МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНТЕЛЬНОе
автономное учреждение амурской области
«амурский технический колледж»
(ГПОАУ АТК)
СОГЛАСОВАНО
________________
________________
________________
СОГЛАСОВАНО
________________
________________
________________
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПОАУ АТК
О.А. Кривцов
«_______»
|
рабочая ПРОГРАММа профессионального модуля
ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования
для профессии: 18.01.02 Лаборант-эколог
Свободный, 2015
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по профессии 18.01.02 / Лаборант-эколог / Химические технологии
Организация-разработчик: ГПОАУ Амурской области «Амурский технический колледж»
Разработчик: Бондаренко Е.А., методист ГПОАУ АТК
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы профессионального модуля 4
Результаты освоения профессионального модуля 5
Структура и содержание профессионального модуля 7
Условия реализации программы профессионального модуля 14
Контроль и оценка результатов освоения производственного модуля 16
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПОДГОТОВКА ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ И
ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
1.1Область применения программы
Рабочая учебная программа профессионального модуля «Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования» является частью ППКРС СПО по профессии 18.01.02 Лаборант – эколог.
В части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования к проведению анализа.
соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.
ПК 1.2. Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.
ПК 1.3. Подготавливать для анализа приборы и оборудование.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
пользования лабораторной посудой различного назначения;
мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа;
выбора приборов и оборудования для проведения анализов;
подготовки для анализа приборов и оборудования;
уметь:
готовить растворы для химической очистки посуды;
мыть химическую посуду;
обращаться с лабораторной химической посудой;
подготавливать лабораторное оборудование к проведению анализов;
пользоваться лабораторными приборами и оборудованием;
вести учет проб и реактивов;
обращаться с химическими реактивами;
знать:
назначение и классификацию химической посуды;
правила обращения, хранения, сушки химической посуды;
правила мытья химической посуды;
механические и химические методы очистки химической посуды;
назначение и устройство лабораторного оборудования;
правила сборки лабораторных установок для анализов и синтезов;
правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования;
свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам;
правила обращения с реактивами и правила их хранения
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
Всего: 104 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 54часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 18 часа;
учебной и производственной практики – 50 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования, в том числе профессиональными и общими компетенциями.
-
Код
|
Наименование результата обучения
|
ОК 1
|
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
|
ОК 2
|
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
|
ОК 3
|
Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести ответственность за результаты своей работы
|
ОК 4
|
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития
|
ОК 5
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
ОК 6
|
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
|
ОК 7
|
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
|
ПК 1.1
|
Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа
|
ПК 1.2
|
Выбирать приборы и оборудование для проведения анализа
|
ПК 1.3
|
Подготавливать для анализа приборы и оборудование
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план ПМ. 01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования
Коды профессиональн ых компетенций
|
Наименования разделов профессионального модуля
|
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики)
|
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
|
Практика
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
|
Самостоятель ная работа обучающегося, часов
|
Учебная,
часов
|
Производственн ая,
часов
|
Всего,
часов
|
в т.ч. лабораторн ые работы и практичес кие занятия, часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
ПК 1.1.-1.3.
|
Раздел ПМ 01. Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования
|
74
|
36
|
26
|
18
|
20
|
|
|
Производственная практика, часов
|
30
|
|
30
|
|
Всего:
|
104
|
36
|
26
|
18
|
20
|
30
|
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 01. Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования
Наименование разделов, МДК и тем профессионального модуля
|
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся
|
Количество часов
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел ПМ 01. Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования
|
|
|
|
МДК 01.01
Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования
|
|
54
|
|
Тема 1.1. Требования к химической лаборатории
.
|
Содержание учебного материала
|
10
|
1
|
Назначение и классификация лабораторий. Требования к работающему в лаборатории. Требования к помещению лабораторий. Планировка, освещение и отопление лабораторных помещений. Факторы, влияющие на условия труда в лабораториях. Помещения для специальных лабораторий и требования к ним.
Водоснабжение лаборатории. Водопроводная сеть. Внутренний водопровод. Магистральные трубы, стояки и трубы, подводящие воду к приборам.
Канализация. Вывод сточных вод. Раковины. Централизованная подача горячей воды, пароводосмеситель. Центральное обеспечение лаборатории дистиллированной водой. Получение дистиллированной воды в лаборатории. Приточная и вытяжная вентиляция. Осуществление местной вентиляции при помощи отсосов, лабораторных вытяжных шкафов, аспирационных систем, зонтов.
Коммуникации, подводимые к вытяжным шкафам. Общеобменная вентиляция. Понятие кратности обмена воздуха.
|
|
Газовая сеть в лаборатории. Запорный вентиль на газовой магистрали. Подводка газа к рабочим столам. Газовые горелки. Проверка герметичности газопровода.
Распределительные щитки. Понятие о допустимой нагрузке. Предохранители.
Термостаты. Рубильники. Заземление электроприборов. Штепсельные розетки, их установка.
Лабораторные столы различного назначения, их устройство. Стулья и табуреты для лабораторий.
Практическая работа. Водоснабжение лаборатории. Сливные воронки. Правила пользования ими. Получение дистиллированной воды в лаборатории. Конструкция вытяжных устройств. Включение энергетического оборудования. Покрытия лабораторных столов. Обработка лабораторного стола. Приготовление пасты для натирания лабораторного стола.
Контрольная работа по теме Требования к химической лаборатории Самостоятельная работа (внеаудиторная) Подготовка сообщений по темам: Факторы, влияющие на условия труда в лабораториях. Помещения для специальных лабораторий и требования к ним. Типы перегонных аппаратов, их производительность. Виды вентиляции. Способы обнаружения и меры ликвидации утечки газа.
|
8
|
2
3
3
|
Тема 1.2. Лабораторная посуда.
|
Содержание учебного материала
|
10
|
1
|
Лабораторная посуда, назначение, классификация.
Стеклянная посуда: общего, специального назначения. Стеклянная посуда с нормальными шлифами. Мерная посуда. Правила обращения и хранения в лаборатории.
Правила работы со стеклом. Техника выполнения основных стеклодувных операций. Резка, оттягивание, запаивание и сгибание трубок и палочек.
Сверление шлифование стекла. Травление стекла. Огнеупорная посуда. Кварцевая, фарфоровая посуда. Посуда из высокоогнеупорных материалов. Посуда и принадлежности лабораторного обихода из металла, назначение, правила обращения и хранения. Соединительные элементы.
|
|
Химическая посуда из новых материалов.
Пробки корковые, резиновые, стеклянные, назначение, правила обращения и подбора. Сверление и обжим пробок. Заменители пробок.
|
|
|
Практическая работа. Стеклянная посуда общего назначения. Стеклянная посуда специального назначения. Мерная посуда.
Правила работы со стеклом. Резка, оттягивание, запаивание и сгибание трубок и палочек. Огнеупорная посуда. Фарфоровая посуда. Посуда и принадлежности лабораторного обихода из металла. Соединительные элементы. Соединительные элементы. Химическая посуда из новых материалов. Пробки корковые, резиновые, стеклянные, назначение, правила обращения и подбора. Сверление и обжим пробок.
Контрольная работа по теме Лабораторная посуда.
Самостоятельная работа (внеаудиторная) Выполнение презентаций по темам: Стеклянная посуда: общего, специального назначения. Мерная посуда. Огнеупорная посуда. Кварцевая, фарфоровая посуда. Посуда из высокоогнеупорных материалов. Посуда и принадлежности лабораторного обихода из металла. Химическая посуда из новых материалов.
|
8
|
2, 3
3
3
|
Тема 1.3. Лабораторное
|
Содержание учебного материала
|
10
|
1
|
оборудование и
|
Весы и взвешивание. Типы весов, применяемых в лабораторной практике.
|
|
лабораторный
|
Весы для грубого взвешивания. Весы для точного взвешивания, их
|
|
инструментарий.
|
классификация и правила работы. Назначение и оборудование весовой
|
комнаты. Методы взвешивания.
|
Приборы для измерения температуры.
|
Приборы для измерения давления.
|
Прибор для перегонки при обыкновенном давлении. Виды дефлегматоров.
|
Прибор для перегонки под вакуумом. Прибор для перегонки с водяным
|
паром. Приборы для возгонки и техника проведения.
|
Оборудование для фильтрования. Виды центрифуг. Порядок работы с
|
центрифугой.
|
Приборы для выпаривания.
|
Газовые, жидкостные и электрические нагревательные приборы, их
|
характеристика и правила работы и меры предосторожности. Нагревание
|
полупроводниковыми пленками и в сосудах из электрического стекла.
|
|
Устройство для перемешивания жидкостей. Устройство, назначение и применение фильтр-прессов. Правила их установки в лаборатории.
Определение плотности с помощью пикнометров. Определение плотности с помощью ареометров.
Практическая работа. Аналитические, электрические и электронные весы, их устройство, правила установки и взвешивания. Проверка аналитических весов. Дилатометрические, манометрические и электрические термометры. Пирометры. Терморегуляторы. Термостаты. Правила работы с приборами для измерения давления. Приборы для перегонки. Подготовка к перегонке. Правила работы. Оборудование для фильтрования. Виды центрифуг.
Порядок работы с центрифугой. Правила работы с приборами для выпаривания. Нагревательные приборы. Подготовка к нагреванию. Типы мешалок и правила работы с ними. Определение плотности с помощью пикнометров. Типы пикнометров. Определение плотности с помощью ареометров.
Контрольная работа по теме Лабораторное оборудование и лабораторный инструментарий.
Самостоятельная работа (внеаудиторная) Подготовка презентаций по темам: Вакуум-насосы: типы, область применения. Аналитические, электрические и электронные весы, их устройство, правила установки и взвешивания. Приборы для измерения температуры.
|
8
|
2, 3
3
3
|
Тема 1.4. Мытье и сушка химической посуды.
|
Содержание учебного материала
|
6
|
1
|
|
Мытье химической посуды. Механические и физические методы очистки посуды. Химические методы очистки посуды, смешанные способы мытья посуды.
Сушка химической посуды. Методы холодной сушки. Методы сушки при нагревании.
Практические работы: Механические методы очистки посуды. Физические методы очистки посуды. Химические методы очистки посуды. Методы сушки.
Зачет
Самостоятельная работа (внеаудиторная) Подготовка презентаций по темам: Механические и физические методы очистки посуды. Химические методы очистки посуды, смешанные способы мытья посуды.
|
2
|
2, 3
3
3
|
Учебная практика:
Инструктаж по безопасности труда и организации рабочего места при работе в химической лаборатории. Правила внутреннего распорядка.
Ознакомление обучающихся с оборудованием учебной лаборатории, устройством и оснащением химических столов. Уход за рабочим столом, подготовка его к анализу.
Обучение обращению с химической посудой и реактивами, их хранению. Обучение отбору проб реактивов.
Обучение механическим, химическим и смешанным способам очистки посуды. Приготовление моющих растворов.
Требования безопасности труда при мытье посуды.
Обучение обращению с корковыми, резиновыми, стеклянными и полиэтиленовыми пробками. Ознакомление с электронагревательными приборами и правилами их эксплуатации.
Ознакомление с основными операциями стеклодувных работ. Безопасность труда при выполнении работ со стеклом.
Ознакомление с оборудованием для измельчения и смешивания.
Ознакомление с устройством и правилами эксплуатации технохимических и аналитических весов. Ознакомление с приборами для определения плотности жидкостей.
Ознакомление с приборами для измерения температуры. Ознакомление с методами сушки химической посуды.
|
20
|
|
Производственная практика:
Оборудование производственной лаборатории, устройство и оснащением химических столов, подводка газа, электричества, воды, сжатого воздуха и вакуума. Уход за рабочим столом, подготовка его к анализу. Практическое обращение с химической посудой и реактивами. Особенности хранения реактивов.
Отбор проб реактивов.
Использование различных способов очистки посуды. Практическое приготовление моющих растворов.
Использование различных методов сушки химической посуды. Получение дистиллированной воды в лаборатории.
Мытье посуды. Проверка посуды на чистоту.
Практическое обращение с пробками. Сверление корковых и резиновых пробок. Обжим пробок. Практическое ознакомление с оборудованием весовой комнаты. Проверка аналитических весов. Эксплуатация технохимических и аналитических весов.
Проведение основных стеклодувных операций.
Практическое ознакомление с электронагревательными приборами и правилами их эксплуатации. Работа с оборудованием для измельчения и смешивания.
Подготовка к работе приборов для определения плотности жидкостей. Практическое ознакомление с приборами для измерения температуры
|
30
|
|
ВСЕГО:
|
104
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПОДГОТОВКА ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ И
ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Лаборатория физико-химических методов анализа, аналитической химии:
- АРМ преподавателя (компьютер, проектор, экран);
- Аквадистиллятор ДЭ-4 -2 шт.;
- Кондуктометр PWT (Hanna) -1 шт.;
- Бутыль Вульфа на 10 литров – 3 шт.;
- Термостат ТС-1/20;
- Баня водяная UT-4305, 4шт.;
- Сушильный шкаф ШСУ-М;
- Муфельная печь ЭКПС-10;
- Стерилизатор с охлаждением ГП-20;
- Центрифуга ПЭ6900;
- Магнитная мешалка ПЭ-6100, 4 шт.;
- Электроплитка ПЭ,ПЭМ, 10 шт;
- Микропипетки (дозаторы Экохим), 10 шт.;
- Лабораторный pH-метр Эксперт-pH, 2 шт.;
- Иономер И-510, 2 шт.;
- Оксиметр-pH-метр-иономер Экотест 2000Т;
- Титратор;
- Рефрактометр;
- Спектофотометр;
- Весы аналитические, 2шт.;
Весы лабораторные, 8 шт.;
Термометр, 10 шт.;
Психометр М34М, 2шт.;
Барометр, 2шт.;
Вытяжной шкаф;
Хроматограф «Хроматек-Кристалл 5000»;
Газоанализатор, 2шт.;
Хим.посуда;
Хам.реактивы;
Лабораторная мебель;
Оборудование вытяжной системы;
Очистное оборудование.
Лаборатория химии и технологии нефти и газа, промышленной экологии:
- АРМ преподавателя (компьютер, проектор, экран);
- Сушильный шкаф ШС-80-01 до 300 С;
- Муфельная печь SNOL 8,2/1100;
- Стерилизатор ГП-10;
- Центрифуга ОПН-3.02;
- Титратор;
- Вытяжной шкаф;
- Установки для определения фракционного состава нефти, парафинов;
- Стенды для химанализа нефти (содержания серы, щелочи, серной кислоты; плотности,
вязкозти и др.);
- Хим.посуда;
- Хим.реактивы;
- Лабораторная мебель;
- Оборудование вытяжной системы;
- Очистное оборудование;
- Стенд «Изучение способов очистки воды от нефтепродуктов»;
- Комплект мебели.
-
Информационное обеспечение
-
Аналитическая химия: учебник для студ. учреждений сред.проф.образования/; под ред. А.А.Ищенко,- 10-е издание перераб. и доп. -М, :Издательский центр «Академия», 2014.-464с.
Августинович И.В.
Технология аналитического контроля : учеб.пособие для учащихся учреждений нач.проф.образования. – М.: издательский центр «Академия», 2010. – 192с.
Вержичинская С.В., Дигуров Н.Г., Синицин С.А.
Химия и технология нефти и газа: учеб.пособие –3-е изд., испр. и доп. – М.:Форум : Инфа-м, 2014. -416с
Дополнительные источники:
Аналитическая химия. Химические методы анализа/ Под ред. О. М. Петрухина. – М.: Химия, 2008.
Авсеевич Е. А., Сашников В. Н. Государственный надзор за стандартами и средствами измерений. – М.: Изд-во стандартов, 2005.
Барковский В. Ф., Городенцева Т. Б., Толорова Н. Б. Основы физико-химических методов анализа – М., «Высшая школа», 2005.
Глинка Н. В. Общая химия. М.: Химия, 2006.
Захаров Л. Н. Техника безопасности в химических лабораториях. Л.: Химия, 2005.
Новый справочник химика и технолога: в 7 томах СПб, Профессионал, 2005.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ (тестирования), учебной практики, а также выполнения обучающимися самостоятельных работ.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
|
Основные показатели оценки результата
|
Формы и методы контроля и оценки
|
ПК 1.1. Пользоваться
|
1. Пользование лабораторной
|
Текущий контроль в форме:
|
лабораторной посудой
|
посудой различного назначения.
|
- собеседования;
|
различного назначения,
|
2. Мытье посуды в соответствии с
|
- тестирования;
|
мыть и сушить посуду в
|
требованиями химического анализа.
|
- защиты практических
|
соответствии с
|
3. Сушка посуды в соответствии с
|
заданий по темам МДК;
|
требованиями
|
требованиями химического анализа.
|
- наблюдения за
|
химического анализа
|
выполнением учебных
|
ПК 1.2. Выбирать приборы и оборудование для проведения анализа
|
Выбор приборов и оборудования для проведения анализа.
|
практических работ.
|
Промежуточный контроль в
|
форме контрольных работ по
|
ПК 1.3. Подготавливать для анализа приборы и оборудование.
|
Подготовка для анализа приборов и оборудования.
|
темам МДК.
|
Итоговый контроль в форме
|
наблюдения и экспертной
|
оценки выполнения
|
комплексных практических
|
работ и экзамена по
|
завершению МДК
|
Результаты (освоенные общие компетенции)
|
Основные показатели оценки результата
|
Формы и методы контроля и оценки
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
|
Демонстрация интереса к будущей профессии.
|
Интерпретация результатов наблюдения за обучающимися в процессе освоения образовательной программы.
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
|
Выбор способов решения профессиональных задач в части организации рабочего места, мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа, выбора
и подготовки приборов и оборудования для проведения анализов, обращения с химическими реактивами.
|
Наблюдение за обучающимися в процессе производственной практики.
Оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий.
|
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести ответственность за результаты своей работы
|
Обращение с химическими реактивами в зависимости от их свойств; анализ учета проб и реактивов; подготовка растворов для очистки и мытье химической посуды в зависимости от типа загрязнений; подготовка
лабораторного оборудования к проведению различных анализов.
Самоконтроль качества выполненной работы
|
Оценка результативности выполняемой работы
|
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития.
|
Эффективный поиск необходимой информации в различных профессионально- ориентированных источниках (справочниках, каталогах, технической документации и т.п.)
|
Оценка эффективности работы обучающегося с источниками информации.
|
ОК 5. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития.
|
Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.
|
Интерпретация результатов наблюдения за обучающимися в процессе освоения образовательной
программы.
|
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
|
Работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, клиентами
|
Интерпретация результатов наблюдения за обучающимися в процессе освоения образовательной программы.
|
ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
|
Применение полученных профессиональных знаний при исполнении воинской обязанности.
|
Интерпретация результатов наблюдения за обучающимися в процессе освоения образовательной программы.
|
|