Скачать 0.85 Mb.
|
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР Утверждены на заседании экспертного совета ДДИ №1: протокол № 2 от 30.10.2012 Автор-составитель: Соловьева Л.М., педагог-психолог ДДИ № 1, учитель ГБОУ школа № 439 Петродворец 2013 Методические материалы Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:
Воспитание и образование детей и подростков с тяжeлыми множественными нарушениями психофизического развития в условиях стационарного учреждения определяется их особыми образовательными потребностями, осуществляется в адекватной здоровью среде и направлено на формирование доступной жизненной компетентности в целях социальной адаптации и интеграции. Целью этого процесса является максимальная самореализация каждого воспитанника в различных сферах жизнедеятельности с учетом его индивидуальных психических и физических особенностей. Коммуникативная компетентность и развитие способности к коммуникации это не просто одно из ведущих средств повышения активности, самостоятельности и социальной адаптации воспитанника, это сквозной процесс, наряду с вниманием и памятью, который требует создания в учреждении адекватной возможностям ребенка коммуникативной среды и естественного обучения путем использования коммуникативного потенциала ситуаций повседневной жизнедеятельности, социального поведения. С самого раннего возраста наши воспитанники оказываются под гиперопекой своего окружения, не только бытовой, социальной, а и коммуникативной. Это вызвано в значительной степени их нарушениями. Окружение имеет тенденцию «говорить за них», «решать за них», и иногда просто забывают к ним обращаться. Поэтому дети принимают пассивную роль в коммуникации и только отвечают на те вопросы, которые им задают. Более того, они часто не ходячие, и это состояние поневоле навязывает им отношение зависимости от среды. Таким образом, им трудно инициировать коммуникацию, выражать свои чувства и вести обычный социальный разговор. Коммуникативные возможности воспитанников развиты на уровне:
Коммуникация – это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Дополнительная коммуникация - это различные виды педагогической и терапевтической помощи, оказываемой людям, у которых в силу имеющихся врожденных или приобретенных расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь, с целью оптимизации их коммуникативных возможностей. В качестве общепринятого международного обозначения дополнительной коммуникации используется аббревиатура ААС (Augmentative and Alternative Communication)- альтернативная аугментативная (поддерживающая) коммуникация. Сегодня мы относимся к дополнительной коммуникации не только как к возможности удовлетворить потребность человека с особыми потребностями в общении, а и как к инструменту, запускающему и стимулирующему весь процесс его развития, его социализацию и интеграцию в общество, а также процессы его сопровождения, абилитации и реабилитации. Поддерживающая коммуникация востребована лицами с недостаточно сформированной устной речью, которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. Она представлена системой методов, с одной стороны, призванных помочь детям с временным запаздыванием речевого развития пережить долгий период отсутствия речи, способствуя овладению ею. Альтернативная коммуникация облегчает понимание вербальных сообщений лиц с тяжелыми речевыми нарушениями и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к их устной речи. Это коммуникация, которая помогает пониманию и помогает экспрессивному выражению, и, что особо важно, помогает повысить качество жизни. Она повышает возможности ребенка и взрослого в образовании, в социальной жизни, в том, чтобы быть независимым и находить себе друзей. |
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с овз Возрастные особенности психофизического развития детей с онр. Специфические особенности детей с овз в группах компенсирующей направленности... |
«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с... Мастер-класс на тему: «Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз» |
||
Программа «здоровье» Анализ коррекционно – развивающей работы с детьми в условиях логопедического пункта |
Образовательная программа занятий по коррекции смешанной дисграфии... Образовательная программа занятий по коррекции смешанной дисграфии – является дополнительной общеобразовательной программой дополнительного... |
||
Использование лего-технологий в коррекционно-развивающей работе с... Цель: Развитие и коррекция познавательных процессов у дошкольников с зпр при использовании лего технологий |
Пояснительная записка 1-2 Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности |
||
01. 09. 2017. Согласовано на педагогическом совете №1 Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
Пояснительная записка. 4 Структура программы и основные направления... Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с онр. Организация образовательной деятельности 11 |
||
Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной... Психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного образования дошкольников с овз |
Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией |
||
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты... Методические рекомендации предназначены специалистам служб психолого-педагогического сопровождения (педагогам-психологам, учителям-логопедам,... |
Содержание программы коррекционно-развивающей работы в логопедических... Цели и задачи реализации коррекционно-развивающей работы в логопедических группах дошкольного образования в соответствии с фгос дошкольного... |
||
Положение о переводческой практике дополнительной образовательной... Ее практика организуется и проводится в рамках обучения переводчиков в сфере профессиональной коммуникации в соответствии с требованиями... |
Методические рекомендации по организации развивающей деятельности... Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием |
||
Методические рекомендации по использованию региональных ресурсов... Овз на основе содержания портала дистанционного обучения спб рцоко и ит и анализа опыта использования портала в общеобразовательных... |
Пояснительная записка Цель и задачи реализации программы Принципы... Создание специальных образовательных условий, учитывающих специфику коммуникативной и когнитивной деятельности детей с овз |
Поиск |