МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
участникам Конкурса
«За нравственный подвиг учителя»
(Разработаны Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ)
Оглавление
Аннотация 3 стр.
Пояснительная записка 3 стр.
Общие рекомендации по разработке
первой составляющей образовательного продукта 4 стр.
Рекомендации по разработке
образовательного продукта в соответствии с номинацией 7 стр.
Рекомендации по оформлению
второй составляющей образовательного продукта 14 стр.
Приложения с 15 по 68 стр.
Приложение 1. Выдержки из Закона РФ № 273
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 15 стр.
Приложение 2. Требования к учебным изданиям 16 стр.
Приложение 3. Проектная деятельность 30 стр.
Приложение 4. Внеурочная деятельность 37 стр.
Приложение 5. Рекомендации по разработке образовательных
программ дополнительного образования детей 40 стр.
Приложение 6. Досуговая деятельность 59 стр.
Аннотация
Данные методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия во Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»
Пояснительная записка
Актуальность разработки данной методической рекомендации в том, что популярность Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» (далее Конкурс) растет. На Конкурс присылаются материалы из всех регионов Российской Федерации. Из присланных материалов видно, что работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию успешно осуществляется, но сам присланный материал часто нуждается в серьезной методической поддержке.
Цель разработки данных методических рекомендаций – методическое сопровождение педагогов в подготовке конкурсных материалов.
Прежде всего, эти методические рекомендации помогут подготовить материал в соответствии с требованиями Конкурса и более содержательней представить результаты работы.
Помимо прописанных в Положении о Конкурсе требований, хочется обратить Ваше внимание на очень важный аспект – на содержание конкурсного материала.
Конкурсный материал должен состоять из двух составляющих:
I. Первая составляющая – это должен быть материал, непосредственно отражающий деятельность педагога по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи в соответствии с требованиями Конкурса. Это должен быть конкурсный продукт в соответствии с заявленной номинацией.
II. Вторая составляющая – это должен быть материал наглядно подтверждающий деятельность педагога и детей при реализации конкурсного продукта.
Рекомендации по подготовке конкурсного продукта к участию в Конкурсе
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке первой составляющей конкурсного продукта
При разработке первой составляющей конкурсного продукта необходимо учитывать ОБЩИЕ рекомендации и рекомендации в соответствии с выбранной номинацией.
При подготовке конкурсного продукта к участию в Конкурсе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
Соответствие конкурсного продукта условиям конкурса и заявленной номинации, а именно:
- Соответствие представленного материала цели и задачам Конкурса.
- Соответствие концептуальной позиции автора концептуальным идеям Конкурса.
Концептуальные основы конкурсного продукта
- определяется целями государственной политики РФ в сфере образования,
- опирается на ФЗ «Об образовании в РФ», Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- соответствует ценностным основаниям ФГОС нового поколения;
- созвучна национальным традициям и возможностям культурно-образовательного пространства региона.
Конкурсный продукт:
- является оригинальной авторской разработкой, которая представляет принципиально новый подход к организации системы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
- включает инновационную составляющую;
- демонстрирует глубину и оригинальность содержания представленных материалов.
Конкурсный продукт должен иметь системный характер:
- содержание соответствует концептуальному замыслу и нормативным требованиям;
- все компоненты взаимосвязаны, определены планируемые результаты, цели, задачи и способы их достижения (методики и технологии);
- соблюдена логика и последовательность представления материалов.
Педагогическая целесообразность представленной работы – соответствие концепции и значимость для достижения поставленной цели, т.е. значимость инициативы для реализации системы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Возможность использования работы и ее результатов в практике других регионов, образовательных учреждений, педагогов
Конкурсный продукт:
- может быть использован в образовательных организациях разного типа (продукт универсален);
- описаны вариативные механизмы распространения позитивного опыта на широкую педагогическую и религиозную общественность (публикации, повышение квалификации, конкурсы профессионального мастерства, размещение на сайте и т.д.).
3. Соответствие содержания представленного материала условиям конкурса и номинации
Необходимо обратить внимание на то, чтобы конкурсный продукт был:
- ориентирован на формирование личностных результатов;
- указаны подходы к определению личностных результатов обучающихся;
- прослеживается взаимосвязь целевых установок, механизмов реализации и достоверности оценки их достижения обучающимися, в том числе в соответствии с требованиями ФГОС.
Так же, необходимо обратить внимание на:
Обучающий компонент в предметной области (в рамках и за рамками базовых образовательных стандартов): общий кругозор ребенка в предметной области, специальные знания (теория предмета), специальные умения и навыки (практическая деятельность по предмету) – универсальные учебные действия.
Развивающий компонент (развитие у детей общих и специальных способностей):
- общих интеллектуальных способностей;
- специальных способностей;
- общих и специальных психофизических способностей.
Воспитывающий компонент - сочетание элементов мировоззренческого нравственно-эстетического и социального опыта (формирование личностных качеств ребенка и стимулирование его саморазвития).
Качество условий образовательной деятельности
- Профессионализм педагогических работников.
- Методическое обеспечение программы.
- Материально-техническое обеспечение программы.
Качество процесса образовательной деятельности
- Деятельность педагогических работников.
- Деятельность воспитанников.
- Механизм реализации программы.
- Интеграция разнообразных знаний, их актуализация, системность работы.
- Инновационность образовательного процесса.
Качество результата образовательной деятельности
- Результативность образовательного процесса (через систему педагогического мониторинга).
- Возможность самовыражения воспитанников.
- Результативность образовательного процесса (через презентацию деятельности воспитанников).
- Результативность образовательного процесса (через взаимодействие с Русской Православной Церковью).
- Результативность образовательного процесса (через взаимодействие с другими институтами).
Наличие рецензий на представленный материал
- Рецензии от Отделов религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
- Рецензии ведущих специалистов в области педагогики и психологии.
Оформление работы - Культура представления конкурсного продукта.
II. РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке конкурсного продукта в соответствии с номинацией
Рассмотрим более подробно каждую номинацию Конкурса
I. «Лучшая инновационная разработка года» - выдвигаются работы, имеющие значительный инновационный потенциал и доказавшие свою значимость для развития системы духовно-нравственного образования, подтверждающие создание новой или изменение существующей системы - технологической, информационной, социальной, экономической, организационной.
Оцениваются работы достигшие коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта имеющие значительный инновационный потенциал, в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих).
В данной номинации могут быть представлены проекты, исследования, программы, описание модели, технологии, методики и т.д., содержащие:
новые элементы содержания образования и систем воспитания, педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств образования;
новые образовательные программы;
методики подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров;
модели образовательных или общественных организаций;
новые механизмы, формы и методы управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий, новых институтов общественного участия в управлении образованием;
другие элементы, разрабатываемые в рамках экспериментальной или инновационной площадки.
В качестве инновационной разработки не могут рассматриваться защищенные диссертационные исследования; разработки, осуществляемые в рамках грантов; плановые исследования в рамках государственного задания.
Структура работы:
Введение (обоснование актуальности темы, степени ее разработанности, адресная направленность проекта);
Основная часть (исходные теоретические положения, содержание проекта, механизм реализации, ожидаемые результаты, мониторинг результативности перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта);
Заключение (основные выводы, результаты апробации (реализации), перспективы развития).
Объем работы без приложений – не более 30 с. В приложении могут быть: диски с презентациями, графики, фото, публикации, программы мероприятий и т.д.- все, что, по мнению авторов, может проиллюстрировать содержание основного текста.
II. «Лучшее педагогическое исследование года» - выдвигаются работы, имеющие высокий научный уровень, представляющие завершенное самостоятельное педагогическое исследование по актуальным проблемам развития системы духовно-нравственного образования. Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.
Педагогическое исследование соответствует своему назначению, если носит опережающий характер по отношению к педагогической практике, позволяет преобразовывать и совершенствовать её, другими словами, выполняет функции педагогического прогнозирования.
Помимо общих требований к конкурсным материалам, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- В содержании представленного материала необходимо выделить обучающий, развивающий и воспитывающий компоненты:
обучающий компонент включает в себя предметную область (в рамках и за рамками базовых образовательных стандартов ФГОС, ФГТ, церковных документов, стандартов РПЦ в сфере образования): общий кругозор ребенка в предметной области, специальные знания (теория предмета), специальные умения и навыки (практическая деятельность по предмету);
развивающий компонент предполагает педагогические действия, направленные на развитие общих интеллектуальных способностей; специальных способностей; общих и специальных психофизических способностей;
воспитывающий компонент - сочетание элементов мировоззренческого нравственно-эстетического и социального опыта (формирование личностных качеств ребенка и стимулирование его саморазвития).
- Структура педагогического исследования:
Педагогическое исследование должно иметь соответствующую структуру: проблему исследования, объект и предмет, гипотезу, цель и задачи исследования, при этом задачи должны соответствовать цели исследования, наличие и четкость определения оснований исследования, качественную проработку теоретических оснований исследования, обоснование методов исследования, достаточно аргументированную доказательную базу опытно-экспериментальной деятельности.
- Соответствие содержания представленного материала структуре исследования:
Содержание педагогического исследования должно соответствовать его структуре, что предполагает: достоверность и обоснованность результатов, научную новизну исследования, обоснование его теоретической и практической значимости, описание методики воспитывающей деятельности, итоги апробации и внедрения результатов исследования.
III. «Лучший издательский проект года» - выдвигаются работы, фиксирующие наиболее удачную и принятую широкой общественностью публикацию о результатах и перспективах духовно-нравственного воспитания: газету, журнал, рекламный проспект, учебник, книгу, сайт и т.п.
Это могут быть издания и публикации, способствующиеформированию в рамках социальных наук глобальных информационных средств/языков/методов коммуникации, содействующие взаимопониманию, сотрудничеству, миру, ненасилию, толерантности, гуманизму народов и гармонии культур.
Представленный материал должен иметь высокое духовно-нравственное, культурологическое значение, предусматривать широкое распространение среди читательской среды.
Помимо общих требований к конкурсным материалам, необходимо обратить внимание на:
Отражение в содержании представленного материала требований ФГОС всех уровней образования, церковных документов и стандартов РПЦ в сфере образования:
- соответствие Православному христианскому вероучению, историческим и культурным традициям РПЦ;
- соответствие ФГОС всех уровней образования, церковным документам и стандартам РПЦ в сфере образования;
- соответствие историческим и культурным традициям РПЦ;
- соответствие новейшим данным церковной науки.
Отражение православных педагогических традиций:
- использование текстов Православного вероучения, церковных документов;
- использование иллюстраций Православных святынь (Икон, Храмов, церквей, монастырей и т.п.);
- доступность изложения материала для широкого круга читателей;
- системность и структурированность материала;
- использование глоссария и ссылок на первоисточники.
|