«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи»


Скачать 50.57 Kb.
Название «Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи»
Тип Задача
rykovodstvo.ru > Инструкция по эксплуатации > Задача
Публикация на тему:

«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи».

Выполнил учитель-логопед:

Риттер Любовь Александровна.

Лангепас 2017

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.

Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Для того чтобы помощь этим детям была максимально эффективной, необходимы ранняя диагностика и соответствующая коррекционная работа.

Задача о усвоении звукослоговой структуры слов в условиях речевого развития является очень важным. Трудности при воспроизведения звукослоговой структуры слов препятствуют усвоению словарного запаса и грамматического строя речи. Нарушение звукослоговой структуры слов свойственно детям с патологий речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи оно может постепенно развиваться, но всегда обнаруживает себя, как только ребёнок сталкивается с новой звукослоговой и морфологической структурой слова. Это нарушение, существенно затрудняющее овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью (дизграфия), является достаточно стойким и преодолевается с трудом.

Анализируя результаты диагностики, проведенной в детском саду, я пришли к выводу, что нарушение звукослоговой структуры слова является характерной особенностью речи детей с её общим недоразвитием. Нарушение звукослоговой структуры по-разному изменяет звукослоговой состав слова.

Для диагностики слоговой структуры необходимо правильно подобрать вербальный (картинки) и речевой материал. При отборе вербального материала каждое слово подбирается с позиций его известности детям, частотности употребления и сложности его звуко-слогового состава. Речевой материал должен состоять из незнакомых, знакомые, часто и мало употребляемых слова различной слоговой сложности.

Проанализировав многие методики по нарушению слоговой структуры слова, я определила самые необходимые задания для определения слоговой структуры нарушения слова.

Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.

Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГ - муха, лиса, вода, вата, коты, ноты;

б) слова типа СГСГС - петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.

Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков в начале слова - гном, хлеб, стул, блин, внук, клен;

б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова — бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.

Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ - дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, малина;

б) слова типа СГСГСГС - воробей, петушок, соловей, василек, потолок, колосок.

Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова с одним стечением согласных звуков - комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник;

б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнайка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.

Задание 6. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку.

Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».

Речевой и картинный материал:

а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый ... (лимон); Катина ... (панама); плывет ... (пароход); колючий ... (кактус); отважный ... (солдат); длинноносый ... (Буратино)»;

б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили ... (Бима); мы полетим на ... (самолете); я положу письмо в ... (конверт); я хочу быть ... (космонавтом); я мечтаю о ... (велосипеде)».

При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим...на чем?»).

Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.

Задание 7. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца.

Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори». И т.д.

Речевой и картинный материал: скачет зайчишка; едут танкисты; комнатный цветок; гном ест хлеб; Галина ест малину; садовник поливает шиповник.
Задание 8. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца.

Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз».

Речевой и картинный материал: едет машина; цветная бумага; сладкие бананы; знаки на перекрестке; в космосе спутники; под кустом лиса.
Задание 9. Определение количества структурных элементов слоговой последовательности. Ребенку предлагаются слоговые последовательности для прослушивания и символы в виде кружочков.

Инструкция: «Послушай, сколько раз сыграла дудочка. Положи столько же кружочков».

Речевой материал: серии слогов, произносимых с четким послоговым делением, но без акцентуации (например: ту-ту, ла-ла-ла).
Задание10.. Опознание и дифференциация слов, имеющих одинаковые фрагменты (при опоре на предметные картинки).

Ребенку предлагаются слово и три картинки. При этом в названии одной-трех из них имеется общий фрагмент с предъявляемым словом, а картинка для названного слова отсутствует.

Инструкция: «Скажи, здесь есть <�пила>?».

Речевой и картинный материал:

слово «пила», картинки — лапа, санки, волк;

слово «барашки», картинки - носки, рубашки, кошки;

слово «Чебурашка», картинки - дельфины, лягушка, черепаха;

слово «листок», картинки — гриб, елка, цветок;

слово «крот», картинки — кукла, торт, кот;

слово «радуга», картинки — гора, зебра, гамак;

слово «пугало», картинки - помидор, попугай, мухомор;

слово «луковица», картинки - шапка, цапля, курица;

слово «капли», картинки - туфли, лист, вафли;

Литература:

1.Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Б 12 Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.

 2.Агранович З.Е.Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001

3.Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002

Похожие:

«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon Правила пользования логопедическим кабинетом
Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова
«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon Мадоу «дс №17 города Белогорск» (по состоянию на 01. 01. 2018 г.) Ул. Кирова, 259 Логопункт
Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова
«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon Пояснительная записка
Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, заиканием, задержкой речевого развития, фонетико – фонематическим...
«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа...
Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи
«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (онр)
«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи мадоу №15
Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями...
«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon «Влияние театрализованных игр на формирование интонационной выразительности...
Направление 050700. 62 Педагогика с профильной подготовкой «Речевое дошкольное образование»
«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon Дополнительная общеобразовательная программа детей старшего дошкольного...

«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе...
Г. А. Волкова канд пед наук, профессор испип международного университета им. Р. Валленберга
«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon Дипломная работа на тему: «Коррекционно-логопедическая работа по...
«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием
Онр, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого...
«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы
«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon Викторина «Ответь на вопросы». Употребление в речи глаголов в разных...
Т. Б. Филичевой. Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть...
«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon Рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической...
Московская область, г. Красногорск, ул. Вокзальная д. 25а тел/факс. 562-62-52; 562-72-85
«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon «Особенности развития произвольного внимания детей с общим недоразвитием речи III уровня»
Направление 050700. 62 Педагогика с профильной подготовкой «Речевое дошкольное образование»
«Из опыта работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова у детей с общим недоразвитием речи» icon Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе...
Т. А. Овечкина — канд пед наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск