Оглавление
I. Целевой раздел
|
Страницы
|
1.1. Пояснительная записка
|
3-24
|
1.2. Планируемые результаты освоения образовательной Программы дошкольного образования.
|
24-40
|
II. Содержательный раздел
|
|
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
|
41-149
|
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
|
149-177
|
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
|
177 -182
|
2.4. Способы и направления детской инициативы.
|
183 -188
|
2.5. Особенности взаимодействия педагогического с семьями воспитанников.
|
188 -206
|
2.6. Иные характеристики содержания Программы (региональный компонент).
|
206-215
|
III.Организационный раздел
|
|
3.1. Описание материально - технического обеспечения образовательной Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
|
216-234
|
3.2. Описание распорядка и/или режима дня.
|
234-239
|
3.3.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
|
239-290
|
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
|
290 – 303
|
IV Дополнительный раздел
|
|
4.1. Краткая презентация основной образовательной Программы дошкольного образования.
|
304-307
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 р.п. Магнитка функционирует с 1988г.
Адрес: 456950 Челябинская область, Кусинский район, р.п.Магнитка, ул. Гагарина,11.
Телефон: 8(35154) 35-4-98
Учредитель: муниципальное образование Кусинский муниципальный район.
Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования Кусинского муниципального района.
Работа детского сада осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании» и основными нормативно-правовыми документами: Типовым положением о ДОУ, Конвенцией о правах ребёнка, Концепцией дошкольного воспитания, Уставом, Лицензией на образовательную деятельность, договором с учредителем, договором между родителями (законными представителями) и детским садом, другими внутренними локальными актами ДОУ.
Предмет деятельности МБДОУ: реализация образовательной программы дошкольного образования в группах детского сада. Общеобразовательная программа ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной образовательной программой «Детство» /авторы А.Г. Гогоберидзе, Т.И.Бабаева,О.В. Солнцева и др./ (год издания - 2014).
Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад №14 разработана в соответствии с
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908);
- Устава ДОУ.
Цель программы:
– создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активной практики в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:
‒ развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения
и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических
и физиологических особенностей.
‒ создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
‒ создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
Задачи деятельности дошкольного учреждения:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы к формированию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения
Программа разработана творческой группой, утвержденной приказом ДОУ, на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 и Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы.
1.Принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского
развития.
2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
дошкольного образования.
3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Принцип сотрудничества с семьёй.
6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства.
7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности.
8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).
9.Принцип учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Ребенок дошкольного возраста это, прежде всего, неутомимый деятель, с
удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в
окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется
успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.
Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Детство»
«Чувствовать-Познавать-Творить». Эти слова определяют три
взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы
программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в
интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-
творческого отношения дошкольника к миру. Реализация Программы
ориентирована на:
‒ создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия
возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного
воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и
не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного
возраста.
‒ обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной
для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками,
экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем
полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для
ребенка и отвечает его природе.
‒ ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание
эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его
позитивного развития.
Образовательная программа, как рекомендует ФГОС, соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Образовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно - образовательных задач. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги), организация клубов общения способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Образовательная программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей.
Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Программа предусматривает организацию:
образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
в самостоятельной деятельности детей;
в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.
В старшем дошкольном возрасте, в соответствии с важностью предшкольного периода, организованная образовательная деятельность предполагает проведение занятий с детьми, которые осуществляются как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач.
Подходы к формированию программы
Качественный подход к проблеме развития психики ребенка.
Психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослого человека.
Дошкольник учится в меру того, в меру чего программа воспитателя становится его собственной программой: насколько ему интересно и понятно. У дошкольников еще нет мотивов учения, позволяющих ему осмысленно отнестись к учению как к самостоятельному занятию.
Дошкольник наилучшим способом запоминает все то, что запоминается непосредственно, непреднамеренно: в игре, во время чтения книг, по ходу различных видов деятельности.
Усвоение знаний является «побочным продуктом»
Возрастной подход к проблеме развития психики ребенка.
Психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста.
Для каждой психической функции есть свой сензитивный период (период оптимального развития).В дошкольном возрасте доминирует развитие памяти.
Накопление личного опыта
Запоминает то, что лежит в сфере его потребностей и интересов.
Мотивация.
Если взрослый предлагает занятие, которое не отвечает интересам и потребностям ребенка – не возникает мотивация.
«Дошкольник думает, вспоминая.
Школьник думая, вспоминает».
|