Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр


Скачать 0.85 Mb.
Название Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр
страница 1/13
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»

Комитета по социальной политике
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга


Методические рекомендации
по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР

Утверждены на заседании

экспертного совета ДДИ №1:

протокол № 2 от 30.10.2012

Автор-составитель: Соловьева Л.М.,

педагог-психолог ДДИ № 1,

учитель ГБОУ школа № 439

Петродворец

2013

Методические материалы
Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:

  • описание общих целевых групп по потребности в коммуникации;

  • описание процедуры диагностика потребностей в поддерживающей и альтернативной коммуникации (задачи, содержание и методы диагностической процедуры);

  • описание методики выбора варианта обучения и примерное содержание обучения для каждого из этапов обучения;

  • подходы к диагностике потребностей в поддерживающей и альтернативной коммуникации и схему описания среды;

  • описание средств поддерживающей и альтернативной коммуникации;

  • описание основных этапов обучения поддерживающей и альтернативной коммуникации лиц с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития.


Воспитание и образование детей и подростков с тяжeлыми множественными нарушениями психофизического развития в условиях стационарного учреждения определяется их особыми образовательными потребностями, осуществляется в адекватной здоровью среде и направлено на формирование доступной жизненной компетентности в целях социальной адаптации и интеграции.

Целью этого процесса является максимальная самореализация каждого воспитанника в различных сферах жизнедеятельности с учетом его индивидуальных психических и физических особенностей. Коммуникативная компетентность и развитие способности к коммуникации это не просто одно из ведущих средств повышения активности, самостоятельности и социальной адаптации воспитанника, это сквозной процесс, наряду с вниманием и памятью, который требует создания в учреждении адекватной возможностям ребенка коммуникативной среды и естественного обучения путем использования коммуникативного потенциала ситуаций повседневной жизнедеятельности, социального поведения.

С самого раннего возраста наши воспитанники оказываются под гиперопекой своего окружения, не только бытовой, социальной, а и коммуникативной. Это вызвано в значительной степени их нарушениями. Окружение имеет тенденцию «говорить за них», «решать за них», и иногда просто забывают к ним обращаться. Поэтому дети принимают пассивную роль в коммуникации и только отвечают на те вопросы, которые им задают. Более того, они часто не ходячие, и это состояние поневоле навязывает им отношение зависимости от среды. Таким образом, им трудно инициировать коммуникацию, выражать свои чувства и вести обычный социальный разговор.

Коммуникативные возможности воспитанников развиты на уровне:

  • Элементарного владения речью на бытовом уровне – от 7 до 24%;

  • Выраженные нарушения речи, речь на уровне звукокомплексов, отдельных слогов, вокализаций – 52 до 71%;

  • Речь отсутствует – от 24 до 25 %.

Коммуникация – это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Дополнительная коммуникация - это различные виды педагогической и терапевтической помощи, оказываемой людям, у которых в силу имеющихся врожденных или приобретенных расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь, с целью оптимизации их коммуникативных возможностей. В качестве общепринятого международного обозначения дополнительной коммуникации используется аббревиатура ААС (Augmentative and Alternative Communication)- альтернативная аугментативная (поддерживающая) коммуникация.

Сегодня мы относимся к дополнительной коммуникации не только как к возможности удовлетворить потребность человека с особыми потребностями в общении, а и как к инструменту, запускающему и стимулирующему весь процесс его развития, его социализацию и интеграцию в общество, а также процессы его сопровождения, абилитации и реабилитации.

Поддерживающая коммуникация востребована лицами с недостаточно сформированной устной речью, которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. Она представлена системой методов, с одной стороны, призванных помочь детям с временным запаздыванием речевого развития пережить долгий период отсутствия речи, способствуя овладению ею.

Альтернативная коммуникация облегчает понимание вербальных сообщений лиц с тяжелыми речевыми нарушениями и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к их устной речи.

Это коммуникация, которая помогает пониманию и помогает экспрессивному выражению, и, что особо важно, помогает повысить качество жизни. Она повышает возможности ребенка и взрослого в образовании, в социальной жизни, в том, чтобы быть независимым и находить себе друзей.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с овз
Возрастные особенности психофизического развития детей с онр. Специфические особенности детей с овз в группах компенсирующей направленности...
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon «Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с...
Мастер-класс на тему: «Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз»
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon Программа «здоровье»
Анализ коррекционно – развивающей работы с детьми в условиях логопедического пункта
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon Образовательная программа занятий по коррекции смешанной дисграфии...
Образовательная программа занятий по коррекции смешанной дисграфии – является дополнительной общеобразовательной программой дополнительного...
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon Использование лего-технологий в коррекционно-развивающей работе с...
Цель: Развитие и коррекция познавательных процессов у дошкольников с зпр при использовании лего технологий
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon Пояснительная записка 1-2
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon 01. 09. 2017. Согласовано на педагогическом совете №1
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon Пояснительная записка. 4 Структура программы и основные направления...
Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с онр. Организация образовательной деятельности 11
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon Методические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной...
Психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного образования дошкольников с овз
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты...
Методические рекомендации предназначены специалистам служб психолого-педагогического сопровождения (педагогам-психологам, учителям-логопедам,...
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon Содержание программы коррекционно-развивающей работы в логопедических...
Цели и задачи реализации коррекционно-развивающей работы в логопедических группах дошкольного образования в соответствии с фгос дошкольного...
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon Положение о переводческой практике дополнительной образовательной...
Ее практика организуется и проводится в рамках обучения переводчиков в сфере профессиональной коммуникации в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon Методические рекомендации по организации развивающей деятельности...
Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon Методические рекомендации по использованию региональных ресурсов...
Овз на основе содержания портала дистанционного обучения спб рцоко и ит и анализа опыта использования портала в общеобразовательных...
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с овз и тмнр icon Пояснительная записка Цель и задачи реализации программы Принципы...
Создание специальных образовательных условий, учитывающих специфику коммуникативной и когнитивной деятельности детей с овз

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск