Программа практики УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Направление подготовки 035700 «Лингвистика»
Профиль подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и «Перевод и переводоведение»
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
1. Цели учебно-производственной практики Целями учебно-производственной практики являются
Выработка навыков и умений наблюдения за работой коллег, анализа их деятельности и ее критического осмысления.
Толерантный подход к коллегам по работе, умение тактично обсуждать их профессиональную деятельность, находить в ней положительное и полезное для себя, ненавязчиво указывать на замеченные недостатки и недочеты, делиться собственными наработками, не навязывая.
Умение субординационно общаться с руководителями и вышестоящими сослуживцами в рамках корпоративной этики, без соглашательства, но прислушиваясь к мнению, отличному от собственного, критически оценивая как поступки окружающих, так и собственные, анализировать, делать конструктивные выводы.
Практическое применение знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе, в реальной деятельности в основной профессиональной сфере.
Приобретение опыта пассивного и активного участия в научных форумах, связанных с основной профессиональной деятельностью.
2. Задачи учебно-производственной практики
Задачами учебно-производственной практики являются
Участие в предваряющей практику конференции.
Прохождение пассивной наблюдательной практики, активное участие в работе «круглых столов» по обсуждению работы дипломированных специалистов и сокурсников.
Подготовка плана/планов активной практики.
Проведение практической работы, связанной с основной профессиональной сферой.
Проведение дополнительных практических мероприятий, предусмотренных производственной деятельностью.
Подготовка материала, составляющего письменный отчет по практике.
Подготовка устного отчета и презентации по практике к конференции.
Участие в итоговой конференции по практике.
3. Место учебно-производственной практики в структуре ООП бакалавриата
Практика предназначена для приобретения опыта работы в сфере основной профессиональной деятельности и базируется на ранее освоенных дисциплинах «Практический курс основного иностранного (английского) языка», «Психология», «Педагогика», «Теоретическая фонетика», «Теоретическая грамматика», «Методика преподавания иностранных языков».
Логически и содержательно практика взаимосвязана как с навыками и умениями, полученными практикантом ранее в области основного иностранного языка, так и с освоенными им знаниями в области методики, педагогики и психологии преподавания иностранных языков.
Практикант в достаточной степени владеет орфоэпическими, грамматическими, лексическими и стилистическими навыками иностранного языка для передачи их обучающимся соответствующего уровня подготовки.
Практикант владеет всеми основными приемами и методами введения, закрепления и контроля языковых явлений фонетического, грамматического, лексического и стилистического уровней, а также элементарного перевода с иностранного языка на родной и с родного на иностранный.
Подготовка практиканта в области психологии и педагогики является достаточной для того, чтобы выступать в качестве преподавателя-наставника для предлагаемого контингента обучающихся.
Практикой завершается цикл указанных выше освоенных ранее дисциплин. 4. Формы проведения учебно-производственной практики
Пассивная/наблюдательная и активная психолого-педагогическая практика. 5. Место и время проведения учебно-производственной практики
Институт иностранных языков РУДН/высшие и средние учебные заведения г.Москвы (по предваряющему запросу). Практика проводится в течение первых 4 недель 6-го семестра обучения. 6 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики
В результате прохождения данной учебно-производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);
готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений (ОК-4);
владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);
владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);
умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);
способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);
знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать действующее законодательство; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);
стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);
понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).
владеет теоретическими основами обучения иностранным языкам, закономерностями становления способности к межкультурной коммуникации (ПК-30);
владеет средствами и методами профессиональной деятельности учителя или преподавателя иностранного языка, а также сущностью и закономерностями процессов преподавания и изучения иностранных языков (ПК-31);
умеет использовать учебники, учебные пособия и дидактические материалы по иностранному языку для разработки новых учебных материалов по определенной теме (ПК-32);
умеет использовать достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам для решения конкретных методических задач практического характера (ПК-33);
умеет критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности (ПК-34);
умеет эффективно строить учебный процесс, осуществляя педагогическую деятельность в учебных заведениях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, а также дополнительного лингвистического образования в соответствии с задачами конкретного учебного курса и условиями обучения иностранным языкам (ПК-35);
умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ПК-37);
умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38);
владеет навыками организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива (ПК-44).
7. Структура и содержание производственной практики
Общая трудоемкость производственной практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
№
п/п
|
Разделы (этапы) практики
| Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего
контроля
| Виды работы
| ПЗ
| СРС
| 1
| Предваряющая конференция
| Ознакомление с опытом организации практик в ИИЯ
Определение целей и задач практики, требований к практиканту
Закрепление практикантов за группами
Ознакомление с графиком прохождения практики
| 6
| 8
| График прохождения практики
| 2
| Пассивная наблюдательная практика
| Посещение открытых уроков дипломированных специалистов (min 6 часов)
Посещение занятий в базовой группе, знакомство с группой (min 4 часа)
Подготовка планов уроков под руководством куратора
Участие в работе «круглых столов» по текущему обсуждению активной практики
| 18
| 22
| 1. План активной практики
2. План-конспект практического занятия
2. Психолого-педагогическая характеристика учебной группы
| 3.
| Активная практика
| Посещение открытых уроков практикантов-сокурсников
Участие в работе «круглых столов» по анализу уроков
Проведение занятий по практике иностранного языка (6 часов)
Проведение внеучебного мероприятия и его анализ
Составление психолого-педагогической характеристики учащегося
| 60
| 86
| 1. Психолого-педагогическая характеристика учащегося.
2. План проведенного внеучебного мероприятия, отчет о его проведении
| 4.
| Итоговая конференция (подведение итогов)
| Подготовка отчета по практике
Устный доклад-отчет и презентация на итоговой конференции по практике
| 6
| 10
| 1. Дневник практики
2. Письменный отчет по практике
|
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебно-производственной практике
В процессе проведения учебно-производственной практики используются два основных вида практик: пассивная/наблюдательная и активная.
Во время практики применяются два основных подхода как к практиканту так и к обучающимся под их руководством: индивидуальный и групповой.
Практика осуществляется под непосредственным руководством руководителя практики.
Функции куратора-координатора практики осуществляет руководитель отделения.
Методическую помощь практикантам также оказывают преподаватели-кураторы лингвистических групп, в которых проходит практика.
Регулярное взаимодействие между руководителями и практикантами, а также практикантами между собой осуществляется посредством обращенного дискуссионного форума в рамках «круглых столов».
Для проведения занятий практикантам рекомендуется использовать следующие популярные методики: функциональную (грамматико-переводную) как базовую, с вкраплениями элементов интенсива, игровой и проектной методик, а также элементов сценического искусства.
Во время проведении занятий используются все имеющиеся в наличии технические средства обучения (см. раздел 12 программы).
Основными критериями при отборе практического материала для занятий, а также учебников, учебно-методических пособий и обучающих материалов на различных носителях являются их новизна и актуальность, подтвержденные результатами отечественных и зарубежных научных исследований.
Все этапы прохождения практики фиксируются в дневнике практики и оформляются рядом типовых письменных документов.
К новациям проведения практик следует отнести вступительную и итоговую конференции, которые вкупе с «круглыми столами» армируют весь процесс прохождения практики, становясь технологической основой производственного обучения. 9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебно-производственной практике Индивидуальные задания
Ведение дневника практики
Составление планов-конспектов проведения практических занятий
Составление плана-конспекта проведения внеучебного мероприятия
Составление характеристики учащегося
Составление характеристики учебной группы
Подготовка выступления и презентации на итоговой конференции
Рекомендации по проведению психодиагностических исследований группы и личности и виды методик психолого-педагогического сопровождения профессиональной практики
В своей деятельности студентам важно руководствоваться рядом правил, основанных на социально-правовых и профессионально-этических нормах.
1. Вся работа должна иметь четкую целевую ориентацию. Следует хорошо представлять особенности субъектов взаимодействия, время и условия работы.
2. Не следует допускать поспешности в проведении диагностических мероприятий, в формулировании выводов и рекомендаций. Результаты только в том случае будут близки к истине, если получены путем комплексного, всестороннего анализа.
3. В основе вашей работы с респондентами должен лежать известный принцип «НЕ НАВРЕДИ».
4. Вся исследовательская деятельность должна носить прикладной характер и быть органически связанной с процессами жизнедеятельности испытуемых.
5. Следует проявлять максимум корректности. Прежде всего, не допускать грубости, неуважительного отношения к человеку, групповому укладу. Желательно добиваться во взаимодействии доверительных и доброжелательных отношений с любым респондентом. Корректность нужна и при задействовании психологического инструментария.
6. Полученная информация не может быть использована в корыстных или иных целях в ущерб человеку, коллективу, интересам дела. Следует всегда помнить, что информация, которой владеет психодиагност, - это оружие особого характера.
7. Следует охватывать психологическим влиянием весь уклад жизнедеятельности респондента, для получения более точных сведений тесно взаимодействовать с административным аппаратом, кураторами групп, преподавателями, руководителями практики и сокурсниками испытуемых. Примерный план психолого-педагогической характеристики учебной группы
Характеристика начинает составляться в первые две недели практики (до начала «активных» занятий) и способствует психолого-педагогической подготовке практиканта к учебному взаимодействию с группой.
1. Общие сведения о группе:
• количество учащихся (коллег), их пол, возраст, образовательный уровень;
• когда сформировалась в полном составе данная группа?
2. Особенности социометрической структуры взаимодействий в группе: наличие лидеров, «отверженных», группировок, отношения между ними и т.п. (Обязательно наличие социоматрицы и сопрограммы).
Характер взаимодействий с преподавателями и практикантами в учебной и внеучебной деятельности.
Особенности учебной деятельности группы:
• общая успеваемость по основным дисциплинам;
• взаимопомощь в учебной работе; наблюдаются ли негативные моменты (подсказки, списывания, насмешки и т.п.).
Наличие внеучебных взаимодействий в группе.
Психологический климат и преобладающее эмоциональное состояние в группе.
Выводы. Возможность учета сильных и слабых сторон данной группы в учебно-воспитательной работе. Предполагаемые методы и средства учебно-воспитательного воздействия. Прогноз перспектив развития группы в ходе дальнейшего учебно-воспитательного процесса.
При составлении характеристики используются данные социометрии, наблюдений, бесед с преподавателями и учащимися, анализируется учебная документация. Основные положения характеристики нужно как можно более подробно проиллюстрировать конкретными фактами и примерами, рабочими материалами.
Главная цель данной работы: как можно лучше понять психолого-педагогические особенности группы и установить контакт с учащимися (коллегами). Примерный план психолого-педагогической характеристики личности учащегося (студента или коллеги)
Характеристика начинает составляться в первые две недели практики (до начала «активных» занятий) на основе использования методов наблюдения (в учебной и внеучебной деятельности), бесед (с самим учащимся, ведущим преподавателем), анализа учебной документации, также использование психологических тестов и методик. Все положения характеристики иллюстрируются конкретными фактами и примерами, рабочими материалами.
1. Общие данные:
Ф.И.О., пол, возраст, образование;
Общее физическое состояние (конституция) и состояние здоровья;
Семейное положение, бытовые условия.
Особенности темперамента и их проявление в учебной и внеучебной деятельности.
Основные черты характера по отношению к другим людям, к себе, к деятельности (прежде всего учебной), к вещам; волевые черты характера.
Самооценка и уровень притязаний личности.
Доминирующие интересы, потребности, склонности.
Основные способности, умения, навыки, их проявление в учебной и внеучебной деятельности.
Отношение к учебе (работе) и обучению в учебном заведении, основные мотивы учебной деятельности, проявление интереса к различным дисциплинам.
Характеристика познавательных процессов: психологические особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и их проявления в учебной деятельности.
Особенности общения с другими членами группы (на основе социометрии, наблюдений и бесед), преподавателями и практикантами. Наличие конфликтных ситуаций, поведение в конфликте. Кооперация и «помогающее» поведение. Эмоциональная экспрессивность и специфика проявления вербального и невербального поведения.
Наличие учебных умений и навыков: умение слушать и записывать материал на занятиях, активность на занятиях, умение самостоятельно работать с книгами и др. Систематичность в учебной деятельности (посещение, подготовка, инициативность). Успеваемость по основным дисциплинам.
Выводы. Возможность учета индивидуальных особенностей учащихся в учебно-воспитательной работе. Прогноз дальнейшего развития и обучения учащегося. Рекомендуемые методы индивидуального учебно-воспитательного воздействия.
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам производственной практики) Отчет по практике составляется по завершении экспериментальной части работы по сбору, анализу и интерпретации информации с опорой на планы психолого-педагогических характеристик группы и личности, после проведения открытых уроков в группе обучающихся и представляется на заключительной конференции
Составляющие отчета по практике
Дневник практики
Планы-конспекты проведения практических занятий
Отчет о проведении внеучебного мероприятия
Характеристика учебной группы
Характеристика учащегося
Характеристика деятельности практиканта
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
а) основная литература
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. – М., 2008.
Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. Под ред. А.Д. Климентенко, А.М. Миролюбова. – М., 1981.
Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. – М., 1991.
Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке. – М., 1987.
б) дополнительная литература
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М., 2000.
Гез Н.И. Обучение говорению. – М., 1980.
Елухина Н.В. Средства обучения иностранному языку. – М., 1983.
Крупник К.И. Обучение иностранным языкам на начальном и продвинутых этапах в различных типах учебных заведений. – М., 1980.
Мелкумян Э.Н. Обучение лексике в средней школе и вузе. – М., 1988.
Мусницкая Е. В. 100 вопросов к себе и к ученику. – М., 1996.
Фоломкина С.К. Обучение чтению – М., 1980.
Хадарцева Л.М., Корзина С.А. Обучение произношению в средней и высшей школе. - М., 1985.
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. – М., 2006.
в) учебно-методическая литература
Методические задания по домашнему чтению на английском языке по пьесе Б.Шоу «Пигмалион». - М., 1998.
Палажченко П. Все познается в сравнении, или Несистематический словарь трудностей, тонкостей и премудростей английского языка в сопоставлении с русским. - М., 2000.
Aitken R. Teaching Tenses. Ideas for presenting and practicing tenses in English. - Longman Ltd, 2000.
Allan D. Oxford Placement Tests 1. (Marking Kit with User’s Guide and Diagnostic Key) - Oxford University Press, 1997.
Bradford B. Intonation in Context. Intonation Practice for Upper-intermediate and Advanced Learners of English. Teacher’s Book. - Cambridge University Press, 1998.
Brazil D. Pronunciation for Advanced Learners of English. Teacher’Book. - Cambridge University Press, 1994.
Burgess S., O’Niell R. English Works 2. Teacher’s Book. - Longman Ltd, 1997.
Cornish T. & Horncastle B. Central News-1. Activity Book 1. - Oxford University Press, 1993.
Cornish T. & Horncastle B. Central News-1. Activity Book 2. - Oxford University Press, 1994.
Cornish T. & Horncastle B. Central News-1. Activity Book 3. - Oxford University Press, 1994.
Cornish T. & Horncastle B. Central News-1. Activity Book 4. - Oxford University Press, 1994.
Evans V. Round-Up 1. English Grammar Practice. Teacher´s Guide. - Longman Ltd, 2001.
Evans V. Round-Up 2. English Grammar Practice. Teacher´s Guide. - Longman Ltd, 2001.
Evans V. Round-Up 3. English Grammar Practice. Teacher´s Guide. - Longman Ltd, 2001.
Evans V. Round-Up 4. English Grammar Practice. Teacher´s Guide. - Longman Ltd, 2001.
Evans V. Round-Up 5. English Grammar Practice. Teacher´s Guide. - Longman Ltd, 2001.
Evans V. Round-Up 6. English Grammar Practice. Teacher´s Guide. - Longman Ltd, 2001.
Hadfield G. Advanced Communication Games. - Longman Ltd, 1998.
Hadfield G. Elementary Communication Games. - Longman Ltd, 1998.
Hadfield G. Intermediate Communication Games. - Longman Ltd, 1997.
Hancock M. Singing Grammar. - Cambridge University Press, 1998.
Hartly B. & Viney P. Streamline English. Connections. Teacher’s Book. - Oxford University Press, 1997.
Hartly B. & Viney P. Streamline English. Departures. Teacher’s Book. - Oxford University Press, 1996.
Hartly B. & Viney P. Streamline English. Destinations. Teacher’s Book. - Oxford University Press, 1997.
Hewings M. Pronunciation Tasks. Teacher’s Book. - Cambridge University Press, 1998.
Jones L., Alexander R. New International Business English. Teacher’s Book. - Cambridge University Press, 1996.
Leech G. & Svartvik J. A Communicative Grammar of English. - Longman Ltd, 1994.
Longman Language Activator. - Longman Ltd, 1993.
Lynn S. Focus on Grammar. An Intermediate Course for Reference and Peactice. Teacher’s Manual. - Longman Ltd, 2000.
Maingay S. & Tribble C. Longman Language Activator. Workbook. - Longman Ltd, 1993.
Maurer J. Focus on Grammar. An Advanced Course for Reference and Practice. Teacher’s Manual. - Longman Ltd, 2001.
Meinhof U. & Bergman M. ITN World News. Activity Book. - Oxford University Press, 1993.
O’Niell R. English Works 1. Teacher’s Book. - Longman Ltd, 1995.
Parrott M. Grammar for english Language Teachers. - Cambridge University Press, 2001.
Strange D. Chatterbox 1. Teacher’s Book. - Oxford University Press, 1995.
Strange D. Chatterbox 2. Teacher’s Book. - Oxford University Press, 1998.
Viney P. & Viney K. Grapevine 1. Teacher’s Book. - Oxford University Press, 1995.
Viney P. & Viney K. Grapevine 1. Video Activity Book. - Oxford University Press, 1997.
Viney P. & Viney K. Grapevine 2. Teacher’s Book. - Oxford University Press, 1997.
Viney P. & Viney K. Grapevine 2. Video Activity Book. - Oxford University Press, 1997.
Viney P. & Viney K. Grapevine 3. Teacher’s Book. - Oxford University Press, 1995.
Viney P. & Viney K. Grapevine 3. Video Activity Book. - Oxford University Press, 1997.
Viney P. & Viney K. Mistery Tour. Activity Book. - Oxford University Press, 1996.
Viney P. & Viney K. Mistery Tour. Video Guide. - Oxford University Press, 1996.
Viney P. & Viney K. Streamline English Video. A Weekend Away. Activity Book. - Oxford University Press, 1996.
Viney P. & Viney K. Streamline English Video. A Weekend Away. Video Guide. - Oxford University Press, 1996.
Viney P. & Viney K. Streamline English Video. A Weekend By The Sea. Video Guide. - Oxford University Press, 1994.
Viney P. & Viney K. Streamline English Video. A Weekend by the Sea. Activity Book. - Oxford University Press, 1993.
Viney P., Cawood G., Duckworth M. Streamline English. Directions. Teacher’s Book. - Oxford University Press, 1997.
Ward A., Holderness J. Chatterbox 3. Teacher’s Book. - Oxford University Press, 1998.
Ward A., Holderness J. Chatterbox 4. Teacher’s Book. - Oxford University Press, 1997.
Zukowski Faust J. Focus on Grammar. A High-Intermediate Course for Reference and Practice. Teacher’s Manual. - Longman Ltd, 2001.
12. Материально-техническое обеспечение учебной практики
Аудитории, снабженные аудио-, видеотехникой, компьютерами и проекторами, ламинированными магнитными досками, интерактивными досками:
аудитории-трансформеры,
аудитории, оборудованные по принципу «round-table discussion».
Литература по основному иностранному языку, используемая в учебной группе при проведении активной практики.
Компьютеры – системные блоки на базе процессоров Intel Core2Duo 1,8 Mhz;
Мониторы – Samsung 152B, 151P, 171P, Greenwood LC550RD;
Принтеры лазерные HP1005, 1022, 1100, 2015 струйные – Epson Photo750, HP 6127, Canon i850;
Копировальные аппараты Xerox RX1035, Kyocera KM-2030;
Сканеры – HP Scanjet 3500c, 2400, 3800;
Проекторы Sony VPL-CX5, VPL-CX6, BenQ 620c.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 035700 «Лингвистика», профиль подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и «Перевод и переводоведение».
Заведующий кафедрой ТиПИЯ Н.Л.Соколова Программа одобрена на заседании Ученого совета ИИЯ
от 25 марта 2011 года, протокол № 8. |