ОГЛАВЛЕНИЕ
-
1.
|
Паспорт программы
|
|
2.
|
Целевой раздел программы
|
|
3.
|
Пояснительная записка
|
|
4.
|
Цели и задачи программы
|
|
5.
|
Принципы к формированию программы
|
|
6.
|
Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с ОВЗ
|
|
7.
|
Значимые характеристики для реализации программы
|
|
8.
|
Возрастные особенности развития детей
|
|
9.
|
Планируемые результаты освоения программы
|
|
10.
|
-Целевые ориентиры освоения программы детьми младшего дошкольного возраста
|
|
11.
|
II. Содержательный раздел
|
|
12.
|
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
|
|
13.
|
-Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
|
|
14.
|
-Образовательная область «Познавательное развитие»
|
|
15.
|
-Образовательная область «Речевое развитие»
|
|
16.
|
-Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
|
|
17.
|
-Образовательная область «Физическое развитие»
|
|
18.
|
Развитие игровой деятельности
|
|
19.
|
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
|
|
20.
|
Организационный раздел программы
|
|
21.
|
-Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
|
|
22.
|
-Организация режима пребывания детей в ГБДОУ
|
|
23.
|
-Культурно-досуговая деятельность (особенности традиционных событий, праздников, мероприятий)
|
|
24.
|
-Поддержка детской инициативы
|
|
25.
|
-Учебно-методический комплект
|
|
26.
|
-Кадровые условия реализации Программы
|
|
27.
|
-Финансовые условия реализации Программы
|
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
|
Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 21 Колпинского района Санкт-Петербурга
|
Назначение программы
|
Создание условий для удовлетворения образовательных запросов субъектов образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО
|
Сроки реализации программы
|
2017-2020гг
|
Руководитель программы
|
Заведующий ГБДОУ № 21 Колпинского района Санкт-Петербурга – Цыбульская З.М.
|
Исполнитель программы
|
Педагогический коллектив ГБДОУ № 21 Колпинского района Санкт-Петербурга
|
Цель программы
|
Проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей
|
Задачи программы
|
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и
начального общего образования.
-- расширение форм образовательных услуг за счет организации взаимосвязи с другими социальными объектами района.
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Деятельность государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 21 Колпинского района Санкт-Петербурга (далее ГБДОУ д/с № 21) направлена на обеспечение права семьи, на оказание ей помощи в воспитании детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей
Дошкольное образование в ГБДОУ д/с № 21 осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования (далее Программой),
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012г. №273-ФЗ
-Приказом Министерства образования и науки РФ от17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
-Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
-Приказом Министерства образования РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Распоряжением Комитета по образованию №1263-р от 05.05.2012 «Об утверждении Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга».
Программа спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения, контингента воспитанников, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Кроме того, учтены концептуальные положения следующих программ и методических разработок:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
Примерными программами, предложенными к рассмотрению на сайте ФИРО согласно Письму Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10.01.2014 №08-5
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -2-е изд., исп.и доп..-М.: Мозаика-Синтез,2014
ОПДОА государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 21 Колпинского района Санкт-Петербурга, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей в возрасте от 2-х до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Образовательная программа может корректироваться в соответствии со следующими изменениями:
- в нормативно – правовой базе дошкольного образования
- запроса родителей на оказание образовательных услуг
- структуры и наполняемости групп
- вида ДОУ и пр.
1.1 Цели и задачи Программы:
Проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей
Задачи «Программы»:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
-- расширение форм образовательных услуг за счет организации взаимосвязи с другими социальными объектами района.
1.2.Принципы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Особенности осуществления образовательного процесса.
ДОУ территориально расположен в Санкт – Петербурге, в связи с чем имеет ряд национально – культурных, демографических, климатических и иных особенностей.
Климатические условия Северо-западного региона имеют свои особенности и отличаются своеобразием, крайне изменчивая непредсказуемая погода — следствие сходящихся в этой области непохожих друг на друга климатических режимов. Континентальный массив приходит в регион со стороны Евразии, а морской со стороны Атлантического океана.
Сезонные особенности климата нашего региона выражены в очень продолжительной зиме, начинающейся в конце ноября — начале декабря. Весна приходит в конце марта, но развивается медленно, средняя температура воздуха в марте - апреле 0-+5 градусов. Только к середине мая температура поднимается до 10 и выше. При этом погода относительно стабильна. В это время года наблюдается наименьшая, по сравнению с другими временами года, облачность.
В первую половину лета большое влияние на климат оказывают континентальные воздушные массы, поэтому облачность невысока, а погода умеренно теплая. Во второй половине лета наступает пора циклонов, которые приносят пасмурную погоду с дождем и ветром.
Осень ранняя, начинается в начале сентября, хотя до октября погода сохраняется относительно летняя — теплая и сухая. В октябре осень разворачивается по-полной: циклоническая деятельность еще более усиливается, преобладает пасмурная погода, с моросящими дождями, туманами и ветрами. В это время года наблюдается наибольшая влажность и облачность. В конце октября начале ноября нередко выпадает снег.
Исходя из этого, в образовательный процесс ГБ ДОУ № 21 включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости.
В холодное время года ( при неблагоприятных погодных условиях) пребывание детей на прогулке сокращается.
В теплое время года жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
В холодное время года (при благоприятных погодных условиях) удлиняется пребывание детей на прогулке.
В течение года в случае плохой погоды (дождь, сильный ветер, метель и пр.) жизнь в группах организовывается по специально разработанному режиму, который насыщен активной двигательной деятельностью, играми, решением занимательных задач, чтением любимых книг и пр.
В весенне-летний период времени активизируется поисково-исследовательская деятельность, наблюдения в природе, высадка рассады, уход за цветниками.
Один раз в месяц в дошкольных группах проводятся День здоровья. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, играми, решением занимательных задач. Содержание образовательной работы направлено на формирование основ культуры здоровья у детей
Национально-культурные
Колпино — город в России, муниципальное образование в составе Колпинского района города федерального значения Санкт-Петербурга, промышленный пригород, город воинской славы России (с мая 2011 года). Главное предприятие города — «Ижорский завод». Население — 143,8 тыс. жителей (2008). Расположен на Приневской низине, на реке Ижоре (левый приток Невы), в 26 км к юго-востоку от исторического центра Санкт-Петербурга. Находится на железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Учитывая богатую историю и культуру города Колпино, коллектив ГБДОУ № 21 в содержание дошкольного образования включает вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской и других национальных культур, представителями которых являются участники образовательного процесса.
Региональный компонент Санкт-Петербурга.
Реализация проекта «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, входящего в перечень основных мероприятий Программы Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность»
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
1.3. Значимые характеристики для реализации программы.
Образовательный процесс в ГБДОУ осуществляют: заведующий, зам зав по УВР, воспитатели, учителя – логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Медицинское сопровождение образовательного процесса обеспечивает медицинская сестра.
Возрастные группы
|
Iмладшая группа (с 2х до 3х лет ) - 1группа
II младшая группа (с 3х до 4х лет ) – 1группа
|
Педагогические работники
|
Воспитатели- 22 человек
Учитель-логопед – 7 человек
Учитель-дефектолог – 3 человека
Педагог-психолог – 1 человек
Музыкальный руководитель – 2 человека
Инструктор по физической культуре – 2 человека
|
Образование
|
Высшее – 25
Средне специальное – 7
н/высшее – 1
|
Квалификация
|
Высшая категория – 12 человек
Первая категория – 15 человек
Н/аттестованы – 5 человека (вновь поступившие на работу, декрет)
|
Образовательный процесс осуществляется:
|
- по двум режимам в каждой возрастной группе, с учётом тёплого и холодного периода года, также реализовывается адаптационный режим, щадящий, на плохую погоду
- группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели; 12 ч пребывания детей в ГБДОУ
|
Режим дня
|
Режим дня составлен в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 и возрастными особенностями. Изменения в режим вносятся на основании решений администрации в период адаптационного периода, карантина и других обстоятельств.
|
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность
|
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность (далее НОД) организуется в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 и индивидуальными особенностями здоровья детей. НОД осуществляется на основании комплексно-тематического планирования.
|
Образовательная деятельность
|
Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с родителями воспитанников.
|
1.4.Возрастные особенности развития детей
Возрастные особенности психического развития детей от 2 до 3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В
середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:
осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные
ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются
эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием
орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с
идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от
взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возрастные особенности психического развития детей от 3 до 4 лет
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для
ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим
действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-
заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми,
неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться.
Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут
использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого
вылепить простые предметы .Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц
восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети
могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного
возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе
целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между
предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.
Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаисобственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в
значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере
выбираемых игрушек и сюжетов
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,
которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Для детей раннего возраста используются следующие целевые ориентиры:
ребёнок интересуется окружающими предметами и может активно действовать с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
может использовать специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Может владеть простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
может владеть активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогического наблюдения. Педагогическое наблюдение – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования. Психологическая диагностика – выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей (проводится с письменного разрешения родителей).
|
Педагогическое наблюдение
|
Психологическая диагностика
|
Назначение
|
Оценка индивидуального развития детей, связанная с
оценкой эффективности педагогического действия и
лежащая в основе их дальнейшего планирования
|
Выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей (при необходимости)
|
Кто проводит
|
Педагогический работник: учитель-дефектолог; учитель- логопед
|
Квалифицированный специалист:
педагог-психолог
|
Использование
полученных
результатов
|
Исключительно для решения образовательных задач:
индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей
|
Для решения психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей
|
Участие ребенка
|
Свободное
|
Допускается только с согласия родителей
|
Условия проведения
|
Свободное наблюдение за воспитанником в ходе организованной, совместной и
самостоятельной деятельности
|
Специально созданные условия, с применением специальных психологических методик
|
В детском саду проводится мониторинг уровня развития детей. Мониторинг предполагает в начале каждого учебного года проведение комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении за деятельностью ребёнка, оценку уровня и особенностей психического развития для определения его образовательных потребностей, и на основе полученных результатов позволяет разработать образовательный маршрут и индивидуальную коррекционно-развивающую программу.
Педагоги осуществляют мониторинг усвоения программы ребёнком по пяти образовательным областям. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребёнка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы,
организуемые педагогом. Кроме этого педагогом-психологом проводится психологическая диагностика готовности детей к обучению в школе.
|