Оглавление
2. Содержательный раздел 9
97
97
3. Организационный раздел 98
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения и дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей, расширение кругозора, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах детской деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Представленная рабочая программа для детей второй младшей группы обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами дошкольного образования.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных областей ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей 2 младшей группы. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей программы составили:
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Примерной основной программой дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е, Вераксы, М.А, Васильевой, Т.С.Комаровой, Москва: Мозаика – Синтез, 2013.
Цель и задачи рабочей программы:
1. Индивидуализация образования детей:
Задачи:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка: сам ребенок проявляет активность в выборе содержания образования, становится субъектом образования;
- поддержка инициативы детей в выборе разных видов деятельности,
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- создание культурного поля в самой личности ребенка; в этом поле больше возможностей для его самопознания и самоопределения, для личностного роста и раскрытия индивидуальности
2. Привлечение родителей воспитанников к активному сотрудничеству
Задачи:
-поддержка семьи в решении современных проблем воспитания,
-сохранение и развитие семейной культуры и традиций.
3. Создание условий для решения задач в области личностного развития ребенка:
Задачи:
- повышение уровня представлений детей о собственных возможностях,
- овладение элементарными нормами и правилами поведения соответственно своему возрасту.
Принципы в организации образовательного процесса:
1. Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к своей деятельности.
2. Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм воспитания. Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих заданий позволяет приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности. Ежедневные, систематически проводимые формы организации разного вида деятельности приучают ребенка соблюдать режим.
3. Принцип наглядности — предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем. В практике воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность. Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого какого-либо действия или образа. Опосредованная наглядность представлена демонстрацией пособий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий. Наглядность облегчает выполнение заданий, развивает интерес, ускоряет формирование умений и навыков.
4. Принцип доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом. Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги получают путем тестирования и диагностирования, изучения результатов медико-педагогического контроля.
5. Принцип индивидуализации в воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования навыков и умений. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.
6. Важнейшее значение в системе воспитания имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребенка.
7. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка. Подбор физических упражнений для ребенка направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности и любви к жизни. Физические упражнения в сочетании с определенными процедурами повышают функциональные возможности организма, способствуют значительному улучшению оздоровительной деятельности мозга, функций желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и т.д.
Оздоровительная направленность проводимых мероприятий непременно должна осуществляться под строгим врачебным контролем.Все принципы воспитания осуществляются в единстве. Они осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют физическое и личностное развитие ребенка.
1.2.Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
1.3 Промежуточные планируемые результаты
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Развитие игровой деятельности:
отражает в играх разнообразные сюжеты;
использует разнообразные игровые действия;
активно осваивает способы ролевого поведения;
охотно вступает в ролевой диалог с педагогом и со сверстником»
в дидактических играх действует в соответствии с игровой задачей
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
проявляет себя дружелюбным партнёром в совместной деятельности с взрослым и сверстником;
активно вступает в общение по поводу игрушек и игровых действий;
имеет представления о действиях и поступках взрослых;
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
имеет представления о членах семье, их отношениях
отвечает на вопросы о своей семье, радостных семейных событиях;
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
выполняет элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения;
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
знает назначение светофора;
различает пешеходный переход «Зебра»
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения:
- проявляет интерес к правилам безопасного поведения;
- соблюдает элементарные правила взаимодействия с животными
Развитие трудовой деятельности:
способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)
выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов;
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
стремится соответствовать требованиям близких взрослых;
помогает в ответ на просьбу.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:
знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.);
знает и называет инструменты, некоторые материалы, из которых сделаны предметы и вещи;
имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Сенсорное развитие:
различает цвета спектра – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, фиолетовый, белый, чёрный
узнаёт, обследует осязательно-двигательным способом и называет некоторые фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест);
с помощью взрослого сравнивает два предмета по 1-2 признакам, выделяет сходства и различия.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
знает, называет и правильно использует детали строительного материала;
изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
умеет устанавливать простейшие связи между предметам и явлениями, делать простейшие обобщения .
Формирование элементарных математических представлений:
различает и называет понятия много, один, по одному, ни одного, может определить равенство–неравенство групп предметов;
сравнивает предметы контрастных размеров по величине (длине, ширине, высоте)
владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве;
использует элементарные временные ориентировки в частях суток и временах года;
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
имеет представления о предметах ближайшего окружения, их функциональном назначении;
группирует и классифицирует предметы, выделяя признаки предметов (цвет, форма, материал);
называет названия растений, животных, особенности их внешнего вида, условий существования, поведения;
способен устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
использует речь для инициирования общения со взрослыми и сверстниками;
способен отвечать на вопросы, касающиеся ближайшего окружения.
активно использует вербальные и невербальные средства в общении со взрослыми и сверстниками
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия;
использует в речи простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами;
владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков);
способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
пользуется элементарными формулами (вербальными и невербальными) речевого этикета;
способен участвовать в играх драматизациях, выразительно передавая диалоги персонажей;
Развитие литературной речи:
с помощью воспитателя пересказывает содержание знакомых сказок;
способен эмоционально реагировать на поэтические тексты, выразительно их воспроизводить.
способен импровизировать на основе литературных произведений
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:
проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров
способен адекватно реагировать на содержание произведения, поступки персонажей
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Приобщение к изобразительному искусству:
эмоционально реагирует на произведения декоративно-прикладного искусства;
эмоционально реагирует на произведения книжной графики (Е.Чарушин, Ю. Васнецов;
Приобщение к музыкальному искусству:
узнаёт знакомые песни, пьесы, чувствует характер музыки, эмоционально на неё реагирует ;
различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, музыкальный молоточек и др.)
Приобщение к словесному искусству:
называет любимые сказки и рассказы;
называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4);
эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
может импровизировать на основе литературных произведений.
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:
– проявляет интерес и бережно относится к результатам детского изобразительного творчества
– умеет находить в объемном или плоскостном изображении черты знакомых предметов, персонажей, явлений и называет их.
-умеет лепить из соленого теста, глины, пластилина; раскатывать, скатывать, сплющивать, отрывать, прищипывать материал, соединять готовые части
-умеет располагать и наклеивать готовые части предметов, геометрические и растительные формы для украшения, соблюдать последовательность наклеивания элементов, ориентируясь на цвет и форму
Развитие конструктивной деятельности:
пользуется простыми способами конструирования, конструирует по образцу, по заданию взрослого, владеет способами построения замысла
выполняет действия замещения недостающих строительных деталей другими;
Развитие музыкально-художественной деятельности:
слушает музыкальное произведение до конца;
различает звуки по высоте (в пределах октавы;
замечает изменения в звучании (тихо-громко)
поет, не отставая и не опережая других, чисто и ясно произносит слова, передаёт характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно);
допевает мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых мелодий на слог «ля-ля»;
сочиняет весёлые и грустные мелодии по образцу;
умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.).;
выполняют движения, передающие характер изображаемых животных;
Развитие детского творчества:
самостоятельно выбирает цвет материала, фон и размер листа бумаги, способ рисования для создания яркого образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями);
создает выразительные образы с помощью интеграции рисования, лепки, аппликации, используя приобретенные навыки и умения;
Образовательная область «Физическое развитие»
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1раз в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых;
владеет навыками поведения во время еды, умывания, умеет пользоваться носовым платком, причёсываться, следит за своим внешним видом;
охотно включается в выполнение режимных моментов и гигиенических процедур
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
имеет простейшее представление о полезной и вредной для здоровья пище;
владеет элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна;
умеет бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;
умеет сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения;
знает физические упражнения, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания;
соблюдает навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
– энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.
– проявляет ловкость в челночном беге;
– умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога
– сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление;
может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м;
умеет бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить;
умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
принимает участие в совместных играх и физических упражнениях ;
проявляет интерес к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;
проявляет положительные эмоции, активность в самостоятельной и двигательной деятельности;
проявляет самостоятельность в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед);
проявляет самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
|