РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
отряд «ЛУЧ»
Срок реализации: 1 год.
Возраст воспитанников: 8-10 лет.
Форма организации содержания и процесса воспитательной
деятельности: сквозная.
Воспитатель: Мусина Лилия Александровна.
Воспитатель: Лонкина Валентина Анатольевна.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность.
Воспитательная программа на 2016-2017 учебный год является составной частью системы учебно-воспитательного процесса в школе-интернате и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.
Максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка, создание деловой и социальной ориентации в образовательном и воспитательном процессах для успешной интеграции воспитанников в общество.
Последовательная коммуникативная организация учебно-воспитательного процесса с целью формирования социально значимых умений, необходимых для максимальной реализации обучающихся, воспитанников в обществе.
Программа составлена с учетом социально-воспитательных стандартов и возрастных особенностей воспитанников 7-17 лет. Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.
Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития учащиеся коррекционной школы VIII вида отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Поэтому школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.
Ученые приводу примеры по РФ нарушения поведения этих детей: около половины выпускников с нарушениями поведения, 67% подростков направляются на лечение по причине деликвентного (нарушения социально - правовых норм): бродяжничества, агрессии и аутоагрессии, воровства, участия в асоциальных компаниях, алкоголизации и наркомании (чаще токсикомании), что обусловлено недостатками воспитания и социализации детей.
Программа воспитания школы-интерната определяет содержание и механизмы развития и проявления учащимися своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Позиция педагогического коллектива заключается в том, что выпускники нашей школы должны обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы и сегодня, и завтра; выпускники должны вписываться в социальную среду. В воспитании все главное - и урок, и внеурочная деятельность, и развитие творческих способностей, и взаимоотношения воспитанников в коллективе. Исходя из этого, нужно отметить, что воспитательная система воплощает в себе совокупную деятельность школы, которая реализуется в двух сферах: в процессе обучения и во внеклассной образовательной сферах.
Социально-экономическая ситуация оказывает существенное влияние на школу, которая сегодня, решая ряд сложнейших задач, обеспечивает социальную защиту детей и удовлетворяет все образовательные потребности и запросы, способствует гражданскому воспитанию учащихся.
Программа воспитания представляет собой содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности педагогов по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью. Сформулированная цель воспитания предлагает последовательное решение ряда сложнейших задач.
В целом воспитанник последовательно и постепенно осваивает:
– мир (учится видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности);
– человека и себя в этом мире (узнает себя, свои качества, учится видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих);
– деятельность (знакомство с окружающим миром, познание своего «Я» происходит через виды деятельности, в которой формируются умения и навыки, развиваются личностные качества, способность к творчеству).
2.Цели и задачи.
Цель: организация внеучебной деятельности и индивидуально ориентированного досуга, способствующих физическому, интеллектуальному и духовному развитию ребенка, удовлетворению возрастных потребностей детей, развитию их разносторонних потенциальных творческих способностей, социальной и социально-трудовой реабилитации ребенка в социуме
Задачи:
1.У крепление здоровья детей, развитие их гигиенической и физической культуры.
2.Реализация личностных возможностей ребенка через спортивные, развивающие, культурно-досуговые, профессионально-ориентированные и социальнопсихологические программы.
3.Воспитание патриотизма, нравственности, гражданской, экологической культуры детей, позволяющих им успешно адаптироваться в социальной среде.
Приложение №1 Содержание программы
Направление работы содействуют развитию потенциальных творческих способностей детей, формированию у воспитанников основных социально значимых личностных качеств, умений и навыков:
– навыки общения, культуры поведения в общественных местах и в различных ситуациях;
– знание своего тела, ухода за ним, умение общаться с противоположным полом, умение вести домашнее хозяйство;
– профессиональные интересы и склонности в соответствии со своими возможностями, жизненные планы (Кем быть? Каким быть?)
– любовь к природе, окружающему миру, знание родной культуры, уважение к традициям других народов;
– интересы, способности, интеллект;
– ценности, убеждения, идеалы;
– чувства, переживания, эмоциональная устойчивость;
– взрослость, самостоятельность, ответственность;
– оптимизм, воля, настойчивость в достижении цели.
Работа по реализации программы предполагает использование разнообразных форм и методов воспитательной работы и создание определенного пространства для детей, способствующего формированию коммуникативных навыков по мере их физического и психического взросления к достижениям человеческой культуры, вхождению их в самостоятельную жизнь.
Разработка программы обусловлена:
запросами и потребностями обучающихся, общества.
входной диагностикой ребенка:
социальный анализ семей учащихся;
*анализ состояния здоровья воспитанников;
*уровень воспитанности обучающихся.
Приложение №2 Диагностическая карта уровня воспитанности мальчиков 2-4 классов
Содержание программы воспитательной работы базируется на:
учёте возрастной психологии учащихся;
изучении интересов воспитанников.
Приоритетных направлениях:
Личностное развитие
Охрана здоровья, физическое развитие
Основы социализации и экономическое просвещение
Духовно-нравственное и экологическое воспитание
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
*Творческое развитие и эстетическое воспитание
Реализация программы предполагает использование различных видовдеятельности:
познавательной;
игровой;
спортивной;
творческой;
коммуникативной;
досуговой;
общественно-организационной;
Система коррекционно-воспитательной работышколы включает в себя 7 направлений:
– «Личностное развитие»;
– «Охрана здоровья, физическое развитие»;
– «Духовно-нравственное и экологическое воспитание»;
– «Основы гражданского и патриотического воспитания»;
– «Трудовое воспитание»;
– «Творческое развитие и эстетическое воспитание».
3. Направление воспитательной работы
«Личностное развитие».
Цель:воспитание ответственности за свои поступки, формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого, адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт и т.д.
Реализация через:
– совместную работу психолога, социального педагога, учителей и воспитателей;
– работу кружков творческого общения;
–развлекательно-познавательные КТД
-
«Охрана здоровья, физическое развитие».
Цель: формирование системы привычек по физической тренировке тела,
закаливанию и уходом за организмом, по формированию механизмов антистрессового поведения, создания условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в их воспитании стремления к здоровому образу жизни и основам безопасного жизнеобеспечения.
Реализация через:
– лечебно-профилактическую работу;
–оздоровительные мероприятия;
– организацию быта ребят, выполнение режима, закаливания, закрепления навыков личной гигиены, занятий по социально-бытовой реабилитации;
– спортивно-массовая деятельность учащихся;
– участие в спортивных соревнованиях;
– совместную работу медиков и воспитателей;
– работу кружков «Легкая атлетика», «Теннис», игровые виды спорта.
3.«Основы социализации и экономическое просвещение»
Цель:социально-бытовая ориентация ребенка, подготовка к самостоятельной жизни, воспитание навыка здорового образа жизни, чувства
– семьи, родного дома.
Реализация через:
– совместную работу психолога, социального педагога, учителей и воспитателей;
–лечебно-профилактическую работу и беседы с врачами-специалистами;
–развлекательно-познавательные КТД.
4.«Духовно-нравственное и экологическое воспитание ».
Цель: привитие навыка полноценного общения ребенка в коллективе, адаптация в социально-бытовых условиях, привитие элементов самоуправления.
Реализация через:
– совместную работу психолога, вожатого, воспитателей, педагога дополнительного образования, учителей;
–совместную работу социального педагога и воспитателей по адаптации в коллективе, изучение и защите их прав;
– организация системы поручений в детской организации;
– развлекательно-познавательные КТД;
– участие в акциях и конкурсах экологической направленности.
– работу кружка «Юные растениеводы».
5. «Основы гражданского и патриотического воспитания»
Цель:знакомство и просвещение с истоками национальной культуры, с основами правового поведения, воспитание чувства любви к родному краю, его истории, норм нравственного поведения, чувства малой родины, любви к родной школе, дому.
Реализация через:
– участие в акциях «Чистый парк», «Чистые берега», «Очистим планету отмусора», «Зелёный патруль».
– участие в митинге ко Дню Победы
– проведение общешкольных праздников
– встречи с ветеранами войны и туда.
– встречи со старожилами станицы Полтавской,
– встречи с инспектором РОВД
– посещение Полтавского музея истории.
6. «Трудовое воспитание».
Цель:развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем,овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с миром профессий, трудовая реабилитация и допрофессиональная ориентация учащихся, подготовка их к самостоятельной жизни.
Реализация через:
– общественно-полезный труд;
– организацию быта воспитанников, оформление жилых помещений
– организацию труда на пришкольном участке
– участие в акциях «Чистый парк», «Чистые берега», «Очистим планету от мусора», «Зелёный патруль».
– развлекательно-познавательные КТД.
– работу кружков «Мастерская чудес», «Город мастеров»
7. «Творческое развитие и эстетическое воспитание».
Цель: развитие творческих способностей детей, организация детского творческого досуга, развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка, развитие познавательных интересов учащихся, формирование и коррекция мыслительной деятельности учащихся с учетом их психологических особенностей и возможностей
Реализация через:
– участие в творческих конкурсах рисунков и прикладного творчества
– посещение выставок, концертов, спектаклей, экскурсий
– участие детей в предметных игровых декадах;
– конкурсные познавательные КТД;
– работу кружков творческой направленности «Мастерская чудес»,«Город мастеров»
– библиотечные уроки и часы внеклассного чтения;
– участие в совместных творческих мероприятиях учреждений ДЭБЦ,ЦВР, Полтавский культурный центр 50 лет Октября.
Организация коррекционного учебно-воспитательного процесса в школе проводится в соответствии с утвержденными учебными планами и программами. Учебные планы и программы составляются с учетом сохранения единства, преемственности и непрерывности всех ступеней коррекционного образования.
4.Система дополнительного образования
Система дополнительного образования функционирует во второй половине дня круглогодично и позволяет показать свои достижения посредством творческих отчетов, выставок, фестивалей, досуговых КТД и т.д.
Цель:удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальныхсоциокультурных потребностей учащихся, создание условий для их творческого ииндивидуального развития, адаптации их интересов и подготовке в будущей самостоятельной жизни.
Задачи:
от воспитания любви к родной школе, отчему краю, к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение этих ценностей;
развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;
формирование, стремление к здоровому образу жизни, освоение здоровья к одной из главных жизненных ценностей;
воспитание чувственной и эмоционально-волевой сферы, чуткости и умения видеть прекрасное;
-формирование потребности к саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.
Эффективность реализации данных задач может быть обеспечена на основе личностно-ориентированного и системного подхода.
Организация воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:
воспитанники посещают занятия по интересам в свободное от основной учебы время;
детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;
педагогами создается наиболее комфортные условия для занятий, принципиально отличающиеся от условий обучения в первой половине дня;
творческий процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности.
Приложение № 3 Таблица занятости детей в кружках
5.Технологии реализации воспитательной работы.
– Технология групповых дискуссий дает возможность отстаивания самостоятельных мнений и суждений, осмыслить социально-культурные ценности общества;
– Технология коллективных творческих дел укрепляет коммуникативные связи школьников и формирует осознание себя как члена группы;
– Игровые технологии помогают решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, способствуют включению ребят в процесс соуправления школой;
– Технологии социальных проектов направлены на формирование активной жизненной позиции. В школе реализуются такие проекты «Экологический месячник», «Вахта памяти», «Мы-тимуровцы» и другие.
€
Тренинги личностного и профессионального самоопределения, которые проводятся на уроках этики, психологического практикума - новые формы воспитательной работы, заимствованные из психотерапии. Сегодня они широкоиспользуются в практике психологов и педагогов в коррекционной педагогике. Входе тренингов развиваются навыки общения, самовоспитания, саморегуляции, самопознания, самокоррекции негативных состояний.
6.Реализация программы воспитания
Предложенная программа определяет на каждом возрастном этапе уровень развития, учитывая особенности возраста.
В результате проделанной работы у воспитанников 1-4 классов должны быть сформированы следующие знания^ умения и навыкиадаптивного поведения:
имеет начальные представления и навыки коммуникативного поведения;
владеет навыками личной гигиены, самообслуживающего труда;
развиты начальные механизмы творческого воображения;
сформирована убежденность в ответственности за свое здоровье;
имеет первоначальное представление о профессиях.
5-8 классы:
осознавать своё «Я» на личностном и социальном уровнях;
знают «какой Я?», «что я могу?»;
знают, что здоровье - бесценный дар;
владеет навыками самообслуживающего труда;
имеет представление о видах профессий.
9-11 классы:
отработаны навыки общения с окружающими: «я - как друг», «я и другие», «я умеюпонимать других»;
имеет знания экономических основ существования гражданина;
сформированы основы деловой профессиональной деятельности;
существует убежденность воспитанника в будущей востребованности обществом.
7.Сведения об отряде «ЛУЧ»
Коллектив группы сформирован 1 сентября 2016 года. В состав группы входят 12 мальчиков 2-4 классов. Из них 3 человека - учащиеся 2 классов и 9 мальчиков из 4 класса. Основная масса детей обучается в данной школе не первый год. Вновь прибывшие в этом году - Клапов Саша, Зосим Максим, Донченко Илья. Все дети проживают в сельской местности Красноармейского района, за исключением Лукиных Саши, семья которого проживает в станице Елизаветинской.
Учащиеся 2а класса - Демидов Николай и Сучков Сергей.
Учащиеся 26 класса - Зосим Максим.
Учащиеся 4а класса - Лукиных Саша, Клапов Саша, Рябинин Вова,
Давыдович Иван, Давыдович Алексей.
Учащиеся 46 класса - Дьяченко Максим, Донченко Илья, Бесланов Руслан,
Мкртчан Анатоли.
Воспитываются в неполных семьях:
одним отцом - Лукиных Саша, Клапов Саша.
одной матерью - Рябинин Вова, Донченко Илья, Дьяченко Максим, Зосим Максим, Бесланов Руслан.
Многодетные семьи - Лукиных Саша, Рябинин Вова, Донченко Илья,
Бесланов Руслан, Зосим Максим, Демидов Николай,
Сучков Сергей.
Дети-инвалиды - Давыдович Иван и Давыдович Алексей.
Воспитываются опекуном - сестрой Чешуйко Юлией Давыдович Иван и
Давыдович Алексей.
Коллектив группы в целом дружный, ребята могут оказывать друг другу помощь. Ребята требуют постоянного контроля. Нуждаются в помощи на бытовом уровне Зосим Максим, Дьяченко Максим, Давидович Алексей. Навыками самообслуживания владеют слабо Давидович Алексей, Давидович Иван, Зосим Максим. Иногда бывает вспыльчив и агрессивен Лукиных Саша. Очень тихий и пассивный Зосим Максим. Пытается выработать в себе организаторские способности Саша Лукиных, он стремится к лидерству, но у него пока это плохо получатся. С ним провожу тренинги по самовоспитанию, по сдерживанию своих негативных эмоций, по выработке в себе желания быть дружелюбным и внимательным к себе и к окружающим.
Приложение №4.
Приложение №5.
8.Сайты, которые мы используем в работе:
образовательный портал «Просвещение» https://prosveshhenie.ru
Доменное имяв сети Интернет: prosveshhenie.ru
Инфоурок
info@totaltest.info
«ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ» partners.drofa@ 1 september.ru
https://1 septem.ru/XfCUx09IZB
ДОП «Продлёнка» info@prodlenka.org
ДОП «Продлёнка» mail@prodlenka.org.ru
Движение ЭКА
9.Мой персональный сайт
Сеть образовательных сайтов «Учительский сайт» проекта «Инфоурок» http://учительский сайт Мусина Лилия Александровна
10. Литература
Профессиональные издания электронной версии издательства «Первое сентября».
Газета «Первое сентября»
Дошкольное образование
Здоровье детей
Классное руководство
Начальная школа
Школа для родителей
ОБЖ
Учение с увлечением Симон Соловейчик ИД «Первое сентября», 1976
Инклюзивное образование М. Битянова, группа авторов ИД «Первое сентября», 2015
Игровая «Неотложка». Практическая помощь педагогам в формировании дружного класса Вячеслав Букатов ИД «Первое сентября», 2007
Программа по воспитательной работе «Ступеньки роста»
Е. Советова, О. Шувалова ИД «Первое сентября», 2009
Поиграем - помечтаем. Сценарии классных часов Инга Дымова ИД «Первое сентября», 2010
Воспитание гражданина. Материалы для классных часов.
ИД «Первое сентября», 2008
Экологические сказки. Для работы с детьми предшкольного возраста. Наталья Рыжова ИД «Первое сентября», 2008
Правовые основы природопользования В. Кузнецов ИД «Первое сентября», 2008
Сценарии внеклассных мероприятий для учителя биологии. Осенние праздники. ИД «Первое сентября», 2006
Обучение безопасному поведению. Эффективный классный час Н. Алексеева +ДД «Первое сентября», 2010
|