СПРАВОЧНАЯ ПО "ЗАПОРОЖЦУ"
Справочное издание
- УДК 656 ББК 39.335.52 С74
Серия выходит с 1991 года.
Справочная по "Запорожцу" Практ. пособ. — М.: Информ-С74 авто, 1994.—80с.,'ил.— (Сер. "Мастер")
ISBN 5-87756-017-4
Рассмотрены особенности эксплуатации и ремонта автомобилей "Запорожец", даны практические советы по улучшению конструкции узлов и агрегатов.
Для автомобилистов.
Редактор М. И. Бирюков
Художники О. А. Воеводов, К. Ю. Нехотин
Корректор Е. П. Томленова
Подписано в печать 07. 02. 94. Формат 60х90/16 Бумага газетная. Гарнитура гаймс. Печать офсетная Усл. печ. л. 5,0. Тираж 50000 экз. Заказ 2689/3
Издательство "Информавто", 103045, Москва, Селиверстов пер., 10 3-я типография УВИ
ISBN 5-87756-017-4 © Информавто при журнале "За рулем", 1994
Глава 1. ДВИГАТЕЛЬ
ПОЧЕМУ ДВИГАТЕЛЬ РАБОТАЕТ С ПЕРЕБОЯМИ?
Признаки неустойчивой работы. "Вздрагивание" прогретого двигателя, рывки автомобиля, неравномерность выпуска газов из глушителя, понижение мощности. Чаще всего перебои в работе двигателя вызваны неисправностями систем зажигания и питания, реже — попаданием воды в цилиндры (с бензином), неплотным прилеганием клапанов газораспределения к седлам. Возможные причины такой работы:
-
Замаслены контакты прерывателя или слишком мал зазор между ними.
Люфт валика распределителя.
Пробой конденсатора или ослабление его крепления.
-
Нагар на свечах, большой зазор между электродами.
Забрызгивание свечей маслом или топливом.
Повреждение высоковольтных проводов, окисление их наконечников.
Разрушение сопротивления наконечника свечи.
Разрушение уголька в крышке распределителя, трещины на крышке распределителя.
Неправильная установка момента зажигания.
Нарушение соединения "массы" двигателя с кузовом.
Засорение топливного жиклера карбюратора.
Мал уровень топлива в поплавковой камере карбюратора.
Неправильная регулировка или засорение каналов системы холостого хода в карбюраторе.
Засорение дренажного отверстия в пробке бензобака. — Бензин с водой.
Малый ход штока бензонасоса.
Проводок к подвижному контакту прерывателя периодически размыкается при движении тяги вакуумного регулятора.
Подсос воздуха между трубопроводом и карбюратором.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПЕРЕГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ?
Перегрев двигателя для "Запорожца' — самая большая неприятность. Двигатели с воздушным охлаждением МеМЗ отличаются простотой, технологичностью при изготовлении, но из-за конструктивных недостатков доставляют много хлопот в эксплуатации, особенно в регионах с жарким климатом.
Перегрев двигателя чаще всего вызывается одной из следующих причин:
Пробуксовка или обрыв ремня вентилятора.
Бензин с несоответствующим октановым числом.
Загрязнение охлаждающих поверхностей цилиндров, головок, поддона масляного картера и радиатора.
-
Плохая работа свечей зажигания (двигатель "троит").
Неправильная установка угла опережения зажигания.
Обеднение рабочей смеси из-за неправильной регулировки карбюратора или подсоса воздуха в местах соединения элементов системы питания.
Повреждение автоматического регулятора температуры.
Большое количество нагара в камерах сгорания.
Низкое давление масла в системе смазки.
Сами причины перегрева подсказывают пути их устранения. Но, все-таки, не всегда удается обеспечить нормальный тепловой режим двигателя и многие автолюбители применяют дополнительные устройства для предотвращения перегрева.
Вот наиболее эффективные из них:
Масляный радиатор увеличенного объема.
-
Установка второй крыльчатки вентилятора.
-
Дополнительный воздухозаборник на капоте.
Водяное охлаждение масла в поддоне.
Расширение щелей на боковинах кузова.
Водяное охлаждение двигателя.
Масляный радиатор увеличенного объема и площади обдува обычно размещается под передним бампером. Он подключается вместо штатного радиатора или параллельно ему. Чаще делается так. Вместо штатного радиатора устанавливается стальная пластина, толщиной 4—5 мм, имеющая форму и размеры нижней части радиатора, со штуцерами, на которые надеваются шланги (рис. 1), соединенные с трубками. Трубки, проложенные по полу салона и багажника, выводятся к радиатору.
Можно поступить иначе. Забирают масло с одной стороны масляного картера, автономным насосом прогоняют его через радиатор и сливают с другой стороны, где стоит маслоприемник. Можно использовать для забора и слива масла отверстие для щупа и заливную горловину.
Не забывайте, что при этих усовершенствованиях объем масла в системе смазки увеличивается.
рис. 1.
Неплохой эффект дает установка дополнительной крыльчатки на вал вентилятора, правда несколько увеличивается расход мощности на его привод.
a)
Рис. 2
Крыльчатку можно изготовить из листовой стали или дюралюминия толщиной 1 мм. Из листа вырезают круг диаметром 190 мм с отверстием диаметром 16 мм в центре. Разделив круг на 16 секторов, делают надрезы на глубину 50 мм (рис. 2, а). Получившиеся лопасти надо изогнуть в ту же сторону, что и на основном вентиляторе. Крыльчатку установить на вал генератора, закрепив гайкой шкива (рис. 2, б).
Возможно использование готовой крыльчатки от вентилятора двигателя "Жигулей". Для ее установки уменьшают высоту втулки между подшипником генератора и шкивом приводного ремня и снимают верхний кожух. Можно обрезать лопасти крыльчатки до диаметра 190 мм, тогда не потребуется удалять кожух (на ЗАЗ-968М).
Наверняка каждый видел дополнительный короб-воздухозаборник на капоте "Запорожца". Он сразу бросается в глаза. Это самый простой способ для интенсификации охлаждения. Его форму и размеры каждый делает на свой вкус. Недостатки такого способа — ухудшение обтекаемости автомобиля и его внешнего вида.
На ЗАЗ-968М помогает расширение щелей на боковинах кузова, особенно с правой стороны, где они направлены вперед.
Некоторые автолюбители устанавливают дефлектор на багажнике крыши (рис. 3). При движении дефлектор направляет встречный воздух к решетке капота, делая более интенсивным охлаждение двигателя.
Известен способ водяного охлаждения масла. В масляном поддоне двигателя помещается змеевик из трубки внутренним диаметром 6 мм (общая длина трубки около 3м) — это охладитель. К кронштейнам рычагов задней подвески (или в другом месте, например, под передним бампером) прикрепляется теплообменник — радиатор увеличенного объема. Между охладителем и теплообменником устанавливается насос с электроприводом для циркуляции охлаждающей жидкости. Система заполняется водой. Насос имеет двухскоростной двигатель и включается по мере повышения температуры на меньшую или большую скорость. В холодное время вода сливается или вместо нее заливается антифриз.
Есть возможность переделки двигатель "Запорожца" на водяное охлаждение. Следует заметить, что эта переделка довольно сложная и трудоемкая, но, как утверждают автомобилисты, нормальный температурный режим двигателя выдерживается всегда. Кроме того, что не менее важно, решена проблема отопления салона.
Рис. 3.
Один из владельцев "Запорожца" изготовил две рубашки охлаждения — по одной на каждую пару цилиндров. Головки цилиндров охлаждаются воздухом, как и прежде. Рубашки изготовлены из листовой латуни при помощи пайки. В рубашках имеются отверстия под цилиндры, шпильки и маслосливные трубки, и два патрубка — для подвода и отвода охлаждающей жидкости. В местах соединения резервуаров с цилиндрами установлены резиновые уплотнения. Для циркуляции охлаждающей жидкости в систему включен водяной насос. Корпус насоса — собственного изготовления, остальные детали — от водяного насоса "Жигулей". Радиатор также "жигулевский". Водяной насос крепится на шпильках направляющего аппарата вентилятора и маслозаливной горловины и приводится во вращение от шкива коленчатого вала. В приводе использован ремень длиной 1250 мм. Радиатор установлен в моторном отсеке на месте запасного колеса, вентилятор с электроприводом включается тумблером. Рубашки охлаждения с водяным насосом, и радиатором соединены резиновыми шлангами. В тройник, отводящий горячую 1рду к радиатору и отопителю салона, вмонтирован датчик температуры.
Есть конструкции, в которых на каждый цилиндр установлена отдельная рубашка охлаждения, представляющая собой "катушку" с приваренной обечайкой. Рубашки напрессованы на проточенные до внешнего диаметра 85 мм цилиндры. Внутри каждого такого резервуара установлены направляющие для циркуляции воды вокруг цилиндров. Каждый резервуар имеет подводящий и отводящий патрубки. Все отводящие патрубки при помощи резиновых шлангов соединены вместе в виде гребенки. Также объединены и подводящие патрубки. Для водяного насоса использованы детали от двигателя "Москвича", корпус насоса — самодельный, с приваренными фланцами. Радиатор также от "Москвича". Он установлен спереди — в багажнике. Вентилятор радиатора с электроприводом (электромотор двухскоростной — от стеклоочистителя). Для доступа воздуха к радиатору в нижней части передней панели вырезано окно, а для выхода теплого воздуха сделано окно в нижней части багажника, от которого радиатор отгорожен.
ДВИГАТЕЛЬ НЕ ПЕРЕГРЕВАЕТСЯ
Если термостаты на двигателе МеМЗ-968 исправны, но имеют большой люфт в посадочных местах, они не будут полностью открывать заслонки и двигатель перегреется. Чтобы этого не случилось, нужно выточить из латуни две шайбы толщиной 1,8 мм (если люфт составляет 2 мм) и установить их под нижние стопорные кольца термостатов так, что, бы они плотно и без перекосов встали на места. Термостаты будут работать "от упора до упора" (рис. 4).
Рис. 4. 1 — скоба; 2 — стопорные кольца; 3 — термостат; 4 — латунная шайба
КАК ОБЛЕГЧИТЬ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ ЗИМОЙ?
Технически исправный двигатель должен легко запускаться при температуре до минус 1,5°С. Для этого должны быть выполнены следующие условия.
Должны быть исправны и правильно отрегулированы системы питания, зажигания и зазоры в клапанном механизме.
-
Аккумуляторная батарея должна быть исправна и полностью заряжена — это непременное условие. В сильный мороз лучше снимать ее с автомобиля и держать в тепле и устанавливать непосредственно перед запуском двигателя.
Свечи должны быть чистыми и сухими.
Применять только бензин, соответствующий двигателю вашего автомобиля.
Применять моторные масла, не теряющие вязкости при низкой температуре, например М5з/10Г1
-
В коробку передач должно быть залито масло ТАД-17И. — Перед пуском провернуть коленчатый вал рукояткой, подкачать бензин в карбюратор.
-
Нужно знать особенности своего двигателя, умело пользоваться воздушной и дроссельной заслонками.
Желательно установить электронное зажигание с многоискровым режимом при запуске.
Если все-таки двигатель зимой запускается с трудом, автомобилисты применяют различные способы облегчения пуска. Например, подогрев впускного коллектора, подогрев масла в картере, разжижение масла бензином.
Подогрев впускного коллектора применяется для облегчения испарения бензина и улучшения смесеобразования. Самый простой способ подогрева — горячей водой. Воду нужно лить небольшой струей на нижнюю часть карбюратора и коллектор до тех пор, пока он не станет теплым.
Можно подогревать коллектор, используя энергию аккумулятора. Для этого нагревательный элемент походного 12-вольтового вулканизатора подогнать и закрепить снизу коллектора, провода вывести так, чтобы можно было подключить к сети автомобиля.
Для разогрева масла чаще всего используют паяльную лампу или походный примус "Шмель", устанавливая их под двигателем. Необходимо отметить, что такой метод пожароопасен и требует соблюдения осторожности. Не должно быть подтекания масла и бензина.
Если есть гараж, а в гараже электроэнергия, то лучше всего в масляный поддон установить электронагреватель, например, от электрического чайника. ТЭН уложить на дне, концы вывести наружу, просверлив отверстия в задней стенке поддона. Естественно, что выводы нужно сделать из изоляционного материала и хорошо уплотнить. Проделав это, перед запуском двигателя нужно включить нагреватель в сеть и подогреть масло, чтобы коленчатый вал легко вращался.
В крайнем случае, можно слить масло из поддона в какую-нибудь емкость, отнести его в теплое помещение и подогреть. После этого залить масло через заливную горловину, не забыв завинтить пробку для слива масла из поддона.
ПОЧЕМУ ПРОГРЕТЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПЛОХО ЗАПУСКАЕТСЯ?
Если двигатель в прогретом состоянии плохо запускается, необходимо проверить исправность систем питания и зажигания, обратив внимание на следующее:
-
полностью ли открыта воздушная заслонка карбюратора; — достаточна ли компрессия в цилиндрах (компрессия должна быть не ниже 7 кгс/см2);
-
свечи должны быть сухими и чистыми (без нагара);
-
нет ли подсоса воздуха через неплотности под фланцами впускного коллектора;
загрязнение воздушного фильтра;
регулировку системы холостого хода.
Часто горячий двигатель плохо запускается из-за переобогащения смеси ("пересоса"). В таких случаях требуется продувка цилиндров. Нужно медленно до конца нажать педаль газа и включить стартер секунд на 10...15 — произойдет продувка. После этого двигатель должен запуститься.
|