Скачать 0.52 Mb.
|
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе «Солнечные лучики» разработана на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад №28 комбинированного вида Василеостровского района г. Санкт - Петербурга, принятой педагогическим советом, протокол№1 от 30.08.2017года, приказ №38-ОД от 30.08.2017. Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Законами РФ:
Документами Правительства РФ:
Документами Министерства образования и науки Российской Федерации:
Документами Федеральных служб:
Региональными документами: Срок реализации программы 1 год ( с 01.09.2017 по 31.08.2018 года). 1.1.1. Цели и задачи Программы Цель: реализация Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад №28 комбинированного вида Василеостровского района г. Санкт-Петербурга. Задачи:
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы Принципы:
Подходы:
1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи Решением Территориальной Психолого-Медико-Педагогической комиссии в группу зачислено 14 детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи, II уровня речевого развития). В группе 4 девочек и 10 мальчиков. Данная рабочая программ предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи с II уровнем речевого развития и предполагает пребывание ребенка в группе компенсирующей направленности с четырёх лет. Тяжелое нарушение речи Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). При втором уровне речевого развития (по Р. Е. Левиной) Активный словарь детей расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых прилагательных (преимущественно качественных) и наречий. В результате коррекционно – логопедической работы дети начинают употреблять личные местоимения, изредка предлоги и союзы в элементарных значениях. Пояснение слова иногда сопровождается жестом. Нередко нужное слово заменяется названием сходного предмета с добавлением частицы не-. В речи детей встречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются попытки изменять слова по родам, ислам и падежам, глаголы – по временам, но часто их попытки оказываются неудачными. Существительные употребляются в основном в именительном падеже, глаголы – в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. При этом глаголы могут не согласовываться с существительными в числе и роде. Употребление существительных в косвенных падежах носит случайный характер. Фраза, как правило, бывает аграмматичной. Также аграмматично изменение имен существительных по числам. Форму прошедшего времени глагола дети нередко заменяют формой настоящего времени и наоборот. В речи детей встречаются взаимозамены единственного и множественного числа глаголов, смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода. Средний род глаголов прошедшего времени в активной речи детей не употребляется. Прилагательные используются детьми значительно реже, чем существительные и глаголы, они могут не согласовываться в предложении с другими словами. Предлоги в речи детей встречаются редко, часто заменяются или опускаются.Союзами и частицами дети пользуются крайне редко.Обнаруживаются попытки найти нужную грамматическую форму слова, но эти попытки чаще всего бывают неспешными. Способами словообразования дети не владеют. У детей начинает формироваться фразовая речь. Они начинают более или менее развернуто рассказывать о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о товарищах. Однако в их речи еще очень отчетливо проявляются недостатки: незнание многих слов, неправильное произношение звуков, нарушение структуры слов, аграмматизмы. Понимание речи детьми улучшается, расширяется их пассивный словарь. Они начинают различать некоторые грамматические формы, но это различение неустойчиво. Дети способны дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных и глаголов, мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, особенно с ударными окончаниями. Они начинают ориентироваться не только на лексическое значение, и на смыслоразличительные морфологические элементы. В тоже время у них отсутствует понимание форм числа и рода прилагательных, значения предлогов они различают только в хорошо знакомых ситуациях. Звукопроизношение у детей значительно нарушено. Обнаруживается их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. В то же время отмечается более точная дифференциация звуковой стороны речи. Дети могут определить правильно произносимые звуки. Количество неправильно произносимых звуков в детской речи достигает 16-20. Нарушенными чаще оказываются звуки [С], [С,], [З], [З,], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Р], [Р,], [Т], [Т,], [Д], [Д,], [Г], [Г,]. Для детей характерны замены твердых согласных мягкими и наоборот. Гласные артикулируются неотчетливо. Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением в речи существуют резкие расхождения. Несформированность звукопроизношения у детей ярко проявляется при произнесении слов и предложений. Детям доступно воспроизведение слоговой структуры слов, но звуковой состав этих слов является диффузным. Они правильно передают звуковой состав односложных слов без стечения согласных, в то же время повторить двусложные слова, состоящие из прямых слогов, во многих случаях не могут. Дети испытывают ярко выраженные затруднения при воспроизведении звукового состава двусложных слов, включающих обратный и прямой слог. Количество слогов в слове сохраняется, но звуковой состав слов, последовательность звуков и слогов воспроизводится неверно. При повторении двусложных слов с закрытым и прямым слогом в речи детей обнаруживается выпадение звуков. Наибольшие затруднения вызывает у детей произнесение односложных и двусложных слов со стечением согласных. В их речи часто наблюдается пропуск нескольких звуков. В трехсложных словах дети наряду с искажением и пропуском звуков допускают перестановки слогов или опускают их совсем. Искажения в трехсложных словах по сравнению с двухсложными более важны. Четырех-, пятисложные слова произносятся детьми искаженно, происходит упрощение многосложной структуры. Еще более часто нарушается произнесение слов во фразовой речи. Нередко слова, которые произносились правильно либо с небольшими искажениями, во фразе теряют всякое сходство с исходным словом. Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем, о чем свидетельствуют смешения значений слов. Психологические особенности детей с нарушениями речи Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительной сохранной смысловой, логической, у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна регидность мышления. Детям с тяжелыми нарушениями речи, наравне с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений неуверенность в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. У детей наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, и т.д.) Вне специфичного внимания дети с ОНР малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, испытывают трудности в общении со сверстниками и детьми. Их отличает критичность к собственной речевой недостаточности. Первичное нарушение речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции устной речи происходит выравнивание и интеллектуальных процессов. Индивидуальные особенности детей данной группы
Биоритмические показатели
Особенности состояния здоровья детей группы «Солнечные лучики»
Сведения о семьях воспитанников группы
1.2. Планируемые результаты освоения ребенком рабочей программы: При успешном освоении Программы достигаются следующие результаты Ребенок:
Для оценки планируемых результатов используется речевая карта Крупенчук О.И \ Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста СПб: Издательский Дом «ЛИТЕРА», 2012\ (приложение №1) 1.3. Целевые ориентиры, сформированные в ФГОС ДО: К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка. Образовательная деятельность учителя – логопеда в группе коррекционной направленности в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, направлена на развитие всех компонентов речи, коррекцию недоразвития, нарушений речи, для обеспечения одинаковых стартовых возможностей для всех детей при поступлении в школу и определению их дальнейшего образовательного маршрута. Для успешной работы необходимо заинтересованность, ответственность, тесное сотрудничество и активное всех участников образовательного процесса: учителя – логопеда, воспитателей группы, родителей ребенка, самих детей, специалистов дошкольного образовательного учреждения, медицинских работников. Перспективный план коррекционно-развивающей работы учителя - логопеда в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (II уровень речевого развития) 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь) В сентябре проводиться обследование детей. |
Пояснительная записка. 4 Структура программы и основные направления... Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с онр. Организация образовательной деятельности 11 |
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы |
||
Пояснительная записка особенности речевого развития детей VIII вида характеристика группы Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе VIII вида разработана на основе адаптированной общеобразовательной программы... |
Пояснительная записка 1-2 Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности |
||
Пояснительная записка Адаптированная программа коррекционно-развивающей... Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных... |
Расписание работы учителя дефектолога 115 Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в 9 группе (далее Программа), разработана на основе адаптированной общеобразовательной... |
||
01. 09. 2017. Согласовано на педагогическом совете №1 Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
Рабочая программа коррекционно развивающей работы в логопедической... Коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи |
||
Содержание программы коррекционно-развивающей работы в логопедических... Цели и задачи реализации коррекционно-развивающей работы в логопедических группах дошкольного образования в соответствии с фгос дошкольного... |
Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа... Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи |
||
Рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической... Московская область, г. Красногорск, ул. Вокзальная д. 25а тел/факс. 562-62-52; 562-72-85 |
Пояснительная записка. Цели и задачи Программы. Принципы и подходы... Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал |
||
Пояснительная записка Цель и задачи реализации программы Принципы... Создание специальных образовательных условий, учитывающих специфику коммуникативной и когнитивной деятельности детей с овз |
Программа принята на заседании Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с онр |
||
Программа «здоровье» Анализ коррекционно – развивающей работы с детьми в условиях логопедического пункта |
Программа направлена на Формы организации коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте и направления деятельности |
Поиск |