Социология строительной сферы


Скачать 0.84 Mb.
Название Социология строительной сферы
страница 1/5
Тип Методические указания
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические указания
  1   2   3   4   5
Министерство науки и образования Российской Федерации
Новосибирский государственный

архитектурно – строительный университет

(Сибстрин)

Кафедра социологии, педагогики и психологии


СОЦИОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Методические указания к практическим занятиям

для направления подготовки 270800 – «Строительство»

Новосибирск - 2014

Методические указания разработаны эаведующей кафедрой социологии, психологии и педагогики, кандидатом исторических наук, доцентом Л.И.Скрябиной, доцентом кафедры, кандидатом социологических наук М.В.Мельниковым, доцентом кафедры, кандидатом философских наук Н.И.Макаровой.

Утверждены методической комиссией факультета экономики, менеджмента и гуманитарного образования 23 июня 2014 года.
Ответственный редактор

Л.И.Скрябина


Рецензенты:

- Т.А.Репина, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, психологии и педагогики НГАСУ (Сибстрин);

- И.Ю.Чуркин, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы Новосибирского государственного технического университета.

с Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2014

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Курс является составной частью программы подготовки бакалавров по направлению 270800 – «Строительство» и предназначен для студентов 2 курса НГАСУ (Сибстрин) очной и заочной формы обучения.

Аудиторная работа студентов включает лекции и практические занятия.

Лекции проводятся с использованием аудио-видео оборудования, демонстрацией визуальных материалов, презентаций, различных видов иллюстративного материала. На практических занятиях студенты выбирают актуальные темы, связанные с состоянием современной строительной отрасли, социальными проблемами градостроительства и архитектуры, формируют исследовательские группы для работы над проектом, получают консультации по организации работы в группе, взаимодействию и распределению исследовательских ролей. Ими определяются качественные и количественные стратегии социологического исследования, разрабатываются программа и план исследования, социологический инструментарий для сбора первичных данных. На занятиях студенты обучаются методике полевого исследования, специфике использования того или иного инструментария в конкретном проекте, знакомятся с вторичными источниками по исследуемой проблематике, с основными процедурами измерения первичной информации, требованиями к анализу и обобщению полученных данных. Результаты проводимых учебных социологических исследований также обсуждаются на практических занятиях.

Практические занятия могут проводиться и в форме деловых игр: моделироваться и проигрываться конкретные ситуации, связанные с принятием решений, в первую очередь, в сфере градостроительства.

В качестве самостоятельной работы предусматривается изучение научной и учебно-методической литературы, знакомство с конкретными проблемами той или иной строительной организации, нахождение болевых точек, определение темы исследования, составление программы социологического исследования, полевое исследование, подсчет, анализ и обработка результатов, подготовка отчета. Преподаватель контролирует самостоятельную работу студентов, постоянно оказывая помощь и проводя консультации.

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в форме заданий для самопроверки по каждой теме. Итоговый контроль – зачет в форме тестирования.

1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины является успешная социализация будущего бакалавра строительства, его адаптация в конкретной социально-профессиональной сфере.

Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с основными закономерностями социального взаимодействия в социально-профессиональной сфере;

- дать представление о социальной стратификации строительной отрасли, причинах социального неравенства, социальной мобильности в строительной сфере;

- подготовить будущего специалиста-строителя к работе в условиях возникающих социальных рисков, непредвиденных социальных перемен;

- ознакомить с особенностями культур представителей разных этносов, их ценностей и стереотипов поведения и научить учитывать их в процессе профессионального и межличностного взаимодействия в полиэтнических трудовых коллективах.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Социология в строительной отрасли» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу и обеспечивает логическую взаимосвязь между общеобразовательными дисциплинами и дисциплинами профессионального цикла.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студентов:

Студент должен:

Знать: основные понятия социологии, социальную структуру общества, социальные институты и социальные группы, типы социального взаимодействия в объеме школьной программы по обществознанию.

Уметь: логически последовательно мыслить, формулировать свои знания, используя общенаучные и социологические категории с учетом специфики их проявления в строительной сфере.

Владеть навыками ориентации в информационном пространстве, отбора и анализа книжной и электронной информации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения ;

- умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь ;

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- способность находить организационно – управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков ;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- использование основных положений и методов социальных наук при решении социальных и профессиональных задач ;

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, в т.ч. в строительной сфере;

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- социологические основы социального взаимодействия;

- особенности механизма социальных взаимодействий в строительной сфере;

- социальную стратификацию в строительной сфере, каналы горизонтальной и вертикальной мобильности;

- типы организаций, функционирующих в строительной отрасли;

- особенности формальных и неформальных отношений в организации, природу лидерства и функциональной ответственности.

Уметь:

- анализировать групповую динамику и адекватно оценивать сложившуюся ситуацию в области межличностных и межгрупповых отношений в процессе трудовой деятельности;

- вести переговоры, предупреждать и разрешать трудовые конфликты.

Владеть

- социальными компетенциями для работы в трудовых коллективах, в частности, демонстрировать способность и готовность:

- к работе в команде на основе доверия, толерантности, сотрудничества и кооперации с ее членами и другими участниками социально - профессионального взаимодействия.

Распределение учебных часов по видам занятий

Темы дисциплин

(дидактических единиц)

Часы

лекции

практ.

(лаб.)

занятия

сам.

работа

Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная):

О

О-З

З

О

О-З

З

О

О-З

З

Социология как наука. Социология строительной сферы.

2

-

-

2

-

-

4







Социология пространства и территории.

4

-

-




-

-

6







Социология управления и организации

2

-

-

2

-

-

4







Строительство как фактор формирования среды жизнедеятельности.

2

-

-




-

-

6







Институционализация строительной отрасли.




-

-

2

-

-

4







Строительная отрасль как социальный институт.

2

-

-




-

-

6







Региональный строительный комплекс.

4

-

-

2

-

-

6







Строительные организации - типология и структура социальной организации.

2

-

-

-

-

-

6







Социальные взаимодействия в строительной сфере.

2

-

-

2

-

-

6







Социальные проблемы строительной отрасли.

2

-

-

-

-

-

6







Организация и проведение социологического исследования в строительной отрасли.

4

-

-

4

-

-

4







Использование качественных и количественных социологических стратегий при изучении стр. отрасли.

2

-

-

2

-

-

6







Итого:

28

-

-

16

-

-

64









5. Содержание дисциплины
Тема 1. «Социология как наука» посвящена научным основаниям социологии, объективности и достоверности научного социологического знания, обоснованию объекта и предмета социологии, подходам к структурированию социологии, в том числе её парадигмальной дифференциации, характеристике её основных научных вопросов, задач и функций.

Тема 2 «Социология пространства и территории» включает в себя изучение пространства как объект научного анализа, осуществляемого географией, естественными и техническими науки, и выход на социологию пространства, представленную, в частности, подходами Г.Зиммеля, П.Бурдьё и А.Ф.Филиппова. Специальное внимание будет обращено на качества пространства как среды, структуру и свойства социального пространства и территории, определение границ в пространстве и территории.

Тема 3 «Социология управления и организации» посвящена знакомству слушателей с двумя очень важными механизмами производства социального порядка общества – управлением и организацией. Для этого необходимо сначала рассмотреть значение понятий управления и организации. Затем мы перейдём к характеристике некоторых социологических подходов к вопросу о социальном управлении в обществе, его структуре, уровнях и механизмах. Внимание будет уделено месту, занимаемому в обществе социальными институтами. Особое внимание мы уделим значению института государственной власти в системе социального управления. Далее мы выполним сравнительный анализ институтов и социальных организаций и рассмотрим второе значение понятия «организация», благодаря которому можно работать с понятиями «организационного порядка» и «самоорганизации». В заключительной части темы мы рассмотрим социальную организацию как объект изучения социологии.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Социология строительной сферы icon Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...
Социология строительной сферы icon Энтони Гидденс Социология Оглавление социология 1 социология э. Гидденс
Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде
Социология строительной сферы icon Примерная программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства»...
«Социология предпринимательства» является дисциплиной по выбору вариативной части, VII семестр
Социология строительной сферы icon Литература: 1 Социология / Г. В. Осипов и др. М: Мысль,1990. 2 Марксиско Ленинская социология
Марксиско Ленинская социология. / Под ред. Н. И. Дряхлова. М.: Изд-во Московского ун-та,1989
Социология строительной сферы icon О выпуске отраслевого решения "1С: erp управление строительной организацией 0"
С: Предприятие erp управление строительной организацией 0, которое предназначено для автоматизации деятельности строительных компаний,...
Социология строительной сферы icon Пояснительная записка целью дисциплины «Социология»
Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими гуманитарными и обществоведческими...
Социология строительной сферы icon Программа производственной практики для направления 39. 03. 01 “Социология”...
Производственная практика бакалавров проводится с целью выработки у студентов навыков исследовательской работы
Социология строительной сферы icon Программа преддипломной практики для направления 39. 03. 01 “Социология”...
Преддипломная практика бакалавров проводится с целью выработки у студентов навыков исследовательской работы
Социология строительной сферы icon «Пожарная безопасность на строительной площадке. Ответственность...
Тр. №32. Тема: «Пожарная безопасность на строительной площадке. Ответственность и обязанность лиц, ответственных за пожарную безопасность....
Социология строительной сферы icon Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Социология строительной сферы icon Программа дисциплины поведение потребителей: практикум
Изучение курса «Поведение потребителей: практикум» предполагает предварительное знакомство студентов с такими учебными дисциплинами...
Социология строительной сферы icon Программа дисциплины поведение потребителей: практикум
Изучение курса «Поведение потребителей: практикум» предполагает предварительное знакомство студентов с такими учебными дисциплинами...
Социология строительной сферы icon Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 39. 03. 01 «Социология»
Содержание: умк по дисциплине иностранный язык (английский язык) для студентов направления 39. 03. 01 «Социология». Форма обучения...
Социология строительной сферы icon Программа дисциплины «Демографический анализ» для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»...
Социология строительной сферы icon Кравченко А. И. К 78 Социология: Учебник для студентов вузов
К 78 Социология: Учебник для студентов вузов.— М.: “Акаде­мический Проект”, Издательская корпорация “Лотос”, 1999. 382с
Социология строительной сферы icon Лот №2: работы по ремонту, техническому и гарантийному обслуживанию...
Предложений в электронной форме на право заключение договора на выполнение работ по ремонту, техническому и гарантийному обслуживанию...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск