Скачать 79.37 Kb.
|
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории: Вилинская Татьяна Стефановна Консультация для педагогов " Искусство оригами". «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать. В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня, как педагога заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, развития произвольности всех психических процессов повышения эффективности обучаемости на основе яркого эмоционального самовыражения. С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги… Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений». Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время. Меня сначала как маму, а позднее как педагога заинтересовал вопрос, почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? Тем более что бумага - материал малозатратный и доступный. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: «Рука - это своего рода внешний мозг». Эти наблюдения обязывают педагогов обратить самое серьёзное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук. Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие. Первый опыт по конструированию из бумаги – складывание прямоугольного листа пополам, для ребёнка, у которого не было (или был недостаточный опыт работы с бумагой) чаще бывает неудачным, чем успешным. Это происходит потому, что ребёнку приходится оперировать сразу с двумя уголками листа. Если учесть, что мелкая моторика рук ещё развита слабо, процесс складывания даётся ребёнку достаточно сложно. Я решила использовать при первоначальном складывании бумаги другой приём, где ребёнок овладевает первоначальным навыком, складывая пополам не прямоугольник, а квадрат по диагонали. Эта операция получается у детей более успешно, что позволяет обучать оригами детей младшего возраста и детей, имеющих проблемы в развитии. Обучение детей оригами изготовление поделок развивает мелкую моторику пальцев рук, а значит, влияет на развитие речи. В.М. Бехтерев писал, что движение руки тесно связаны с речью и её развитием. В.А.Гиляровский отмечал, что» запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики». Не только теоретические предположения, но и практические исследования подтверждают важность работы по развитию мелкой моторики. По мнению М.М. Кольцовой уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Мне, как педагогу хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. развитию ребёнка. Значение оригами для развития ребёнка:
Цель обучения детей оригами:
Задачи:
Технология обучения детей дошкольного возраста оригами с опорой на символы-ориентиры Детям младшего дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами мной разработаны следующие приёмы: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуются бабочка и цветок (жук и листок). Ребёнку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и « посадить» её на цветок. Когда бабочка «сядет» на цветок, для того, чтобы она « не улетела» нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку. Таким образом, ребёнок осваивает первый важнейший приём складывания квадрата по диагонали. Как правило, даже дети, имеющие недостаточно развитую мелкую моторику пальцев, успешно справляются с поставленной задачей. Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, я демонстрирую возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность. Во время обучения детей оригами я использую следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки. Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей младшего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В младшем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности. Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово. Использование оригами в театрализованной деятельности Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие художественные произведения: «Федорино горе», «Крокодил» К.Чуковского, сказок «Колобок», «Репка», «Заячья избушка», «Теремок» и другие. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Персонажи, выполненные в технике оригами, мы используем в разных видах театра: театр на палочках, с использованием коврографа, театр на магнитах. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя. Оригами в обучении пространственным отношениям Основная форма, используемая в оригами- это квадрат. Квадрат не только геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время изготовления поделки из бумаги я даю детям чёткие конкретные указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний… приложите нижнюю сторону к верхней и т.д. Понимание и владение подобными инструкциями развивают умение ребёнка ориентироваться на плоскости, в окружающем. Умение детей ориентироваться на плоскости посредством овладения оригами увеличивает эффективность обучения детей письму в клетке. Ведь клетка-это тот же квадрат. Для знакомства ребят с характеристиками квадрата я использую художественное слово: стихотворение Ф.Сирени Много-много лет назад был известен всем квадрат. Сколько в нём углов? – Четыре! Это знает каждый в мире. И четыре стороны у квадрата быть должны. Быть углы, должны какими? Обязательно прямыми. А все стороны должны, Быть, конечно же, равны. Меня спросил мой младший брат: - Скажи, на что похож квадрат? - На кубик в детском уголке, - На плот, плывущий по реке; - На старый дом без крыши - Где поселились мыши. - Ещё похож он на экран - И телевизора экран, - Пуховый бабушкин платок - И гардеробный номерок, - На синий знак дорожный - И белый торт творожный! - Квадрат приземистый собой, -Но каждый угол в нём прямой. - И у него мы знать должны - Всегда все стороны равны. Оригами в экспериментальной деятельности дошкольников Как известно, изделия в технике оригами выполняются из бумаги. Бумага привлекает детей с раннего возраста. Перед обучением детей складыванию я знакомлю их со свойствами бумаги. Экспериментальным путём дети познают, что бумага рвётся, мнётся, мокнет и меняет структуру при взаимодействии с водой. Не всегда для изготовления поделки я использую цветную бумагу. Часто создаю проблемную ситуацию «ребята, нам нужно сделать ёлочку (мишку, волка…) а у нас бумага только белого цвета. Что же делать?» Созданная ситуация подводит детей к решению - нужно бумагу покрасить. Наиболее яркие впечатления производят опыты по знакомству со свойствами бумаги в игровой деятельности. В опытно-экспериментальном центре собрана целая флотилия из бумажных лодочек и корабликов. Дети с удовольствием проводят соревнования: чья лодка быстрее доплывёт от одного берега тазика с водой до другого. Дети дуют на свои корабли, стараются дуть равномерно; т.к. если перестараться, корабль зачерпнёт воды и потонет. Бумагу для корабликов дети используют разную: старые газеты и журналы, салфетки. Так в игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры. Нравятся детям и игры с самолетиками. Для того чтобы игра носила познавательный, исследовательский характер я предлагаю им использовать для складывания самолётиков бумагу, различную по фактуре, утяжелять самолётики дополнительным грузом. Дети с увлечением вовлекаются в подобные эксперименты, придумывают многие игры сами, активно делают предположения и выводы. Участие родителей в обучении детей оригами Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получился ожидаемый результат. Оригами стимулирует развитие памяти, ведь ребёнок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. |
Что значит «оригами»? В переводе с японского "ори" сложенный, "ками" бумага. Искусство складывания из бумаги |
Консультация для родителей Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Мир оригами необычайно широк... |
||
План работы проектной деятельности Искусство оригами манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного листа бумаги. Оно доступно для всех. Потому что... |
Оригами для детей Оригами – искусство воспроизведения целого мира из нескольких листов бумаги. В руках человека простая бумага оживает, превращаясь... |
||
Пояснительная записка. Оригами это сложение различных фигур из разноцветных... Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски Оригами. Конечно, я понимаю, что у детей сразу не получиться большая, сложная... |
Исследовательская работа на тему: «Зависимость дальности полета бумажного... Бумажные самолетики получают популярность во всем мире. Это привело к введению нового термина аэрогами. Аэрогами – современное название... |
||
Исследовательская работа «Модульное оригами» Предмет: Технология... А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты.... |
«Центр развития ребенка детский сад №151» города Магнитогорска Когда мы стали работать с детьми, мы узнали исторические и философские корни оригами. Детский интерес к выполнению поделок из бумаги... |
||
Гбоу начальная школа-д/с №1853 конспект непосредственно-образовательной... Задачи: учить делать из бумаги самолёт; закреплять умение складывать лист бумаги пополам, по диагонали |
Перспективное планирование занятий с детьми старшей группы по ознакомлению... Перспективное планирование занятий с детьми старшей группы по ознакомлению с искусством «оригами» и моделированию из бумаги |
||
Педагог Пристапчук Елена Владимировна, физинструктор мбдоу №14, 1 квалификационная категория Целью кружка «Оригами» является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству... |
Дистанционная обучающая олимпиада по математике "Оригами и геометрия" 2016 К участию в олимпиаде мы приглашаем обучающихся 4, 5 и 6 классов. Олимпиада предназначена для ребят, увлечённых математикой и интересующихся... |
||
Программа кружковой работы в технике оригами «Волшебная бумага» Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто... |
Проект Изделие сделанные своими руками приобрели в последнее время большую популярность, а особенно модульное оригами, так как это красивые... |
||
Конструирование из бумаги по типу «оригами» как средство формирования... Незаметно вырастают наши дети. Развитие ребенка вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, сказал... |
Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся... Целью данного конкурса является развитие творческих способностей, образно-пространственного мышления; привлечение учащихся младшей... |
Поиск |