Скачать 336.17 Kb.
|
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Музыка и движение» 3, 5, 6, 7, 8, 9 года обучения Пояснительная записка Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины, основывающихся на учебном плане образовательного учреждения. Рабочая программа составлена на основе Адаптированной общеобразовательной программы ГБОУ школы № 657, учебного плана ГБОУ школы № 657 и «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» Л.Б.Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др. Под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой, Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 год, Цель программы: осуществление коррекции недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально – ритмической деятельности. Задачи: Общее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Исправление недостатков физического развития. Исправление недостатков общей и речевой моторики. Исправление недостатков эмоционально – волевой сферы. Воспитание положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма). Эстетическое воспитание. Предмет «Музыка и движение» включен, как обязательный учебный предмет в Учебный план (2вариант) ГБОУ школы № 657 Приморского района СПб. На изучение программы отведено 66 часов, соответствующее годовому календарному плану. При разработке программы учитывался контингент детей школы (дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью) Для учащихся, чьи особенности связаны с основным заболеванием, не может быть единого образовательного стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого из них строго индивидуальны. Значит и система коррекционной работы должна быть направлена на личностное развитие каждого учащегося, его потенциальных возможностей и способностей. Формами обучения для учащихся классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются уроки – занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами. Повторность в обучении учащихся позволяет формировать у них максимально (индивидуально для каждого) доступные элементарные навыки и умения. Учитывая быструю утомляемость учащихся, их эмоциональную неустойчивость, следует переключать учащихся с одного вида музыкальной деятельности на другой. Программа предусматривает постоянную работу, как над четким произношением, так и над смысловым содержанием песен. Слушание музыки способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях и ориентированию в музыкальных жанрах. Особое внимание обращается на:
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию школьников в классах «Особый ребенок», исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, коллективизма, дисциплинированности), эстетическому воспитанию. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Особое значение приобретают упражнения по развитию тонкой моторики и упражнения для развития способности удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцевальные движения, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом. Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения». В зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве. Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений — научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев. Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки. Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Например: «Зайчик» (подпрыгивание), «Лошадка» (высокое колено), «Кошечка» (мягкий шаг), «Мячик» (подпрыгивание и бег). Обучению детей с ограниченными возможностями здоровья танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хороводного шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Принципы построения программы Материал распределен по классам концентрически с учетом познавательных и психофизических возможностей учащихся, сочетается с постоянным повторением изученного, усваивается учащимися на различном уровне.
Планируемые результаты В обучении и развитии учащихся с умеренной умственной отсталостью невозможно ориентироваться на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, т.к. учащиеся имеют ограниченную способность к восприятию и воспроизведению полученных сведений. Увеличение знаний, умений и навыков может идти, как за счет увеличения объема получаемой информации, так и за счет самостоятельности выполнения предлагаемых заданий. Уровни усвоения При выявлении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. 0 уровень: Отказ от деятельности, не принятие музыкальных звуков. 1 уровень: Отсутствие двигательной активности, совместные действия с педагогом, действия по подражанию. 2 уровень: Деятельность по образцу, по последовательной инструкции, с привлечением внимания ученика к предмету деятельности. 3 уровень: Самостоятельная деятельность ученика, умение учащегося исправить допущенные ошибки. Межпредметные связи Уроки музыки тесно связаны с уроками устной речи, уроками ритмики, изобразительного искусства, с окружающим миром, с устным народным творчеством. Разделы курса
Основные формы работы Основной формой обучения детей с умеренной умственной отсталостью является урок-занятие, на котором ведущая роль принадлежит учителю. На уроке-занятии создаются такие условия, которые позволяют каждому учащемуся работать в своем темпе, проявлять возможную самостоятельность при выполнении заданий, а учителю определять и подбирать материал по объему, компоновать по степени сложности в зависимости от каждого учащегося. Индивидуальный подход, осуществляемый учителем на уроках «Музыка и движение» необходимо сочетать с фронтальными приемами работы со всем классом. Каждая тема урока-занятия планируется так, чтобы учащиеся могли ее изучить при поэтапном усложнении и многократном повторении. Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для учащихся с умеренной умственной отсталостью. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике и пению, способствуют общему развитию школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, коллективизма, дисциплинированности), эстетическому воспитанию. Согласно Уставу ГБОУ школы № 657 Приморского района СПб (утверждённому Распоряжением КО от 28.10.2011г. № 2263-р), по решению Педагогического совета школы текущий контроль успеваемости обучающихся в классах для детей с умеренной умственной отсталостью проводится без балльного оценивания. Итоговый контроль полученных знаний, умений и навыков – безотметочный. Осуществляется в форме устных ответов, собеседования, а также в форме наблюдения за деятельностью учеников. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности уровня развития музыкальности. Содержание программного материала 3 год обучения Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен
2 полугодие
Пение 1 полугодие
2 полугодие
Музыкально – ритмические движения 1 полугодие
Вовлечение учащихся в музыкальные игры, пляски и хороводы, в которых используются эти движения. |
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной... Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью... |
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир (человек, природа,... Рабочая программа по предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной... |
||
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной... |
Пояснительная записка 2 Планируемые результаты освоения обучающимися... Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),... |
||
Рабочая программа составлена на основе «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» Рабочая программа для детей 9 класса «И» с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью составлена на основе «Программы обучения... |
Программа формирования базовых учебных действий Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),... |
||
Программа специльной (корррекционной) общеобразовательной школы ручной... Трудовое обучение детей с умеренной умственной отсталостью является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно- воспитательной... |
Рабочая программа Совместной деятельности педагога с детьми (4-5... Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией... |
||
Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной... Целью программы является допрофессиональная трудовая подготовка обучающихся, необходимая для освоения учебно-образовательной программы... |
Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися... ... |
||
Рабочая программа по обучению обучающегося с умеренной умственной... Рабочая программа по коррекционному курсу «Музыкально – ритмические занятия» адресована обучающемуся 5 класса с умеренной умственной... |
Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися... Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными... |
||
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися... Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными... |
Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися... Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными... |
||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе общеобразовательной... Рабочая программа разработана на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,... |
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на... «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... |
Поиск |