Скачать 133.22 Kb.
|
Конструирование из бумаги по типу «оригами» как средство формирования мыслительной деятельности и развития мелкой моторики. Незаметно вырастают наши дети. Развитие ребенка вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, сказал первое слово, удивил своим «я сам», задал свой первый вопрос. А вот он уже весело скачет по дорожке, делится впечатлениями, с удовольствием выполняет поручения. Нас поражает быстрота его успехов: вчера он еще ничего не умел, а сегодня уже со всем справляется. Постепенное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, первые проявления самостоятельности – это то, что характеризует развитие ребенка. Много должен знать и уметь малыш, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту поможет оригами – искусство, близкое ему и доступное. Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими, как: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание . Место оригами в воспитательно-образовательном процессе Прежде всего, ребенок учится «общаться» с бумагой, угадывать ее качества; развивается мелкая моторика пальцев. Это очень важно для нормального формирования речи. Дошкольникам нужно как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами, и оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много – они еще и разнообразны. Очень важно, что при складывании фигурок работают обе руки, а значит, успешно развиваются оба полушария. Оригами развивает физиологические (анатомические) и психические (интеллектуальные) способности ребенка, активизирует взаимодействие полушарий и полнее раскрывает ресурсы организма. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами . Роль оригами в коррекционной работе. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. Оригами способствует концентрации внимания, т. к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Необходимо активнее включать оригами в воспитательно-образовательный процесс, так как занятия оригами обладают универсальной коррекционной психолого-педагогической особенностью. Оригами – отличное средство, которое помогает корректировать различные поведенческие типы дошкольников (от агрессивных до застенчивых), стабилизирует психоэмоциональное состояние, снимает тревожность, помогает в работе с гиперактивными детьми. В процессе работы, чтобы заинтересовать ребенка, снять напряжение, помочь преодолеть страх, можно соединить оригами со сказкой. Сложив из бумаги поделки, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествие. Сказку можно рассказывать в процессе складывания или прочитать до занятия и предложить детям создать из бумаги ее героев. Таким образом, фигурки из бумаги становятся иллюстрациями к разным сказкам. Ребенок, видя сказку, созданную своими руками, чувствует себя настоящим художником, творцом. Нетрудно представить, как это развивает воображение, фантазию, сколько положительных эмоций получает ребенок. Значение оригами
Задачи:
В средней группе можно проводить подготовительную работу, которая заключается в следующем:
Также можно предложить детям поиграть в такую игру: берете листок голубой бумаги и загибаете уголки разной величины так, что получается неровный овал – лужа. По такому же принципу можно делать облака, ягоды, листочки и многое другое. Малышам очень нравится заниматься оригами, потому что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка. Приложил усилие – и бумажный листочек превратился во что-нибудь необычное.. Сначала можно делать очень простые композиции: загнуть уголки, чтобы получились огурцы и помидоры, наклеить их на лист бумаги, чтобы получился огород, или «законсервировать» в банке, сделанной из большого листа бумаги. Какие великолепные подарки к праздникам для своих близких можно сделать в технике оригами. Мамы хранят эти подарки. Т.е. оригами еще и воспитывает малышей, учит их быть внимательными к своим близким, уметь делать подарки. Диагностика детей 5-ти лет 1-е задание (1) – оценка тонкой моторики пальцев. Ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги, размером 5*5 см. Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутствует. Для ведущей руки норма 15 сек., для второй – 20 сек. 2-е задание (2) – оценка моторики рук Ребенку предлагается намотать нитку (2 м.) на катушку. Норма для ведущей руки – 15 сек., для второй – 26 сек. 3-е задание (3) – оценка тонкой моторики пальцев рук. На столе 2 спичечные коробки и по 10 спичек около них. По сигналу воспитателя ребенок укладывает одновременно двумя руками спички в две коробки. Время выполнения – 20.сек. Диагностика для детей 6-ти лет 1-е задание – оценка точности и координации движения. Ребенок должен поразить мячом цель размером 25*25 см. с расстояния 1,5 м. (диаметр мяча – 8 см.) 2-е задание – оценка тонкой моторики рук Ребенку предлагается разложить 36 игральных карт одной рукой на 4 кучки. Норма для ведущей руки 35 сек., для второй – 45 сек 3-е задание – оценка общего уровня психомоторного развития. Ребенку предлагается пробежать 5 м. до стола, взять из спичечной коробки 4 спички, выложить на столе из них квадрат, взять со стола лист бумаги и сложить пополам, затем вернуться назад. Время выполнения – 20 сек Перспективный план (старшая группа).
Перспективный план (подготовительная группа).
Выводы: Конструирование из бумаги по типу оригами необходимо все активнее вводить в воспитательно-образовательный процесс, так как мои наблюдения показали безусловную пользу этих занятий. Использование, заложенных в оригами, педагогических и психотерапевтических возможностей помогает усовершенствовать и обогатить процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Оригами как метод – это целый комплекс качеств, необходимых в работе с детьми:
Включая оригами в совместную или самостоятельную деятельность дошкольников регулярно и планомерно, можно быть уверенным в том, что: ребенок попадает в конструктивную среду, в которой он решает определенные задачи при помощи взрослого или во взаимодействии со сверстниками («зона ближайшего развития»); ребенку предоставляется такая конструктивная среда, в которой он решает задачи самостоятельно («зона активного развития»). В оригами всегда можно найти материал как для детей с высокой начальной степенью интеллектуальных и конструктивных умений, так и для детей, у которых эти умения формируются с нуля, от простого к сложному. Мир детской игрушки с каждым днем становится все богаче и сложнее. Тем не иене дети с удовольствием конструируют поделки из бумаги. Ведь для этого надо совсем немного: бумага, а также создание и поддержание у детей интереса к оригами. Нет ребенка, который не смог или не захотел сложить фигурку из бумаги. Потому что в оригами у детей все удается и все получается, для них это – ситуация успеха. |
Глава 1 Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями... Средства развития мелкой моторики Упражнения с пластилином Упражнения с бумагой упражнения с карандашом, крупой, бусами, орехами |
Развитие мелкой моторики и координации движений руки важный момент... Развитие мелкой моторики и координации движений руки важный момент подготовки детей. Дети, имеющие высокий уровень развития мелкой... |
||
Гбоу начальная школа-д/с №1853 конспект непосредственно-образовательной... Задачи: учить делать из бумаги самолёт; закреплять умение складывать лист бумаги пополам, по диагонали |
Развитие мелкой моторики у младших школьников с ограниченными возможностями... Развитие мелкой моторики у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья как условие развития речи. Магнитогорск: моу... |
||
Название образовательного учреждения Аннотация: Данная разработка представляет собой опыт занятия внеурочной деятельности в условиях реализации фгос «Чудеса из бумаги».... |
Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся... Целью данного конкурса является развитие творческих способностей, образно-пространственного мышления; привлечение учащихся младшей... |
||
План работы проектной деятельности Искусство оригами манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного листа бумаги. Оно доступно для всех. Потому что... |
Пояснительная записка. Оригами это сложение различных фигур из разноцветных... Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски Оригами. Конечно, я понимаю, что у детей сразу не получиться большая, сложная... |
||
Мдоу «Д/С №41р п. Петровское» Создать условия для развития у детей логического мышления, мелкой моторики рук, внимания и воображения, через использование математического... |
«Центр развития ребенка детский сад №151» города Магнитогорска Когда мы стали работать с детьми, мы узнали исторические и философские корни оригами. Детский интерес к выполнению поделок из бумаги... |
||
Пояснительная записка 3-10 Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... |
Урок 1 24 Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых навыков и умений. 2 |
||
Консультация для родителей Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Мир оригами необычайно широк... |
Решением педагогического совета №1 от 28 Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность... |
||
Конспект консультации для родителей Уважаемые родители, для нас с вами не секрет, что от развития мелкой моторики зависит и развитие речи ребенка. Тем не менее немного... |
Рабочая программа по предмету «Английский язык» Иностранный язык стал в полной мере знаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения... |
Поиск |