Семинар для педагогов
«Русские народные подвижные игры в дошкольном возрасте»
Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.
В. Белинский
Возникновение народной игры теряется в стародавних временах. Еще в Лаврентьевской летописи, в которой говорится о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.
Игры сопровождали людей на протяжении всей истории человечества. И совсем не всегда безраздельными хозяевами в игровом царстве были дети. В древности взрослые люди через игровые действия пытались понять законы мироздания и даже повлиять на них. Игра и быт тесно переплетались в жизни каждого. Проигрывая в календарных и семейных обрядах важнейшие события и состояния человеческой жизни (свадьба, рождение ребенка, трудовая деятельность, старость), люди психологически подготавливались к ним. Так облегчался переход от одного жизненного цикла к другому.
Очень давно игра отделилась от обрядовых действий и начала самостоятельную жизнь. Она присутствует в самых разных областях человеческой деятельности. По ее законам строятся театральные представления и спортивные состязания. Даже общение между людьми зачастую подчиняется игровым правилам.
И конечно, без игры немыслим мир детства. Произведения русских писателей и художников свидетельствуют о том, насколько многообразна была еще в XIX — начале XX века игровая деятельность и крестьянского, и городского ребенка. На памяти старших наших соотечественников непременное присутствие настольных, подвижных, ролевых игр в семейной жизни. Они помогали преодолевать монотонность будней, объединяли разные поколения и поддерживали теплую атмосферу семейного очага.
К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей глубоко погребена под грузом повседневных забот. Очевидно, это одно из проявлений нездоровья общества, так как, по мнению психологов, здоровым может быть назван только тот человек, кто умеет работать, любить и играть.
Однако, дети всегда остаются детьми, и жить для ребенка — означает играть. Как и много лет назад, именно через игру дети познают окружающий мир и самих себя, учатся общению, освобождаются от переполняющих их эмоций, и положительных, и негативных, зачастую даже неосознаваемых.
Но детское сообщество не может существовать совершенно независимо от процессов, характерных для мира взрослых. И в настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей сейчас довольно однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов; теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание. А значит, обедняется и внутренний мир ребенка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. В этой ситуации обращение к народным играм — основе игровой культуры в целом — реально поможет педагогу в работе с детьми.
Мир ребенка значительно отличается от мира взрослого: он не хуже и не лучше, а просто - другой. Долгое время малыш не владеет в достаточной мере способами общения и разрешения проблемных ситуаций, предлагаемых ему взрослыми. Он просто к ним не готов. А вот через игру ребенок наиболее полно выражает свои чувства и переживания. Игра - естественная форма детского существования. Следовательно, самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Играть с малышом — значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Неверным было бы представление, что вступающий в игру взрослый опускается на более низкий уровень общения. Скорее наоборот: игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов. Хорошо владеющий игровыми навыками педагог может достичь с их помощью самых разнообразных целей:
активизировать память, внимание, мышление детей;
подготовить их к определенному виду деятельности;
решить сугубо психокоррекционные задачи (отыгрывание конфликтных ситуаций, работа с агрессией, страхами, замкнутостью, гиперактивностью, сложностями в общении; налаживание внутригрупповых отношений);
в предельно естественных условиях выявить особенности межличностных отношений в группе и их динамику.
Конечно, чаще всего игра начинается ради нее самой, «для удовольствия», без обдуманных заранее методических целей. Но, и в таком случае она несет в себе мощный потенциал, способствующий установлению здоровых, открытых отношений между детьми и взрослыми, побуждает к творчеству, помогает играющим лучше понимать друг друга. При этом исподволь решаются многие вопросы межличностного общения и достигаются вышеупомянутые цели.
К настоящему времени накоплен огромный массив игр, служащих самым разнообразным практическим целям. Есть среди них и игры, разработанные в наши дни на базе новейших психологических знаний.
И все же игры, самостоятельно живущие в детском обществе, и тем более игры традиционные, занимают особое место в процессе воспитания. Они проверены временем, в их основе интуитивно-правильный подход к реализации потребностей ребенка. Потому-то они столь органично и непринужденно входят в жизнь детей. С педагогической точки зрения их отличает широкая направленность, так как в каждой совершенно естественно решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, укореняются полезные навыки общения и неписаные законы существования отдельного человека в группе.
Ведущей деятельностью человека в дошкольном возрасте является игра. Именно она помогает освоить ребенку опыт человеческой деятельности. В игровых условиях отношения между детьми являются практическими умениями их первых коллективных взаимодействий. Нельзя забывать, что игра является важным средством воспитания. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.
Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Актуальность нашей работы заключается в том, что в последние годы современные дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов и другим малоподвижным видам деятельности. Народные игры почти исчезают сегодня из детства. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.
Мы предполагаем, что воспитатели дошкольной организации знают и применяют народные игры в практике работы. Сопровождающая народные игры речь — это настоящая сокровищница для педагога. Как уже было сказано, в последнее время репертуар игр, существующих внутри детского сообщества, значительно уменьшился. А из сохранившихся практически исчезли традиционные игровые тексты. Это лишило игру одного из самых важных ее звеньев. Считалки, распевки, ролевые слова, особые словесные формулы, регулирующие ход игры, как нельзя лучше отвечают потребностям дошкольного детства. Все они имеют для ребенка поистине волшебное значение и поддерживают настроение игры. Ведь малыш, произносящий считалку, ощущает себя почти волшебником. В зависимости от интонации и громкости, с которыми игровые приговоры и припевы произносятся, а также контекста применения они уже сами по себе могут побуждать к действию, успокаивать, завораживать, то есть оказывать мощное эмоциональное и психокоррекционное воздействие на играющих.
Дошкольное детство — период активного освоения речи. Дети познают язык через словотворчество, через игру со словами и звуками. Прекрасный материал для этого предлагают считалки и игровые песенки. Произнося веселые, часто «тарабарские» слова, ребенок получает власть над языком. Благодаря этому он активно и творчески овладевает речью, формируется его речевой аппарат, развивается чувство языка, обогащается словарь.
Говоря о важности игр в системе отношений «ребенок — взрослый», нельзя не отметить то личностное значение, которое они имеют и для воспитателя. Педагог, как и любой другой человек, имеет право на усталость и негативные эмоции. Однако специфика педагогической деятельности часто не позволяет в нужный момент дать выход отрицательному эмоциональному заряду. Поэтому к концу рабочего дня воспитатель может напоминать собой паровой котел, под крышкой которого бурлят самые разные чувства. Бывает и так, что в силу сложившихся представлений о недопустимости тех или иных эмоций в педагогической практике, воспитатель, даже не пытаясь разобраться в том, что с ним происходит, просто подавляет их в себе. Здесь недалеко и до так называемых психосоматических заболеваний: нарушений артериального давления, хронических болей и т. п. Универсальным средством физического и душевного отдыха в этой ситуации может служить игра. В играющем взрослом пробуждается к жизни его собственный внутренний ребенок, а значит, наиболее творческая, активная часть личности, открытая познанию, радостному мировосприятию, интуитивно находящая выход из любых ситуаций и нестандартные ответы на многие вопросы.
Все сказанное позволяет утверждать, что диапазон применения народных игр в повседневной работе каждого специалиста дошкольного учреждения чрезвычайно широк. Решать многие практические задачи с их помощью смогут воспитатель и методист, музыкальный работник и логопед, педагог по физическому воспитанию и преподаватель, направляющий изодеятельность детей. Каждому сотруднику детского сада игры помогут при проведении ежедневных занятий, на прогулке и при подготовке к праздникам. С ними жизнь детской группы станет насыщеннее, разнообразнее и гармоничнее.
Главная забота педагога заключается в том, чтобы игры развивали в детях не простое стремление к получению удовольствия, а помогали ему ощущать, воспринимать и творчески отображать мир в своей игровой деятельности, учили ребенка всматриваться в жизнь.
В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем. Не играющий в детстве ребенок, став взрослым, не сможет полностью реализовать свой человеческий потенциал.
Характеристика народных подвижных игр.
Многие виды русского фольклора, в том числе и подвижная игра, восходят в своем возникновении к первобытно-общинному строю. Но сведений об этом почти не осталось. Древние летописцы увлекались больше строем жизни взрослых людей, описанием их войн и характеров предводителей, словом, более политической стороной жизни, детям обыкновенно уделяли слишком мало внимания, а игры их представляли себе, по-видимому, как едва ли позволительные детские шалости.
Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.
Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам.
В языческой культуре Древней Руси не существовало обособленной касты жрецов, жертвоприношения и молебны совершались любым человеком у жертвенников и статуй почитаемых тогда богов (Ярило — солнце, Велёс — покровитель скота, Мокошь – богиня воды, дождя, Сварог — бог оружия, неба и небесного огня).
Кроме этого, культура Руси развивалась на основе жесточайшей эксплуатации трудового народа, главным образом крестьянства. Все это отразилось в играх, которые являлись частью жизни русского народа.
Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы — своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д.
Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Интересным примером игры-обряда, во время исполнения которой пелись песни с обязательным упоминанием Лады (органического соединения аграрного божества и покровительницы брака, содержащим имя Лады), может служить общеизвестная игра «А мы просо сеяли».
А вот еще одна игра этого периода жизни русского народа, но уже из детского фольклора — горелки. О ней мы читаем у С.К. Якуба: «Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее — Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки — славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, "чтобы встретить в чистоте восходящее светило". В ту же ночь происходило и "умыкивание" девиц. В самой древней нашей летописи — "Повести временных лет" — так говорится об этом: "Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе"». Эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку.
О происхождении самого название игры — «горелки» — свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А.Н. Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен... поется:
Не огонь горит, не смола кипит,
А горит-кипит ретиво сердце
По красной девице...
Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность...».
В зимние святки, на праздничных посиделках исполнялась и игровая песня «Дрема», также связанная с календарными праздниками, правила поведения в которых унаследованы от древних языческих времен. Можно предположить, что Дрема здесь — образ Солнца, которое будят, слегка, шутливо укоряют, ждут от него тепла:
Будет, Дремушка, дремать,
Полно, Дрема, стыдно спать.
Встань!
На святки же «водили Козу», которая всех веселила своими выходками. Может быть, частью драматических сценок с этим персонажем является игра, где козонька должна показать, как скачут старушки, старички, девушки, молодцы и, наконец, сама коза, т. е. веселится народ, ждет весну. Возможно, к святочной игровой песне «Уж я золото хороню» восходит известная детская игра «Колечко» («Колечко, колечко, выйди на крылечко»).
В другой детской игре, «Кострома», ученые находят отголоски древнего языческого обрядового игрища в честь Костромы, олицетворявшей весенне-летнее божество. Молодые девушки, женщины делали из соломы чучело, одевали его в нарядный сарафан, украшали цветами, клали в корыто и, имитируя похороны, с песнями несли к реке. Там всю ночь пели, водили хороводы, а затем Кострому раздевали и бросали в реку, оплакивая ее кончину, вместе с которой кончились и все летние хороводы, гулянья. Наступало время летней страды. И в детском припеве сохранились слова о древнем значении игры:
Кострому мы наряжали,
Весну-лето провожали.
Хотя в ней усилена развлекательная функция: исход игры — это, по существу, ловишки, ведь детям надо побегать!
Многие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. Такова, например, «Утена»:
По лугам гуляла,
Гнездо совивала,
Деток выводила,
Деток собирала.
Народная традиция создает образ ласковый, светлый:
Плыла утена через синие озера,
Ноженьки обмочила,
Крылышки обмочила,
Крылышки встрепенула,
а бережок вспорхнула.
Доброй, надежной матерью станет она своим детям. А наши дети впитывают вместе с игрой эту нежность, разлитую в простой мелодии.
В процессе игры ведущий игры — утена показывает несложные движения в соответствии со словами текста, что позволяет использовать ее с детьми дошкольного возраста.
Христианизация Руси и введение новой веры способствовало формированию особого христианского пантеона святых и созданию христианских праздников на основе языческих. Так, зимние святки были заменены рождественской неделей, а весенние — пасхальной, что отразилось на характере игр и развлечений как молодежи, так и малых детей. Например, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящему завязывали глаза и отводили к двери; потом к нему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью, пока он не поймает себе замену. «Бытовая» — постоянный набор святочных игр. В него входили: «Кострома», «Столб», «Цепочка», «Товар забирать», «Выскочка», «В короли», «Мост мостить».
А вот на Масленицу распространено было катание молодежи с ледяных гор. В Юрьевском уезде Владимирской губернии (информация 1893 г.) молодежь каталась на Масленице с горы на скамьях и буках — низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. Во многих русских селениях Тверской губернии всю зиму катались с естественных гор только дети-мальчики.
Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта (см. рис.). В.Г. Григорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и многих более старших поколений. Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе!
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
Возраст играющих. Для детей дошкольников следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счёт введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям ещё очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно, если помещение небольшое. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т.д. участие в игре должно быть интересным для каждого ребёнка.
Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т.п. он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве
Классификация народных игр
Игры русских детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Учёные, занимавшиеся их изучением, обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.
В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. Во время совместных игр ребёнок испытывал радость от тесного контакта со взрослыми.
В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причём все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождается пением песенок.
Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в ловкости, и усложнёнными, то есть с применением какого – либо инвентаря: верёвок, мячей, шаров, палок, камешков, костей. В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьёвок, считалок. Во многих из них практикуется наказание побеждённого или проигравшего.
Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются хореографическим шагом по кругу или навстречу друг другу двумя шеренгами под пение песен. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия, а так же элементы плясок, прыжки, хлопанье в ладоши, притопы, присядки, кручения. Игры можно классифицировать:
По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
Выделяют типологию игр для дошкольников:
По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
Мы рассмотрели классификацию и типологию народных игр. Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить воспитателям детского сада планирование занятий для детей дошкольников наглядно обозначить соответствие русских народных игр разделу программы.
Можно сделать вывод, что народные игры важны в жизни ребёнка. Они разнообразны и интересны детям. Поэтому их использование в дошкольном детстве необходимо.
|