СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Вяземский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«ГАРМОНИЯ»
* 215110, Смоленская обл., г. Вязьма, ул. 25 Октября, д.1- а Т/ф (48131) 2 – 38 – 27; 4 – 21-35
centr_garmonia@mail.ru
ПРИНЯТА
на заседании
методического совета
протокол от 30.05.2016 № 5
|
УТВЕРЖДЕНА
приказом СОГБУ СРЦН
«Гармония»
от 02.06.2016 № 65
|
|
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно-эстетической направленности
«Фантазия»
Возраст обучающихся: 5-7 лет.
Срок реализации: 4 месяца
Автор-составитель:
Т. Н. Артюхова, педагог дополнительного образования
г. Вязьма, 2016 г.
Пояснительная записка
«Дети должны творить необычное,
А для этого понадобятся лишь
простые материалы, инструменты
и собственные руки!»
Детское творчество – это чудесная и загадочная страна. Помогая ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, мы делаем жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук. Умение сделать что-либо самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся.
Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка сразными материалам, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребёнка, при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности. Художественное творчество помогает детям сделать первые шаги на пути развития их природных способностей, в том числе и креативности, то есть творческой одаренности, являющейся одной из основных характеристик личности. А для этого необходимо организовать деятельность детей, заинтересовать процессом созидания, при этом обеспечить многообразие материала, что также способствует расширению знаний ребенка в окружающем мире, развивая при этом основные технические процессы: воображение, память, мышление, речь, а также побуждая к инициативности и самостоятельности. У детей наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели).
Новизной и отличительной особенностью программы «Фантазия» является то, что занятия построены по принципу интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Актуальность программы. Контингент воспитанников социально-реабилитационного центра отличается тем, что жизненные условия детей не позволяют в должной мере реализоваться через творчество, а в некоторых случаях даже отсутствуют в жизни ребенка. Художественное творчество, также как и игра, необходимы детям для самореализации, раскрытия способностей и таланта. Занятия по данной программе дают возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику, раскрыть его личностные задатки.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия формируют интерес у детей к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворяют потребность детей в самовыражении. На занятиях художественным ручным трудом у детей формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества.
Цель программы: создание условий для формирования эстетически развитой творческой личности, опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды художественного ручного труда.
Задачи:
Образовательные
Сформировать представления о видах материалов для творчества, их свойствах.
Научить детей различным приемам преобразования и технологической обработки природного и бросового материалов, ткани, ниток.
Учить способам работы различными инструментами (ножницы, стеки, канцелярский нож, шило, клей ПВП и «Титан»).
Формировать навыки использования знакомых материалов для формообразования и соединения деталей: бумаги, картона и пластилина.
Учить выполнению творческой работы поэтапно, пользоваться технологическими картами, планировать свою деятельность.
Формировать умения видеть в окружающем мире интересные образы, которые можно совершенствовать путем составления, соединения различных частей, используя разнообразные соединительные материалы.
Развивающие
Развивать творческое воображение, наблюдательность, художественное восприятие.
Развивать зрительную память, внимание, логическое мышление, связную речь
Способствовать развитию ручной умелости..
Воспитательные:
Воспитывать стремления замечать и ценить красоту в окружающем мире.
Воспитывать интерес к созидательной деятельности.
Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
Воспитывать художественно-эстетический вкус.
Программа предназначена для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Содержание программы включает разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с обучающихся различной степени подготовленности.
Предполагается разновозрастный состав группы наполняемостью 10-12 человек.
Срок реализации программы – 4 месяца.
Режим проведения занятий: 2 часа в неделю продолжительностью 30 минут.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии – подгрупповые, групповые,
Формы проведения занятий: путешествие, экскурсия, исследование, творческая визуализации, творческая мастерская, презентации.
Методы и приемы: игровой, беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование технологических карт, экспериментирование, обсуждение результатов.
Ожидаемые результаты реализации программы.
К концу обучения по программе «Фантазия» каждый обучающийся должен знать:
- название и свойства поделочных материалов, используемых для творчества, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- приемы работы (выделение деталей для заготовки, формообразование соединение деталей, отделки изделия);
-правила организации рабочего места;
- название необходимых для творчества инструментов, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами, клеем;
должен уметь:
- самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать этапы выполнения работы, используя технологические карты;
- владеет некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
у обучающегося совершенствуется:
- координация движений, гибкость, точность в выполнении действий, ручная умелость;
- умение творчески подходить к выполнению задания.
Результатом занятий в рамках каждого раздела данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются организация выставок как внутри центра, использование поделокоформлении социокультурных мероприятий, ярмарках, использование изделий художественного труда в качестве подарков и сувениров.
Аттестация обучающихся по программе
Первичная аттестация
Срок проведения: в течение 10 дней со дня зачисления обучающихся в объединение.
Цель: оценка уровня технических умений и навыков, творческий потенциал детей на момент зачисления в объединение
Форма проведения: занятие «Город мастеров»
Содержание аттестации:
Владение техническими навыками и умениями: пользование ножницами, выполнение несложных способов вырезания, соблюдение техники безопасности при работе.
Первоначальные представления о различных материалах (на личном жизненном опыте).
Стремление проявить воображение и фантазию.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий)
Критерии оценки:
Высокий уровень – владеет техническими навыками работы с инструментами, знает и соблюдает технику безопасности при работе, имеет знания о видах и свойствах различных материалов, умеет их определять, знает названия, с интересом выполняет творческие задания, старается проявить фантазию и инициативу.
Средний уровень – владеет некоторыми техническими навыкамив соответствии с возрастными возможностями, не совсем точно определяет материалы и свойства. Затрудняется при выполнении творческих заданий, требуется помощь педагога.
Низкий уровень – владеет техническими навыками на примитивном уровне, движения неумелые и беспорядочные при работе с ножницами. Знания о материалах и их свойствах практически отсутствуют. Самостоятельно не справляется с творческим заданием.
Форма фиксации результата: протокол (приложение № 1).
Промежуточная аттестация
Срок проведения: после прохождения каждого раздела программы.
Цель: оценка уровня творческих и технологических умений детей по итогам работы.
Форма проведения: выставка детских работ, мастер-класс по изготовлению поделки из бросового материала, коллективная работа.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий)
Содержание аттестации:
Овладение приемами работы с инструментами необходимыми для творчества: ножницы, шило, игла, трафарет, клей.
Овладение знаниями о материале для творчества: его разновидностях, свойствах.
Развитие конструктивных способностей и художественного вкуса: придумывает и самостоятельно выполняет и украшает сложную поделку.
Умение анализировать объект для творчества: составить план выполнения, использовать различные приемы технологической обработки материалов.
Интерес к конструктивной деятельности из разных материалов.
Креативность – способность к проявлению фантазии, воплощение в образ.
Критерии оценки:
Высокий уровень – полностью владеет техническими навыками и умениями в работе с необходимыми инструментами и материалами, самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел, увлечен выполнением работы, самостоятельно создает образы, использует в полной мере приобретенные навыки, отображает свое эмоциональное состояние в работе.
Средний уровень – испытывает затруднения в применении технических навыков и умений, для осуществления композиционного решения необходима помощь педагога, увлечен выполнением работы, но имеет сложности при передаче эмоционального состояния через образ.
Низкий уровень – творческая деятельность осуществляется только при помощи педагога, отсутствует умение объединять предметы единым содержанием, не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ.
Итоговая аттестация
Срок проведения: по окончании обучения.
Цель: оценка уровня художественного ручного труда детей по итогам работы программы «Фантазия»
Форма проведения: занятие «Наши руки не для скуки».
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Содержание и критерии оценки
Виды творческого развития
|
Высокий уровень развития
|
Средний уровень развития
|
Низкий уровень развития
|
Овладение техническими навыками и умениями.
|
Полностью владеет техническими навыками и умениями.
|
Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений.
|
Пользуется только помощью педагога.
|
Развитие конструктивных умений
|
Умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
умение составлять стандартный план работы;
умение владеть технологическими приемами ручной обработки материалов
|
При анализе объекта, подлежащего изготовлению нужна помощь педагога,
умение составлять стандартный план работы;
владеет некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов
|
Не может самостоятельно проанализировать объект для творчества, может работать только по составленному педагогом плану; владеет некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов в недостаточной степени
|
Развитие композиционных умений
|
Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел
|
Испытывает затруднения в композиционном решении
|
Выполняет только по образцу с помощью педагога
|
Развитие эмоционально – художественного восприятия, творческого воображения.
|
Видит красоту окружающего мира, отражает свое эмоциональное состояние в работе, увлечен выполнением работы, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки
|
Видит красоту окружающего мира, испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы
|
Чувствует красоту окружающего мира, но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма фиксации результатов: протокол (приложение № 1).
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фантазия»
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на три этапа.
1 этап – знакомство со свойствами материалов.
2 этап – обучение приемам изготовления.
3 этап – изготовление поделок.
Учебно-тематический план
№
п/п
|
Название раздела,
тема
|
Количество часов
|
Форма аттестации/
контроля
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
«Город мастеров»
(выявление умений и способностей на начальном этапе обучения)
|
2
|
1
|
1
|
Занятие
|
2.
|
«В стране ненужных вещей» (работа с бросовым материалом)
|
2.1.
|
Вводное занятие (виды бросового материала, особенности работы с ним, необходимый дополнительный материал).
|
2
|
1
|
1
|
|
2.2.
|
Картон (изготовление поделок из коробок, яичных ячеек)
2.2.1. Веселый клоун.
2.2.2. Домики.
2.2.3. Насекомые.
2.2.4. Цветы.
|
4
1
1
1
1
|
|
4
1
1
1
1
|
|
2.3.
|
Пластик (изготовление поделок из пластиковых бутылок, посуды, коктейльные трубочки).
2.3.1. Вазочка.
2.3.2. Театр из пластиковых стаканчиков.
2.3.3. Просто ромашка.
2.3.4. Космос.
|
5
1
1
1
2
|
|
5
1
1
1
2
|
|
2.4.
|
«Остатки сладки» (изготовление игрушек из коробочек от йогурта, киндер сюрпризов).
2.4.1. Матрешки.
2.4.2. Стаканчик для карандашей.
2.4.3. Автобусы.
|
3
1
1
1
|
|
3
1
1
1
|
|
2.5.
|
«Скорлупки» (изготовление поделок из яичной скорлупы).
2.5.1. Панно «Осенние заботы».
2.5.2. Панно «Доброе утро».
2.5.3. Объемные игрушки из скорлупок.
|
4
1
1
2
|
|
4
1
1
2
|
|
2.6.
|
«Веселая стружка» (творчество из стружки от карандашей).
2.6.1. Мозаика из карандашной стружки.
2.6.2. Цветок.
2.6.3. Аппликация по замыслу.
|
3
1
1
1
|
|
3
1
1
1
|
|
2.7.
|
«Волшебные превращения» (смешанные техники).
|
1
|
|
1
|
Мастер-класс по изготовлению поделки из бросового материала
|
3.
|
Работа с текстильными материалами
|
3.1.
|
Вводное занятие (ознакомление с новыми материалами и виды работы с ним).
|
1
|
1
|
-
|
|
3.2.
|
«Коврик для куклы
из лоскутков»
|
1
|
|
1
|
|
3.3.
|
«Тряпичная кукла»
|
3
|
|
3
|
|
3.3.
|
«Мои цветные лоскутки так красивы и легки» (изготовление аппликации из лоскутков ткани).
|
2
|
|
2
|
Коллективная работа «Чудеса из ткани»
|
4.
|
«Наши руки не для скуки» (итоговое занятие).
|
1
|
-
|
1
|
Занятие
|
ВСЕГО:
|
32
|
3
|
29
|
|
Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Фантазия»
Раздел 1. «Город мастеров».
Практика: с помощью игровых заданий и творческих упражнений выявить уровень технических умений и навыков: умение работать с инструментами для творчества, знакомыми материалами (бумагой, картоном, пластилином); стремление проявить творческие умения.
Раздел 2. Работа с бросовым материалом «В стране ненужных вещей».
Теория: дать понятие о том, что такое бросовый материал, как можно его использовать для творчества (поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера, подарков), рассказать о правилах безопасности при работе с бросовым материалом и необходимыми инструментами.
Практика: научить приемам обработки и заготовки бросового материала: вырезание, склеивание, прокалывание отверстий, окрашивание.
2.2.Картон.
Теория: познакомить с видами бросового материала из картона (коробки, яичные ячейки), способами обработки и технологией выполнения изделия по плану.
Практика:
- научить преобразовывать бросовое картонное изделие в заготовку с помощью ножниц, канцелярского ножа, проделывать по необходимости отверстия шилом, соединять детали между собой с использование клея, пластилина;
- составлять композицию;
- декорировать при необходимости.
2.3. Пластик.
Теория: познакомить с видами бросового материала из пластика (пластиковая посуда, бутылки, коктейльные трубочки), способами обработки и технологией выполнения изделия по плану.
Практика:
- научить преобразовывать бросовое картонное изделие в заготовку с помощью ножниц, канцелярского ножа, проделывать по необходимости отверстия шилом, соединять детали между собой с использование клея, пластилина;
- составлять композицию;
- декорировать при необходимости.
2.4. «Остатки сладки» (изготовление игрушек из бросового материала).
Теория: дать представление о том, как можно применить знакомый детям бросовый материал для изготовления игрушек своими руками (стаканчики из-под йогурта, коробочки от киндеров).
Практика:
- учить выбирать образ для поделки, подбирать материалы для изготовления; - составлять технологический план работы;
- делать заготовки для игрушки, выбирать способы и материалы для соединения деталей;
- использовать нужные декоративные материалы для завершения образа.
2.5. «Скорлупки».
Теория: дать представление о таком виде бросового материала, как яичная скорлупа, рассказать об особенностях подготовки для использования, показать варианты творческих работ из яичной скорлупы.
Практика:
- научить изготавливать поделки из яичной скорлупы двумя способами: из цельного материала, из частей (мозаичный способ).
- учить выбирать интересующий образ, подбирать дополнительные материалы (цветная бумага, картон, элементы декора);
- составлять план по технологии изготовления, использовать нужные инструменты для работы;
- при изготовлении мозаики изготовит и оформить рамку.
2.6.«Веселая стружка».
Теория: познакомить детей с использованием такого бросового материала, как карандашная стружка, показать возможные варианты творческих работ, технологию изготовления поделок.
Практика:
- научить заготавливать самостоятельно стружку для творческой деятельности, используя цветные карандаши и точилку;
- научить выполнять творческую работу двумя способами: оклеивание по контуру, мозаика;
- учить выполнять работу по предложенному педагогом контуру;
- учить подбирать композиционное решение для мозаики (стружку по сочетанию цвета, способу укладывания), использовать дополнительные материалы такие как: цветная бумага и картон разной фактуры;
- учить выполнять работу по плану;
- закреплять умения и навыки пользования инструментами.
2.7. «Волшебные превращения» (использование смешанных техник).
Данное занятие является практическим. Дети самостоятельно выбирают интересующий их материал и композиционное решение, нужную технологию для изготовления, применяют приобретенные навыки и умения.
Раздел 3. Работа с текстильными материалами (кусочки ткани и нити).
Теория: познакомить детей такими текстильными материалами, как ткань и нити; рассказать и показать разновидности ткани, обратить внимание на разнообразную фактуру, изобилие цвета и его сочетаний; показать как можно использовать данный материал для художественного творчества (поделок, игрушек, панно); рассказать о правилахбезопасности при использовании в работе ножниц и иглы.
Практика:
- научить приемам обработки и заготовки ткани: вырезание нужных заготовок из куска ткани (произвольно или по трафарету);
3.2.«Коврик для куклы из лоскутков»
Теория: познакомить с техникой лоскутной мозаики и её особенностями; с декоративно-прикладным искусством России.
Практика:
- учить работать с литературой и образцами изделий;
- учить выбирать модели, ткани,
- закреплять умение изготавливать выкройки-шаблоны, вырезать и составлять орнамент.
3.3. «Тряпичная кукла»
Теория: познакомить детей с тряпичной куклой, историей её возникновения и традициями изготовления. Знакомство с современными традициями изготовления тряпичной куклы, их отличительные особенности.
Демонстрация готовых изделий.
Практика:
- учить выбирать нужные цвета ткани по определению характера, назначения и размера куклы, задуманного образа.
- учить изготавливать детали куклы: туловища, рук, ножек, головы; соединять детали;
- учить выполнять работу по декоративному оформлению для завершения образа
-закрепить умение работать с ножницами.
3.4. «Мои цветные лоскутки так красивы и легки» (изготовление аппликации из кусочков ткани).
Теория: познакомить детей с таким видом художественного ручного труда, как аппликация из ткани и технологией ее выполнения
Практика:
- учить планировать свою работу и самостоятельно выбирать способы ее воплощения;
- учить подбирать кусочки ткани по цвету и фактуре в зависимости от задуманного образа;
- учить пользоваться шаблонами для изготовления деталей;
- закрепить умения работать с клеем и ножницами;
- выполнять работу по декоративному оформлению для завершения образа.
Раздел 4. «Наши руки не для скуки»
Практическое итоговое занятие с целью усвоения материала программы, обретения практических умений и навыков, использование различных материалов и техник.
Методическое обеспечение программы:
конспекты занятий (приложение №1);
методический материал для занятий (пошаговые инструкции) (приложение №2); материалы для занятий (игровые задания и упражнения) (приложение № 3);
аттестация учащихся (приложение № 4);
презентации по художественному ручному труду (приложение № 5);
методическая литература по тематике.
Раздаточный материал:
трафареты (приложение № 6).
Материалы для творчества:
канцелярские товары: альбомы, цветная бумага разной фактуры, цветной картон, клей ПВА, ножницы, шило, канцелярские ножи, скотч, гуашевые краски, пластилин;
коллекции природного и бросового материалов;
текстильный материал: лоскутки тканей разной фактуры, шерстяные нитки и нитки-мулине, льняные;
наборы для шитья;
материалы для декора: пуговицы, бусины, тесьма, кружева.
Материально-техническое обеспечение программы:
помещение: творческая мастерская;
оборудование учебного помещения: столы, стулья для учащихся, стол и стул для педагога, настенная доска с набором для крепления демонстрационного материала;
технические средства обучения: компьютер (проектор), телевизор, музыкальный центр, диски с музыкальными композициями.
Список литературы
Грин Дж. Все пригодится. – «Machaon», 1994 г.
КиселевА., Острун Н. Самоделки. 40 уникальных идей. – Ярославль «Ярославский полиграфкомбинат», 2002 г
КиселевА., Острун Н. Подарки и праздники. 40 уникальных идей. – Ярославль «Ярославский полиграфкомбинат», 2003 г.
Конышева Н. М. Чудесная мастерская. – LINKA–PRESS, 1997 г.
Перевертень Г. И. Поделки из скорлупы. – М.: «Издательство АСТ-сталкер», 2004 г.
Перевертень Г. И. Поделки из разных материалов. – М.: «Издательство АСТ-сталкер», 2004 г.
Спичли Грета Чудеса своими руками. – М: «Ниола 21-й век», 2004 г.
Черныш И. В. Забавные поделки к праздникам. – М.: «АЙРИС-ПРЕСС», 2004 г.
|