УДК 373.24 ББК 74.1
К21
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д.,
К21 Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный инсти-тут развития образования, 2014. – 96 с.
ISBN 978-5-85630-100-6
Сборник подготовлен в рамках проекта Федеральной целевой программы разви-тия образования на 2011–2015 гг. «Апробация и внедрение федерального государ-ственного образовательного стандарта дошкольного образования, включая разработ-ку учебно-методического обеспечения его введения».
Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных органи-заций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффектив-ного решения воспитательно-образовательных задач при работе с детьми дошколь-ного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями и способностями с ориентиром на творческий потенциал каждого ре-бенка. В данные методические рекомендации включено выборочное аннотированное описание информационно-образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера, предназначенных для детей дошкольного возраста.
Одобрено ФГАУ «ФИРО» в качестве учебно-методического пособия для руково-дителей и педагогов системы дошкольного образования РФ, студентов учреждений СПО и ВПО педагогического профиля, слушателей курсов повышения квалификации.
УДК 373.24 ББК 74.1
Оформление обложки – Святослав Радионов,
студент факультета «Дизайн» ГПИ ФГБОУ ВПО «НИУ “МЭИ”»
ISBN 978-5-85630-100-6 © Федеральный институт
развития образования, 2014
© Коллектив авторов, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4
Назначение и цели организации РППС ДОО 5
Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной
среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) 6
Нормативные требования по организации развивающей предметно-
пространственной среды 9
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной
организации 10
Формирование предметного содержания РППС ДОО 24
Проектная деятельность при организации развивающей предметно-
пространственной среды (РППС ДОО) 68
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
И СЕМЬЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ РАЗВИВАЮЩЕГО,
РАЗВЛЕКАЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННОГО ХАРАКТЕРА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗВИВАЮЩЕГО ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (РППС ДОО) 70
Специализированные программные продукты 72
Создание образовательного контента для организации игровых сеансов 76
Требования к подготовке кадровых ресурсов 79
Функциональные и дидактические возможности аппаратного обеспечения
ИОТ 83
Рекомендуемая литература для внедрения ИОТ в практику работы ДОО 89
3
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инве-стирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит транс-формация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стан-дарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)1 подразумевает создание благо-приятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивиду-альными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого по-тенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы до-школьного образования. Основой при организации образовательного процесса в до-школьной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осу-ществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацелива-ет на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения само-ценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жѐсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на инди-видуальные особенности детей при реализации образовательной программы в до-школьных организациях.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обес-печить реализацию:
образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятель-ности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей до-школьного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их
1 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистри-ровано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265).
4
развития»2. Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное обо-рудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)»3.
Назначение и цели организации РППС ДОО
системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокуль-турных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять ре-форму своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших тра-диций системы.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения явля-ется частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации обще-образовательной программы.
соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству
их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную само-оценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной ра-боте, уверенность в собственных возможностях и способностях;
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Орга-низации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития де-тей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного эта-па, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрос-лыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непре-
рывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических ра-
П. 3., п.п. 3.6.3., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. –
(№ 265).
Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014 № 08-249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.
5
ботников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профес-сиональных потребностей и мотивов;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрос-лых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учи-тывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так
искусственного замедления развития детей);
создание равных условий, максимально способствующих реализации различ-ных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадле-жащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здо-ровья.
В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свой-ствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспиты-вающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, ме-бель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
|