Д О К Л А Д
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований, с возможными мероприятиями по их устранению
(«как делать нельзя»)
РАЗДЕЛ 1.
Организация государственного контроля (надзора)
Основными задачами контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора по Новосибирской области являются:
защита населения от болезней, общих для человека и животных;
обеспечение безопасности продуктов животного происхождения в ветеринарно-санитарном отношении;
обеспечение охраны территории Российской Федерации от заноса и распространения заразных болезней, общих для человека и животных, а также недопущение ввоза опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения;
предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных;
обеспечение качества и безопасности лекарственных средств для ветеринарного применения, кормовых добавок и кормов, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов, на всех стадиях производства и обращения;
осуществление федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора;
обеспечение фитосанитарной безопасности Российской Федерации;
обеспечение охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространение вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения.
обеспечение качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна;
осуществление федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора;
обеспечение фитосанитарной безопасности Российской Федерации;
обеспечение охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространение вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения;
обеспечение осуществления государственного надзора при обороте семян сельскохозяйственных растений;
-
контроль за соблюдением требований земельного законодательства Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
а) сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного контроля (надзора)
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Новосибирской области было создано Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 24.01.2005 года № 4 «О создании территориальных органов Россельхознадзора». Действующая редакция Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области утверждено приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15 апреля 2013 г. №212 (в ред. приказов Россельхознадзора от 02.04.2015 № 195, от 02.02.2017 №101, от 11.07.2017 №675). Штатная численность составляет 111 единиц.
В организационно-штатной структуре Управления включены 9 структурных подразделений – 5 отраслевых и 4 административных отдела.
б) перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций:
федеральный государственный ветеринарный надзор;
контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области ветеринарии с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия;
изъятие животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок при ликвидации очагов заразных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации;
контроль за проведением ветеринарно-санитарной экспертизы пищевой продукции животного происхождения (непромышленного изготовления) для реализации на продовольственных рынках;
планирование, организация и контроль за реализацией государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов;
планирование, организация и контроль за реализацией государственного эпизоотического мониторинга;
ведение Реестра организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, перемещаемых с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза (Реестр предприятий Таможенного союза);
осуществление мероприятий по контролю, направленных на обеспечение охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений;
федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения;
государственный контроль безопасности продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок для животных;
лицензирование фармацевтической деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения;
осуществления государственного контроля и надзора в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении ветеринарного надзора;
выдача разрешений (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции;
государственный надзор в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений;
государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
государственный контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна;
оформление фитосанитарных сертификатов, реэкспортных фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов;
организация проведения обеззараживания подкарантинных объектов;
проведение контрольных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов;
организация и осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими лицами и гражданами правил и норм обеспечения карантина растений при производстве, заготовке, ввозе на территорию Российской Федерации, вывозе с территории Российской Федерации, перевозках, хранении, переработке, использовании, транспортировке и реализации подкарантинной продукции;
государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции, в том числе за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза, а также при поставке (закладке) зерна и крупы в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон, введение и отмена карантинного фитосанитарного режима, организация осуществления мероприятий по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта;
установление карантинного фитосанитарного состояния территории Новосибирской области, карантинное фитосанитарное обследование растений в вегетационный период как в зонах их возделывания (лаборатории, питомники, плантации, поля, сады, теплицы и другие), так и в зонах произрастания дикорастущих растений, а также хранимых или транспортируемых растений и растительной продукции;
мониторинг карантинного фитосанитарного состояния территории Новосибирской области;
формирование и ведение базы открытых данных карантинных фитосанитарных зон в электронной форме.
в) сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля (надзора) подведомственными Россельхознадзору организациями с указанием их наименований, организационно-правовой формы
Референтным центром Управления Россельхознадзора по Новосибирской области является ФГБУ «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория».
Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом на территории Сибирского федерального округа в 7 субъектах: Республике Алтай, Алтайском крае, Новосибирской, Омской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО по реализации единой государственной политики в области ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства и селекционных достижений, агрохимии, плодородия почв, качества и безопасности зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, охраны, воспроизводства, использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, функции по защите населения от болезней общих для человека и животных.
г) данные о средней нагрузке на одного государственного инспектора по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю (надзору):
Данные о средней нагрузке по контрольно-надзорной деятельности на одного государственного служащего в сфере государственного контроля за обеспечением качества и безопасности зерна и продуктов его переработки:
- среднее количество поднадзорных объектов – 286,2;
- проведено 27,4 проверок: из них плановых проверок – 15,2;
- установлено правонарушений – 18,6;
- наложено штрафов – 343 600руб.
Данные о средней нагрузке на одного государственного инспектора в сфере государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора):
среднее количество поднадзорных объектов - 190
проведено 3,94 проверок: из них плановых проверок – 3,23; внеплановых
проверок – 0,64;
выдано 0,53 предписаний;
возбуждено дел об административном правонарушении – 18.41.
Данные о средней нагрузке на одного государственного инспектора в сфере государственного контроля в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений:
- по количеству поднадзорных объектов – 330;
- по количеству контрольно-надзорных мероприятий – 75;
- по количеству проведенных проверок – 19,0;
- по количеству составленных протоколов – 67,75;
- по сумме наложенных штрафов – 71,18.
Данные о средней нагрузке на одного государственного инспектора в сфере государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:
среднее количество поднадзорных объектов – 88,23;
проведено 46,29 проверок: из них плановых проверок – 39,18; внеплановых проверок - 7,11;
выдано 11,2 предписаний;
возбуждено дел об административном правонарушении – 18,35.
РАЗДЕЛ 2.
Типовые и массовые нарушения обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению
В сфере федерального государственного ветеринарного надзора
Наиболее характерные нарушения обязательных требований при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в сфере федерального государственного ветеринарного надзора приведены в таблице 1.
Таблица № 1 Статистические данные типичных нарушений статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере федерального государственного надзора.
№ п/п
|
Статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
|
Количество установленных правонарушений
|
Сумма наложенных штрафов, тыс. руб.
|
1.
|
Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил
|
39
|
184 000
|
2.
|
Статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства
|
129
|
163 200
|
3.
|
Статья 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов
|
41
|
1 368 000
|
|