Технологическая карта
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: географические координаты
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: формирование понятия географические координаты и умение их определять на географических картах, глобусе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
Знать: понятия: географические координаты -географическая широта, географическая долгота,
Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.
Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.
Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.
|
Регулятивные:
Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты,_
Познавательные:
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Коммуникативные: владение устной речью.
Развитие компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Умение организовывать учебное сотрудничество в группе, в паре, с учителем, со сверстниками.
|
Умение использовать географические знания для созидательной деятельности.
Понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей.
|
|
|
Основные понятия, изучаемые на уроке
|
Географические координаты, географическая широта, географическая долгота,
|
Используемые педагогические технологии
|
деятельностного подхода: проблемно-диалогического обучения, ИКТ; здоровьесберегающая
|
Виды используемых на уроке средств
|
Учебник по УМК «СФЕРЫ»: «География. Планета Земля. 5-6 классы, автор А.А. Лобжанидзе, издательство «Просвещение», 2012год»; тетрадь-тренажёр; атласы; электронное приложение к учебнику; физическая карта полушарий; глобусы; инструктивные карточки; рабочий лист.
|
Аппаратное и программное обеспечение
|
Мультимедиапроектор, ноутбуки, экран.
|
Задачи урока:
образовательная: сформировать представление о географических координатах точки;
познакомить с профессиями, где в жизни могут пригодиться знания о географических
координатах.
развивающая: продолжить работу по формированию умения работать в парах,
группе; находить нужную информацию в тексте учебника, в электронном приложении к учебнику; развитие умения определять географические координаты на физической карте полушарий, , электронной контурной карте; находить по географическим координатам нужный объект.
воспитывающая: воспитывать чувство любви к животным; воспитывать в себе потребность оказание помощи животным и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
|
Название этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1Организационный момент
|
Приветствие.
Прозвенел для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
-Тихо сели. Настраиваемся на урок.
Слушаем дежурных: есть ли в классе отсутствующие .
Проверьте свои принадлежности к уроку.
|
Приветствие
Рапорт дежурных
Проверка принадлежностей:
Учебник, дневник, атлас, тетрадь-тренажёр,
рабочий лист
|
2.Мотивационно-целеполагающий
|
Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
(В кабинет входит секретарь школы и сообщает, что учителю и ученикам 5-го класса по электронной почте прислали письмо, на которое необходимо срочно ответить!)
Учитель возмущается, что письмо вручают во время урока, принимает письмо, читает.
« Здравствуйте ребята! Служба спасения по чрезвычайным ситуациям просит вас помочь вернуть маленького кенгурёнка домой , который вчера отстал во время посадки в самолёт. Известно, что он живёт в каком-то зоопарке вместе со своими родителями, братьями и сёстрами. Сейчас он очень грустный, не хочет кушать, иногда даже плачет. На передней конечности у него одето кольцо, где написано: 32°ю.ш. и 150°в.д . Мы предполагаем, что здесь написан его адрес и его можно узнать только по карте. Проблема в том, что в данный момент мы находимся в чистом поле, где тоько что приземлились космонавты и унас нет с собой карты полушарий, а в каждой школе такая карта есть. Может быть вы нам поможете узнать, что это за адрес и тогда благодаря вам мы вернули бы кенгурёнка домой горазда быстрее .
Представляете, какую радость вы для него сделаете! Если вы не можете , то срочно сообщите, мы попросим детей другой школы.
03.03. 2014г.
С уважением к вам, работники службы МЧС.»
На доске вывешивается портрет Кенгуру .
Ребята, а вам хочется, чтобы кенгурёнок быстрее вернулся домой?
Тогда давайте поможем спасателям и кенгурёнку быстро найти это место на карте, сообщим спасателям и начнём свой урок.
Учитель просит назвать адрес.
В чём проблема?
Ребята ,это как раз то , что сегодня будет изучаться на уроке .
Прошу вас открыть параграфа №19 учебника и прочитать его название
Таким образом мы с вами определи тему нашего урока : географические координаты.
Запишите тему урока в рабочем листе.
Слайд №1
|
Дети удивляются
Да
Дети ищут это место на карте но найти не могут. (Возникла проблема)
Дети называют адрес:
32°ю.ш. и 150°в.д .
Мы не знаем, что означают цифры и буквы
Чтение названия параграфа №19
«Географические координаты»
Запись темы в рабочем листе «Географические координаты»
|
3.Основная часть урока
|
Итак перед вами проблема. Но вы же знаете, что практически любую проблему можно решить.
Ваши предложения, что для этого нужно сделать?
Спланировать задачи вам поможет название темы урока , раздел «Вы узнаете» параграфа №.19 и письмо спасателей.
Читаем раздел и планируем задачи.
После того, как учащиеся спланировали задачи, учитель показывает их на слайде № 2.
|
Поставить задачи
Учащиеся планируют задачи
Узнать, что такое географические координаты?
Узнать, что такое градусная сетка?
Узнать что такое географическая широта и географическая долгота?
Узнать, как определять координаты точки по градусной сетке?.
Узнать место, куда нужно отправить кенгурёнка и сообщить об этом в службу спасения.
|
Изучение нового материала
Формирование понятий: географические координаты,
|
Ответьте на вопрос: что можно определить по параллелям и меридианам.
А вот что ещё можно определить по параллелям и меридианам , вы можете узнать в первом абзаце параграфа №19
А как вы поняли, что означают географические координаты?
Итак, с первой задачей мы с вами справились успешно, узнали что такое географические координаты - это широта и долгота точки.
Прочитайте, какая теперь у нас стоит задача?
Для начала ответьте на вопрос, пересекаются ли между собой параллели и меридианы?
Что образуется от пересечения.
А где в жизни вы видели сетку и для чего она используется?
А теперь посмотрим , как на картах называется сетка и для чего она предназначена
(Для лучшего усвоения понятия учитель демонстрирует из электронной версии учебника анимацию из раздела градусная
сетка)
В разделе учебника «Градусная сетка» узнайте, что можно определить по градусной сетке.
И со второй задачей мы справились успешно! Можем ли мы уже определить, где живёт кенгурёнок?
Чтобы изучить понятия , что такое географическая широта и географическая долгота и какие они бывают я предлагаю поработать в парах. Информацию берём в тексте учебника, рис 2.32, инструкция.
На доске учитель проецирует рис 2.32 из электронной версии учебнка
Учитель делает дополнения, корректирует полученную информацию.
|
Направления: запад-восток, север-юг
Ответ: географические координаты.
Географическая широта и географическая долгота точки
Дети читают со слайда. « Узнать, что такое градусная сетка?
Да.
Сетка
На окнах, для загораживания огорода.
Читают и находят ответ.
Географическую широту и географическую долготу
Нет, потому что мы не знаем, что означает географическая долгота и географическая широта точки.
3 пары учащихся изучают, что такое географическая широта, а 3 пары, что такое географическая долгота., используя текст учебника , рис 2.32, инструкцию.
|
После выступления учитель просит оценить свою работу каждого в рабочем листе при решении первых 3-х задач. (1 или 2 балла)
(У каждого из нас есть адрес. В адресе указывается улица и номер дома. На географической карте, глобусе есть очень много разных объектов: острова, материки, города, страны и так далее. И каждый объект имеет свой адрес. Вот таким адресом являются географические координаты, то есть географическая широта и географическая долгота. В географии принято широту считать улицей, а долготу номером дома. )
Учитель сообщает учащимся, что секретарь прислала портрет кенгуру в цветном варианте на учительский ноотбук.
Слайд №3
|
В рабочем листе дети выставляют себе баллы за решение первых трёх задач.
(1 или 2 балла)
Слушают учителя.
Смотрят на цветное фото.
|
Физкульминутка
|
Рябята! Впереди у нас ответственный момент! Нужно определить адрес кенгурёнка. Главное не ошибиться! А теперь мы с вами немного сменим обстановку за рабочими столами. Я прошу вас сейчас выйти из-за парт, встать лицом к карте полушарий и кенгурёнку. У меня есть для вас подсказка. Каждый из нас с вами по талии имеет разную ширину. Но это сейчас неважно. Слово ширина созвучно со словом широта. Положите левую руку по талии. Как она у вас лежит? Горизонтально. Значит широту мы будем определять по параллелям.
Слово длина созвучно со словом долгота. Поднимите правую руку вертикально. Какие линии у нас проводятся на карте вертикально или сверху вниз и наоборот снизу вверх? Меридианы. Значит долготу мы будем определять по меридианам. Садимся за парты.
|
Дети повторяют упражнения за учителем.
|
Работа с электронной контурной картой и определение адреса кенгуру
|
Сейчас будем работать в группе, используя электронную контурную карту и инструктивные карты.
(На экран выводится электронная карта для выполнения практической работы из электронной версии из раздела географическая долгота анимация «Определение географических координат»)
Как , например те же спасатели службы по чрезвычайным ситуациям. Их группа. И в группе каждый делает своё дело. Например, авария на трассе. Подъехала группа спасателей. Человек живой в автомобиле, но вылезти не может. Специалист по резке металла разрезает автомобиль в нужном месте. А дело других вытащить его из машины. Здесь есть и доктор, который осмотрит потерпевшего и окажет первую помощь. А водитель всех отвезёт в нужное место. Все специалисты занимались своим делом. А в целом все вместе спасли потерпевшего.
В ваших группах есть специалисты по определению широты и долготы точки. А все вместе вы должны определить географические координаты точки в электронной версии и записать их на бумажном листе и занести данные на учительский компьютер для проверки.
(Данные заносит один представитель от группы)
Пока один представитель заносит данные на учительский ноутбук, другие его контролируют, а также анализируют результаты других групп.
Электронная проверка результатов
Учитель просит приступить к определению адреса Кенгуру.
Учитель просит одного ученика сообщить результаты секретарю школы, для отправки данных сотрудникам МЧС. Считайте, что кенгурёнок спасён!
|
1группу –точка А
2 группа –точка Б
3 группа – точка В
(Работа выполняется на ноутбуках и общее решение записывается в рабочем листе каждого)
После проверки на учительском ноутбуке каждый в рабочий лист выставляет баллы. (От 0 до 4 баллов)
Индивидуально-групповая работа по определению адреса Кенгуру.
После того, как учащиеся нашли адрес города и материка они озвучивают свои результаты
(Если адрес правильный, то ставится 5 баллов, если адрес неверный, то 4 балла)
|
|
Домашнее задание.
|
Учитель сообщает, что домашнее задание записано в рабочем листе
|
Читают домашнее задание.
Тетрадь- тренажёр:
Задание № 8, 9 по одному примеру по вашему желанию.
Учебник: прочитать параграф 19, выписать в тетрадь по географии три определения: географические координаты, географическая широта, географическая долгота и выучить их наизусть.
С электронной версией работаем по желанию.
|
Подведение итогов урока
|
Молодцы! Все работали хорошо!
Выставляем оценки
|
Ребята считают баллы и озвучивают свои оценки
|
Рефлексия
|
Слайд №4
Что нового я узнал на уроке?
То, что я сегодня получил на уроке, может ли это пригодиться в жизни?
Думали ли вы , когда шли на урок, что сегодня будете помогать кого-то спасать?
Было трудно?
Показ слайда №5 на прощание.
|
Ответы учащихся.
|
Инструктивная карточка №1
Определение географической широты
Экватор делит Землю на северное и южное полушарие.
1. Найти объект на карте.
2. Определить в каком он полушарии? (Такая и будет широта: северная или южная)
Правило 1: Точки, расположенные к северу от экватора, находятся в северном полушарии, следовательно, имеют северную широту, которая сокращенно записывается – с.ш.
Правило 2: Точки, расположенные к югу от экватора, находятся в южном полушарии, следовательно, имеют южную широту, которая сокращенно записывается – ю.ш .
ПОМНИТЕ! Отсчет географической широты всегда начинается от экватора!!!
ПОМНИТЕ! Значение широты подписывают на рамке карты.
Правило 3. Найти параллель, которая проходит через объект, это и будет широта.
Правило 4. Если объект находится не на изображённых параллелях, между ними, надо определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны нулевого экватора. Затем к полученной величине следует прибавить число градусов дуги параллели до объекта.
Инструктивная карточка № 3
Определение географических координат точек.
Географические координаты - это географическая широта (северная и южная)
и географическая долгота (восточная и западная) - это географический адрес
объекта на глобусе или карте.
Определение географических координат начинается с географической широты - это улица,
а затем определяют географическую долготу - это номер дома.
Инструктивная карточка №2
Определение географической долготы
Меридианы 0°и 180° делят Землю на восточное и западное полушарие.
Найти объект на карте.
2. Определить в каком полушарии он находится? (Такая и будет долгота: западная или восточная)
Правило 1. Точки, расположенные к западу от нулевого меридиана, находятся в западном полушарии, следовательно, имеют западную долготу, которая сокращенно записывается – з.д.
Правило 2. Точки, расположенные к востоку от нулевого меридиана, находятся в восточном полушарии, следовательно, имеют восточную долготу, которая сокращенно записывается – в.д.
Правило 3.Отсчет географической долготы всегда начинается от нулевого меридиана!!!
Правило 4. Значение долготы подписывается на экваторе.
Правило 5. Найти меридиан, который проходит через объект, это и будет долгота.
Правило 6.
Если объект находится не на изображённых меридианах, между ними, надо определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого меридиана. Затем к полученной величине следует прибавить число градусов дуги параллели до объекта.
Инструктивная карточка №4
Правила определения объекта по заданным координатам
Как найти широту:
1.Посмотреть координаты точки. Определить какая широта указана (северная или южная).
2. Найти экватор.
3. Определить, в каком направлении двигаться до заданной точки: к северу или к югу.
4. Найти параллель с заданной величиной.
5.Мысленно или карандашом провести новую параллель с заданной величиной.
Как найти долготу:
1.Посмотреть координаты точки. Определить какая долгота указана (западная или восточная).
2. Найти нулевой меридиан.
3. Определить, в каком направлении двигаться до заданной точки: к западу или востоку.
4. Найти меридиан с заданной величиной.
5. Мысленно или карандашом провести новый меридиан с заданной величиной
Соединить проведенные параллель и меридиан до точки пересечения. В ней и будет расположен объект.
|