Работа по устранению нарушений слоговой структуры


Скачать 108.67 Kb.
Название Работа по устранению нарушений слоговой структуры
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы

Работа по устранению нарушений слоговой структуры
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно. Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

В коррекционной работе можно выделить два этапа:

I. Подготовительный (цель данного этапа — подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

II.Собственно коррекционный (цель этого этапа — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

  • Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

  • Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

  • Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;

  • Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным
    ритмическим рисунком, записанным символами;

  • Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

  • Задания с использованием ударения для выделения части
    ритмического рисунка: !!!; !!!!!;

  • Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после
    дующей записью ритмического рисунка символами;

  • Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка — символ «-») и коротких (барабан, бубен — символ «+»).

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку:

маршировка, легкий бег, ходьба.

Примечание. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения.

  1. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак — ребро, кулак — ребро — ладонь.

  2. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки — ребро правой руки и т.д.).

6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…; +=+=…

Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.

Работа на вербальном материале

Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первыйпоследний, началосерединаконец, междузаперед — после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).

В младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо — громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.

На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. В процессе работы с младшими дошкольниками можно проводить игровые занятия на развитие подражательности (Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого), игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороныв кулачок, разжимайи на бочок), простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать). Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в дудку). Если ребенок знаком с понятиями одинмного, то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз. Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.

Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).
КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

  • Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

  • Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

  • Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед
    хлопнул в ладоши;

  • Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного
    ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА;
    АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

  • Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА,
    АУА;

  • Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции
    и произнесение их с голосом;

  • Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим
    образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

  • Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

  • Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

  • Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);

  • Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

  • Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

  • Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

  • Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со…;

  • Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;

  • Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

  • Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

  • Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

а-са, а-со, а-су, а-сы;

и-са, и-со, и-су, и-сы;

у-са, у-со, у-су, у-сы;

о-са, о-со, о-су, о-сы;

  • Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

  • Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты; а-ста, а-сто, а-сту, а-сты; и-ста, и-сто, и-сту, и-сты; о-ста, о-сто, о-сту, о-сты; у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.

Примечание. В некоторых случаях артикуляционные упражнения можно заменить упражнениями на проговаривание стечений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить;

  • Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;

  • Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

  • «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;

  • Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;

  • «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;

  • Запись слогов различных типов под диктовку;

  • Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);

  • Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.

  • Уровень слова

При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

а) структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;

б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинатьс вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.);

г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объема понимаемой речи. На этом этапе рекомендуется использовать слова с простой слоговой структурой, не включающие артикуляцию сложных звуков, и главной целью является уточнение контура слова (его длины). Работа с «неговорящими» детьми начинается с вызывания или закрепления звукоподражаний. Затем целесообразно переходить к работе со словами типа СГ, СГС (на, дай, вот, тут, там). Их произнесение, как правило, сопровождается жестами.

После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на данном этапе не рекомендуется исправлять звукопроизношение). Следует обратить внимание на формирование связного высказывания — объединение двух слов в одно предложение (Дай биби).

С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно: овладение слоговой структурой идет на материале освоенных ребенком звуков, а в отработанную структуру вводятся новые, еще не освоенные звуки.

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура слова:

  • двусложные слова из открытых слогов (вата);

  • трехсложные слова из открытых слогов (машина);

  • односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);

  • двусложные слова с закрытым слогом (лимон);

  • двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);

  • двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);

  • трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);

  • трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);

  • трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);

  • односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);

  • двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);

  • четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).


Составил: учитель-логопед Е.А. Елисейкина

Похожие:

Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon Информация о принятых мерах по устранению нарушений и недостатков,...
Контрольно-счётной палаты Ставропольского края, приняты следующие меры по устранению нарушений и недостатков
Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon «Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у...
Коррекция слоговой структуры слова одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения...
Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon Т. Г. Серебрякова Новосибирск 2014
Коррекционно-логопедическая работа по устранению нарушений фонематических процессов у детей 5-6 лет с дизартрией в условиях психо-неврологического...
Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon Использование современных подходов к организации работы воспитателя...
Использование современных подходов к организации работы воспитателя по устранению речевых нарушений у дошкольников: методическое...
Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon Муниципальное образовательное учреждение
На ваше предписание об устранении выявленных нарушений №5/28-(17-тс-р)-594-2015 от 04. 09. 2015 г сообщаю о предпринятых мерах по...
Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon Инструкция ребенку: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук У: З, Р,...
В норме формируется к 2 годам. Недостаточное развитие фонематического слуха может стать причиной нарушения звукопроизношения («лыба»,...
Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon Описание работ по устранению тт с последующим подключением абонентов...
Технология широкополосного мультисервисного множественного доступа по оптическому волокну древовидной структуры
Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon Акционерное Общество «Мобильные ТелеСистемы»
Открытый запрос предложений на право выбора подрядчика (конрагента) на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по устранению...
Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon Методическое пособие по вопросам организации и проведения контроля...
Контроль выполнения мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в результате проверки
Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon Ход: у ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в...
Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов,...
Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon В отчетный период руководителям предприятий выдано 891 предписание...
Федеральной службы по труду и занятости от 14 января 2005 года №2 с целью информации и анализа работы Государственной инспекции труда...
Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon Докла д управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному...
Основными задачами контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора по Новосибирской области являются
Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon Методическое пособие по вопросам организации и проведения контроля...
Контроль выполнения мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в результате проверки
Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon Методическое пособие по вопросам организации и проведения контроля...
Контроль выполнения мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в результате проверки
Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon Информация о принятых решениях и мерах по устранению нарушений, выявленных...
Информация о результатах контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой города Ростова-на-Дону в 2015 году
Работа по устранению нарушений слоговой структуры icon Информация о принятых решениях и мерах по устранению нарушений, выявленных...
Информация о результатах контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой города Ростова-на-Дону в 2015 году

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск