|
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с № 27
«Алёнушка» общеразвивающего вида
_____________ Нестерова С. А.
Приказ № ______ от ________
|
План работы проектной деятельности
художественно-эстетического развития детей
« Гармония »
в подготовительной группе
«Цыплята»
на 2015-2016 уч. год
руководитель
Дутова Татьяна Васильевна
Каргасок, 2015 год
Введение
Одной из важных задач обучения и воспитания в подготовительной группе является – подготовка ребёнка к школьному обучению. Это сложный и длительный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольника. Чтобы достичь определённого уровня подготовки ребёнка к школьному обучению надо развить речь, память, внимание, а особенно мелкую моторику руки. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Огромным значением для развития ребёнка является мир оригами. Японцы ставят оригами на первое место по значимости для развития детей. Искусство оригами манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного листа бумаги. Оно доступно для всех. Потому что всё, что нужно иметь – это бумага и желание. Как безгранична фантазия человека, так и разнообразен мир оригами.
«Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот волшебный зовут оригами»
При складывании фигурок «голова работает руками». К такому выводу пришли мастера этого увлекательного занятия, на котором решаются многие педагогические задачи. Оригами способно одновременно поднять настроение и гармонировать работу полушарий головного мозга, потому что всё делается двумя руками. Эта деятельность воспитывает у детей аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, зрительную и слуховую память, уверенность в своих силах, терпение, организованность, фантазию, творческие способности, интуитивное мышление, способность к озарению, вырабатывает сложную координацию движений кисти. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Они тесно взаимосвязаны. После каждого занятия дети могут поиграть с игрушками, придумать небольшую сказку. Так будет развиваться не только речь, но и артистические способности, умение выражать свои мысли в свободной форме.
Таким образом, оригами может существенно помочь в подготовке ребёнка к школьному обучению.
Организация работы проектной деятельности является дополнительной бесплатной образовательной услугой (за рамками основной образовательной деятельности) в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Проектная деятельность в подготовительной группе «Цыплята» осуществляется по художественно – эстетическому направлению - «оригами», с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Паспорт проекта.
Вид проекта:
По виду деятельности: художественно - творческий;
По срокам реализации: долгосрочный (с октября 2015г. по май2016г.);
По составу участников: подгрупповой.
Участники проекта: педагоги, дети подготовительной к школе группы, родители.
Актуальность темы: готовность ребёнка к обучению в школе. Цель: обеспечить возможность управления познавательной и конструктивной деятельностью посредством постановки цели, умения работать по алгоритму, контролируя и оценивая свои действия.
Задачи:
развивать уверенность в своих силах;
формировать умение следовать устным инструкциям;
обогащать словарь ребенка специальными терминами;
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
развивать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, глазомер;
развивать художественно – эстетический вкус, творческие способности;
воспитывать интерес к искусству оригами;
расширять коммуникативные способностей детей;
способствовать созданию игровых ситуаций.
Организация работы проектной деятельности:
проект рассчитан на 2015 – 2016 учебный год с продолжительностью деятельности – 30 мин;
общее количество занятий – 27;
с подгруппой детей не более 15 человек;
3 раза в месяц.
Методы обеспечения.
Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, инструкция, художественное слово.
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций и готовых поделок, показ с проговариванием действий.
Практический метод.
Игровой.
3. Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы:
контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности;
выставки детских работ для родителей, детей ДОУ;
составление альбома лучших работ;
анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений, пожеланий о дополнительной работе с детьми.
4. Состав творческой группы:
1.4.Состав группы «Гармония» формируется на основе согласия родителей воспитанников (законных представителей);
2.4.Руководителем и ответственным за комплектование состава «Гармония» является воспитатель МБДОУ Дутова Татьяна Васильевна;
3.4.Количественный состав группы 12- 15 человек (рекомендуемая наполняемость групп согласно приложению 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03).
5. Работа «Гармонии»
Для функционирования проектной деятельности ведётся следующая документация:
перспективное планирование;
список участников творческой группы;
журнал учёта посещаемости;
методический материал (консультации для педагогов и родителей, анкеты, конспекты мероприятий, и т.д.).
Структура занятия
Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Пальчиковая гимнастика.
Выбрать объект для поделки, обсуждение, оговорить план действий.
Выбор бумаги и предметов для оформления.
Самостоятельная работа детей.
Анализ готовой работы.
Физкультурная минутка или игра с поделкой.
-
Год
обучения
|
Количество занятий
|
Кол-во
детей
в группе
|
В месяц
|
в год
|
1
|
3
|
27
|
14
|
6. Права и обязанности:
1.6. Дошкольное учреждение имеет право:
изучать и распространять положительный опыт по работе с бумагой в стиле «оригами»;
вносить корректировки в план работы (по необходимости).
2.6. Руководитель группы «Гармония» имеет право:
получать практическую помощь в организации работы по художественно -эстетическому развитию - «оригами»;
выбирать формы организации данной деятельности;
взаимодействовать в работе с педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников;
осуществлять отбор детей;
по необходимости вносить коррективы в план работы.
3.6. Руководитель «Гармонии» обязан:
вести документацию по работе деятельности;
предъявлять отчет на педагогическом совете о проектной деятельности в конце учебного года.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети знают:
- правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
- повысится количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки;
- технику и основные приемы оригами,
- определения в «оригами»,
- о свойствах бумаги
- о культуре некоторых стран (Япония, Китай);
- правила композиционного построения изображений;
- продуктивные умения и навыки творческой деятельности;
- навык мелкой моторики и развитие психических процессов дошкольников;
- доброжелательные отношения к товарищам, целеустремленности в своей деятельности.
Дети умеют:
- работать с бумагой;
- правильно и аккуратно пользоваться ножницами,
- использовать в работе приёмы техники оригами,
- использовать схемы при изготовлении поделок;
- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
- выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
- творчески подходить к выполнению задания;
- могут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста
7. Контроль за деятельностью.
1.7. Контроль за проектной деятельностью осуществляется старшим воспитателем дошкольного учреждения;
2.7. Итогом работы с бумагой в стиле «оригами» является творческое показательное мероприятие, презентация для педагогов МБДОУ и родителей, участие детей в конкурсах.
Этапы осуществления проекта.
Этапы проекта.
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей, родителей
|
1этап. Подготовительный
|
Определяю цели и задачи, осуществляю сбор и уточнение информации. Составляю план работы.
|
Принимают цели и задачи предложенные воспитателем.
|
2 этап.
Практическая деятельность.
|
Организую работу через занятия с применением эффективных методов и приёмов.
|
Формируют знания, умения, навыки.
Изготавливают поделки и композиции.
|
3 этап.
Анализ проектной деятельности и оценка результатов.
|
Анализ достижения целей и полученных результатов.
|
Анкетирование родителей по работе педагога с их детьми
|
4 этап.
Презентация проекта.
|
Организую презентацию проекта через выставку поделок.
|
Участвуют в организации выставки.
|
План работы.
Подобрать специальную литературу по теме «Оригами».
Изучить с детьми историю возникновения искусства оригами.
Познакомить детей с базовыми формами оригами.
Научить делать простые работы в технике оригами.
Создать композиции с этими работами.
Предполагаемый результат: Данный проект вызвал интерес не только у детей, но и родителей. Собранный методический материал позволил расширить знания детей об истории «ОРИГАМИ». Результат, конечно, важен. Но гораздо важнее сам процесс сгибания. Сколько сил, терпения, внимания, усидчивости он требует от ребёнка! Сколько приносит радости, если смог сам выполнить работу, смог победить свой страх того, что не получится, догадался, как можно сделать.
Систематические занятия с детьми оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Чтобы работы получались правильными и красивыми, необходимо
- научиться складывать базовые формы, умение их складывать – залог успеха в достижении результата;
-бумага должна хорошо сгибаться;
-сгибы должны быть хорошо проглажены;
-совмещение углов и сторон должно быть точным.
Перспективный план
Месяц
|
Тема
|
Содержание
|
Сентябрь
|
1. Занятие – путешествие «Путешествие в Японию и Китай» (вводное занятие)
Знакомство детей с искусством оригами - показ различных фигурок, выполненных в технике оригами
2.«Волшебные свойства бумаги» Ознакомление с различными видами бумаги
Знакомство с основными термины и элементами складывания. Ориентировка в пространстве на квадратном листе бумаги.
3.Изготовление квадрата.
2. Дом.
3.Гриб.
4.Рыба.
5.Птица.
6.Лягушка.
|
Познакомить детей с новым видом искусства «оригами».
Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами (краткая история возникновения оригами)
Показать детям выполненные работы. Дать возможность детям потрогать, поиграть с фигурками. Вызвать интерес к художественному конструированию.
Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги.
Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
Закрепить знания детей о разных видах бумаги и уместности её применения для конкретной поделки, её свойствах в процессе выполнения с ней различных действий, базовых формах.
Правила техники безопасности при работе с ручным инструментом (ножницы).
Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д), обогащать словарь специальными терминами. Показать простые приёмы складывания квадрата, используемые в работах. Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом.
Используя базовую форму «треугольник», изготовить дом.
|
Октябрь
|
1.Базовая форма «треугольник», «двойной треугольник».
Стаканчик.
Лиса
Щенок.
Котёнок.
Черепашка.
Муха.
«Мышка» - голова
Петушок.
Бабочка
2.«Что такое модульное оригами?»
«Зонтик»
«Кольцо»
3.Композиция «Веселые зверята»
|
Продолжать внимательно слушать и выполнять действия за педагогом.
Показать простые приёмы складывания квадрата, используемые в работах. Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы.
Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.
Познакомить с разновидностью оригами искусством модулей.
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.
Познакомить детей с базовой формой «воздушный змей». Научить конструировать зонтик, собирая его из нескольких модулей. Учить детей изготавливать поделку из треугольных модулей пользуясь чертёжными инструментами.
Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей зверят, соединять их в определенной последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию
|
Ноябрь
|
1.«Сказка о нарциссе и розе»
Знакомство с пооперационными картами.
Базовая форма «воздушный змей».
Репка.
Морковь.
2.«Ветка рябины»
Рамочка из двойного треугольника.
3. Гномик
|
Продолжать учить детей мастерить поделки, в технике оригами используя пооперационные карты.
Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию.
Учить детей, используя различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай».
Продолжать учить выполнять базовую форму» воздушный змей». Продолжать упражнять отгибать уголок в нужном направлении, готовить заготовки на определенную тему, соединять заготовки в единую композицию.
Учить детей составлять рамку для открытки из двойных
треугольников.
Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога.
Развивать у детей фантазию, умение обыгрывать свои поделки.
|
Декабрь
|
1.Базовая форма «конфетка».
Новогодняя открытка.
Снеговик.
2. Базовая форма «дверь». Снежинка
3.Новогоднее
украшение
Елочная звезда
«Звёздочки»
|
Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя.
Соединять детали в единое целое (еловая шишка), мастерить Новогоднюю открытку.
Учить детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную).
Познакомить детей с новой базовой формой «дверь». Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.
Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами. Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.
Разноцветные квадраты разных размеров, бумажные обрезки, клей, нитки, ножницы.
Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.
|
Январь
|
1. «Елочка на снегу»
из двойного треугольника.
2.«Дед Мороз»
3.«Пингвины на льдине» - коллективная работа
|
Познакомить детей с новой базовой формой «дверь», учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке.
Познакомить детей с новой базовой формой и моделями при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу новым способом, закреплять умение находить и называть углы.
Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса. Развивать внимание, волю, глазомер. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение.
Демонстрация схем складывания фигуры головы Деда Мороза. Учить развивать конструктивное мышление, воображение.
Воспитывать чувство коллективизма. Умение осуществлять совместную деятельность. Расширять коммуникативные способности.
|
Февраль
|
1.Праздничные салфетки.Модели на основе квадрата.
Сердечко.
Валентинка на подставке.
2.«Кораблик»
3.Пароход.
Выставка детских работ.
|
Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя. Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправлять в виде хвоста лебедя или лепестка роз.
Познакомить с различными способами складывания формы сердца. Воспитывать любовь к близким людям, сердечность. Способствовать возникновению у детей желания сделать приятное.
Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх
( Теория и практика) Складывание заготовки вдоль и поперёк, вкладывание боков. Украшение узорами на выбор.
|
Март
|
1.Цветы для мамы.
Салфетка «Веер» для праздничного стола.
Роза из салфетки,
поделка «Лотос».
2.«Открытка женщинам»
«Тюльпан» - подарок
3. Праздничные салфетки. Лебедь. Роза.
|
Рассматривание картинок на тему: «Цветы».
Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей.
Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправлять в виде хвоста лебедя или лепестка роз. Учить детей читать схему. Развивать соразмерность движения рук. Воспитывать целенаправленность, критичность.
Демонстрация образцов различных модулей для цветов. Составление модулей, соединение их в единое целое. Создание праздничной, радостной атмосферы.
Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя. Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправлять в виде хвоста лебедя или лепестка роз.
|
Апрель
|
1.Золотая рыбка.
2.«Ракета». Продолжать знакомство с жизнью наших космонавтов.
3.«Подснежник»
Базовая форма
« Двойной квадрат».
Жаба. Стрекоза. Композиция:
« Островок в пруду».
|
Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию.
Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы.
Учить складывать ракету. Формировать гордость за российских ракетчиков (ученых, рабочих), сыгравших большую роль в освоении космоса. Развивать любознательность. Обогащать словарный запас.
( Практика) Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Продолжить знакомить детей с б. ф. «двойной квадрат», учить читать схему складывания. Совершенствовать навыки складывания фигурок техникой оригами. Воспитывать интерес и желание заниматься этим видом искусства.
|
Май
|
1.Знакомство с техникой «Кусудама». «Звезда» при помощи модулей.
«Рыбка и Бабочка»
2. Ветка сирени. Букет сирени.
3.Итоговая выставка детского творчества.
Подарки малышам.
|
Познакомить с техникой «Кусудама». Показать работы, выполненные в этой технике. Вызвать желание попробовать освоить этот вариант.
Побуждать детей изготавливать звезду при помощи модулей. Развивать воображение, мышление, способность к трансформации объектов. Формировать навык практического применения. Закрепление слов – диагональ, деление окружности на части.
Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Учить по словесному объяснению, мастерить заготовки разной формы и размера, соединять детали между собой. Объединяясь, составлять красивые букеты из веток сирени.
Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов.
Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.
|
Дети через искусство «оригами» учатся творить красоту. Это дает возможность приобщаться к творческому процессу рождения изящества: в науке и искусстве - истины, а в поведении - добра. Главное - научить детей словотворчеству, развить их фантазию и воображение. Научить их радоваться и дарить радость другим!
Всех достоинств оригами не перечислить!
Методическая литература:
1. Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/под ред. Бабыниной Т.Ф., Яруллиной Е.Х.- Казань: РИЦ, 2011г.
2. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1996. – 207 с.
3. Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284с
4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.
|