной деятельности в режимных моментах является партнерская позиция взрослого и ребенка, осуществление взаимодействия по типу сотрудничества. Кроме того, в формах образовательной деятельности в режимных моментах образовательные задачи сопряжены с задачами режимных моментов и не противоречат друг другу.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад «Ленок» состоит из двух частей: обязательной части (инвариатной) и части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативная часть).
Вариативная часть представлена образовательными программами художественно-эстетической направленности «Вдохновение» Т.Н.Шикаловой, познавательно-речевой направленности «Ошмес син» Пронкиной (кружок по изучению удмуртского языка), а так же кружком по развитию творческих способностей «Маленький волшебник» и «Маленькие туристы» по физическому развитию
Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 60 % и 40%.
1.4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Основные участники реализации программы: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
|