МОБУ «Покровская СОШ»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Покровская средняя общеобразовательная школа»
Программа
лагеря дневного пребывания
«Солнышко»
Возраст детей: 7-10 лет (1 смена)
11-14 лет (2 смена)
Срок реализации: 05.06. по 29.06 2017 г. (1 смена)
03.06. по 27 .06.2017 г (2 смена)
Составитель:
Хливная Г.В.
2017 г.
Содержание
Пояснительная записка 2
План смены 15
Условия реализации программы 26
Информационно-методическое обеспечение программы 26
Оценка эффективности программы 28
Материально – техническое обеспечение
Список литературы 29
Приложения 30
Режим дня
Карта диагностических методик
Методики
Учебно – тематический план
Диаграмма психологической комфортности воспитанников
Подвижные игры на свежем воздухе
Сценарии мероприятий
Пояснительная записка
Лето – это время, когда дети могут отдохнуть, восстановить силы, здоровье. Проблема здоровья детей относится к категории таких проблем, которые постоянно находится под пристальным вниманием государства.
Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в школе: чрезмерные учебные нагрузки, новые предметы, увеличение учебной информации, сокращение двигательной активности.
В нашей школе по результатам медицинского осмотра самые распространённые заболевания у учащихся в течение учебного года: острые респираторно – вирусные инфекции, сколиоз, снижение зрения.
Всем известно, что физическая культура и спорт укрепляют здоровье, воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение с честью выходить из непростых ситуаций.
Летний лагерь с дневным пребыванием детей при МОБУ «Покровская СОШ» может помочь в решении проблемы снижения качества здоровья. В нашей школе есть спортивный зал, футбольное поле и площадка для игр на свежем воздухе. Поэтому, организуя жизнедеятельность детей в лагере дневного пребывания, важно иметь в виду, что любая деятельность должна быть посильной для конкретной личности. Вся деятельность должна быть привлекательна: соответствовать интересам ребенка, иметь четко выраженный результат ,содержать эффект новизны, позволять проявлять творчество и самостоятельность. Очень важным на сегоднешний день является формирование у детей и подростков мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Наш лагерь с дневным пребыванием представляет собой уникальную среду для формирования у детей здорового образа жизни. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана краткосрочная программа летнего отдыха и оздоровления детей «Солнышко».
Актуальность данной программы в том, что не все учащиеся в период летних каникул могут отдыхать в детских оздоровительных лагерях, продуманная и организованная система планирования пришкольной лагерной смены позволяет каждому ребёнку получить новые знания и умения, приобрести различные навыки и жизненный опыт, а приобретённые знания помогут в самосовершенствовании и самореализации своих возможностей.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
сбалансированным двухразовым питанием;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы. В программе отражены 11 направлений воспитательной компоненты.
Отличительной особенностью данной программы является дополнительное обучение детей в, так называемой, «Школе безопасности».По сравнению с другими программами, например: «Казачок» г Сорочинска, Оренбургской области, «Дорогою Добра» МОБУ «СОШ №3» г Волгограда, прививает навыки правильного поведения и оказания первой доврачебной помощи в экстренных ситуациях.
Новизна программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся и психологизации процесса оздоровления посредством вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно-игровую деятельность. Программа лагеря модифицированная, созданная на основе уже реализованной коллективом программы. Она отличается от предыдущей, появлением набора более эффективных педагогических средств и технологий, но и внесены некоторые коррективы, которые не затрагивают концептуальных основ программы. Все новые элементы, отражающие новизну, логически встроены в систему образовательной деятельности, работают на достижение заявленных результатов.
Направленность данной программы физкультурно - оздоровительная. Главным в деятельности смены лагеря будут оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление физического, психического, нравственного здоровья детей, формирование здорового образа жизни развитии личностных качеств воспитанников ЛДП.
Адресат программы: учащиеся школы (7-12 лет), отдыхающие в лагере дневного пребывания «Солнышко». Все отдыхающие делятся на 2 разновозрастных отряда. Каждый отряд планирует свою работу с учетом общелагерного плана. Режим дня соответствует обычному распорядку летних оздоровительных лагерей. В программе отражены 11 направлений воспитательной компоненты
1 смена- 40 детей, 2 смена- 20 детей.
Цель программы: укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные: приобретение конкретных знаний в области гигиены, здорового образа жизни, самоопределение учащихся, в каком либо виде спорта;
Воспитательные: развитие лидерских качеств, профилактика вредных привычек, формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности через историю развития спорта, развитие психологической и коммуникативной культуры, создание благоприятного психологического климата в коллективе, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры поведения;
Развивающие: развитие физических качеств, командного мышления, рефлексивной культуры, самоконтроля.
Ожидаемые результаты
Программа направлена на оздоровление и спортивное развитие каждой личности через положительную мотивацию, интересы и ведение индивидуальных, групповых и коллективных занятий.
В ходе реализации данной программы, приобретенные знания помогут ребятам:
-изменить отношение к своему здоровью, осознать необходимость сохранения физического здоровья, начиная с раннего возраста;
повысить уровень развития физических качеств (силы, ловкости, выносливости);
получить навыки здорового образа жизни, правил личной гигиены, разучить комплекс утренней гимнастики;
оказывать первую само- и взаимопомощь при ожогах, тепловых ударах, ранах, ушибах, растяжениях, укусах и т.д.;
получить возможность развивать лидерские, организаторские и творческие способности, умение работать в команде;
расширят кругозор и получат более широкое представление о различных видах спорта.
Принципы реализации программы:
Принцип многообразия видов и форм работы с детьми.
Принцип учета мнения воспитанников.
Принцип социальной активности учащихся.
Принцип учета возрастных психических и индивидуальных особенностей и возможностей.
Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления детского коллектива.
Методы реализации программы:
методы театрализации;
методы состязательности;
методы равноправного духовного контакта;
методы импровизации;
методы воспитывающих ситуаций;
метод интерактивного обучения;
методы игры и игрового тренинга;
метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Для их реализации используются индивидуальные, групповые, коллективные, массовые формы занятий включающих практическую и теоретическую части занятий.
Формы организации деятельности детей
утренняя гимнастика;
занятия по интересам
подвижные игры, прогулки на свежем воздухе;
игровые тестирования, опросы, анкетирование;
беседы на тему здорового образа жизни;
конкурсы, праздники;
познавательные игры и викторины;
спортивные игры и соревнования;
кружковая деятельность.
Система мотивации и стимулирования:
- Поведение ребенка
-Умение взаимодействовать с другими членами временного детского коллектива.
- Отношение ребенка к себе и окружающим.
- Эмоциональное состояние ребенка.
-Уровень представления ребенка о ценностях человеческой жизни.
-фотоальбом;
-грамоты;
-лагерная спартакиада «Быстрее, выше, сильнее»;
-театрализованный зрелищно-спортивный праздник «Малые олимпийские игры»;
-конкурс отрядных альбомов «Самая ЗОЖ страна команда»;
-подготовка статей для школьного сайта «Жизнь школьного лагеря».
Учебно-тематический план
:
№ п/п
|
Название разделов, тем
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Общая физическая подготовка
|
5ч
|
1
|
4
|
2.
|
ЮИД
|
2 ч
|
1
|
4
|
3
|
Творческая деятельность
|
5 ч
|
1
|
4
|
|
|
12
|
30-50%
|
50-70%
|
Содержание учебно-тематического плана образовательного компонента
Раздел 1. Общая физическая подготовка
Теория: понятие ОФП. Функции ОФП., беседа «Шалости и травмы», «К здоровью через спорт» «Здоровье- лучший дар природы», «Компьютер и здоровье», «Здоровье мальчиков , Вредные привычки»
Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх, передача мяча и другие.
Формы контроля: Эстафета. Спортивные игры. Подвижные игры.
Раздел 2. ЮИД
Теория: беседа «Правила поведения на дороге и на воде» «Правила дорожные всем знать положено»
Практика: Освоение знаний правил дорожного движения, правил поведения на дорогах и на воде, участие в конкурсах. Конкурсно- игровая программа «Школа светофорных наук», Игровая программа «Не шути с огнем»
Формы контроля: праздники, викторины, кокурсно игровые программы.
Раздел 3. Творческая деятельность
Теория: беседа «Мир вокруг нас»
Практика: Экологическая тропа, акция
Формы контроля: Экскурсия, десант по очистке территории лагеря, конкурс моделей из природного материала.
Теория: Для чего нужны книги.
Практика: Сказочные эстафеты, чтение сказок, инсценировки, конкурсы чтецов.
Теория: Известные художники
Практика: Цветная карусель- конкурс рисунков на асфальте, конкурс рисунков «Герои мультфильмов», «Мои сказочные герои»
Теория: Мои права и обязанности, Символы России
Практика: интеллектуально- творческая программа «Я гражданин России», Флеш моб «Российский флаг», Викторина «Традиционные русские праздники»,фольклорная программа «Иван да Марья» интеллектуальное казино- конкурс «Крылатые фраз из русских народных сказок»,инсценировка «Театр это жизнь»
Содержание программы смены
Модель игрового взаимодействия: Реализация цели и задач в летнем спортивно-оздоровительном лагере «Солнышко» состоит в организации соревнований по спортивному ориентированию, туристскому многоборью и тематических конкурсах. Участниками становятся все и педагоги, и дети.
Ход реализации программы
Мы по-прежнему считаем, что педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно- ролевая игра.
Особенности временного детского коллектива (ВДК) обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно - ролевой игры.
Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой.
Сюжетно- ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.
Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.
В основу жизни на острове положен принцип развивающего отдыха, способствующий процессу дальнейшего развития личности ребёнка.
Участники игры:
дети, вожатые ,ст.вожатая, воспитатели, администрация лагеря, библиотекарь, физкультурный руководитель.
Легенда Острова
Давным-давно на земле жил всемогущий Волшебник. Люди его уважали и шли к нему за помощью. А помогал он тем, что наделял людей добротой, любовью, дружбой и другими ценностями. Но один человек сказал: «Мы сами можем справиться со своими трудностями». И тогда Волшебник пошёл по миру искать тех людей, которым он был нужен. Он долго ходил по свету и однажды пришёл на красивый Остров. Здесь он чувствовал себя счастливым. Волшебник прожил счастливую жизнь и сохранил все ценности Острова. Всю свою волшебную силу и знания он вложил в Тотемы, которые спрятал на Острове. И нужно ещё найти главный ТОТЕМ и стать «Последним героем». А достанется он только тем, кто поверит, что эта ценность им нужны.
Остров,на котором Волшебник прожил много лет, был назван «Островом Солнышко».С тех пор очень часто люди приезжают на Остров для того, чтобы разыскать эти сокровища.
На маленький необитаемый тропический островок высаживается 5 команд из отважных искателей приключений, которым предстоит не только подобно Робинзону бороться за выживание, но и раз в 6 дней решить, кто из племён должен получить священный Тотем. Для того чтобы стать обладателем священного Тотема, надо победить в трудном и опасном испытании. Та команда, которая за время нахождения на острове наберёт больше всех тотемов, становится победителем. Пользуясь картой Острова, которую участники племён соберут во второй день смены, они начнут бороться за «выживание» на острове, попытаются найти разумные выходы из «Интеллектуального лабиринта», будут жить яркой и незабываемой жизнью в «Парке развлечений», вместе с нечистой силой из русских сказок проведут день в «Пещере сказок», потренируют здоровое тело для здорового духа в «Долине спорта» и т.д. Карта вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждое племя ведёт свой путевой дневник, куда заносят, зарисовывают, вклеивают всё самое интересное, с чем встречаются во время испытаний.
Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «Зов джунглей!».
Игра проходит в два этапа: индивидуальный и командный.
На первом этапе ребята индивидуально зарабатывают для своей команды стартовый взнос для участия в игре. Второй этап- командный, состоит в «постройке» своего жилища. Здесь команда проходит испытания, при выполнении которых ребята получают какую-то вещь нужную для проживания на острове (топор,кружка,ложка,спички,и т.д.).
Включение в игру и её поддержке способствует игровой материал: знаки отличия и успеха, игровые талисманы, эмблемы, тайные знаки, посвящение в племена. Каждое племя вместе со своими главными вождями придумывает название, девиз, символику и создаёт свой «Вестник племени».Так же выбирают вождя племени.
Вся жизнедеятельность в ЛДП «Солнышко»пронизана духом приключений. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с этим:
«Остров Солнышко»- лагерь.
Племя- отряд в лагере.
Хранитель-воспитатель отряда.
Правитель Острова - начальник лагеря.
Вдохновитель - старший вожатый
Мастерская - кружки по интересам.
«Пресс-центр» - место встречи и обсуждения планов действий всех Хранителей и Правителя Острова.
Долина чудес - место для проведения массовых мероприятий и встречи всех племён.
Долина спорта - спортивная площадка лагеря.
Трапезная долина-столовая лагеря.
Храм искусства - зрительный зал.
Совет племени - планёрка.
Старейшина печати - библиотекарь
Старейшина спорта - физрук лагеря
Примечание. Терминология дорабатывается в лагере вместе с детьми во время работы смены.
Все участники включаются в игру, полную приключений, испытаний и трудностей .У каждого испытания есть своё задание. Ребятам предлагается их пройти ,получить ТОТЕМ. Дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Когда все преграды будут позади, участники соберутся всей дружной командой в «Долине успеха» для «открытия тайны» и посвящены в «Хранители острова».Только достойные смогут стать почётными «Хранителями».Большой Совет подводит итог игры и проводит награждение активных участников. После подведения итогов все Тотемы (на них написаны буквы), заработанные племенами, выставляются в ряд и получается надпись: «Дружные ребята».Открывается главная тайна Тотемов, которая хранится не во внешнем облике Тотема, а всего внутреннем содержании. Для всех участников игры навсегда главным сокровищем остаются: дружба, воспоминания, успехи, понимание, поддержка, искренность, активность, творчество, лидерство и доброта. И та команда, которая обладала многими этими сокровищами и будет победительница, обладательницей Большого ТОТЕМА и получит звание «ПОСЛЕДНЕГО ГЕРОЯ».
Игра развивается во все периоды смены, в каждом из которых она имеет свои особенности, а ребята получат навыки коллективно-творческой деятельности.
Пробуждению потребности в самосовершенствовании и повышении общекультурного уровня, снятию эмоционального напряжения детей способствуют ежедневные «вечерние» встречи членов команд в жилищах. Сборы проводятся в форме диспутов бесед, ролевых игр, тренингов, «вечерних» огоньков.
Этапы реализации программы
Вся игра делится на три этапа:
|