Скачать 3.54 Mb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» На правах рукописи ГРАБКО Мария Евгеньевна ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РАБОЧЕЙ СРЕДЕ МОСКОВСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ОКРУГА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX вв. Специальность 07.00.02 – Отечественная история Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Научный руководитель: к. и. н., доцент А. В. Постернак Москва – 2015 СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………3 Глава 1. Условия формирования и развитие позиции Русской Православной Церкви в отношении рабочих (1880–1914 гг.) 1.1. Обсуждение «рабочего вопроса» в Святейшем Синоде и межведомственных комиссиях……………………………………………… 51 1.2. «Рабочий вопрос» как проблема внутренней миссии на Всероссийских миссионерских съездах…………………………………….. 80 1.3. «Рабочий вопрос» в трудах митрополита Владимира (Богоявленского) и протоиерея Иоанна Восторгова в конце XIX-начале XX вв………………………………………………………………………………. 94 Глава 2. Основные направления и методы церковно-приходской деятельности в Московском промышленном регионе (1880-1914.) 2.1. Организация церковно-приходской жизни в промышленных районах……………………………………………………………………… 107 2.2. Проблема воскресного отдыха в рабочей среде………………… 122 2.3. Особенности церковно-приходской жизни на старообрядческих фабриках………………………………………………………………………131 Глава 3. Просветительская, благотворительная и трезвенная деятельность духовенства в среде рабочих Московского промышленного региона (1880-1914). 3.1. Просветительская деятельность……………………………………146 3.1.1. Участие духовенства в школьном просвещении рабочих……...163 3.1.2. Участие духовенства во внешкольном просвещении рабочих...194 3. 2. Общества трезвости: формы работы и деятели…………………..221 3. 3. Церковно-приходские попечительства и рабочие. …………..220 Заключение…………………………………………………………….. 229 Список источников и литературы……………………………….......235 ВВЕДЕНИЕ АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Рубеж XIX – начала XX вв. был отмечен существенными структурными изменениями в общественно-политическом укладе Российской империи. В российском обществе происходит формирование рабочего класса – новой социальной категории, нуждающейся в государственном контроле и попечении. Однако общероссийские процессы политического, социального и культурного развития неотделимы от служения Русской Православной Церкви1, которая в указанный период особенно активизировала социальную работу и религиозно-нравственное просвещение, в частности, в среде работников фабричных предприятий. Изучение деятельности Церкви в условиях секуляризации и религиозной дестабилизации имеет существенное значение для исторической реконструкции социокультурного пространства дореволюционной России. АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ. На современном этапе развития России форма церковного участия в решении общегосударственных вопросов определена рамками «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». В этом документе, принятом на Архиерейском соборе 2000 г., наряду с другими темами, были рассмотрены вопросы церковно-государственного взаимодействия, христианской этики и трудовых отношений, составляющие основу эффективного функционирования как церковных, так и светских институтов. Синодальный период стал временем формирования и общественного звучания указанных выше вопросов, получивших особую остроту в последнее двадцатилетие существования Российской империи. «Рабочий вопрос» можно назвать индикатором уровня вовлеченности Церкви в общегосударственные дела, что определяло также масштаб церковного реагирования на запросы трансформировавшегося общества начала ХХ века. История пролетариата была одной из самых популярных и исследованных тем в российской историографии, однако вопрос о взаимодействии Русской Православной Церкви и рабочего сообщества в XIX – начале XX вв. относится к недостаточно изученным. Таким образом, исторический опыт Русской Православной Церкви в деле просвещения и попечения о рабочих не являлся ранее объектом отдельного исследования, на основании чего можно говорить об актуальности данной работы. Исследование находится на пересечении таких масштабных тем, как: взаимоотношение Русской Православной Церкви и Российского государства, социальная политика в России в конце XIX – начале ХХ века, история рабочего класса. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование основывается на материалах, относящихся к Московской губернии Центрального промышленного региона, что позволяет выявить общие, наиболее характерные черты деятельности Православной Церкви в среде фабрично-заводских рабочих. Московская губерния состояла из 13 уездов2, на территории которых существовало порядка 1 440 промышленных заведений с 330 190 занятых на них рабочих3. В пределах одной Москвы к началу ХХ века располагалось 750 фабрик и заводов, что превышало почти в два раза количество предприятий в Санкт-Петербурге. Московский промышленный регион, входивший в состав Центрального, является в рамках Центральной России наиболее репрезентативной промышленной областью для решения поставленных в исследовании задач, позволяя проследить общие тенденции попечения православного духовенства о занятых в российской промышленности рабочих. ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является Русская Православная Церковь, ее деятельность в отношении фабрично-заводского населения в поздний синодальный период. ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ можно считать социальную и духовно-просветительскую деятельность РПЦ в отношении «рабочего вопроса» и особенности ее реализации в Центральном промышленном регионе. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, чтобы на основании комплексного и системного анализа законодательных актов, других архивных и опубликованных источников рассмотреть условия и формы влияния РПЦ на социальные, экономические, духовно-просветительские изменения в жизни рабочих. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. В соответствии с поставленной целью были определены следующие исследовательские задачи: - проанализировать особенности государственно-церковных отношений конца XIX – начала ХХ в. по социальным вопросам; - выявить основные этапы развития церковной деятельности в отношении фабричных рабочих; - изучить взгляды православного духовенства на модернизационные процессы внутри российского общества, вызванные активной индустриализацией; - обозначить и рассмотреть особенности церковно-приходской жизни на промышленных предприятиях; - исследовать церковные инициативы по изменению духовно-нравственного и экономического положения жизни рабочих; - определить место и роль церковной деятельности в общей структуре социальных преобразований рубежа веков. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Нижней хронологической границей является 1880-й год, когда на пост обер-прокурора был назначен К. П. Победоносцев, формировавший политику Церкви на протяжении двадцати пяти последующих лет. В отношении 1880-х гг. также можно говорить об окончательном выделении рабочего класса в самостоятельную социальную группу4. Именно в это время рабочий вопрос приобретает особую актуальность в общеимперском масштабе. Стоит отметить, что к 1880-м гг. относятся первые организованные просветительско-миссионерские и благотворительные инициативы православного духовенства в отношении работников фабрично-заводских предприятий, а также начало активизации законодательной работы, регулирующей развитие промышленного сектора5. Верхней хронологической границей является начало Первой мировой войны, которая отодвинула в сторону актуальные в мирных условиях проблемы, сформировав новую политическую ситуацию в стране. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методологической основой исследования являются основополагающие принципы исторической науки – системность, научная объективность и историзм, что позволяет представить этапы развития общественных явлений в контексте общеисторических процессов. При написании работы были использованы такие методы, как: системный, сравнительно-исторический, хронологический и типологический. Комплексный подход к применению указанных методов позволяет реконструировать типичные формы и условия пастырского служения духовенства в фабрично-заводской среде Российской империи, а также оценить общие итоги деятельности РПЦ в контексте социальных преобразований дореволюционного периода. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР. В основу историографического обзора положен хронологическо-тематический метод, позволяющий проследить историю развития темы и ее отдельных аспектов в рамках трех научных периодов, выделяемых следующим образом: 1) дореволюционный период (1880–1917), характеризующийся накоплением материала по указанной тематике; 2) советский (1917 – конец 1980-х), отмеченный критическим отношением к церковным и самодержавным структурам; 3) постсоветский, современный (начало 1990-х – настоящее время), представленный разнообразием исследовательских направлений и научных подходов. Тематический подход определяют исследования, соответствующие затрагиваемым в работе основным темам, а именно: проблемам формирования политики Русской Православной Церкви в отношении рабочего класса в 1880–1914 гг., формам дополнительного взаимодействия с работниками промышленных предприятий посредством просветительских, досуговых и попечительских инициатив. Историографический обзор также будет неполным без рассмотрения основных трудов, посвященных положению пролетариата в Российской империи конца XIX – начала ХХ вв. Дореволюционная историография не содержит специальных обобщающих исследований, посвященных деятельности Русской Православной Церкви в среде промышленных рабочих Российской империи. С начала ХХ века в церковной среде появляются отдельные работы, анализирующие общее положение Церкви в империи6, актуальные проблемы церковной проповеди7 и методы подъема народной религиозности8. Религиозный индифферентизм рабочих рассматривался в исследованиях И. Айвазова, Н. О. Осипова, Е. П. Аквилонова и А. Полозова как негативное последствие чрезмерной продолжительности рабочего дня и разрыва с деревней, приводящее к постепенному расцерковлению занятых в промышленности крестьян. Социальная позиция Церкви интересовала исследователей в рамках обзора консервативной политики государства в области народного просвещения, осуществлявшегося силами православного духовенства9. Исследовательский период до 1917 г. характеризуется тенденцией к накоплению информации и появлением первых трудов описательного характера, освещающих общее положение российских рабочих10. Фундаментальная работа отечественного экономиста М. И. Туган-Барановского посвящена истории формирования промышленного сектора в России, анализу рыночных отношений, а также особенностям фабричного законодательства и быта рабочих11. Государственная политика по рабочему вопросу получила наиболее полное освещение в исследовании профессора, экономиста, по его собственному выражению, «трубадура российской промышленности», И. Х. Озерова12. Профессор участвовал в деятельности зубатовского «Общества взаимопомощи рабочих механического производства», занимался написанием устава и организацией лекционной программы. Озеров оставил после себя около 50 работ, посвященных развитию российской промышленности и положению рабочего класса13. Отмечая бытовую религиозность русского рабочего, он считал, что требования работников промышленного сектора начала ХХ в. во время стачечных выступлений по своей сути были узко профессиональными, довольно скромными и не затрагивали основ существовавшего строя, что подтверждается большинством современных исследований14. По его мнению, своевременный ответ на рабочий вопрос со стороны правительства мог замедлить кризисные явления и грядущую революцию. Первый обобщающий труд современника революционных событий 1905 г. и свидетеля роста рабочего движения К. А. Пажитнова «Положение рабочего класса в России» в рамках данного исследования представляет большой интерес15. Автор анализирует санитарное состояние фабричных предприятий, жилища рабочих, условия найма и виды медицинской помощи. Большое внимание в исследовании уделяется рабочему движению и правительственной реакции на его расширение, в результате чего автор приходит к выводу, что «нужен был опыт революционного 1905 г., чтобы вскрыть и показать воочию всю искусственность, всю фальшь нашего фабричного законодательства и вывести его на широкую, открытую дорогу»16. В поле зрения современников попадали также вопросы образования и воскресного отдыха простого народа, под которым подразумевались и рабочие. Важным трудом стала работа Ф. В. Благовидова, призванная показать естественную роль и важнейшее значение православного духовенства в деле народного образования17. Вопрос участия духовенства в просвещении, но уже с негативной позиции, в 1913 году рассматривал известный педагог П. Ф. Каптерев,18 отмечая низкий уровень знаний в школах духовного ведомства. Развитие образовательного законодательства, перспективы и особенности просвещения рабочих в Московской губернии были затронуты в исследованиях С. М. Блеклова и Ю. Н. Лавриновича19. Тенденции религиозно-нравственного развития рабочих, особенности быта и культуры промышленных работников заслуживают лишь общего упоминания в работах о трезвенном движении20, попечительствах21, а также церковно-приходских22 и воскресных школах23, народных чтениях24. Авторы исследований – представители интеллигенции – признают необходимость повышения духовно-нравственного уровня рабочих, нужду в просветительских мерах, хотя в их трудах рабочие не выделяются в отдельную социальную категорию и рассматриваются в рамках довольно общего понятия «народ». Отдельным аспектом рабочего вопроса, волновавшим современников в начале ХХ века, была проблема воскресного отдыха рабочих25. Так, И. М. Козьминых-Ланин, проанализировав продолжительность рабочего дня и рабочего года на фабриках и заводах Московской губернии, пришел к выводу о чрезмерной занятности рядовых работников промышленности при общем низком уровне безопасности труда. Наблюдающие нужды фабричного населения инспектора и инженеры пытались привлечь внимание промышленников и общественности к негативным последствиям постоянной занятности работников на предприятии. Исследователи констатировали факты не только физических расстройств людей от изнуряющей работы, но также анализировали взаимосвязь характера труда с общей тенденцией понижения культурного уровня и морально-нравственных устоев рабочего сообщества. Итак, дореволюционная историография предоставляет возможность рассмотреть общий характер взаимоотношений Церкви и государства, а также составить представление о развитии социокультурных тенденций в рабочей среде. В целом исследователи уделяли много внимания отдельным аспектам, сопутствовавшим развитию рабочего класса: экономическому положению, быту, образованию. Церковные инициативы в отношении фабрично-заводских рабочих не получили отдельного освещения в дореволюционной историографии по нескольким причинам. Для церковных исследователей не всегда были очевидным существование «рабочего вопроса» в России, а также понятными значимость и масштаб экономических, культурных, религиозных проблем рабочего класса, поэтому рабочие упоминались лишь в общих исследованиях, посвященных социальной и просветительской деятельности Православной Церкви. Для представителей интеллигенции, рассматривавших историю рабочего класса, его экономическое положение и грамотность, присутствие православных священнослужителей в жизни работников промышленного сектора представлялись чем-то естественным и неотделимым от государственного устройства, вследствие осуществления Церковью бюрократических функций и ее подчиненного положения в отношении светской власти. Развитие исторической науки после 1917 года относительно истории пролетариата пошло по пути выделения периодизации рабочего движения, изучения численности, экономического положения и динамики стачечных выступлений. Говоря об историографии советского времени, стоит отметить естественное ослабление интереса исследователей к церковной проблематике. Советские ученые стремились показать «контрреволюционную» и «антинародную» позицию Церкви с узко идеологических позиций и в исключительно негативных характеристиках26. В то же время идея особого исторического пути российского пролетариата нашла воплощение в самостоятельном научном направлении, и ее изучение получило небывалый размах: оно сопровождалось тезисами, связанными с завышением уровня политического сознания пролетариата, размахом классовой борьбы и занижением значения традиционно-религиозной и обрядовой жизни. В 1920-е годы появляется первая обзорная работа пропагандистского характера обновленца Б. В. Титлинова «Православие на службе самодержавия»27 о взаимоотношениях Православной Церкви и государственных структур. Автор исследует историю сотрудничества Церкви и государства в вопросах укрепления религиозности всех социальных категорий, включая рабочих: «Церковная кафедра, алтарь, и школа – все это в совокупности составляло могущественную поддержку царскому самодержавию со стороны православия»28. Автору представляется несомненно положительным факт одновременного «падения Бога и царя» в 1917 году29. Начало 1920-х гг. также отмечено появлением первых обзорных трудов о положении рабочих, в которых были затронуты вопросы бытовой религиозности работников российских предприятий. Исследования Л. М. Клейнборта и А. И. Рабиновича лишь развили «разоблачительную» историографическую тенденцию о дореволюционном состоянии промышленности30. Послевоенная историография представлена рядом антирелигиозных работ, затрагивающих деятельность православного духовенства в образовательной сфере31. Качественная характеристика задач церковных школ сводится в этих исследованиях к организации «идеологического подавления» и «эксплуатации» населения в интересах самодержавия. В 1956 г. выходит книга М. М. Персица «Атеизм русского рабочего»32, которая является на сегодняшний день наиболее полным трудом, освещающим влияние Церкви на религиозную жизнь рабочих перед 1917 годом. М. Персиц отдает должное попыткам Церкви укрепить веру в народе: «Неправильно было бы думать, что освобождение рабочих от религиозных предрассудков шло совершенно беспрепятственно»33. Исследователь отмечает активность церковных деятелей в борьбе за народную трезвость, усилия Церкви в деле поддержания общественного порядка. Автор совершенно справедливо определяет причину религиозного индифферентизма рабочих, указывая на разрыв городских рабочих с деревней, 15-часовой трудовой день, который оставлял мало времени для посещения храма, что способствовало эффективности «революционного просвещения». Идеологизированный подход к проблеме позволил исследователю осветить проблему лишь с классовых позиций, что при несомненной фактической ценности работы, сделало выводы слишком тенденциозными: «В полном соответствии со своей социальной функцией духовенство, проникая в рабочую среду, принимало всевозможные меры, чтобы отвлекать рабочих от революционных действий, подрывать революционное настроение, разрушать их революционную решимость»34. С начала 1960-х годов выходят в свет труды общего характера, затрагивающие значение Православной Церкви в истории России, анализирующие ее «антиреволюционную» работу и просветительскую деятельность. Критика просветительской деятельности Церкви нашла выражение в работе Е. Ф. Грекулова в 1967 году35. Позиция Церкви довольно неубедительно в рамках советской традиции рассматривается как исключительно реакционная. Оба исследователя, рассматривая церковно-государственные отношения в начале ХХ века, сопоставляют кризис народной веры с внутрицерковным кризисом, вызванным формализацией сакральной жизни в рамках бюрократической системы Российской империи. Непосредственно к проблематике заявленной темы можно отнести философское исследование П. К. Курочкина, вышедшее в 1969 году и посвященное социальной позиции русской Церкви. П. К. Курочкин, сравнивая богословскую традицию Запада и Востока по вопросам общественного развития, приходит к выводу о появлении в России в начале ХХ века зачатков социальной концепции, которые впервые были сформулированы будущими деятелями обновленческого движения36. Исследователь отмечает, что с конца XIX в. из католического богословия в православное начинают проникать социальные мотивы, озвученные впервые в учебниках по нравственному богословию ректора Санкт-Петербургской академии протопресвитера придворного духовенства И. Л. Янышева, который писал: «Аскетическая добродетель может и должна обходиться без того или другого блага в частности, но быть добродетельным, не имея никакого блага, никакой материальной почвы для ее развития, немыслимо»37. Концептуальная направленность исследования основывается на соотношении сути христианского учения с возможными моделями общественного переустройства. Тогда же, в 1960-е гг., впервые с 1917 года издается историографический обзор трудов по истории Русской Церкви, в составлении которого приняли участие исследователи-пропагандисты: упомянутые выше Е. Ф. Грекулов и П. К. Курочкин38. Эта публикация, наряду с другими трудами39, символизировала смягчение активной антицерковной кампании, характерной для хрущевского времени, что выводило изучение церковной истории на качественно иной исследовательский уровень. Стоит отметить, что отечественные исследователи истории Русской Церкви 1960-1970-х гг. не смогли прийти к общему мнению в вопросе идеологического единства «реакционного» духовенства. Можно отметить общее направление классификации, обозначенное исследователями: так, было выделено духовенство, придерживавшееся «черносотенных», «консервативно-традиционалистских» и обновленческих идей, что характеризовало Церковь начала ХХ века не как исключительно «антинародно-эксплуататорский» институт, а как более сложную структуру, представители которой разделились в своих воззрениях на основные проблемы современности: рабочий вопрос, движение за собор, церковное обновление. Советские исследователи видели в церковном движении общие черты демократизации общества, некоторую «прогрессивность», проявившуюся в попытках реформирования церковных институтов и методов взаимодействия с паствой. Таким образом, изучение истории Церкви с 1920-х гг. до начала 1980-х в условиях советской идеологии прошло определенный этап качественного развития, не отличавшийся, впрочем, принципиальным разнообразием подходов и итоговых выводов. К 1984 г. относится издание монографии П. Н. Зырянова «Православная церковь в борьбе с революцией 1905–1907 гг.»40. Автор рассматривает вопросы социально-политической концепции Церкви в начале ХХ века, на основании которой строит свою теорию о роли РПЦ в событиях 1905–1907 гг. П. Н. Зырянов, продолжая тенденцию предыдущих исследований, приходит к следующим выводам: «Она (Церковь. – М. Г.) была приспособлена к отношениям, которые не несли в себе особой динамичности и остроты классовых столкновений», ее отличала «социальная неразвитость и приверженность к традиционному укладу жизни»41. Весь фактический и статистический материал, собранный П. Н. Зыряновым, призван показать «вековой гнет “религиозного крепостничества”, союз церкви с самодержавием и ее борьбу с революцией»42. Однако данное исследование стало первым, посвященным роли Церкви в революции 1905–1907 гг., с привлечением большого массива источников и фактологического материала, что является несомненным достоинством работы. П. Н. Зырянов рассматривает три этапа «борьбы» Церкви с революционным движением: с начала революции до осени 1905 г., с осени 1905 г. по январь 1906 г., с января 1906 г. до «третьеиюньского государственного переворота» 1907 г. На каждом из этапов Церковь, по его словам, применяла различные средства борьбы с противогосударственными и антицерковными выступлениями. П. Н. Зырянов заострил внимание на мерах православной Церкви по поднятию уровня религиозности рабочих, отдав должное заинтересованности и активности иерархов в «применении традиционных средств воздействия на народ»43. Из огромного пласта исследований, посвященных истории пролетариата, стоит выделить труды крупнейших исследователей рабочего вопроса: Э. Э. Крузе44, В. Я. Лаверычева45, а также Ю. И. Кирьянова46, которые в своих монографиях, основанных на обширном комплексе источников (официальные документы, периодика) представляют статистико-экономические характеристики оплаты труда, численности рабочих российских промышленных округов, вынося идеологические оценки полученным результатам. Их работы затрагивают в общих чертах условия быта, культурного и, очень поверхностно, религиозного развития рабочих, отмечая общую «реакционную» позицию Церкви в вопросе взаимодействия с рабочим классом. В процессе подготовки к торжествам 1000-летия крещения Руси интерес исследователей к церковной истории резко повышается. Пристального внимания удостоилась социальная концепция Православной Церкви, рассмотренная в трудах Н. П. Красникова47, считавшего, что «знаменем духовенства было сохранение социального статус-кво»48 по отношению к острейшим общественным вопросам начала ХХ века. Период с 1990-х гг. характеризуется новым этапом в отечественной историографии. Идеологизированные оценки как дореволюционной промышленности, так и церковного участия в общественных событиях были подвергнуты пересмотру. На смену классовому подходу к изучению истории пролетариата приходит интерес к микроистории, бытовой жизни российских рабочих, их менталитету, социокультурным изменениям городского пространства. В 1996 году Международный институт социальной истории в Амстердаме озвучил вопрос изменения подхода к традиционным сюжетам рабочей истории, связанным со стачками и массовыми выступлениями. Издание, увидевшее свет на русском языке при поддержке института Всеобщей истории РАН и Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории получило «говорящее» название – «Конец рабочей истории?». Европейское научное сообщество, признавая крушение многолетней традиции идеологизированного подхода к истории пролетариата в странах Восточной Европы, обозначило актуальность включения в сферу социальной истории принципиально новых компонентов – вопросов ментальности, духовной жизни рабочего класса, затрагиваемых в рамках истории повседневности49. В 1997 году как результат международного научного коллоквиума 1995 г. был издан сборник материалов «Рабочие России второй половины XIX – начала XX века: облик, менталитет, рабочие и общество, рабочие и интеллигенция». По материалам конференции было опубликовано 24 доклада специалистов по истории рабочего класса из США, ФРГ, Великобритании, Франции, Финляндии, России и Азербайджана. Близкая данному диссертационному исследованию проблематика была раскрыта в докладах Ю. И. Кирьянова, Н. С. Полищук, С. Л. Фирсова , в которых были отражены некоторые аспекты ментальности и религиозности русских рабочих. Ю. И. Кирьянов признает бытовую религиозную устойчивость основной массы русских рабочих при общей ломке общественного менталитета, что не осталось без последствий в период с 1907 года, когда «раскачивание» стабильного образа жизни надломило консервативное мировоззрение и стереотипы поведения50. Н. С. Полищук анализирует культурное разнообразие и особенности поведения работников фабричной промышленности, перенесших в городскую среду свои коллективные крестьянско-бытовые и церковные традиции. В конце ХХ – начале ХХI вв. интерес к истории Православной Церкви начала ХХ века продолжает возрастать, что выразилось в появлении труда прот. Георгия Митрофанова «История Русской Православной Церкви. 1900–1927 гг.» и В. А. Федорова «Русская православная Церковь и государство. Синодальный период. (1700–1917 гг.)»51, которые представили в своих работах общий обзор положения Православной Церкви начала ХХ века в системе государственного устройства Российской империи. Существенный интерес представляет труд немецкого исследователи русского происхождения И. К. Смолича по истории РПЦ, написанный с привлечением богатого статистического и библиографического материала52. Исследователь отмечает тенденцию к политизации проповедей на рубеже веков, а также указывает на особенность церковного восприятия термина «революция», заменяющегося православным духовенством на слово «смута», которая лишь смущала православный народ53. Отдельное исследование кризиса Русского Православия начала ХХ века было предпринято канадским ученым Д. В. Поспеловским и Дж. Каннингемом, которыми был проанализирован русский вариант функционирования «симфонии» светско-церковных отношений54. Западные исследователи применили исторические сравнения и параллели, рассматривая положения Западной и Восточной Церквей в структурах светских государств. Так, профессор Д. В. Поспеловский предполагал, что, «войди Церковь в революцию самостоятельной единицей, с большим нравственным авторитетом и опытом независимого существования, духовно и административно спаянной, роль ее была бы вполне сравнимой с ролью нынешней католической Церкви»55. Значительное место в современной российской историографии занимают труды С. Л. Фирсова, который наиболее полно охарактеризовал положение Русской Православной Церкви в Российской империи в начале ХХ века в своих монографиях «Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России» и «Русская Церковь накануне перемен (конец 1890–1918 гг.)»56. С. Л. Фирсов отмечал, что Святейший Синод с самого начала своего существования стал орудием «политической воли светской власти», что впоследствии привело к десакрализации самой власти и кризисным явлениям «ведомственной» Церкви в позднесинодальный период. Автор, рассматривая противоречивое положение Православной Церкви в начале ХХ века, уделяет внимание культурной перестройке и секуляризации пространства крупных городов и индифферентности русских рабочих в целом. Пристальное внимание современных исследователей привлекает личность К. П. Победоносцева, период обер-прокурорства которого можно выделить в отдельную эпоху, рассмотренную также в рамках данной работы57. Наиболее полное исследование политической биографии обер-прокурора на сегодняшний день представлено трудами А. Ю. Полунова58, в которых затрагивается консервативное восприятие Победоносцевым рабочего вопроса и его влияние на принятие решений в межведомственных комиссиях по разнообразным аспектам развития российской промышленности в 1890-е гг. А. Ю. Полунов в других исследованиях о церковной школе и Святейшем Синоде раскрывает проблемы церковного быта и нравов конца XIX в., формируя объемную картину церковной жизни рубежа веков59. Интерес исследователей вызывают также идеологические поиски представителей Православной Церкви начала ХХ века, их попытки осмыслить и воплотить в жизнь церковно-общественные реформы, направленные на преобразование и российского государства. В монографии В. П. Сидорова на богатом архивном материале прослеживается эволюция и сущность русского христианского социализма и попытка его представителей определить место Церкви в модернизирующемся индустриальном обществе60. В. П. Сидоров придерживается точки зрения о необходимости Церкви высказываться по существенным вопросам современности, не быть безразличной к социальным трансформациям, соответствуя запросам меняющегося мира. Развитие современной исторической науки в рамках изучения ментальности социальных групп вывело тему религиозности рабочих в сферу самостоятельных научных исследований. Специфика церковно-государственных отношений в рамках политики прямого попечения о российских рабочих на сегодняшний день представлена в статьях С. Л. Фирсова61 и работах американского исследователя Р. Зелника62, в которых оба историка признают область церковной политики в отношении рабочих совершенно неисследованной. Р. Зелник, специалист по истории рабочего класса России, констатирует полную согласованность действий церковной и светской власти, «трона и алтаря», признавших пользу религиозности как «предохранительного средства, призванного оградить рабочих от двойного зла – морального разложения и политической неблагонадежности»63. С. Л. Фирсов не дает однозначной характеристики церковно-государственным мерам в отношении рабочих, отмечая: «Вопрос о влиянии Правослвной Российской Церкви на рабочий класс самодержавно России эпохи последнего царствования принадлежит к числу недостаточно изученных….объективному анализу затронутого вопроса мешали жесткие идеологические стереотипы…Прежде всего, стоит отметить тот факт, что Православная Российская Церковь – главенствующая конфессия империи – формально мощная организация, поддерживавшаяся государством, сама была несвободна и несамостоятельна. Во всем следуя указке светского чиновника – Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода, они никогда не имела (и не могла иметь в принципе) собственной социальной политики»64. Стоит отметить, что зарубежная историография, посвященная положению и политике Православной Церкви в дореволюционный период, получила свое развитие, избежав идеологических оценок и спекуляций «классового» подхода. Серьезный анализ церковно-государственных отношений в 1900–1917 гг. был проведен американским исследователем Джоном Куртиссом65, показавшим губительность для Православной Церкви тесного взаимодействия с государством. Дж. Куртисс рассматривал этот союз как причину крушения всего уклада русской жизни в 1917 г. После издания книги Дж. Куртисса в 1940 г. интерес зарубежных историков к социальной позиции Православной Церкви начала ХХ века возник лишь спустя тридцать лет, в 1970-х гг., когда увидело свет исследование В. Саблински о роли свящ. Г. Гапона в событиях «Кровавого воскресенья»66. Автор анализирует положение рабочего класса до революции 1905 г. и, приводя подробное описание событий 9 января, рассматривает свящ. Г. Гапона как самостоятельную политическую фигуру, задействованную в зубатовском опыте без всякого одобрения и поддержки со стороны официального священноначалия, которое после катастрофы «Кровавого воскресенья» выразило порицание действиям предводителя рабочих, назвав его «недостойным священником, нарушившим все священные обеты»67. В 1978 году в США издается коллективная монография под общим названием «Русское Православие при старом режиме», содержащая обзорные статьи по затрагиваемым в данном исследовании вопросам68. Тему политических предпочтений духовенства и епископата поднимает в своей статье Д. Тредголд, рассматривая степень участия Православной Церкви в общественной жизни на протяжении всего синодального периода69. М. Шефтель, опираясь на документы церковной публицистики, дает оценку церковно-государственным отношениям, уделяя внимание эпохе петровского реформаторства, заложившей основание подведомственного положения русского Православия70. В начале 1990-х годов выходит сборник трудов Принстонского университета, посвященный анализу структуры дореволюционного российского общества.71 В своей статье Б. Г. Розенталь «В поисках трудовой этики Русского Православия», по примеру «Протестантской этики» М. Вебера, пытается определить суть православной концепции о труде, которая, не имея определения в официальных документах Православной Церкви, тем не менее, находила выражение в повседневном труде всех социальных слоев Православной империи. Анализируя отношение Православия к труду на примере произведений Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, а также работ Н. А. Бердяева, П. Б. Струве, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка, Б. Розенталь рассматривает церковные призывы к добросовестности в нелегком труде крестьян и рабочих на основании религиозного долга, закрепленного в Священном Писании. Розенталь отмечает, что трудовая этика Православия начала ХХ века базировалась на необходимости труда как средства к добыванию пропитания, а неписаная социальная концепция Восточного христианства осуждала богатство и роскошь, совершенно замалчивая глобальные вопросы развития средств производства и увеличения национального богатства72. Тема нового подхода Православной Церкви к городской миссии была раскрыта в статье Г. Фриза73. Исследователь указывает на некоторое религиозное противостояние между деревней и городом, где Церковь признавала «ненадежность своего влияния», рассматривая город как религиозный антипод традиционного Православия, сохранявшегося в сельской местности: «этот антиурбанизм, хотя и приглушенный и не введенный в официальную систему, был неограниченным у реакционного епископата, и даже либеральные священники выражали беспокойство светским городом и, как правило, идеализировали благочестие крестьянства, которое воспринималось бастионом Православия»74. Автор, признавая общее беспокойство Церкви по поводу наполняющих городское пространство рабочих, все же делает вывод о пренебрежении ею городской миссией до начала 1890-х гг. Основываясь на источниках, Г. Фриз констатирует, что к началу ХХ века происходит смена бездействия Церкви активизацией проповеди в промышленной среде двух столиц либеральными священнослужителями, которые вслед за духовенством Западной Европы, пытаются пересмотреть свое отношение к нуждам рабочих в условиях модернизации всего общества75. В настоящий момент Г. Фриз является основным зарубежным исследователем церковно-государственных отношений, а также вопросов веры и неверия в российском обществе начала ХХ века76. В рамках изучения русской социальной истории начала ХХ века рабочий класс также находит своих исследователей за рубежом. В 1970–1980-е гг. появляются исследования, касающиеся истории пролетариата Санкт-Петербурга и Москвы, где на рубеже веков были сосредоточены основные предприятия тяжелой и легкой промышленности соответственно. Стоит отметить труд Дж. Брэдли, рассматривающий историю Московского промышленного региона на основании архивных материалов ГБУ «ЦГА МОСКВЫ»77. Исследователь приходит к выводам о неоднородности и сильной дифференциации в рабочей среде, которая базировалась на экономическом положении, уровне грамотности, бытовых условиях и культурно-религиозных особенностях отдельных представителей рабочего класса. Последнее двадцатилетие в отечественной историографии характеризуется продолжением исследований социокультурного облика русского рабочего. «История пролетариата» окончательно переродилась в социальную историю, историю ментальности, повседневности и трудовых вопросов. Последняя проблема активно изучается на кафедре исторический информатики Московского Государственного Университета под управлением проф. Л. И. Бородкина в рамках проекта «Эволюция трудовых отношений в российской промышленности»78. Фундаментальным трудом по социальной истории Российской империи в настоящее время является исследование Б. Н. Миронова79, основанное на классификации и описании динамики исторического развития всех социальных категорий Российской Империи. В труде присутствуют отдельные главы, посвященные рабочим и духовенству. Б. Н. Миронов, анализируя урбанизационные процессы и массовую городскую культуру, рассматривает столкновение традиционного менталитета крестьян с новым образом жизни рабочих. Его авторству принадлежит также статья о религиозности русского народа накануне 1917 года и о трудовой этике российских рабочих80, в которой ученый констатирует постепенное понижение уровня трудовой дисциплины с 1900 по 1913 г., что можно рассматривать как показатель общего отношения к труду рабочих в контексте морально-нравственных характеристик. Б. Н. Миронов отмечает существование в рабочей среде особой «этики праздности», которая влияла на формирование специфического отношения к труду, при котором рабочий устраивался на предприятие только «по понуждению холода и голода»81. Автор приходит к выводу о том, что в православном мировоззрении российских рабочих труд занимал не менее высокое место, чем в протестантской культуре. В 2004 году выходит монография О. С. Поршневой «Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны», в которой исследовательница рассматривает связь социальных изменений с ломкой традиционного мировоззрения и общественных стереотипов. О. С. Поршнева соглашается с выводами Б. Н. Миронова и Ю. И. Кирьянова, (статья «Менталитет русского рабочего»)82, признавая падение религиозности русского рабочего после событий 1905 года, что происходило под воздействием ломки традиционных, «архетипически-крестьянских» установок образа жизни83, выделяя, таким образом, 1905 г. в особую мировоззренческую границу между старыми порядками и новым устройством общественной жизни. В 2002 году была издана совместная монография П. Г. Гальченко и Б. К. Тебиева с обзором основных аспектов рабочего вопроса в России в начале ХХ века84. В исследовании анализируются условия формирования рабочего класс, его социально-правовое и экономическое положение, а также особенности постановки и решения рабочего вопроса в Российской империи начала ХХ века. Современные труды, посвященные общему положению регионального пролетариата, представлены также монографией А. В. Ушакова «Рабочий класс и рабочее движение в Москве в конце XIX – начале XX»85. Автор освещает экономический и социокультурный облик промышленных рабочих на основании большого комплекса статистических данных, что позволяет представить наиболее полно положение потенциальных прихожан православных храмов Московской епархии. Т. В. Бойко в своей диссертации рассматривает проблемы культурного развития рабочих России, обсуждаемые на страницах консервативной и либеральной печати начала ХХ века86. В исследовании затрагиваются проблемы отношения российских публицистов к участию церковных организаций в деле образования рабочих и поддержания в них нравственности. В статье Э. Свифт, посвященной развлекательной культуре городского пролетариата, дается низкая оценка эффективности народных чтений, ход которых нарушался пьянством рабочих.87 Крупным исследованием в области изучения рабочей культуры и повседневности, культурного облика и религиозных особенностей русского пролетариата в период перехода от аграрного общества к индустриальному стал изданный в 2009 году труд С. П. Постникова и М. П. Фельмана88. В монографии раскрыты масштабные изменения в социальной структуре, общеобразовательном уровне и духовной микросреде работников промышленных предприятий центрального региона и Уральской области в первые четыре десятилетия ХХ века. Анализируя религиозность рабочих и отношение их к церковной жизни в указанный период, авторы отмечают, что менталитет большинства рабочих России оставался в рамках прежних представлений, освященных религией, Церковью и официальной идеологией, несмотря на две революции. Постепенно переставая быть истовой, искренней, вера еще долго сохранялась в обрядово-бытовой форме. Новейшие исследования, позволяющие раскрыть тему просвещения рабочих, улучшения бытовых условий и духовно-нравственного воспитания, а также общую динамику развития фабричного законодательства были охарактеризованы в рамках ежегодных Международных конференций, проходивших с 2001 г. при Костромском государственном университете под общим названием «Рабочие – предприниматели – власть в конце XIX – начале XX вв.»89. В настоящее время активно изучается «микроистория» жизненного пространства рабочих, а именно: их быт, проведение досуга и межличностные отношения. Подобным сторонам рабочего вопроса посвящена статья К. И. Зориной90, непредвзято рассматривающей жилищные условия рабочих, использование ими свободного времени, дружеские связи, а также культурные запросы представителей российского пролетариата. В похожем ключе написана статья Е. Канфер91, которая рассматривает повседневность Прохоровской Трехгорной мануфактуры (большая часть коллектива которой состояла из женщин), а также металлургического завода Гужона, где из-за тяжести труда преобладали мужчины. Исследование архивных мемуарных источников ГА РФ позволяет провести сравнительный анализ условий жизни и религиозного состояния на основании гендерного признака. Наиболее активно разрабатываемой в настоящее время является тема истории обществ трезвости, что говорит об актуальности данного вопроса по сей день. Роль церковного прихода в поддержании народной трезвости исследуется Т. Г. Леонтьевой. По мнению автора, следует признать, «что российское православное государство, не оказав масштабной поддержки обновлению приходской жизни, тем самым ослабило духовный иммунитет общества»92. Стоит также отметить многочисленные труды Т. Г. Леонтьевой, посвященные жизни, воззрениям и политической позиции приходского духовенства, помогающие составить социальный портрет православного пастыря начала ХХ века93. В 2006 г. сибирский историк В. Ю. Софронов в статье «Государство и Церковь – непримиримые союзники в борьбе за народную трезвость» обращается к теме особого подвига Русской Церкви и ее отдельных представителей в деятельности по борьбе с алкоголизмом. Автор отмечает, что «это единственный случай в мировой церковной практике, когда духовенство решилось всеми возможными силами помочь освободиться народу от вековой, наследственной болезни»94. Тема церковной благотворительности, охватившей и рабочий класс, нашла отражение в объемном труде С. Г. Зубановой95, исследовавшей деятельность Православной Церкви на благо общества. Отдельным аспектам работы с прихожанами, а именно церковно-приходским попечительствам, посвящена статья Д. Пашенцева, в которой приводятся обобщающие сведения по истории приходских попечительств, их составе и источниках поступления денежных средств96. Наиболее полным на сегодняшний день является исследование деятельности именно московских церковных попечительств Т. В. Панкрат. В работе анализируется полный комплекс имеющихся по данной теме архивных документов, не введенных ранее в научный оборот и статистических сборников97. Т. В. Панкрат приходит к выводам о широкой вовлеченности московских попечительств в процесс формирования социальной защиты в Российской империи конца XIX – начала XX века, что позволяет говорить о существовании как реальной материальной помощи для малообеспеченных семей со стороны Церкви, так и о создании дополнительных приходских инициатив в виде активных обществ трезвости, школ и богаделен. Автор также останавливает свое внимание на вопросах источников финансирования социальной деятельности московских попечительств, что имеет актуальность и в настоящее время . Этап новейшей историографии представлен многообразием работ, посвященных Церкви, ее деятелям и политике в Синодальную эпоху. Специфика церковно-государственных отношений на уровне административно-территориальных образований прекрасно рассмотрена в диссертационном исследовании С. О. Колоухина98. В своей работе О. В. Фидченко исследовал область народного просвещения как поле сотрудничества светской и церковной власти в Московской губернии99. В настоящее время интерес исследователей сосредоточился на изучении вопроса, практически не затронутого в исторической науке советского периода, связанного с социально-политическими воззрениями русских консерваторов100. С. М. Рязанов, исследовав политическую программу по решению рабочего вопроса деятелей, отнесенных к консервативному направлению (Л. Тихомирова, прот. Иоанна Восторгова), пришел к выводу, что консерватизм не являлся исключительно «реакционной силой», а представлял противоречивое и полное крайностей общественное явление101. Жизненный путь, политические воззрения и направления деятельности протоиерея Иоанна (Восторгова), активного проповедника в рабочей среде, также стали объектом отдельного исследования А. В. Струкова102 в рамках изучения мировоззрения представителей консервативного крыла российского общества. Уровень грамотности рабочих, позиция интеллигенции и промышленников в отношении просвещения рабочих были исследованы в рамках диссертационных работ А. Н. Дышловой и М. А. Поликарповой103, рассмотревших рабочий класс как объект образовательно-просветительских инициатив прогрессивной общественности, в том числе фрагментарно затронутых в исследованиях представителей православного духовенства. Изучение религиозности дореволюционного рабочего, а также понимание степени влияния на его жизнь Православной Церкви будет неполным без привлечения исследований, касающихся русского крестьянства, положившего начало формированию рабочего класса. История крестьянской общины, жизнь и быт сельских жителей всегда были в центре интереса историков, этнографов и публицистов, поэтому необходимо выделить несколько трудов, актуальных для рассматриваемой проблематики, в частности труды М. М. Громыко, С. В. Лурье104, в которых дается анализ изменений традиционного мировоззрения и уклада жизни крестьян под влиянием общеимперских модернизационных процессов. С. В. Лурье, анализируя события Кровавого воскресенья, констатирует факт самопровоцирования рабочих: «Народ по сути решил опытным путем проверить, есть ли у него царь и есть ли у него Бог. Причем, как показывают свидетельства очевидцев, народ был внутренне готов к отрицательному ответу»105. Значительным вкладом в исследование крестьянской религиозности и отношений крестьян с приходским духовенством стала работа Ю. И. Белоноговой106, охватывающая географию Московской губернии в начале ХХ века. Историографический обзор был бы неполным без упоминания литературы, характеризующей отношение к рабочему вопросу Католической Церкви, социальный опыт которой был признан важным и обсуждался в русской церковной среде начала ХХ века. Общая история учения Католической Церкви по общественным вопросам была наиболее полно рассмотрена в труде Ю. Майки107, а опыт католической благотворительности на территории Российской империи получил широкое освещение в работах Ю. Чаплицкого108. Англоязычные исследования взаимоотношений Католической Церкви и рабочих рассматривают динамику развития рабочего движения в странах Западной Европы, а также анализируют эффективность усилий Католической Церкви по решению рабочего вопроса: повышение экономических, бытовых и культурных показателей жизни рабочих, а также замедление процесса апостасии109. Подводя итоги историографического обзора, следует отметить, что две затрагиваемые в данной работе темы, а именно история Церкви и пролетариата, в советское время являясь наиболее идеологизированными, не получили в этот период полноценного освещения. Сами по себе они не были интересны исследователям, в большинстве случаев являясь для них лишь элементами исторического контекста революции 1917 года. Конец «официальной истории» и начало нового историографического периода наступает в конце 1980-х гг. Религиозное возрождение России в 1990-е гг. поставило проблемы церковной истории в число основных вопросов исторических исследований. Коренное изменение подходов к изучению истории Церкви и рабочих позволяет перевести эти две переплетенные в историческом контексте темы в область объективного исследования, отмеченного расширением исследовательских аспектов. Однако тема участия РПЦ в разрешении рабочего вопроса при всей широте проблематики исследований так и не была раскрыта. Влияние Церкви на рабочих рассматривалось, как правило, поверхностно, в контексте общей тематики исследований. Современные диссертационные работы лишь фрагментарно охватывают церковно-религиозную сторону повседневной жизни рабочих, что говорит о своевременности и актуальности данной работы. ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА. Для всестороннего изучения проблематики темы в процессе работы над исследованием к анализу был привлечен широкий круг источников, который классифицируется по пяти группам. К первой можно отнести |
Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. 13 |
Вселенской Православной Церкви Предисловие Российского Православного Университета. Поскольку автор не преподавал историю Русской Церкви, ее изложение отсутствует в данной книге.... |
||
Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви Кой деятельности Русской Православной Церкви в значительной мере выполнила свое назначение. В новом документе, первое рассмотрение... |
И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной концепции Русской Православной Церкви Отец Николай! Прежде, чем мы начнем говорить о проблемах современной семьи, хотелось бы пояснить читателям зачем понадобился этот... |
||
Петербургской Епархии Русской Православной Церкви Российский государственный... Константино-Еленинский женский монастырь Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви |
Отчет о результатах самообследования деятельности Частного общеобразовательного... «Православная гимназия Калининградской Епархии Русской Православной Церкви» составлен во исполнение приказа Министерства образования... |
||
Руководство по истории Русской Церкви Руководство по истории Русской... Христианство в пределах России до начала Русского государства. Крещение великой княгини Ольги. Обстоятельства крещения святого Владимира.... |
Положение о научно-методическом совете Православной гимназии г. Калининграда «Православная гимназия Калининградской Епархии Русской Православной Церкви» (далее – Гимназия) разработано в соответствии с Федеральным... |
||
Русской православной церкви I. Основные стандарты оформления и редакционной подготовки печатных изданий |
Xviii–xix веков Под редакцией проф. А. В. Западова. Третье, исправленное... I. Возникновение русской периодической печати и развитие ее в XVIII – начале XIX в |
||
Отчет о результатах самообследования деятельности Частного общеобразовательного... |
Кафедра церковно-практических дисциплин «проблемы современной литургической... Часто, или редко? |
||
Курс русской риторики Рекомендовано Учебным комитетом при Священном... Риторика классическая наука о целесообразном и уместном слове востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства... |
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» См. Кучинов А. М. Влияние Русской Православной Церкви на политический процесс в России. 2011. № С. 145–155 3 |
||
Образовательная программа магистратуры «Музейное кураторство» Роль музеев в формировании американской национальной идентичнности в конце XIX – начале XX века |
Очерки церковной смуты Русской Православной Церкви в 20 — 30-х годах нынешнего столетия. Своим появлением он во многом обязан ныне усопшему владыке Мануилу,... |
Поиск |