Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории


Скачать 0.77 Mb.
Название Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории
страница 1/7
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7



«Основы преподавания экономических дисциплин»


СОДЕРЖАНИЕ

1. Педагогика и учебный процесс в высшей школе.




2. Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин.




3. Методика подготовки лекций по экономической теории





4. Проблемный метод чтения лекций по экономике




5. Методика подготовки и проведения семинарских занятий.




6.Методика организации самостоятельной работы студентов в вузе.




7. Методика организации и проведения контроля знаний.




8. Специфика методики преподавания экономических дисциплин на вечернем и заочном отделении.




9. Дистанционное обучение.




10. Модели образовательного процесса.




11. Современные технологии обучения и их использование в вузе.




Глоссарий










Раздел 1

ПЕДАГОГИКА И УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.

План.

  1. Учебный процесс: сущность, основные компоненты, задачи, история развития.

  2. Научные основы учебного процесса.

  3. Роль и место преподавателя и студента в учебном процессе




  1. Основные понятия и краткое содержание.

В XVI в. в Западной Европе появляется понятие учебного процесса и формируется определенная система его организации.

Различают две системы обучения: предметную и курсовую.

  • Предметная система обучения - это совокупность определенных учебных дисциплин, которые рекомендуется студенту изучить, усвоить и получить квалификацию независимо от того, когда и как (в каком порядке) он будет их учить и сдавать.

  • Курсовая система обучения осуществляется по годам на основе определенной принятой последовательности изучения дисциплин.


Главное достоинство курсовой системы обучения: позволяет точно определить сроки обучения, последовательность и логику изучения учебных дисциплин, дает возможность делить систему обучения на части (блоки).

Современная курсовая система обучения в российских вузах представлена в следующих блоках:

  1. блок естественных дисциплин (математика, физиология, зоология, ботаника);

  2. блок общественных дисциплин (гуманитарных), которые опираются на знания математических дисциплин;

  3. блок специальных дисциплин, которые позволяют, начиная со 2-3 курса формировать квалификацию (профессию) выпускника вуза.

Высшая школа в организации учебного процесса ставит перед собой следующие задачи:

  • оптимальное определение содержания обучения квалификации специалистов;

  • внедрение экологического образования;

  • усвоение в учебном процессе возрастающей роли научных достижений в развитии общества и материального производства;

  • внедрение методов прогнозирования в развитии науки и техники;

  • развитие у студентов форм самостоятельной познавательной деятельности;

  • воспитание и развитие у студентов индивидуальных способностей и их использование в практической деятельности.


Методологическим началом теории обучения в высшей школе является теория познания. Закономерности теории познания направляют мыслительную деятельность студента на объективное понимание окружающей среды, на объективную оценку событий, закономерностей и связей.

Наука обучения рассматривает познание как сложный противоречивый процесс, идущий от незнания к знанию, от неполного знания к более полному знанию, от познания предметов и требований объективного мира к познанию сущности, закономерности связей.

Важным положением теории познания является положение, которое указывает на существование объективной реальности. что по существу означает следующее:

  • Во-первых, методологическим началом теории обучения является теория познания.

  • Во-вторых, закономерности теории познания направлены на мыслительную деятельность студентов, на объективное понимание экономических явлений.

  • В-третьих, теория познания неразрывно связана с диалектикой мышления.

  • В-четвертых, мышление в учебном процессе - главное средство в познавательной деятельности. В процессе мышления у человека появляется свое миропонимание.

  • В-пятых, посредством мышления в процессе познания обучающийся выделяет основное, существенное, формирует свое понимание.


Рассматривая преподавателя как основное звено образовательного процесса, можно сказать, что учебный процесс предполагает объект и субъект.

Преподаватель в вузе сочетает в себе качества ученого, специалиста и педагога.
Функции преподавателя:


- Обучающая;

- Воспитывающая;

- Организующая;

- Исследовательская.

Главная задача преподавателя – учебно- воспитательная деятельность, которая заключается в следующем:

1. наблюдать явления и собирать факты педагогической деятельности;

2. вникать в сущность изучаемого экономического явления в процессе обучения;

3. на основе знаний уметь обобщать, расширять и углублять знания;

4. уметь ставить научный образовательный эксперимент.
Свойства, определяющие педагогические способности преподавателя:

  1. способность делать учебный материал доступным;

  2. творчество в работе;

  3. педагогически-волевое влияние на слушателей;

  4. способность организовывать коллектив слушателей;

  5. интерес и уважение слушателей;

  6. содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

  7. педагогический такт;

  8. способность связать учебный предмет с жизнью;

  9. наблюдательность;

  10. педагогическая требовательность.

Таким образом, все компоненты профессиональных способностей преподавателя взаимосвязаны и образуют единое целое, влияют на творческую индивидуальность и стиль преподавателя высшей школы.
Гностические способности преподавателя представляют собой чувствительность педагога к способам получения информации о мире, студентах; формирование нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, быстрого и творческого овладения научными методами исследования, способами изучения воспитанников с целью формирования личности.

Конструктивные и проектировочные способности преподавателя выступают определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства. Они обеспечивают стратегическую направленность деятельности преподавателя и проявляются в умении ориентироваться на конечные цели, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, планировании ими курса и научной деятельности, установление значимости курса в учебном процессе, науке, учитывая необходимые связи с другими дисциплинами.
Организационные способности преподавателя:

  1. Способность заряжать своей энергией других людей;

  2. Способность находить наилучшее применение каждому человеку;

  3. Психологическая избирательность к людям;

  4. Способность видеть недостатки в поступках других людей (критичность);

  5. Психологический такт;

  6. Общий уровень развития;

  7. Инициативность;

  8. Требовательность к людям;

  9. Склонность к организаторской деятельности

  10. Практичность;

  11. Самостоятельность;

  12. Наблюдательность;

  13. Самообладание и выдержка;

  14. Общительность;

  15. Настойчивость;

  16. Активность;

  17. Работоспособность;

  18. Организованность.

Перцептивно-рефлексивные способности преподавателя

1. Чувство объекта (особая чувствительность педагога к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у обучающихся).

2. Чувство меры и такта (особая чувствительность к мере изменений, происходящих в личности и деятельности обучающегося под влиянием различных средств педагогического воздействия).

3. Чувство причастности (чувствительность педагога к недостаткам собственной деятельности).
Учебная деятельность студента: мотивация, интересы и степень активности. Под мотивацией вообще понимается источник активности и одновременно система побудителей любой деятельности, включающая в себя потребности, мотивы, цели, интересы.

  • Учебная мотивация – это система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность обучающегося


Факторы учебной мотивации

  • Образовательная система, образовательное учреждение.

  • Организация образовательного процесса.

  • Субъектные особенности обучающегося (возраст, пол и т.п.).

  • Субъектные особенности преподавателя, система его отношений к студенту.

  • Специфика учебного процесса.


Мотивы могут быть: 1) интеллектуально-познавательные; 2) морально-этические; 3) эмоционально-эстетические.

Интерес определяется как одно их интегральных проявлений сложных процессов учебной мотивации. Интересы могут быть:

  • широкими;

  • планирующими;

  • результативными;

  • процессуально-содержательными;

  • учебно-познавательными;

  • преобразующими.

Итак, главными составляющими (компонентами) учебного процесса являются:

• содержание обучения;

• методы обучения;

• формы обучения;

• учебная и научная работа студентов;

• обучающая деятельность преподавателей.

Эти основные 5 составляющих находятся в тесном единстве, они взаимосвязаны и находятся в «круговой» зависимости, при которой один компонент дополняет другой.

1.2. Рекомендуемая литература

  1. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии. – Высшее образование в России. 2001, №4

  2. Дубовицкая Г.Д. К проблемам диагностики учебной мотивации.- Вопросы психологии, 2005, №1

  3. Доминенко Б.И., Чибиков Г.Г. Предмет и логика вузовского экономического курса. – М., 1994.

  4. Соловьева Н.Н. Основы научной деятельности и оформление ее результатов. - М., 2003.

  5. Соловьева Н.Н. Основы организации учебно-научной работы студента. – М., 2003.

  6. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – Методология, цели и содержание, творчество. – М., 2002.

  7. Шишов С.Б. Гуманизация современного образования. – М., 2006.


Раздел 2

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ, УЧЕБНОГО ПЛАНА И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

План.

  1. Научная организация учебного процесса.

  2. Учебная программа: основные требования.

  3. Учебный план и его роль в образовательном процессе.

  4. Учебно-методическая литература.


2.1 Основные понятия и краткое содержание

Учебный процесс – это большая сложная система, выражаемая бесконечным разнообразием состояний, поведений, отношений, связей составляющих ее компонентов.

Научной организацией учебного процесса называется система установления оптимальных связей и отношений всех компонентов обучения с целью их рационального развития.

Задача научной организации учебного процесса заключается в создании определенного, целенаправленного порядка построения, функционирования и развития системы обучения в высшей школе.

Главные составляющие учебного процесса:

  1. Содержание обучения;

  2. Методы и способы обучения;

  3. Формы и средства обучения;

  4. Учебная и научная работа студентов;

  5. Обучающая деятельность преподавателей.

Т.о. научная организация учебного процесса, с одной стороны, автономия и централизация составляющих компонентов учебного процесса предполагает их самостоятельность и сохраняет условия творческого поиска путей совершенствования той или иной дисциплины. С другой стороны, функционирование каждого отдельного компонента учебного процесса решает свои задачи исходя из общих задач системы.
Основное содержание теории научной организации определяется изысканием путей решения трех проблем, тесно взаимосвязанных:

  • построение оптимальной системы;

  • установление оптимальных путей ее развития и функционирования;

  • выбор оптимальных способов ее оценки


Условия оптимизации и развития учебного процесса ставят перед научной организацией ряд задач:

  • Построение строгой научно обоснованной системы, с подразделением ее на компоненты;

  • Установление для каждого компонента оптимальной структуры, способов выражения научной информации;

  • Составление программы функционирования;

  • Научное обоснование выбора средств и форм;

  • Научное определение оптимальных условий обучения;

  • Организация и установление системы контроля;

  • Определение показателей результативности;

  • Научное определение оптимальных способов управления учебным процессом;

  • Разработка и совершенствование методов и средств исследования учебного процесса;

  • Обоснование внедрения новых средств.


Учебная программа курса – это развернутый подробный план изучения учебной дисциплины по разделам, темам и отдельным вопросам.
Структура учебной программы:

  1. Общая разбивка по разделам и темам с указанием количества часов на лекции и семинары

  2. Конкретный развернутый план каждой темы с указанием основной литературы.

  3. График бюджета времени по разделам и темам.


Требования, необходимые для разработки учебной программы

  • методологические основы курса;

  • мировоззренческий подход в освоении курса;

  • теоретическое содержание курса, как составной части науки;

  • методические основы построения учебной программы.

Любая программа по экономической дисциплине представляет совокупность отмеченных четырех основных положений, которые обязательно должны быть заложены в учебной программе

Методология есть учение о методе (способе) исследования, это совокупность приемов и методов исследования.
Методологические основы учебной программы. В экономических дисциплинах в изучении экономики различают метод исследования и метод изложения.

Метод исследования, как правило, начинается с анализа, с обобщения конкретного эмпирического материала. Проникая в сущность экономических процессов, исследование позволяет раскрывать внутреннюю зависимость и закономерности этих экономических явлений.

Метод изложения в качестве исходного берет категорию, отражающую наиболее общую характеристику данных экономических явлений, и развертывает на этой основе логическую взаимосвязь научных категорий и законов.
Мировоззренческие основы учебной программы.

Мировоззрение в системе преподавания экономических дисциплин – это система взглядов об экономических понятиях, явлениях, законах. Мировоззрение в экономической науке включает в себя совокупность взглядов на экономические явления.

  • Научное мировоззрение раскрывает объективные экономические законы, направляет деятельность людей в соответствии с прогрессивным развитием общества.

  • Формирование (воспитание) научного мировоззрения - есть формирование определенных взглядов на науку.


Теоретические основы учебной программы.

В учебную программу обязательно закладываются теоретические основы, теоретическое содержание данной дисциплины, без которой невозможно усвоить эту дисциплину, как науку.

Задача состоит в том, чтобы не просто передавать теоретическое содержание этой науки, а передавать, не искажая самого содержания науки.
Методические основы учебной программы (принципы).

  • - последовательность изложения;

  • - научность и объективность;

  • - системность и преемственность;

  • - доступность;

  • - связь с практикой;

  • - единство обобщения и обоснования.


Учебный план и его роль в образовательном процессе

Учебный план – это общая логическая структура подготовки специалиста в течение всего периода обучения (по годам, семестрам, неделям, часам).
Учебный план строится на основе следующих логических связей:

  • На основе структурно-логических связей, что означает логические связи по структуре учебных дисциплин (по блокам).

  • Логико-образовательные связи - это означает, что в любом блоке учебного плана логические связи образовательного цикла соответствуют друг другу.

  • Логико-профессиональные связи, что означает, логические связи учебного плана по профессиональной направленности.


Структура учебного плана

Учебный план

Основные разделы

  • Квалификационная характеристика

  • График учебного процесса

  • I. Схема учебного плана

  • II. Схема организации учебного процесса

  • III. Распределение бюджета времени по семестрам

  • Основная часть плана - план учебного процесса, в котором графически расписывается каждая дисциплина (за все 5 лет обучения)

  • 1. История экономической мысли

  • 2. Математический анализ

  • 3.

  • 4…

Распределение по курсам и семестрам

  • IY. Факультативные дисциплины

  • Y. Практика (учебная, производственная, педагогическая)

  • YI. Госэкзамены, дипломное проектирование.

Учебно-методическая литература .

  • Основная литература - это тот необходимый минимум, который рекомендуется для формирования основных умений (навыков) в формировании квалификации данного специалиста.

  • Дополнительная литературасписок научных источников, в которых даются основные экономические направления в исследовании данной темы (необходима для подготовки к семинарскому занятию).

В списке основной литературы, необходимо дать название учебника, раздела, темы и указать страницы. В списке дополнительной литературы допускается перечень литературы без указания страниц.

Учебно-методическая литература формируется, разрабатывается и рекомендуется кафедрой и преподавателями совместно с библиотекой. Кафедра, как правило, пристально следит за новой литературой, разрабатывает и выдает рекомендации студентам.

2.2. Рекомендуемая литература

  1. Азаров Ю. Студент: возможности личностного роста. // Высшее образование в России,.-2002, №1.

  2. Бенедиктов С.Н. Технология обучения и воспитания. – М., 1993.

  3. Белкина Т.П. Методическое сопровождение современного учителя. – 2006, №43.

  4. Гончеренок И.И., Грибовская Е.Л. Модели магистерской подготовки: Швеция, Великобритания…- РИВШ. БГУ, 2003.

  5. Диагностика уровня учебных достижений студентов в современной высшей школе. // Под ред. Белоконь А.В. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2005.

  6. Каталог учебных программ по специальности «Экономическая теория».- РГУ, 1999.

  7. Каталог учебных программ экономического факультета МГУ по направлению «Экономика» 2000-2001 уч.г. – МГУ, 1999


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Конспект лекций покурс у соци ологиягород а составитель Пирогов С....
Подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Форма 1 Обеспечение дисциплин основной учебной и учебно-методической литературой
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы
Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Фундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории
Фундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории / Под ред. К. А. Хубиева и М. Ю. Павлова. – М.:...
Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Фундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории
Фундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории / Под ред. К. А. Хубиева и М. Ю. Павлова. – М.:...
Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных...
...
Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных...
...
Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Дисциплина / Наименование направления подготовки бакалавров
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы
Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Сведения о наличии учебно-методической литературы
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов
Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Рекомендации по созданию учебно-методической литературы томск 2011
Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения; дается краткая характеристика основных видов учебно-методической...
Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Аннотация рабочей программы учебной дисциплины оп. 01 Основы теории...
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 01 Основы теории информации предназначена для реализации государственных требований к минимуму...
Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»
«Методика преподавания историко-бытового танца» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственными...
Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Наличие учебной и учебно-методической литературы по заявленным к...

Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Программа практики учебно-производственная практика направление подготовки 035700 «Лингвистика»
Профиль подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и «Перевод и переводоведение»
Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Пояснительная записка (методические указания)
Дисциплина «Проектирование систем электронного документооборота» включена в вариативную часть дисциплин профессионального цикла учебного...
Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Сведения по обеспеченности образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой
На 2017-2018 учебный год образовательной программы высшего образования по направлению подготовки
Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин. Методика подготовки лекций по экономической теории icon Рабочая программа составлена на основе Адаптированной общеобразовательной...
Рабочая программа нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины, основывающихся...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск