|
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела
|
1.
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
|
1.1.
|
Пояснительная записка
|
1.1.1
|
Цели и задачи реализации Программы
|
1.1.2.
|
Принципы и подходы к формированию Программы
|
1.1.3
|
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
|
1.2
|
Планируемые результаты освоения Программы
|
2.
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
|
2.1..
|
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)
|
|
социально-коммуникативное развитие;
|
|
познавательное развитие;
|
|
речевое развитие;
|
|
художественно-эстетическое развитие;
|
|
физическое развитие
|
2.2.
|
Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей
|
2.3.
|
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
|
2.4.
|
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
|
2.5.
|
Способы и направления поддержки детской инициативы;
|
2.6.
|
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
|
2.7.
|
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
|
2.7.1.
|
Наиболее существенные характеристики содержания Программы (специфика национальных, социокультурных и иных условий)
|
2.7.2
|
Парциальные образовательные программы и формы организации работы с детьми
|
3
|
Организационный раздел
|
3.1.
|
Материально-техническое обеспечение Программы
|
3.2.
|
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
|
3.3.
|
Распорядок и режим дня
|
3.4.
|
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
|
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дошкольное образование в ГБДОУ д/с № 67 компенсирующего вида Московского района СПб осуществляется в соответствии с «Образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», разработанной рабочей группой ГБДОУ в контексте нормативных требований Закона РФ «Об образовании»
1, приказа Минобразования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014
2, СанПин 2.4.1.3049-13
3, на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
4
- «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной
5
«Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») является обязательным нормативным документом ГБДОУ, предназначена для осуществления коррекционно - образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР) от 5-ти до 7-ми лет в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 67 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга (далее ГБДОУ)
К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации)
6.
«Программа» обеспечивает:
- разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению,
- образовательную деятельность и работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей
7.
«Программа» содержит материал для организации коррекционно - развивающей деятельности с возрастными группами детей – 5- 6 лет и 6 – 7 лет.
«Программа» предусматривает разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в речевом развитии, профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Коррекционно - развивающая деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие), соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) и обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:
на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира;
на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель реализации «Программы» ― проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи «Программы»:
способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Решение задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе «Программы», возможно при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе специалистов ГБДОУ, а также при участии родителей в реализации программных требований.
Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания
Ответственность за реализацию «Программы» возлагается на администрацию ГБДОУ, медико-педагогический консилиум и родительский комитет. ГБДОУ несет ответственность за реализацию образовательных программ не в полном объеме, за качество образования своих выпускников (пп.2 п. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
Программа может корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп и др.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию «Программы»8
«Программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО
9:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество организации с семьями;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Системное недоразвитие речи представляет синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами, соотношение первичного и вторичного, общие и специфические закономерности. Поэтому его преодоление осуществляется в процессе многоаспектного воздействия, то есть направлено на весь синдром в целом.
Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;
2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
4) возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;
5) специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционно-развивающая педагогическая работа направлена на:
1) преодоление нарушений развития детей с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении «Программы»;
2) разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
1.1.3. Значимые
для разработки и реализации Программы характеристики
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
«Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи» При общем недоразвитием речи отмечается позднее её начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
10
По клиническому составу выделяют три основные группы
11 (Е.М. Мастюкова):
- неосложненный вариант общего недоразвития речи,
когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение центральной нервной системы. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями», такими, как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок и пр.; у детей наблюдается некоторая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности и т.д.;
- осложненный вариант общего недоразвития речи, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких, как синдром повышенного черепного давления, цереброастенический и неврозоподобный синдромы, синдромы двигательных расстройств и пр. У детей этой группы отмечается крайне низкая работоспособность, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость и т.д.;
- грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Как правило, эту группу составляют дети с моторной алалией.
По степени проявления речевого нарушения. Условно выделяют три уровня общего недоразвития речи. Каждый уровень отражает определенный период усвоения родного языка ребенком (А.Н.Гвоздев "Вопросы изучения детской речи").
«Первый уровень речевого недоразвития характеризуется как "отсутствие общеупотребительных словесных средств общения" и соотносится с первым периодом усвоения языка, названным А.Н.Гвоздевым "Однословное предложение. Предложение из двух слов-корней".
Второй уровень общего недоразвития речи характеризуется как "начатки фразовой речи" и соответствует периоду нормы "Усвоение грамматической структуры предложения".
Третий уровень общего речевого недоразвития характеризуется как "обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонетического строя" и представляет собой своеобразный (патологический) вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка»
12.
Общая характеристика детей с первым, вторым, третьим уровнем речевого развития детально представлена Р. Е. Левиной
13
IV уровень речевого развития характеризуется остаточными явлениями не резко выраженного общего недоразвития речи.
14
Программа строится на основе
общих закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов в развитии психических процессов. Дети различных возрастных категорий могут иметь качественно неоднородные уровни речевого развития. Поэтому при выборе образовательного маршрута, определяемого требованиями «Программы», следует учитывать не только возраст ребенка, но и уровень его речевого развития, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.
«Программа» направлена
на:
охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое) развитие, коррекцию нарушений речевого развития;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;
использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с ТНР модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития;
реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей.