Абрамова Людмила Тимофеевна, заместитель директора по ГПВ МОУ «Сакмарская СОШ». Мой управленческий опыт более 20 лет. Необходимо было в условиях современной России систематизировать патриотическое воспитание учащихся в нашей школе. И начала я работать над проектом «Организация системы патриотического воспитания и обучения школьников, направленной на формирование личности гражданина-патриота в современной России».
Актуальность проекта «Организация системы патриотического воспитания и обучения школьников, направленной на формирование личности гражданина - патриота в современной России » очевидна.
Остра и актуальна проблема патриотического воспитания сегодня. На современном этапе развития России программа ГПВ подрастающего поколения определяется как одна из приоритетных в общественно-политической жизни страны.
Цель проекта: формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству. Для достижения цели решаются следующие задачи:
Формировать патриотические компетенции школьников на основе исторических ценностей России, сохранить и развивать чувство гордости за свою страну, свое село, свою школу.
Повысить качество патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Сформировать комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Теоретическое обоснование выбранной проблемы «Организация системы патриотического воспитания и обучения школьников, направленной на формирование личности гражданина-патриота в современной России».
Анализ используемой литературы, раскрывающей проблемы формирования личности гражданина-патриота в современной России.
Сущность гражданского и патриотического воспитания рассматривается
Буевой И.И., к.п.н. профессора, заведующей кафедрой гуманитарных дисциплин ОГИ им. Ростроповичей в одноименной статье.
Замена в девяностых годах категории «воспитание» на «образование» привело к стыдливому замалчиванию почти на десятилетие таких общечеловеческих ценностей, как «Родина», «Отечество» и др., как в практике, так и в теории педагогики.
Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания, отмечает Ирина Ивановна, имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же в гражданском воспитании видел в свободном развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным требованием к самопожертвованию. Л.Н. Толстой отождествлял патриотизм и национализм; К. Д. Ушинский, сформулировав идею народности, отстаивал необходимость развития национального самосознания и воспитания гражданина и патриота.
В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее полно представлена в работах Г. Кершенштейнера, отмечавшего необходимость целенаправленного воспитания гражданина посредством формирования знаний об истории государства и политического образования.
В отечественной педагогике начало исследования проблем патриотического и гражданского воспитания связывают, прежде всего, с именами представителей революционно-демократического движения: А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. В XX веке общество отождествлялось с государством, гражданское и патриотическое воспитание не отделялось друг от друга, а понятия «патриот» и «гражданин» рассматривались как синонимы. Тем не менее, это – разные по содержанию понятия, разные по характеристикам качества личности.
В патриотическом воспитании ценностями являются понятия «Родина», «Отечество», в гражданском же – «Государство», «Общество». По содержанию это – разные понятия, следовательно, гражданское и патриотическое воспитание – разные по содержанию процессы, обеспечивающие формирование разных качеств.
Если рассматривать воспитание как процесс формирования чувств, взглядов, убеждений и мировоззрения, то результатом гражданского воспитания должно стать сформированное гражданское сознание. В его основе лежат ценностно - интегративные знания об обществе и государстве. О гражданских правах и обязанностях, обуславливающих свободу личности. О политике и общественных нормах, законах и символах государства, на территории которого проживает гражданин. Понимание того, что гражданство – это устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая взаимные права, обязанности, ответственность человека и государства. Вряд ли можно говорить о строительстве правового государства, пока не будет сформировано гражданское сознание и самосознание если не каждого, то хотя бы большинства членов общества.
Патриотическое сознание формируется на знаниях об Отечестве, его истории, культуре, природе; народе и народностях, передающихся из поколения в поколение традициях , обычаях, языке как отражении менталитета. «Дух российской нации», «тайны русской души»; понимание того, что независимо, какое государство и какая власть находились на территории России – это временные категории, но есть вечная ценность – Родина. Большая и малая, которую, как и мать, не выбирают, Родина – это отражение и символ заботы и любви самых близких и дорогих людей.
Воспитание - это не трансляция суммы знаний: знания, когнитивная сфера, являются только платформой, на которой формируются чувства (аффективная сфера), активная позиция (деятельностный компонент) и собственно убеждения, взгляды и ценности (аксеологический компонент) формирующейся личности.
Гражданскую позицию личность реализует в общественных делах, общественных объединениях, союзах, ассоциациях. Гражданином можно стать только в обществе. Как показывает международная практика, граждан правового государства характеризует высокая потребность в социальной активности. Одним из путей формирования гражданского действия, приобретения опыта общественной деятельности является развитие детского самоуправления в различных формах. Очень важно поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей, всего народа и государства.
Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких. Отмечено, что массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине является высшим уровнем проявления чувства патриотизма. Проявить патриотизм в мирное время сложнее, воспитывать патриотизм в новых социально-экономических условиях еще более сложная проблема. И все же это возможно.
Широко описаны в педагогической науке и применяются на практике такие методы воспитания, как убеждение, беседа, пример. Слово педагога – вот самый главный инструмент воздействия на ребенка. Но с позиции деятельностного подхода, хотелось подчеркнуть субъектную сущность воспитания: ребенок развивается только в самостоятельной активной деятельности. Необходимо проводить ребенка через систему конкретных действий, «вложения душевных сил», «создания радости для других», говоря словами В.А. Сухомлинского.
Любовь к Родине, считал он, начинается с любви к матери. Задумаемся, создаем ли мы тот культ Матери, который царил в Павлышской школе? Одним из механизмов воспитания любви считается проявление заботы о близких людях, природе, том уголке малой Родины, где живет ребенок; его доме, школе как втором доме, селе. Возможностей создания ситуаций для такой нравственно-патриотической деятельности в системе образования много.
В основе патриотического воспитания лежит воспитание чувств. А источником чувства является пережитая эмоция. Фактором развития патриотических чувств должна стать ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью, за коллектив, за совместный успех и достижения других членов коллектива, россиян.
Подчеркнем, что воспитание патриотизма и гражданственности всегда неразрывно связывалось с развитием духовности, нравственности и мировоззрения личности, трактовка этих качеств и процессов являлась предметом особой дискуссии и в философии, и в педагогике.
Гуманистические аспекты гражданского воспитания интересно освещены Карягиной Г.В, старшим преподавателем кафедры ХЭВ ОГПУ.
Патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно - значимые поведение и деятельность. Перечисленные качества дополняют основные структурные компоненты патриотизма — патриотические чувства, сознание, отношения и деятельность. Патриотизм рождается в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности; в этом проявляются целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его разграниченность на самостоятельные направления. Аспекты изучения проблемы позиции личности зависят от объекта конкретной науки. В философии позиция рассматривается как целостное духовно-практическое образование личности («призма ценностей»), характеризующее способы её включения в жизнедеятельность (Л.Б.Волченко, В.В.Поляхова). Согласно психологической науке, позиция личности представляет собой сложную систему отношений, ...установок и мотивов, которыми она руководствуется в деятельности, целей и ценностей, на которые направлена деятельность (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович и др.). В педагогике рассматривается позиция учителя, как степень внутреннего принятия (усвоения) молодым педагогом социальной роли учителя, отношение к новому социальному положению (С.Г.Вершловский, Т.В.Шадрина и др.).
Исходя из этого, гражданская позиция включает в себя принятие личностью ценностей и норм, действующих в обществе в качестве установок и мотивов своей деятельности. Позиция личности – явление сложное и состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: когнитивного (гражданского сознания), деятельностного (гражданского поведения) и эмоционального (гражданских чувств).
Воспитание патриота по своей сути гуманистично, так как его основой являются любовь и уважение – чувства, формирующиеся с детства на протяжении жизни человека. В развитии чувственной сферы человека немалую роль играет искусство, так как оно неназойливо, считаясь с реалиями времени, становится источником постижения (прочувствования и познания) общечеловеческих ценностей. А среди них всегда были Любовь, Добро, Красота, Истина, Вера.
Воспитательный потенциал школьных курсов гуманитарных дисциплин общего среднего образования опирается на нормативно-правовую базу, представленную Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными программами развития образования, документами государственных органов управления образования, направленными на активизацию воспитательной деятельности школы. Концепция модернизации образования на период до 2010г, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005. 2006-2010 годы», программы «Дети России 2003—2006 г», «Программа регионального образования в условиях модернизационных изменений 2009-2012 гг.» и др.
В статье Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности, «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В Законе РФ отмечается, что содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма и гражданственности, должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Что должен воспринять, усвоить и отразить ученик?
Русский язык:
- отражение грамотности письма, чтения, устной речи,
-нормы литературного языка,
-гордость за свой язык, свою Родину.
Литература:
-умение использовать в учебе и жизни положительное, возвышенное из художественных произведений,
-любовь к своей Родине и умение соотносить себя с героями книг.
История:
-умения показать исторические события, как многообразный, целостный процесс, обусловленный причинно-следственными связями.
-гордость за героическое прошлое России.
Правоведение:
- использование прав при неукоснительном выполнении обязанностей и право- вых норм, существующих в обществе,
- исполнительность и уважительное отношение к законам России.
Человек и общество:
-умение определять закономерности в развитии человечества,
- способность найти себя, свое место в обществе, трудовом коллективе,
- создание семьи.
Иностранный язык:
- понять иностранный язык, как средство общения между людьми,
как способ знакомства с историей и культурой разных стран и народов,
- воспитание гордости за свой язык и культуру, уважение к русскому языку.
МХК:
- осознать культуру, как высшее выражение духовного мира человека,
- стремиться к самосовершенствованию.
ИЗО:
- использование приобретенных знаний и умений,
-увидеть красоту окружающего мира,
- испытать свои способности,
- совершенствование личности на основе прекрасного.
Музыка:
- познать музыку и песню - как эмоциональное отражение чувств человека,
- испытать свои способности,
- познать мир народной песни, песни патриотического характера, Гимн России.
Факультативы и кружки:
- использование знаний для учебной работы,
- возможность самовыражения,
- концентрация поисковой работы.
Каждый предмет равновелик в процессе воспитания и обучения и его функции определены учебными программами.
Гражданское образование – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.
Гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения
Педагог осознает себя участником гражданского образования, он определяется относительно ценностей демократии и гражданственности для себя лично, вырабатывает адекватную программу своих действий.
Компетентностный подход в гражданском образовании предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:
Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.
Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.
Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.
Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Реализация компетентностного подхода не может осуществляться в отрыве от гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию, без которых невозможно становление действительной гражданской компетентности. Гражданская компетентность, в отличие от других компетентностей не может быть сформирована без опоры на гражданские ценности, и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров.
Необходимо понимать, что процесс становления компетентности как «доказанной готовности к деятельности» может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится, и в деятельности же компетентность только и может реализовываться. Вот почему гражданская компетентность предполагает как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к ее реализации, и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации.
Поскольку гражданская компетентность выступает как своего рода синтезирующая компетентность, базирующаяся на целом ряде ключевых компетентностей, то задача создания условий для ее становления не может быть решена средствами только традиционного гражданского образования (дисциплины и курсы социально-политического цикла). Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты.
Цели и задачи гражданского образования реализуются в рамках всех предметов на интегративной основе (методологической, содержательной, технологической и других).
Предметы социально-гуманитарного цикла дают учащимся систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей. Независимо от того, избран ли сквозной вариант преподавания предметов этого цикла (один предмет, проходящий через весь период обучения), либо их рациональное сочетание по ступеням образования (последовательно сменяющие друг друга предметы), эти предметы должны являться основой системы гражданского образования, осуществляемого в рамках учебного процесса. Они должны быть тесно взаимосвязаны как с другими предметами, так и с внеучебной деятельностью учащихся, а также с деятельностью по развитию уклада жизни учебного заведения. Поэтому урок может и должен стать тем местом, на котором происходит либо запуск процессов демократизации в образовательном учреждении, либо анализ опыта гражданского действия и поведения. При обсуждении и решении общественно-значимых проблем, связанных с той или иной дисциплиной, создаются условия для становления гражданских компетентностей и обретения соответствующих ценностей. Например, проблемы экологии на уроках географии, биологии и зоологии, проблемы клонирования и генетических мутаций на уроках биологии; проблемы гонения на ученых – на уроках биологии, физики, астрономии, социальные проблемы на уроках истории и т.д. Гражданские компетентности тесно связаны с универсальными умениями и способностями, которые проявляются и в других сферах жизни. Освоение учащимися способов и приемов исследовательской деятельности, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов, общения, принятия решений, овладение учебными навыками - все это служит развитию гражданских компетентностей.
Роль учебного учреждения в гражданском образовании.
Воспитать гражданина, члена демократического общества, возможно только в демократическом образовательном учреждении. Поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства должно стать формирование демократического уклада жизни школы. Уроки граждановедения или обществознания не способны сами по себе сформировать гражданина, тем более, если отношения в школе и не являются демократическими. Гражданское образование – это своего рода социальный проект для всего учебного заведения. Демократический уклад, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной внеаудиторной деятельностью, является условием, при котором и возможно формирование гражданской компетентности, обретение учащимися и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.
Основными компонентами демократического уклада жизни учебного заведения выступают:
Организация учебного процесса на демократических началах.
Организация учебного заведения как системы взаимопроникающих образовательных пространств.
Участие всех членов школьного сообщества в создании норм и правил общей жизни (локальных актов).
Открытость принимаемых решений.
Наличие выборных органов управления с включением в них как педагогов, так и учащихся и их родителей.
Наличие социально-трудовой практики, в том числе направленной на решение проблем местного сообщества, как обязательного элемента образовательного пространства.
Наличие разнообразных коллективных творческих дел и проектов, которые создают условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребенка и взрослого.
Значительно углубляет и расширяет демократический уклад жизни привнесение в него опыта участия ребенка в образовательных и социальных пространствах вне учебного заведения. Это требует тесной связи школы с учреждениями дополнительного образования, социальными и общественными организациями.
Роль интерактивных и активных методов обучения в гражданском образовании.
Очевидно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не исчерпывают возможного спектра методов гражданского образования, но и не должны быть преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей являются интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в решении учебных и практических задач. К этим методам относятся разрешение конфликтных ситуаций, дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.
Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности, обучения.
Под оцениванием в гражданском образовании следует понимать не «выставление отметок» ученику (учителем) и учителю (проверяющим), а процесс мониторинга, нацеленный на улучшение качества преподавания и качества проектов гражданского образования.
Основными компонентами гражданских компетентностей, подлежащими оцениванию, являются умения, навыки и знания. При этом знания не могут быть основой для оценивания. Главным объектом оценивания должна быть деятельность учащихся. Критерии такого оценивания нуждаются в серьезной разработке, осуществляемой в тесном взаимодействии образовательных учреждений со всеми заинтересованными государственными и общественными институтами.
Морально-ценностные ориентиры учащихся не подлежат оцениванию. Цель педагога – создавать условия, позволяющие учащимся осознавать и выражать свои пристрастия, чувства, стоящие за ними убеждения, верования, ценности, а также задумываться о них, развивать и укреплять.
Процесс оценивания успешности ученика в становлении его гражданской компетентности должен быть открытым, демократическим, и складываться из оценки педагога и собственной оценки самого ученика. Поскольку способность к самооценке является важной характеристикой компетентной личности, критерии оценивания должны стать составной частью обучения – предъявляться ученику, обсуждаться и разрабатываться учеником и учителем совместно.
Это же относится и к оцениванию деятельности педагога и учебного заведения в целом по созданию условий для становления гражданской компетентности учащихся. К такому оцениванию должны привлекаться широкая педагогическая общественность, общественно-профессиональные и общественные организации, заинтересованные в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране. Одной из наиболее адекватных форм такого оценивания является общественно-педагогическая экспертиза учебного заведения.
Учитель не только сам должен быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у своих учеников.
Решить эту задачу можно только совместными усилиями образовательного учреждения.
Духовные истоки гражданско- патриотического воспитания анализирует Русакова Т.Г. , к.п.н. доцент кафедры ХЭВ ОГПУ.
Чтобы быть патриотом, любить Родину, необходимо ощутить духовную жизнь народа, творчески укрепить себя в ней. Чтобы быть достойным звания гражданина, необходимо принять язык, историю государства, правосознание, миросозерцание как свои собственные.
Гражданственность и патриотизм являются аспектами духовной культуры личности, поэтому решение проблемы гражданско-патриотического воспитания, формирования духовной культуры подрастающего поколения, рассматриваем
как гуманистические компоненты базовой культуры личности в их духовной целостности. Личность в контексте культуры. Процесс воспитания гражданственности и патриотизма тесно связан с процессом личностного становления индивида и направленностью его культурной деятельности на нравственной основе. Духовная культура становится базовым свойством личности, определяющим гуманные формы ее бытия в современной культуре.
Духовность сегодня рассматривается как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. В эпоху материалистической идеологии вопрос о духовности человека и общества в отечественной научной литературе не поднимался, но зато всесторонне рассматривался вопрос о нравственности, нравственном воспитании, морали. Поэтому в названии компонента выделяем два аспекта: духовный, как синоним устремленности, направленности личности на достижение личностно значимого идеала, и нравственный – систему гуманных отношений к окружающему миру.
Основная направленность процесса формирования духовной культуры личности обеспечивается возвышением потребностей (А.В.Кирьякова) в процессе личностного роста. Согласно теории самоактуализации А.Маслоу, для нормального личностного роста требуется сдвиг относительно значимости потребностей от наиболее примитивных к наиболее «человеческим». На основе изучения людей с реализованной потребностью в самоактуализации Маслоу сформулировал параметры личностного профиля, куда вошли такие качества, как: приятие себя, других и природы, независимость, способность к эстетическим переживаниям (всего 15).
Анализ теорий личности показывает, что процесс формирования духовной культуры личности в современном образовании тесно связан с процессом личностного становления, обусловленного поступательным (педагогическая аксиома) развитием ребенка.
В процессе создания единого воспитательного пространства создаются условия не только для процесса социализации личности, но и для формирования гражданской позиции на основе реализации духовного потенциала каждого ребенка.
В патриотическом воспитании педагогический коллектив имеет свои должностные обязанности согласно функционалу.
Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодежи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооруженных Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины.
Анализ передового распространенного регионального опыта по вопросу формирования личности гражданина-патриота.
В программе развития лицея №1 г. Оренбурга в подпрограмме «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся» выделены проектировочный, технологический и аналитико-коррекционный этапы реализации программы. Рассматривается детально каждый этап, а также совершенствование системы гражданского и патриотического воспитания, воспитание гордости за Российское государство и его свершения, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества, развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. Интересен в этом плане сайт Сорочинского отдела образования, в нем содержится должностная инструкция заместителя директора по ГПВ. Даны методические рекомендации по проведению «Урока мужества» доцента кафедры педагогики и психологии А.А Чиркова. В методических рекомендациях Н. Иванова, Э.Р. Амерхановой, Л.Б. Железновой «Ориентация школьников на ценности гражданина и патриота России» представлена концепция военно -патриотического воспитания молодежи в РФ. В ней отражены цели и задачи, содержание, система, основные направления и условия повышения эффективности военно-патриотического воспитания, определены критерии военно-патриотического воспитания. Интересна КТД - основа воспитания гражданина и патриота. Диссеминация педагогического опыта - это новая педагогическая стратегия Российского образования.
|