Принято на педагогическом совете
Протокол №1 от 30.08 2012 года
УТверждаю
Директор школы: _____________Е,Б,Железова
Приказ №112 от 30 .08.2012 года
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования муниципального ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНия Медягинская основная общеобразовательная школа
ЯРОСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел 2
1.1 Пояснительная записка 2
1.3. система оценки достижения планируемых результатов 42
освоения основной образовательной программы начального общего образования 42
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Медягинская основная общеобразовательная школа Ярославского муниципального района разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373), на основе анализа деятельности образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей, а также с учетом возможностей учебно-методического комплекта «Школа России», используемого в МОУ Медягинской основной общеобразовательной школе.
Нормативно-правовой основой разработки и существования основной образовательной программы в образовательном учреждении являются:
ст.12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014г. №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МОУ Медягинской основной общеобразовательной школы.
Основная образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МОУ Медягинской основной общеобразовательной школы в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:
-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
-воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
-обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
-формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
-формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество
и нацеленного на совершенствование этого общества;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Целями реализации образовательной программы МОУ Медягинской основной общеобразовательной школы.
являются:
-создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
- достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа России».
Задачи реализации основной образовательной программы МОУ Медягинской основной общеобразовательной школы
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-сформированность мотивации к обучению и познанию;
-осмысление и принятие основных базовых ценностей.
-достижение метапредметных результатов обучающихся:
-освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
-достижение предметных результатов (освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира).
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Медягинская основная общеобразовательная школа Ярославского муниципального района раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в образовательном учреждении в соответствии со стандартом второго поколения. Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.
Образовательное учреждение берёт на себя следующие обязательства по выполнению задач, поставленных в стандарте нового поколения:
« Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».
С учётом условий работы образовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы.
Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования.
Цели образования, поставленные образовательным учреждением, отвечают на вопрос: « Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от самого себя, начавшего обучение в школе?»
Основная образовательная программа содержит следующие разделы:
I Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
II Содержательный раздел
2.1.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
образования
2.2.Нрограмма отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
2.3.Программа духовно – нравственного развития , воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
2.4.Программа формирования экологической культуры,здорового и безопасногообраза жизни
2.5.Программа коррекционной работы
III Организационный раздел
3.1. Учебный план начального общего образования
3.2. План внеурочной деятельности
3. 3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта
МОУ Медягинская основная общеобразовательная введена в эксплуатацию в 1977 году.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия А Регистрационный №76242508/0139 от29 мая 2008 года).
Свидетельство о государственной аккредитации (регистрационный номер 02-2583 от 05 апреля 2010 года).
МОУ Медягинская основная общеобразовательная школа – образовательное учреждение, основой деятельности которого является положительная динамика развития, стабильность инновационных процессов, творческая активность педагогов.
Содержание образования в школе ориентировано на обучение, воспитание и развитие обучающихся с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей; образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей и интересов путем создания адаптивной педагогической системы.
Образовательная деятельность школы направлена на формирование общей культуры личности обучающихся на основе образовательных стандартов, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного жизненного выбора, воспитание гражданственности, трудолюбия, патриотизма, уважения к правам и свободам человека.
В соответствии с этим образовательная программа школы – это система мер, направленных на
приоритет личностного развития, когда обучение выступает как средство развития личности;
субъективность УВП, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения.
Перечисленные принципы ориентированы на создание в школе условий:
• для формирования у обучающихся современного уровня знаний, гарантирующих охрану и укрепление их здоровья;
• для воспитания гражданственности, трудолюбия, патриотизма;
• для осознанного выбора профессии.
Коллектив обучающихся смешанный, состоящий из детей разного уровня развития: обычных, одарённых, а также детей с ОВЗ. В соответствии с этим школа предлагает следующую систему организации учебного процесса, а также его содержания:
обучение по УМК «Школа России»;
обучение детей по специальным (коррекционным) программам VII и VIII вида;;
Занятия проходят в первую смену. В 2012-2013 учебном году по программам начального общего образовании обучается 10 обучающихся в двух классах ,из них -4 первоклассника.
Обучающиеся 1 класса занимаются в режиме пятидневной недели. Обучающиеся 2 – 4 классов занимаются в режиме шестидневной недели, нагрузка на школьников не превышает установленных санитарных норм.
Продолжительность уроков во 2- 4 классах 45 минут, в 1 классе – 35 минут (I полугодие) 45 минут ( II полугодие). Перемена для приема пищи-25 минут, остальные- по 10 минут. В 1 классе ежедневно проводится динамическая пауза после второго урока в течение 40 минут.
В школе применяются современные образовательные технологии, в том числе:
1) исследовательские методы обучения;
2) проектные методы обучения;
3) здоровьесберегающие технологии;
4) ИКТ технологии
5)Портфолио
Педагоги начальной школы имеет первую квалификационную категории, работают над повышением педагогического мастерства, участвуют в обучающих семинарах, конференциях, сами проводят различные семинары, открытые уроки. Все педагоги владеют современными образовательными технологиями, применяются информационно-коммуникационные технологии. 100 % преподавателей владеют методом проектов и применяют его в учебной и внеклассной работе. Информационно – коммуникационные технологии используются на уроках, окружающего мира, математики, литературного чтения, технологии, английского языка. Кабинет информатики стал центром развития творческой мысли.
Школа имеет доступ в сеть Интернет, что даёт возможность использовать телекоммуникации в учебном процессе. В 2010 году был создан сайт школы, который в настоящее время обновляется и совершенствуется.
Обществу нужна умная, творческая, целеустремленная молодежь, обладающая высокой духовно-нравственной позицией. И никакие знания не нужны, если ребенок физически, психически или нравственно болен.
Школа ведет работу по здоровьесбережению обучающихся. Цель данной методики - активизировать функциональное состояние организма детей, вернуть детям биологические предпосылки нормального развития.
В последние годы большим успехом среди обучающихся и родителей пользуется успехом школьный оздоровительный лагерь для обучающихся начальной школы.
С 2007 года в школе разработана программа «Здоровье», которая ежегодно корректируется и дополняется. В рамках этой программы врачами ЦРБ, Кузнечихинской амбулаторией, Медягинским ФАПом совместно ведется санитарно - просветительская работа для обучающихся и родителей. Тематика бесед, лекций, круглых столов постоянно варьируется с учетом возрастных особенностей обучающихся, ежегодно проводится диспансеризация школьников, позволяющая выявлять на ранних стадиях отклонения состояния здоровья, хронические заболевания и различные аномалии развития. На основании этих обследований формируются группы здоровья, физкультурные группы.
Педагоги стараются привить детям интерес к ценностям истории и культуры родного края. Невозможно воспитать детей без духовного начала. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» - новый предмет, включенный в ФГОС второго поколения.. В школе проводится модуль «Основы светской этики». Родители (законные представители) определяют выбор модуля.
Предмет знакомит обучающихся с историей страны, края, родного города. Воспитывает терпимость, порядочность, честность, уважение к взглядам и убеждениям своих граждан. Этот курс гармонично вписался в воспитательную систему школы.
Развитие творческих и познавательных способностей осуществляется через работу с «одаренными детьми», проведение школьных праздников, научно-практических конференций, предметных мероприятий, что позволяет выявить талантливых обучающихся.
Приобщить школьников к милосердию, к чувству долга и ответственности за других позволяет педагогам организация шефской работы обучающимися начальной школы над воспитанниками дошкольных групп, ветеранами труда.
Гражданско-патриотическое воспитание строится на основе программы «Я-гражданин России» и плана работы школьного краеведческого музея ,которому в 2006 году Федеральным центром туризма и краеведения г.Москвы присвоен статус школьного краеведческого музея. Воспитательная работа ведется по 5 направлениям я и Отечество, я и школа, я и семья, я и спорт, я и я. С 2012 года школа работает над проектом «Использование ресурсов школьного краеведческого музея в образовательном процессе». Гражданско – патриотическое направление формирует гражданское сознание, моральные качества, навыки поведения в гражданском обществе, социальную ответственность. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из самых главных задач нашей школы.
Духовно – нравственное воспитание приобщает к духовным ценностям своего народа, формирует нравственные качества, культуру отношений к природе, культуру общения.
Спортивно-оздоровительное направление развивает у обучающихся потребность заниматься физкультурой и спортом, воспитывает гигиеническую культуру.
Трудовое профориентационное направление воспитывает сознательное отношение к труду и выбору профессии. Для этого проводятся экскурсии на предприятия, в учебные заведения, дежурство по школе, субботники ..
Работа по эстетическому направлению развивает способность к художественному мышлению, индивидуальные задатки и способности, потребность в прекрасном. Этому способствовали концерты художественной самодеятельности, творческие конкурсы, выставки, фестивали, праздники.
Педагоги работают с семьями обучающихся по трем направлениям:
1) психолого-педагогическая поддержка.
Для этого классными руководителями проводятся консультации по потребностям и родительские собрания по плану.
2) вовлечение в учебно-воспитательный процесс.
Силами родителей организуются поездки и экскурсии, походы, классные часы. Во всех классах создан родительский комитет, который является главным помощником классного руководителя.
3) вовлечение родителей в управление школой.
Родители принимают участие в решении вопросов организации питания, культурного отдыха детей, проведения внеурочных мероприятий.
Школа является демократичной и открытой для местного сообщества. Благодаря этому мы нашли помощников и единомышленников : представители социума, социальные партнеры,
Правильно организованная система учебно-воспитательной работы позволяет максимально развить и сформировать способности каждого обучающегося. Внеурочная деятельность расширяет пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную активность, реализуют свои лучшие личностные качества.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
-осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
-готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
-развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
-заботу о благосостоянии многонационального народа РФ, поддержание межэтнического мира и согласия;
-осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу РФ, Отечеству;
-понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
-бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
-законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
-духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
\
|