Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3


НазваниеПояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3
страница1/9
ТипПояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9







п/п

Содержание

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка.

1.2

Содержание коррекционно – образовательной деятельности.

1.3

Краткая характеристика речевых расстройств

1.4

Планируемые результаты освоения программы

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Особенности реализации образовательного процесса

2.2.

Описание образовательной деятельности

2.3

Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению нарушений устной речи

2.3.1

Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению нарушений ОНР 3, 4 ур., ФФНР у детей старшей группы (5 – 6 лет)

2.3.2

Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению нарушений ОНР 3, 4 ур. у детей подготовительной группы (6 – 8 лет)

2.3.3

Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФНР и ФФНР у детей подготовительной группы (6 – 8 лет)

2.4

Взаимодействие с семьями воспитанников.

2.5

Способы взаимодействия специалистов

2.6

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации основной образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

2.7

Консультационный пункт.

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Материально – техническое обеспечение

3.2

Учебно – методическое сопровождение

3.3

Циклограмма рабочего времени

3.4

Перспективные тематические планы фронтальной и групповой НОД по группам

3.5

Расписание НОД

3.6

Система мониторинга

3.7

Особенности организации развивающая предметно – пространственная среда логокабинета

3.8.

Дополнительный раздел

4

Список литературы, использованной при разработке программы и рекомендованной к использованию


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. Пояснительная записка.


Рабочая программа обеспечивает коррекцию речевого развития детей старшего дошкольного возраста с учётом структуры речевого дефекта, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Родители (законные представители) детей получающих дошкольное образование в форме семейного образования имеют право на получение методической, педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы в созданном консультационном пункте на базе

ДОУ Д/С № 89.
Обследование детей на логопедическом пункте осуществляется учителем - логопедом дошкольного учреждения с 15 по 30 мая с 1 по 15 сентября, а также в течение года по необходимости.

В логопункт зачисляются дети с пятилетнего возраста старшей и подготовительной группы, из расчёта не более 20 детей с нарушениями речи на 1 ставку. Преимуществом при зачислении на логопункт пользуются дети, недостатки речи, которых препятствуют успешному усвоению образовательных программ ДОУ или вызывают появление вторичных нарушений социального характера.

Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальная и групповая НОД, количество и продолжительность которой зависит от психофизических и возрастных особенностей ребёнка (от 15 до – 25 минут не менее 2 – 3 раз в неделю с каждым ребёнком). Периодичность и продолжительность НОД зависит от режима работы дошкольного образовательного учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения.

Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» В основу взято «Положением о логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении»
Распределение занятий, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определённым СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

Основанием для разработки программы послужили следующие нормативно - правовые документы:

  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

  • Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования".

  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550).

  • СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

  • «Положением о логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении»


Цель:

Раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:

- осуществление диагностики речевого развития детей;

- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально – личностных особенностей детей;

- взаимодействие с психолого – медико – педагогическими комиссиями;

- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно – образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;

- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
Ведущими принципами данной рабочей программы выступают:

- принцип комплексности, выражающийся в единстве сочетаний научной обоснованности и практической применимости;

- личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений;

- онтогенетический принцип - учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи;

принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический) принцип -выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта;
– принцип учета симптоматики и структуры речевого дефекта -  соотношения первичных и вторичных признаков;

– принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии -  формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена;

- принцип развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития;

- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).

 

Направления деятельности:

- диагностическое (осуществление мониторинга коррекционного процесса);

- коррекционно – развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учётом их ведущего вида деятельности):

- информационно – методическое:

а) составление проектов индивидуальных маршрутов коррекции и компенсации речевых нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности;

б) оказание консультативной помощи педагогам и родителям;

в) организация и систематизация методического фонда логопункта в соответствии с требованиями;

г) сбор информации о деятельности логопункта и её анализ.
В Программе использованы следующие парциальные коррекционно – развивающие программы:

- Г.А. Каше для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Подготовка к школе детей с недостатками речи»;

- Н. С. Жукова, Е. М. Филичёва, Е. М. Мастюкова « Преодоление задержки речевого развития у дошкольников»;

- Т. Б. Филичёва, Г. В. Чиркина « Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (в 2 частях).

- О.С. Гомзяк «Говорим правильно» (учебно – методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» старшая, подготовительная группа)



    1. Содержание коррекционно – образовательно деятельности.


На протяжении всей коррекционно – образовательной деятельности предусмотрено развитие и совершенствование всех компонентов речи. Ознакомление детей с основными признаками текста и типами речи на элементарном уровне.

Методы и приёмы включают в себя разные способы фиксации собственных мыслей, впечатлений об увиденном и услышанном, способствующие формированию умения структурировать передаваемые детьми тексты: пиктограммы (рисунок), идеограммы (символ), мнемотехника (система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации), сопровождающие движения (передача текста с помощью определённых движений).

Содержание логопедической работы Программы направлено на координацию комплексных мер по коррекции речевой патологии путём ведения в активную практику здоровьесберегающих компонентов (кинезиологические упражнения, биоэнергопластика, логоритмика, речь с движением и т.п.), ИКТ.

Программа составлена с учётом прохождения тем на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Основная нагрузка по коррекции звукопроизношения вынесена на индивидуальную НОД и НОД в минигруппах. НОД носит интегрированный характер. Конспекты НОД составлены с учетом речевой патологии детей, т.е. материал, может быть преподнесен в большем или в меньшем объеме. При проработке материала, в ходе НОД, применяется дифференцированный подход: по одной теме, для детей с ОНР увеличивается доля лексико – грамматической, фонетико – фонематической направленности, при ФФНР – познавательно – речевой, в том числе обучение элементам грамоты.
Работа с детьми начинается со старшей группы (5 – 6 лет).

Работа начинается с преодоления и предупреждения ошибочных словосочетаний, усвоения сочетаемости слов, осознанного построения предложений. Для этого широко используются педагогические игры: предметные, имитационные, с элементами драматизации. Они включают в себя работу над структурой фразы, её грамматическим и интонационным оформлением. Идёт дальнейшее формирование диалогической формы речи, на основе совершенствования вопросно-ответной формы. Далее происходит постепенный переход от простого предложения к распространённому. В этом разделе, уже предусмотрена работа по формированию связной речи, на основе описательных рассказов, сравнений предметов. В зависимости от речевых возможностей детей описание проводится по вопросам, с опорой на натуральный продукт, муляж, игрушку, иллюстрацию, репродукцию или определённую схему, демонстрацию сопровождающих движений. По мере усвоения навыков описания используются новые виды работ: описание с опорой на собственный рисунок; по памяти. Включение предметно – практических действий способствует закреплению представлений об основных свойствах предмета и повышает интерес детей к занятию. Развитие и совершенствование воспроизведения фонетико-фонематической стороны речи идёт параллельно в содружестве с воспитателями возрастных групп.

Далее продолжается работа по объединению простых предложений в короткий рассказ. Параллельно идёт работа по формированию или развитию (в зависимости от контингента детей) диалогической речи, что имеет социальную значимость. Дети учится с помощью различных игр, созданию определённых жизненных ситуаций, адекватности поведенческих реакций, умению ведения диалога (дидактические игры типа « Новоселье», сюжетно – ролевые « Ателье», « Магазин» и т. д.). Инсценируются сказки, используя различные виды театров: настольный, картонажный, пальчиковый и т. д. Драматизируются сказки или придумываются детьми самостоятельно, опираясь на демонстрацию действий. Одновременно идёт работа над интонацией, мимикой, выразительностью движений (прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей).

Со второй половины года начинается работа над простыми видами пересказа. Объём подобного текста мал, но в нём встречаются сложные для детей речевые конструкции, которые заучиваются. По мнению ряда авторов, например: Г. А. Каше, данные упражнения необходимы, т.к. заучивание подобных речевых единиц, обогащает речевой опыт детей, а также служит в плане коррекционно- воспитательной работы (внимание, память). За счёт использования приёмов работы с текстом, уменьшаются сроки автоматизации звуков в речи. Появляются такие виды работ, как составление рассказов по серии предметных и сюжетных картинок, самостоятельное составление рассказов.

Со второй половины года вводятся упражнения по ознакомлению детей с элементами грамоты: ознакомление с гласными А,О,И,У,Ы. Даётся понятие звука, буквы, слова, предложения. Дети учатся составлять графические схемы предложений, состоящих из 2, 3, 4 слов без предлога или с пространственными предлогами НА, В, ПОД, С, НАД.

Связная речь. Работа с детьми строится индивидуально с учётом структуры дефекта. Тяжёлое нарушение речи + психофизическая патология – групповой НОД предшествует индивидуальная (лексика, грамматика), частое повторение материала; после групповой НОД, при необходимости повторное прорабатывания текста, работа с аналогичными текстами Тяжёлое нарушение речи, без выраженной психофизической патологии – повторное прорабатывание текста, особое внимание звукопроизношению, лексике (глаголы, прилагательные), составление аналогичных текстов на индивидуальных занятиях. ФФНР - групповая НОД, аналогичная работа на индивидуальных занятиях (использование усложнений: диалог, краткий рассказ, развёрнутый рассказ и т. д.).

Подготовительная группа.

Для более успешного развития и совершенствования речи детей, их подготовке к усвоению школьной программы при разработке конспектов НОД используется содержание логопедической работы по преодолению нарушений устной речи как ОНР, так ФФНР, ФНР.

Особенности работы с детьми 6 – 8 летнего возраста по развитию монологической речи:

  • увеличение интенсивности работы;

  • увеличение доли самостоятельной творческой работы;

  • групповая, коммуникативно – дискуссионная форма организации занятий;

  • значительное увеличение методов и приёмов работы /медиа и ;

  • увеличение объёма изучаемого материала.

Кроме работы по развитию фонетико – фонематического восприятия, лексико – грамматического строя речи, связной речи продолжается обучение детей элементам грамоты. В первую очередь с помощью специальных приёмов уточняется артикуляция звуков. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия. Перед детьми постоянно ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память. Одновременно идёт работа по формированию (развитию) анализа и синтеза звукового состава речи. Дети учатся: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные; выделять любые звуки из состава; членить слова на слоги, а слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове; членить предложения на слова. В систему обучения вводятся элементы письменной речи.


    1. Краткая характеристика речевых расстройств:


1.Фонетическое недоразвитие речи - нарушение произношения отдельных звуков, фонематическое недоразвитие речи – стойкое нарушение дифференциации звуков в речи.

2.Фонетико – фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

3.Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Одним из ведущих признаков является более позднее появление речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей мало понятна. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У наиболее слабых детей – это может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, что ведёт к нарушению в воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, что в свою очередь приводит к недоразвитию оптико – пространственных процессов.

В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР (Р. Е. Левина), в данный момент таких уровней 4: ОНР I, II, III и IV уровни.

Характеристика детей с I уровнем развития речи

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания — звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («кдка» — петушок), отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру.

При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого.

Характеристика детей со II уровнем развития речи

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех -, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить моко» — дай пить молоко.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты.

Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании. Характерным является использование слов в узком значении.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей; некоторых смысловых отношений и может сводиться к; простому перечислению событий, действий или предметов.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости.

Характеристика детей с III уровнем развития речи

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.

Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.

Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Характеристика детей с IV уровнем развития речи

Дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.

Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости является диагностическим критерием при обследовании речи дошкольников с IV уровнем развития речи.

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Все это оставляет впечатление общей «смазанности» речи. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей еще не завершен.

Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи.

Углубленное обследование позволяет четко выявить трудности передачи детьми системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Они плохо справляются с подбором синонимических и антонимических пар: азбука — букварь («буквы»), бег — ходьба («не бег»).

Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, эти дети по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких вариантов.

В большинстве случаев дети с IV уровнем развития речи неточно понимают и употребляют пословицы, слова и фразы с переносным значением.

При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т. д. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют преимущественно короткие малоинформативные предложения. При этом ребенку сложно переключиться на изложение истории от третьего лица, включать в известный сюжет новые элементы, изменять концовку рассказа и т. д.
4.Дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, осложнённое ФФНР) – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при и нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Афазия-полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. Дизартрия – нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях задне-лобных и подкорковых отделов мозга.

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности, особенно на уровне произвольности и осознанности; внимание неустойчивое, трудности включения, переключения и распределения; нарушения всех свойств памяти; отклонения в эмоционально-волевой сфере.
В планировании и организации коррекционно - образовательного процесса максимально учитывается индивидуальные характеристики воспитанников МАДОУ Д/С № 89:


Численность детей


Общая

Девочки

Мальчики

20

6

14




    1. Планируемые результаты освоения Программы


Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 iconПояснительная записка. 4 Структура программы и основные направления...
Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с онр. Организация образовательной деятельности 11

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 iconПояснительная записка 2 > Содержательный раздел рабочей программы 8
Содержание образовательной работы с детьми комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности 8

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 iconПояснительная записка Цели и задачи основной образовательной программы...
Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 iconСодержание. Пояснительная записка к образовательной программе
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 iconПояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа...
Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 iconПояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Пояснительная записка 5

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 icon1. Пояснительная записка 1
Основные концептуальные положения, определяющие содержание образовательной программы

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 iconСодержание пояснительная записка
Организация летней оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 iconПояснительная записка 3-24 Планируемые результаты освоения образовательной...
...

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 iconСодержание образовательной программы оглавление 3 Пояснительная записка...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования 193

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 iconПояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели...
Особенности осуществления коррекционно-логопедическогопроцесса в мбдоу «црр- д/с «Сказка»

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 iconПояснительная записка. Цели и задачи Программы. Принципы и подходы...
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 iconПояснительная записка рабочая программа коррекционно-развивающей работы в гр
«Солнечные лучики» разработана на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования гбдоу детский...

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 iconПояснительная записка Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Основанием для самообследования деятельности чоу “Учебно-методический центр является приказ директора

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 iconПояснительная записка 3 Возрастные особенности детей (5-6) и (6-7)...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. 22

Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 iconПояснительная записка Рабочая образовательная программа педагогов...
Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск