УТВЕРЖДЕНО
приказом Председателя
Государственной счетной палаты Республики Марий Эл
от 11.12.2014 № 34-о/д
ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в Государственной счетной палате
Республики Марий Эл
Общие положения
Положение о наставничестве в Государственной счетной палате Республики Марий Эл (далее – Положение) определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в Государственной счетной палате Республики Марий Эл (далее – Государственная счетная палата).
Нормативной правовой основой организации наставничества в Государственной счетной палате являются Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», настоящее Положение.
Наставничество на государственной гражданской службе (далее – гражданская служба) представляет собой управленческую и кадровую технологию по обеспечению профессионального становления, развития и адаптации к самостоятельному и профессиональному исполнению должностных обязанностей государственных гражданских служащих Государственной счетной палаты (далее – гражданские служащие).
Наставничество является кадровой технологией, предполагающей передачу знаний и навыков от более квалифицированных лиц менее квалифицированным, а также содействие обеспечению их профессионального становления и развития.
Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность наиболее опытных сотрудников Государственной счетной палаты, хорошо знакомых со спецификой ее деятельности, по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном становлении и развитии, по адаптации к исполнению должностных обязанностей, по самостоятельному выполнению служебных обязанностей, по повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной служебной деятельности.
-
Участниками наставничества являются:
Лица, в отношении которых осуществляется наставничество:
гражданские служащие, впервые поступившие на гражданскую службу (в том числе с испытательным сроком) в Государственную счетную палату;
гражданские служащие, назначенные на иную должность гражданской службы, в том числе в порядке должностного роста или равнозначную должность гражданской службы с изменением служебных обязанностей;
Наставники – лица, замещающие государственные должности Республики Марий Эл, гражданские служащие Государственной счетной палаты, назначаемые ответственными за профессиональную и должностную адаптацию гражданских служащих, в отношении которых осуществляется наставничество, в Государственной счетной палате.
Председатель Государственной счетной палаты.
Гражданский служащий Государственной счетной палаты, на которого в соответствии с должностным регламентом возложены обязанности по ведению кадровой работы, осуществляющий организационное, документационное и методическое сопровождение, а также координацию процесса наставничества.
Цели и задачи наставничества
Целями наставничества в Государственной счетной палате являются подготовка гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к самостоятельному выполнению должностных обязанностей, минимизация периода его адаптации к замещаемой должности гражданской службы, помощь в его профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей.
-
Основными задачами наставничества являются:
оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации гражданскому служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
оптимизация процесса профессионального становления гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
развитие способности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные на него функциональные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
оказание моральной и психологической поддержки гражданскому служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
обучение гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, эффективным формам и методам служебного взаимодействия, развитие способности самостоятельно повышать свой профессиональный уровень;
формирование у гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, высоких профессиональных и моральных качеств, ответственности, дисциплинированности, добросовестности, сознательного и творческого отношения к выполнению служебного долга;
оценка профессионального уровня и служебного потенциала гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исходя из результатов исполнения им должностных обязанностей, а также осуществления мероприятий, предусмотренных программой наставничества;
содействие выработке у гражданского служащего навыков служебного поведения, соответствующего Кодексу этики и служебного поведения гражданских служащих, Кодексу этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, а также иным требованиям, установленным законодательством;
формирование нетерпимости к коррупционным и иным правонарушениям.
Организация наставничества
Наставничество устанавливается в отношении гражданских служащих, исполнение должностных обязанностей которых требует расширения или освоения новых профессиональных знаний, овладения новыми практическими навыками.
Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Срок наставничества устанавливается Председателем Государственной счетной палаты в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовки гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество. В срок осуществления наставничества не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда наставник или гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, не исполняли свои должностные обязанности.
В случае быстрого и эффективного освоения гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых профессиональных знаний и навыков наставничество по согласованию с Председателем Государственной счетной палаты и наставником может быть завершено досрочно.
К работе в качестве наставников привлекаются профессионально компетентные лица, замещающие государственные должности Республики Марий Эл в Государственной счетной палате, гражданские служащие Государственной счетной палаты, показавшие высокие результаты служебной деятельности, пользующиеся авторитетом в коллективе, имеющие практические навыки осуществления должностных (служебных) обязанностей по должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, опыт профессиональной служебной деятельности в замещаемой должности не менее двух лет, замещающие должность не ниже должности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, и не имеющие дисциплинарных взысканий.
Наставник может осуществлять наставничество в отношении не более двух гражданских служащих одновременно.
Назначение наставников осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и заключением дополнительного соглашения к служебному контракту. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом Председателя Государственной счетной палаты не позднее семи дней со дня назначения лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на должность гражданской службы или приступления его к выполнению должностных обязанностей.
-
Замена наставника осуществляется приказом Председателем Государственной счетной палаты в следующих случаях:
освобождение наставника от замещаемой должности;
ненадлежащее исполнение наставником своих обязанностей;
иные основания, при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество (длительная командировка наставника, длительный период временной нетрудоспособности наставника, привлечение наставника к дисциплинарной ответственности, недостаточная квалификация наставника, подтвержденная результатами аттестации и др.).
При этом период осуществления наставничества не изменяется.
Руководство наставничеством
Руководство и контроль за организацией наставничества в Государственной счетной палате, координацию деятельности наставников осуществляет Председатель Государственной счетной палаты, который:
-
определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня профессиональной подготовки наставника, а также от объема выполняемых им должностных обязанностей;
определяет срок наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
определяет кандидатуру наставника;
осуществляет оперативный контроль за деятельностью наставника и закрепленного за ним гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс осуществления наставничества;
утверждает программу наставничества;
создает необходимые условия для эффективного взаимодействия наставника и гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
проводит не позднее чем за три до окончания периода наставничества индивидуальное собеседование с гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество;
обеспечивает систематическое рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях;
определяет меры поощрения наставников.
-
Гражданский служащий Государственной счетной палаты, на которого в соответствии с должностным регламентом возложены обязанности по ведению кадровой работы, осуществляет организационное, документационное и методическое сопровождение процесса наставничества и координацию работы по наставничеству.
Организационное сопровождение наставничества заключается в:
информационном обеспечении подбора наставников;
анализе, обобщении опыта работы наставников;
поддержании контакта с наставником и гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции.
Документационное сопровождение процесса наставничества заключается в:
подготовке проектов нормативных актов, сопровождающих процесс наставничества, в частности приказа о назначении наставника;
оказании консультационной помощи в разработке индивидуального плана наставничества;
осуществлении контроля за завершением периода наставничества;
обеспечении своевременного представления надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
Координация работы по наставничеству заключается в:
проведении анкетирования гражданских служащих, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников;
ликвидации выявленных трудностей в процессе адаптации гражданских служащих, в отношении которых осуществляется наставничество;
анализе, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.
Права и обязанности наставника
-
Наставник обязан:
обеспечить своевременную и результативную подготовку гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к самостоятельному, профессиональному исполнению должностных обязанностей;
разработать в течение пяти рабочих дней с начала срока наставничества и утвердить у Председателя Государственной счетной палаты программу наставничества для гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, содержащую перечень мероприятий по наставничеству, согласно приложению № 1 к настоящему Положению;
осуществлять мероприятия, предусмотренные программой наставничества;
осуществлять контроль деятельности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, преимущественно в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, качества подготовленных им служебных документов;
составлять и представлять Председателю Государственной счетной палаты формализованный отчет по итогам наставничества согласно приложению № 2 к настоящему Положению и готовить заключение об итогах выполнения гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, программы наставничества согласно приложению № 3 к настоящему Положению.
-
Наставник имеет право:
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
вносить предложения Председателю Государственной счетной палаты о применении к гражданскому служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, мер поощрения и воспитательного, дисциплинарного воздействия, а также по иным вопросам осуществления наставничества;
осуществлять контроль соблюдения гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, служебного распорядка Государственной счетной палаты, а также Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Государственной счетной палаты Республики Марий Э и Кодекса этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.
При осуществлении наставничества наставнику рекомендуется руководствоваться памяткой в соответствии с приложением № 4 к настоящему Положению.
Права и обязанности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество
-
Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, обязан:
выполнять в установленные сроки и в полном объеме мероприятия, предусмотренные программой наставничества;
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;
совместно с наставником выявлять и устранять допущенные ошибки;
сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением отдельных должностных обязанностей;
проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в профессиональной служебной деятельности;
соблюдать Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Государственной счетной палаты Республики Марий Э и Кодекс этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.
-
Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
пользоваться имеющейся в Государственной счетной палате служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к Председателю Государственной счетной палаты с ходатайством о замене наставника.
Завершение наставничества, стимулирование работы наставника
В течение десяти календарных дней по окончании установленного приказом Председателя Государственной счетной палаты срока наставничества наставник оформляет формализованный отчет о результатах наставничества и готовит заключение об итогах выполнения гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, программы наставничества, а гражданский служащий, в отношении которого осуществлялось наставничество, - формализованный отчет о процессе прохождения наставничества и работе наставника согласно приложению № 5 к настоящему Положению, которые утверждаются Председателем Государственной счетной палаты.
При необходимости в итоговых документах процесса наставничества указываются конкретные рекомендации гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, по дальнейшему повышению его профессионального уровня.
7.2. Утвержденные Председателем Государственной счетной палаты формализованные отчеты наставника и гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, передаются гражданскому служащему Государственной счетной палаты, на которого в соответствии с должностным регламентом возложены обязанности по ведению кадровой работы.
7.3. Результатами эффективной работы наставника считаются:
непосредственно после завершения наставничества:
освоение и грамотное использование гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности положений нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
положительная мотивация гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, к профессиональной служебной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
способность гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, самостоятельно, в пределах установленной компетенции, выполнять должностные обязанности, работать с обращениями граждан и организаций, готовить квалифицированные предложения для принятия решений;
выполнение Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Государственной счетной палаты Республики Марий Эл и Кодекса этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, его дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных с профессиональной служебной деятельностью;
в послеадаптационный период:
качество выполнения гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, своих должностных обязанностей, оцениваемое на основании показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, установленных должностным регламентом;
качество подготовки гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, проектов правовых актов, проектов управленческих и иных решений в соответствии с должностным регламентом;
успешное прохождение гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, аттестации;
участие гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, в конкурсах на включение в кадровый резерв или на замещение вакантной должности гражданской службы;
участие гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, в общественной жизни Государственной счетной палаты;
отсутствие у гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, дисциплинарных взысканий;
проявление гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, инициативы и самостоятельности при решении служебных задач;
приобретение гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, авторитета среди гражданских служащих Государственной счетной палаты.
Выполнение функций наставника учитывается при решении вопроса о досрочном присвоении классного чина гражданской службы (для гражданских служащих), при прохождении аттестации (для гражданских служащих), при включении в кадровый резерв на гражданской службе (для гражданских служащих), назначении на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста (для гражданских служащих), применении поощрений, предусмотренных федеральным законодательством, в том числе статьей 55 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законодательством Республики Марий Эл и локальными нормативными актами Государственной счетной палаты.
-
К мерам материального и нематериального стимулирования деятельности наставника также могут быть отнесены:
объявление Благодарности Председателя Государственной счетной палаты, награждение Почетной грамотой Государственной счетной палаты;
внесение предложения о рекомендации по результатам аттестации к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста, к присвоению классного чина (для гражданских служащих);
внесение предложения о назначении на вышестоящую должность (для гражданских служащих);
материальное поощрение (выплата премии за выполнение особо важного и сложного задания, выплата материальной помощи и т.д.).
7.6. Профессиональное развитие наставников осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, а также утвержденными индивидуальными планами профессионального развития.
_________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
к Положению о наставничестве в Государственной счетной палате Республики Марий Эл
УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Государственной счетной палаты Республики Марий Эл
___________________
« » _______201__ г.
|
|