Направление подготовки
|
21.05.02 Прикладная геология
|
уровень
|
Специалитет
|
Язык о языках, на которых осуществляется образование (обучение);
|
русский
|
Cпециализация
|
«Геологическая съемка, поиски и разведка твердых полезных ископаемых»
|
Управление ООП
|
Программа является междисциплинарной, межфакультетской. Выпускающей кафедрой по ООП является кафедра поисков и разведки месторождений полезных ископаемых геологоразведочного факультета.
Руководство ООП осуществляется руководителем ООП заведующей кафедрой поисков и разведки МПИ, к.г.-м.н., доцентом Полуфунтиковой Л.И.
В принятии решений по управлению и развитию ООП участвуют коллегиальные органы (Ученый совет факультета), потенциальные работодатели (ГУ ГГП РС(Я) «Якутскгеология», АК «АЛРОСА», Государственный комитет по геологии и недропользованию РС(Я), ФГБУН Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН и др.)
|
Основные характеристики программы
|
Форма обучения – очная
Нормативный срок освоения – 5лет
Трудоемкость освоения за весь период обучения составляет 300 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, учебной и производственной практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.
Квалификация - после освоения ООП по направлению подготовки 21.05.02 Прикладная геология и защиты выпускной квалификационной работы выпускнику присваивается квалификация Горный инженер-геолог.
|
Основные работодатели
|
ГУ ГГП РС(Я) «Якутскгеология», АК «АЛРОСА», Государственный комитет по геологии и недропользованию РС(Я), ФГБУН Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН
|
Целевая направленность
|
При поступлении по направлению подготовки (специальности) 21.05.02 «Прикладная геология» абитуриент должен иметь:
- документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании;
- свидетельство о результатах ЕГЭ, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний по профильным и другим общеобразовательным предметам, входящим в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего профессионального образования.
|
Структура программы
|
Структура программы специальности включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специальности, имеющих различную направленность образования в рамках одного направления подготовки.
Структура программы
|
Объем программы специалитета в з.е.
|
Блок 1
|
Дисциплины (модули)
|
237
|
Базовая часть
В том числе дисциплины (модули) специализации (при наличии)
|
165
67
|
Вариативная часть
|
72
|
Блок 2
|
Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
|
54
|
Базовая часть
|
|
Блок 3
|
Государственная итоговая аттестация
|
9
|
Объем программы специалитета
|
300
|
|
Общая характеристика программы
|
Миссия ООП: подготовка конкурентоспособных специалистов в области прикладной геологии, научное и кадровое обеспечение предприятий геологической отрасли региона и страны.
Цель ООП: развитие у студентов личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению 21.05.02– Прикладная геология.
При этом цели ООП, как в области воспитания, так и в области обучения связано с усвоением конкретных компетенций обучающихся, особенностей научной школы ВУЗа и потребностей рынка труда.
|
Характеристика профессиональной деятельности выпускников
|
Область профессиональной деятельности выпускника: сферы науки, техники и технологии, охватывающие совокупность проблем, связанных с развитием минерально-сырьевой базы, на основе изучения Земли и ее недр с целью прогнозирования, поисков, разведки, эксплуатации твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, инженерно-геологических изысканий для удовлетворения потребностей топливной, металлургической, химической промышленности, нужд сельского хозяйства, строительства, оценки экологического состояния территорий.
Объекты профессиональной деятельности выпускника являются: минеральные природные ресурсы (твердые металлические, неметаллические, жидкие и газообразные), методы их поисков и разведки; технологии изучения кристаллов, минералов, горных пород, месторождений твердых, жидких и газообразных ископаемых, геологических формаций, земной коры, литосферы и планеты Земля в целом; техника и технологии геологического, минералогического, геохимического, гидрогеологического, инженерно-геологического картирования и картографирования; технологии прогнозирования, геолого-экономической оценки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых; техника и технологии производства работ по открытым и подземным шахтам, карьерам, рудникам, поисковым, разведочным и эксплуатационным скважинам; геоинформационные системы – технологии исследования недр; экологические функции литосферы и экологическое состояние горно-промышленных районов недропользования.
Виды профессиональной деятельности выпускника:
производственно-техническая;
проектная;
научно-исследовательская;
организационно-управленческая.
Задачи профессиональной деятельности выпускника:
производственно-техническая:
проектировать технологические процессы по изучению природных объектов на стадиях регионального геологического изучения, поисков, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых;
решать производственные, научно-производственные задачи в ходе полевых геологических, геохимических работ, камеральных, лабораторных и аналитических исследований;
эксплуатировать современное полевое и лабораторное оборудование и приборы;
осуществлять первичную геологическую, геолого-геохимическую документацию полевых наблюдений, опробования горных пород и полезных ископаемых на поверхности, в открытых и подземных горных выработках и скважинах;
вести учет выполненных работ и оценку их экономической эффективности;
обрабатывать, анализировать и систематизировать полевую и промысловую геологическую, геохимическую информацию с использованием современных методов ее автоматизированного сбора, хранения и обработки;
разрабатывать методические документы в области проведения геолого-съемочных, поисковых, разведочных, эксплуатационных работ, геолого-экономической оценки объектов недропользования в составе творческих коллективов;
осуществлять мероприятия по безопасному проведению геологоразведочных работ и защите персонала и окружающей среды на всех стадиях производства;
проектная деятельность:
осуществлять научно-технические проекты в области геологического и геохимического картирования территорий, прогнозирования, поисков, разведки, разработки и геолого-экономической оценки объектов полезных ископаемых;
проводить научно-исследовательскую работу в области рационального недропользования объектов полезных ископаемых, мониторинга загрязнения территорий минерально-сырьевых комплексов и защиты геологической среды в составе творческих коллективов;
проводить экспертизы научно-исследовательских и проектных работ в области геологии, геохимии, геолого-промышленной экологии объектов полезных ископаемых в составе творческих коллективов и самостоятельно;
производить разработку комплексных геолого-генетических, прогнозно-поисковых и геолого-промышленных моделей месторождений, полей, узлов твердых полезных ископаемых;
разработке и экспертизе инновационных проектов;
составлять геологические, методические и производственно-технические разделы проектов деятельности производственных подразделений в составе производственных коллективов и самостоятельно;
разрабатывать технологии проведения геолого-съемочных, поисковых и разведочных работ на объектах полезных ископаемых и составлению геологического задания на их проведение;
научно-исследовательская деятельность:
ставить задачи и проводить научно-исследовательские полевые, промысловые, лабораторные интерпретационные работы в области геологии, геохимии в составе производственных коллективов и самостоятельно;
анализировать и обобщать результаты научно-исследовательских работ с использованием современных достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта в области геологии, геохимии;
изучать современные достижения науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта в области геологии, геохимии, методологии поисков, разведки и геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых;
обрабатывать результаты научных исследований с использованием современных компьютерных технологий;
осуществлять экспериментальное моделирование природных процессов и явлений с использованием современных средств сбора и анализа информации;
составлять разделы отчетов, обзоров и публикаций по научно-исследовательской работе в составе производственных коллективов и самостоятельно;
оценивать экономическую эффективность научно-исследовательских и научно-производственных работ в области геологии, геохимии, методике поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;
осуществлять подготовку и проведение лекций, мастер-классов, семинаров, научно-технических конференций, презентаций, подготовке и редактированию научных и учебно-методических публикаций;
организационно-управленческая деятельность:
планировать и организовывать свой труд и трудовые отношения в коллективе с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;
планировать и организовывать научно-исследовательские, научно-производственные полевые, промысловые, камеральные, лабораторные, аналитические работы в области геологии, геохимии;
осуществлять контроль за соблюдением установленных требований техники безопасности и охраны труда, действующих норм и правил при проведении геологоразведочных работ;
выполнять технико-экономический анализ результатов геолого-съемочных, поисковых и разведочных работ и вырабатывать управленческие решения;
осуществлять профессиональную подготовку и переподготовку работников государственных горно-геологических служб и органов Федеральной налоговой инспекции России.
в соответствии со специализацией:
прогнозирование на основе анализа геологической ситуации вероятный промышленный тип полезного ископаемого, формулирование благоприятных критериев его нахождения и выделение перспективной площади для постановки дальнейших работ;
составление самостоятельно и в составе коллектива проектов на геологоразведочные работы на разных стадиях изучения и на различных объектах;
проведение геологического картирования, поисковых, оценочных и разведочных работ в различных ландшафтно-географических условиях;
проектирование места заложения горных выработок, скважин;
выбор видов, способов опробования (рядового, геохимического, минералогического, технологического) и методов их анализа для изучения компонентов природной среды, включая горные породы и полезные ископаемые, при решении вопросов картирования, поисков, разведки, технологии разработки и переработки минерального сырья;
проведение оценки прогнозных ресурсов и подсчет запасов месторождений полезных ископаемых.
|
Требования к результатам освоения программ специальности
|
Результаты освоения ООП специальности определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. В результате освоения данной ООП специальности выпускник должен обладать следующими компетенциями: общекультурными, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями.
В результате освоения ООП ВПО выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными компетенциями:
ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
ОК-4 способность использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности;
ОК-5 способность использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах;
ОК-6 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию;
ОК-8 способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности;
ОК-9 способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; ОК-10 способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
общепрофессиональными компетенциями:
ОПК-1 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК-2 готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-3 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
ОПК-4 способность ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда, владением методами экономической оценки научных исследований, интеллектуального труда;
ОПК-5 способность организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований;
ОПК-6 готовность проводить самостоятельно или в составе группы научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания;
ОПК-7 понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
ОПК-8 применение основных методов, способов и средств получения, хранения и обработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией;
ОПК-9 владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
производственно-техническая:
ПК-1 готовность использовать теоретические знания при выполнении производственных, технологических и инженерных исследований в соответствии со специализацией;
ПК-2 способность выбирать технические средства для решения общепрофессиональных задач и осуществлять контроль за их применением;
ПК-3 способностью проводить геологические наблюдения и осуществлять их документацию на объекте изучения;
ПК-4 способность осуществлять привязку своих наблюдений на местности, составлять схемы, карты, планы, разрезы геологического содержания;
ПК-5 способность осуществлять геолого-экономическую оценку объектов изучения;
ПК-6 способность осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных объектов;
ПК-7 готовность применять правила обеспечения безопасности технологических процессов, а также персонала при проведении работ в полевых условиях, на горных предприятиях, промыслах и в лабораториях;
ПК-8 готовность применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды;
проектная:
ПК-9 способность подготавливать и согласовывать геологические задания на разработку проектных решений;
ПК-10 готовность использовать знания методов проектирования полевых и камеральных геологоразведочных работ, выполнение инженерных расчетов для выбора технических средств при их проведении;
ПК-11 способность проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостный анализ эффективности проектов;
научно-исследовательская:
ПК-12 способность устанавливать взаимосвязи между фактами, явлениями, событиями и формулировать научные задачи по их обобщению;
ПК-13 способность изучать, критически оценивать научную и научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований геологического направления;
ПК-14 способность планировать и выполнять аналитические, имитационные и экспериментальные исследования, критически оценивать результаты исследований и делать выводы;
ПК-15 способность проводить математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований;
ПК-16 способность подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
организационно-управленческая:
ПК-17 способность определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов;
ПК-18 способность организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда, готовность быть лидером;
ПК-19 способность составлять техническую документацию реализации технического процесса (графики работ, инструкции, планы. Сметы, заявки на материалы, оборудование), а также установленную отчетность по утвержденным формам;
ПК-20 способность проводить анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений, оценивать и изыскивать для профессиональной деятельности необходимое ресурсное обеспечение.
профессионально-специализированные компетенции
Специализация – Геологическая съемка, поиски и разведка твердых полезных ископаемых:
ПСК-1.1 прогнозировать на основе анализа геологической ситуации вероятный промышленный тип полезного ископаемого, формулировать благоприятные критерии его нахождения и выделять перспективные площади для постановки дальнейших работ;
ПСК-1.2 составлять самостоятельно и в составе коллектива проекты на геологоразведочные работы на разных стадиях изучения и на различных объектах;
ПСК-1.3 проводить геологическое картирование, поисковые, оценочные и разведочные работы в различных ландшафтно-географических условиях;
ПСК-1.4 проектировать места заложения горных выработок, скважин, осуществлять их документацию;
ПСК-1.5 выбирать виды, способы опробования (рядового, геохимического, минералогического, технологического) и методы их анализа для изучения компонентов природной среды, включая горные породы и полезные ископаемые, при решении вопросов картирования, поисков, разведки, технологии разработки минерального сырья;
ПСК-1.6 проводить оценку прогнозных ресурсов и подсчет запасов месторождений твердых полезных ископаемых.
|
Учебные дисциплины
|
Блок 1 Дисциплины (модули)
Б1.Б.1
|
Философия
|
Б1.Б.2
|
Иностранный язык
|
Б1.Б.3
|
История
|
Б1.Б.4
|
Экономика
|
Б1.Б.5
|
Основы права
|
Б1.Б.6
|
Русский язык и культура речи
|
Б1.Б.7
|
Безопасность жизнедеятельности
|
Б1.Б.8
|
Социология
|
Б1.Б.9
|
Физическая культура
|
Б1.Б.10
|
Математика
|
Б1.Б.11
|
Физика
|
Б1.Б.12
|
Химия
|
Б1.Б.13
|
Основы геодезии и топографии
|
Б1.Б.14
|
Инженерно-геологическая графика
|
Б1.Б.15
|
Общая геология
|
Б1.Б.16
|
Основы палеонтологии и общая стратиграфия
|
Б1.Б.17
|
Кристаллография и минералогия
|
Б1.Б.18
|
Историческая геология
|
Б1.Б.19
|
Региональная геология
|
Б1.Б.20
|
Структурная геология
|
Б1.Б.21
|
Лабораторные методы исследования минерального сырья
|
Б1.Б.22
|
Промышленные типы месторождений
|
Б1.Б.23
|
Прогнозирование, поиски, разведка и геолого-экономическая оценка МПИ
|
Б1.Б.24
|
Геологическое картирование
|
Б1.Б.25
|
Структуры рудных полей и месторождений
|
Б1.Б.26
|
Геофизические методы поисков и разведки МПИ
|
Б1.Б.27
|
Технология и техника разведки МПИ
|
Б1.Б.28
|
Общая гидрогеология
|
Б1.Б.29
|
Общая инженерная геология
|
Б1.Б.30
|
Минерально-сырьевые ресурсы Северо-Востока России
|
Б1.Б.31
|
Основы учений о полезных ископаемых
|
Б1.Б.32
|
Петрофизика
|
Б1.Б.33
|
Введение в специальность (геологическая съемка, поиски и разведка твердых полезных ископаемых)
|
Б1.Б.34
|
Общая геохимия и геохимические методы поисков рудных месторождений
|
Б1.В.ОД.1
|
Механика
|
Б1.В.ОД.2
|
Метрология, стандартизация и сертификация
|
Б1.В.ОД.3
|
Экология
|
Б1.В.ОД.4
|
Геоморфология и четвертичная геология
|
Б1.В.ОД.5
|
Петрография и литология
|
Б1.В.ОД.6
|
Геотектоника и геодинамика
|
Б1.В.ОД.7
|
Математические методы моделирования в геологии
|
Б1.В.ОД.8
|
Экономика и организация геологоразведочных работ
|
Б1.В.ОД.9
|
Тематическое картографирование и технологии ГИС
|
Б1.В.ОД.10
|
Сметно-финансовые расчеты
|
Б1.В.ОД.11
|
Информатика
|
|
Физическая культура и спорт
|
Б1.В.ДВ.1.1
|
Геммология
|
Б1.В.ДВ.1.2
|
Оптическая минералогия
|
Б1.В.ДВ.2.1
|
Основы разработки месторождений твердых полезных ископаемых
|
Б1.В.ДВ.2.2
|
Эксплуатационная разведка месторождений
|
Б1.В.ДВ.3.1
|
Генетическая минералогия
|
Б1.В.ДВ.3.2
|
Специальная минералогия
|
Б1.В.ДВ.4.1
|
Металлогения и формационный анализ
|
Б1.В.ДВ.4.2
|
Основы минерагении
|
Б1.В.ДВ.5.1
|
Циркумполярная география
|
Б1.В.ДВ.5.2
|
Региональная экономика Северо-Востока России
|
Б1.В.ДВ.5.3
|
Адаптивные компьютерные технологии в инклюзивном образовании студентов с проблемами зрения
|
Б1.В.ДВ.6.1
|
Якутский язык и культура речи
|
Б1.В.ДВ.6.2
|
Якутский язык для начинающих
|
Б1.В.ДВ.7.1
|
Правоведение в недропользовании
|
Б1.В.ДВ.7.2
|
Экологическое право
|
Блок 2 Практики, в том числе НИР
Б2.У.1
|
Учебная практика (геодезическая)
|
Б2.У.2
|
Учебная практика (обще-геологическая)
|
Б2.У.3
|
Учебная практика (геологосъемочная)
|
Б2.У.4
|
Учебная практика (горно-буровая)
|
Б2.У.5
|
Учебная практика (геофизическая)
|
Б2.Н.1
|
Научно-исследовательская работа
|
Б2.П.1
|
1 производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
|
Б2.П.2
|
2 производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
|
Б2.П.3
|
Преддипломная практика
|
Блок 3 ГИА
Б3
|
Государственная итоговая аттестация
|
|
Ведущие преподаватели
|
Полуфунтикова Л.И. – к.г.-м.н., доцент, заведующая кафедрой поисков и разведки МПИ;
Фридовский В.Ю. – д.г.-м.н., профессор, директор ИГАБМ СО РАН;
Ковалев Л.Н. – к.э.н., доцент, председатель Государственного комитета по геологии и недропользованию РС(Я);
Калашников В.В. – к.г.-м.н., I зам.председателя Государственного комитета по геологии и недропользованию РС(Я);
Стручков К.К. – к.г.-м.н., доцент;
Пуляев Н.А. – к.г.-м.н., доцент;
Третьяков М.Ф. – к.г.-м.н., доцент, заведующий кафедрой региональной геологии и геоинформатики;
Филиппов В.Р. – к.г.-м.н., доцент;
Рожин С.С. – к.г.-м.н., доцент;
Попов Б.И. – к.г.-м.н., доцент, декан ГРФ;
Галанин А.А.– д.г.н., профессор, Институт мерзлотоведения СО РАН
Колодезников И.И. – д.г.-м.н., профессор, президент Академии наук РС(Я);
Шепелева Я.П. – к.г.-м.н., доцент;
Павлов А.Г. – к.г.-м.н., доцент;
Иванов Н.Н. – доцент;
Павлушин А.Д. – к.г.-м.н., с.н.с. ИГАБМ СО РАН;
Бабушкина С.А. – к.г.-м.н., с.н.с. ИГАБМ СО РАН;
Прокопьев А.В. – к.г.-м.н., зам. директора по НИР ИГАБМ СО РАН.
|
Практики
|
Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.
Тип учебной практики:
Учебная практика (геодезическая)
Учебная практика (общегеологическая)
Учебная практика (геологосъемочная)
Учебная практика (буровая)
Научно-исследовательская работа
Тип производственной практики:
1 производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
2 производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
|
Перечень вступительных испытаний
|
Математика – результат ЕГЭ;
Физика – результат ЕГЭ;
Русский язык – результат ЕГЭ.
|
Контакты
|
Руководитель программы:
Полуфунтикова Лена Идененовна
заведующая кафедрой поисков и разведки МПИ, к.г.-м.н., доцент
e-mail: pli07@list.ru
|
|