Скачать 257.02 Kb.
|
Пояснительная записка Программа «Школа будущего первоклассника разработана разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); -«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014); - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13) и Основной образовательной программы дошкольного образования БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 96» Цель программы предшкольной подготовки - всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. Данная программа позволяет:
В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:
Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу. Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов, у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию. Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи. В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов, впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми, начинает постигать определенные правила, принятые в обществе. Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из перечисленных выше работ характеризуется направленностью на получение продукта, обладающего определенными заданными качествами. От ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает. Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельности, результаты экспериментальной работы позволили определить содержание систематической подготовки к обучению, которое направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы. В основу отбора содержания легли следующие принципы:
Программа предшкольной подготовки состоит из следующих разделов: – Раздел 1 “АБВГДейка” нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Данный раздел ведет подготовку к обучению чтению и письму. – Раздел 2 “Математические ступеньки” направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы. – Раздел 3 “Зеленая тропинка” основывается на координации и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. – Раздел 4 “Волшебные краски” направлен на самоактуализацию детской души в процессе погружения в мир культуры и искусства своего народа, на становление личности ребенка на основе национальной культуры. Данный раздел способствует развитию у детей художественного вкуса, творческого воображения, индивидуальной активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач. – Раздел 5 “Очумелые ручки” готовит детей к восприятию различных конструкций предметов, знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, с правилами безопасной работы ручными инструментами. – Раздел 6 “Страна здоровья” направлен на соматическое развитие ребенка и охрану его здоровья. Главными принципами курса “Страна здоровья” являются: адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, свободы выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка. – Раздел 7 “Уроки общения” направлен на успешное и гармоничное развитие отношений с другими людьми. На базе БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 96» занятия проводятся: с 02.03 по 30.04 по 4 занятия в неделю; Занятия имеют следующую временную структуру: 25 минут занятие с 2 физминутками. Динамическая пауза после каждого занятия 10 минут. Работа по программе предшкольной подготовки требует постоянного психологического сопровождения. Важнейшей частью такого сопровождения является изучения динамики психического развития ребенка в условиях целенаправленной организации его деятельности. Именно в старшем дошкольном возрасте закладывается основа формирующейся личности. Поэтому необходимо стремиться организовать работу с детьми по следующим направлениям: – побуждение ума ребенка к активной, творческой деятельности благодаря большому количеству внешних впечатлений, активизирующих работу мозга; – учет характерных особенностей развития ребенка для создания необходимых условий при формировании нужных психических черт и качеств личности; – создание необходимого уровня организации познавательной деятельности, что является важным фактором развития познавательных процессов личности ребенка; – создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей его творческий потенциал; – вовлечение ребенка в такие формы деятельности, которые соответствуют его возрасту, являются привлекательными для него, способствуют развитию произвольности как одной из важнейших предпосылок учебной (функциональной) готовности. Психологическое обследование проводится дважды: “входная” диагностика и диагностика “на выходе”. Динамика развития ребенка определяется сравнением диагностических данных начального и итогового обследования психического развития ребенка. Содержание программы. Раздел 1“АБВГДейка”. Раздел “АБВГДейка” решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Программа раздела направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка, осуществляется переход от ситуационной к контекстной форме речи. На данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления; начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи. При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности. Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Если при подготовке к обучению чтению и при работе над совершенствованием связной устной речи в основе лежат слуховые отношения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия. Подготовка к обучению к письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаз и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Таким образом, раздел “АБВГДейка” решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствованию связной речи . Развитие связной устной речи включает в себя обучение правильному литературному произношению, развитие творческого воображения и образного мышления. Укрепление и развитие артикуляции предполагает обучение детей четкому произношению слов и фраз; формированию умений менять силу, высоту голоса (мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучение правильному использованию интонационных средств. Важно развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок с опорой на иллюстрации, понимание смысловых значений слов способствует развитию интереса к самостоятельному словесному творчеству. Курс “АБВГДейка” предполагает формирование у детей умений правильно употреблять слова по смыслу, подходящие к данной ситуации, правильного понимания переносного значения слов, умения замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки. Подготовка к обучению чтению: выделение из речи слов, звуков; знакомство с правильным произношением звуков; выделение звуков из слов типа: “ау”, “уа”, “ум”, “дом”, “сыр”, “кот”, “кит”, и т.п. по порядку; выделение звуков в начале, в конце и в середине слова. Подготовка к обучению письму: подготовка пишущей руки к письму с помощью обведенных по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно; знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке); знакомство с контуром предмета и его особенностями; развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации. К завершению подготовки к обучению дети должны: – правильно произносить все звуки; – выделять из слов звуки; – отчетливо и ясно произносить слова; – выделять слова и предложения из речи; – раскрывать смысл несложных слов; – давать описание знакомого предмета; – пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; – составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; – работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо. Раздел 2 “Математические ступеньки”. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себя его сенсорную и интеллектуальную готовность, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям с тем, чтобы подвести их к понятию числа. Это остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: – арифметическая (числа от 0 до 10), цифра и число – геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) – содержательно – логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. В курсе реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. А также работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе. Дети обучаются сравнению предметов (фигур), групп предметов по форме, (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.), по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центе, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др. Математическое содержание курса: Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни останавливались. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Содержательно – логические задания на развитие: – внимания – простейшие лабиринты, игры “Веселый счет”, “Сравни рисунки”, найди общие элементы и др.; – воображения – деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезок по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.; – памяти – зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала; – мышления – выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др. К концу подготовительной ступени дети должны: – знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом; – знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; – проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различать, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.). Раздел 3 “Зеленая тропинка”. |
Пояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии... Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» |
Пояснительная записка Программа разработана и реализуется в соответствии... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29. 12. 2012 в редакции от 7 мая 2013 г |
||
Пояснительная записка Программа разработана и реализуется в соответствии... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29. 12. 2012 (в редакции от 7 мая 2013 г.) |
Пояснительная записка Нормативно-правовые документы, на основании... Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» |
||
Пояснительная записка Нормативно-правовые документы, на основании... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-фз |
Пояснительная записка. Введение Основная образовательная программа... Федеральный закон от 29. 12. 2013 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» |
||
Пояснительная записка рабочая программа для 2-ой младшей группы разработана... Значимые характеристики особенностей развития детей 3-4 летнего возраста |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23. 07. 2013) |
||
Пояснительная записка рабочая программа по английскому языку для... Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» |
Рабочая программа по географии для 5-9 класса разработана в соответствии... Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» |
||
Пояснительная записка к программе курса Технологии в 5а, 5л классе... Федеральный Закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» |
Пояснительная записка I. Пояснительная записка рабочая программа... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29. 12. 2012 года |
||
Рабочая программа по учебному предмету Технология на уровне основного... Федеральный Закон от 29. 12. 2012 №273 –фз (ред. От 03. 07. 2016г.) «Об Образовании в Российской Федерации» |
Пояснительная записка рабочая программа по технологии для а класса... Федеральным законом от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 03. 02. 2014) «Об образовании в Российской Федерации» |
||
Пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению разработана... Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» |
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основании... Принципы и подходы в организации образовательного процесса |
Поиск |