1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Программа разработана и реализуется в соответствии с нормативными правовыми документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в редакции от 7 мая 2013 г
Закон республики Карелия «Об образовании» №1755 от 19.12.2013г
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Федеральный закон Российской Федерации от 03.04.2012г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамент общего образования от 28февраля 2014 г. № 08-249 Комментарии к ФГОС дошкольного образования
Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования».
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 февраля 2014 г. № 01-52-22/05-382 «О соблюдении требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155».
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
Срок реализации: 4 года;
Возраст детей с ТНР - 3- 7 лет.
Цель программы:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении
Краткая характеристика программы:
Характер задач, решаемых образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», позволяет структурировать содержание рабочей программы по следующим разделам:
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
Музыкальное развитие
Конструктивно –модельная деятельность
Образовательную деятельность в рамках указанной области проводят воспитатели, музыкальный руководитель, согласуя ее содержание с тематикой логопедической работы, проводимой учителем-логопедом. Активными участниками образовательного процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» должны стать родители детей, а также все остальные специалисты, работающие с детьми с ТНР
Программа разработана с учетом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников, родителей (законных представителей), а также с учетом ФГОС ДО.
Адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. /Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2015.; «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». /Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: «Просвещение», 2009.; Учебного пособия «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». /Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: МГЗПИ, 1991.
Формы организации обучения по изобразительной деятельности
Обучение по разделу: «Рисование» осуществляется в повседневной игровой деятельности детей, в обыгрывании проблемных ситуаций, в повседневном общении педагога с детьми, в совместной образовательной деятельности, а также в непосредственно образовательной деятельности группой : с детьми четвертого года жизни - 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут; с детьми пятого года жизни - 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут; с детьми шестого года жизни - 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут; с детьми седьмого года жизни - 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Обучение по разделу: «Лепка» осуществляется в повседневной игровой деятельности детей, в обыгрывании проблемных ситуаций, в повседневном общении педагога с детьми, в совместной образовательной деятельности, а также в непосредственно образовательной деятельности группой с детьми четвертого года жизни - 1 раз в 2 недели продолжительностью 15 минут; с детьми пятого года жизни - 1 раз в 2 недели продолжительностью 20 минут; с детьми шестого года жизни - 1 раз в2 недели продолжительностью 25 минут; с детьми седьмого года жизни - 1 раз в 2 недели продолжительностью 30 минут.
Обучение по разделу: «Аппликация» осуществляется в повседневной игровой деятельности детей, в обыгрывании проблемных ситуаций, в повседневном общении педагога с детьми, в совместной образовательной деятельности, а также в непосредственно образовательной деятельности группой с детьми четвертого года жизни - 1 раз в две недели продолжительностью 15 минут;
с детьми пятого года жизни - 1 раз в 2 недели продолжительностью 20 минут; с детьми шестого года жизни - 1 раз в 2 недели продолжительностью 25 минут; с детьми седьмого года жизни - 1 раз в 2 недели продолжительностью 30 минут.
Обучение по разделу «Музыка» осуществляется в повседневной игровой деятельности детей, в обыгрывании проблемных ситуаций, в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности, а также в непосредственно образовательной деятельности в музыкальном зале под руководством музыкального руководителя группой с детьми четвертого года жизни - 2 раза в неделю продолжительностью 15 минут; с детьми пятого года жизни - 2 раза в неделю продолжительностью 20 минут; с детьми шестого года жизни - 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут; с детьми седьмого года жизни - 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут
Обучение по разделу: «Конструируктивно –модельная деятельность » осуществляется в повседневной игровой деятельности детей, в обыгрывании проблемных ситуаций, в повседневном общении педагога с детьми, в совместной образовательной деятельности, а также в непосредственно образовательной деятелью продолжительностью 20 минут; с детьми шестого года жизни - 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут; с детьми седьмого года жизни - 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной
Основные цели и задачи:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства
Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Музыкальное развитие. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Основная задача коррекционной работы — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются образовательные и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ТНР сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; художественного вкуса.
Планируемые результаты. Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
умеет правильно держать карандаш, кисточку, фломастер; может самостоятельно проводить линии, рисовать кружки, создавать простейшие изображения по образцу, знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы; владеет приемами лепки из пластилина;
проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыкальные произведения, подпевает взрослому, поющему детские песенки; различает звучание звучащих игрушек и музыкальных инструментов;
при совершении музыкально - ритмических движений под музыку не проявляются раскоординированность, моторную неловкость.
Планируемые результаты. Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
умеет правильно держать карандаш и кисточку;
может создавать в рисовании образы знакомых предметов и многофигурные композиции;
владеет приемами лепки из пластилина; может создавать изображения из готовых форм в аппликации;
имеет представления о произведениях народного прикладного искусства;
проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыкальные произведения, умеет петь несложные песенки, красиво двигаться под музыку; при дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.
Планируемые результаты. Старший дошкольный возраст
в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки; может создавать многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты; использует цвет для передачи эмоционального состояния;
в лепке создает образы знакомых предметов или персонажей;
в аппликации создает композиции из вырезанных форм; знаком с произведениями народного прикладного искусства, узнает их, эмоционально на них реагирует;
умеет в движении передавать характер музыки, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального произведения; без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, музыкальных инструментов, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (2—4 части с разными видами разрезов). Развивать тонкую моторику в упражнениях с дидактическими игрушками (кубиками, матрешками, пирамидками, вкладышами, мозаиками, конструкторами) и пальчиковой гимнастике. Обучать играм со строительным материалом. Учить сооружать несложные постройки по образцу и представлению, воссоздавать знакомые предметы в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Обучать составлению узоров и фигур из палочек, мозаики, геометрических фигур по образцу. Закрепить навыки работы ведущей рукой в направлении слева направо.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Развивать восприятие форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций. Формировать умение отражать простые предметы и явления в лепке, аппликации, рисовании, конструировании. Накапливать впечатления о произведениях народно-прикладного искусства. Воспитывать эстетический вкус.
Рисование
Учить передавать в рисунке красоту окружающего мира, его предметов, объектов, явлений. Формировать умение правильно держать карандаш, кисть, обмакивать кисть в краску, промывать и осушать ее. Обучать проведению карандашом и кистью длинных и коротких, прямых и волнистых линий, штрихов, точек, пятен, мазков. Обучать рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий; предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий. Учить закрашивать круглые формы. Формировать умение рисовать вертикальные линии на близком расстоянии друг от друга. Формировать способы изображения простейших предметов и явлений с использованием прямых, округлых, наклонных, длинных и коротких линий. Учить рисовать солнце, деревья, кустарники, перекладины лесенки. Учить создавать несложные сюжетные композиции. Закреплять знание названий основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Учить подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету или объекту.
Аппликация
Воспитывать интерес к аппликации. Побуждать к отражению в аппликации простых предметов и явлений. Учить работать с кистью и клеем аккуратно. Формировать умение наносить кистью клей на готовую форму, наклеивать готовые формы, прижимая их салфеткой. Учить создавать различные композиции из готовых форм, чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма. Учить пользоваться ножницами, осваивать все видов прямых разрезов.
Лепка
Воспитывать интерес к лепке. Формировать приемы лепки: раскатывание комка между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивание комка ладонями, загибание края пальцами, отрывание маленького кусочка от большого комка и скатывание маленьких шариков, вдавливание шара пальцами внутрь для получения полой формы. Учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей. Формировать умение лепить фрукты круглой формы, птичку из двух шариков, улитку путем сворачивания столбика.
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Развивать музыкальные и творческие способности. Обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку. Формировать начала музыкальной культуры.
Слушание
Обучать слушанию и пониманию музыки разных жанров (марша, танца, песни), разного характера (веселая, бодрая, нежная и т. п.). Учить слушать музыкальное произведение до конца; узнавать его, определять характер музыки, понимать содержание. Формировать умение слышать двухчастную форму пьесы. Развивать звуковысотный слух (способность различать звуки по высоте). Формировать умение различать силу звучания (громкие и тихие звуки). Формировать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (погремушек, колокольчиков, бубна, барабана, дудочки, свистка, металлофона и др.).
|