Программа теоретического обучения пилота коммерческой авиации
в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации (самолёт Cessna-172S)
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по лётно-методической
работе Университета ГА
___________________ А.Г. Кальченко
«_18_» _марта_ 2010 г.
ЧАСТЬ 1
ВРЕМЕННАЯ ПРОГРАММА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПИЛОТА
КОММЕРЧЕСКОЙ АВИАЦИИ
(САМОЛЁТ CESSNA 172S)
В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
Для теоретического обучения как этапа подготовки пилотов коммерческой авиации в соответствии со стандартами по выдаче свидетельств пилота коммерческой авиации (самолет) с квалификационными отметками: «полеты по приборам»,
«ночные полеты», «однодвигательный самолет (сухопутный)» до получения Университетом ГА двухдвигательных учебных самолётов.
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
II. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
теоретического обучения пилота коммерческой авиации 11
III. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
теоретического обучения пилота коммерческой авиации 15
010.Воздушное право 15
010 01.Международное воздушное право 15
010 02.Воздушное право РФ 18
010 03.Управление воздушным движением 21
010 04.Аэродромы и аэропорты 23
010 05 03.Перевозка опасных грузов 28
010 05 04.Таможенные правила и пограничный контроль 30
010 06.Поиск и спасание 31
010 06 01.Аварийно-спасательная подготовка экипажа ВС на суше 31
010 06 02.Аварийно-спасательная подготовка экипажа ВС на воде 35
010 07.Авиационная безопасность 37
010 08.Безопасность полетов и предотвращение авиационных происшествий 40
020.Общие знания по воздушным судам 43
021 01.Воздушное судно и его системы 43
021 03.Силовые установки воздушных судов 53
22 01.Приборное оборудование воздушных судов 58
022 03 01.Бортовая система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS II (ACAS II) 67
22 03 02.Система раннего предупреждения о близости земли с функцией оценки рельефа местности в направлении полета EGPWS (TAWS) 69
22 01.Приборное оборудование воздушных судов 70
030.Лётные характеристики, планирование и загрузка 76
031.Масса и центровка 76
032.Лётная эксплуатация воздушных судов 77
033.Планирование и производство полетов 84
040.Возможности человека 87
040 01.Авиационная медицина 87
040 02. Авиационная психология и человеческий фактор 89
050.Метеорология 95
050.Метеорология 96
050 01.Авиационная метеорология 96
060.Навигация 102
060 01.Воздушная навигация и АОП 102
060 02.Радионавигация 106
060 03.Воздушная навигация на МВТ 107
070.Эксплуатационные правила 112
080.Основы полета 117
080 01.Аэродинамика и динамика полета 117
080 02.Практическая аэродинамика 119
090.Радиотелефония 123
090 01.Связь по ПВП 123
090 02.Связь по ППП 124
090 03.Связь на МВТ 125
090 05.Радиотелеграфия 127
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Общие сведения
1.1. «Программа теоретического обучения пилота коммерческой авиации (самолёт Cessna 172S) в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» (далее Программа) предназначена для теоретического обучения как этапа подготовки пилота коммерческой авиации до уровня знаний, соответствующих установленным требованиям к обладателю свидетельства линейного пилота авиакомпании , способного выполнять функции второго пилота на самолетах с газотурбинными двигателями, сертифицированных для выполнения полетов по ПВП и ППП с экипажем в составе не менее двух пилотов, включая дополнительные требования, предусмотренные квалификационными отметками «однодвигательные самолеты (сухопутные)», «полеты по приборам» (IR) и «ночные полеты» (NF).
1.2. Программа разработана в соответствии с Приложением 1 к конвенции ИКАО «Выдача свидетельств авиационному персоналу» (изд. № 10 от 23.11.06), Федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (утв. приказом Минтранса России от 12.09.2008 г. № 147), Европейским стандартом JAR Flight Crew Licensing (Лицензирование лётных экипажей. Самолёт), Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 160500 «Аэронавигация» для специальности 160503 «Летная эксплуатация воздушных судов» и профиля подготовки «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов» при 4-х летнем сроке обучения (в части специальных дисциплин, включая дисциплины специализации).
2. Требования к кандидатам на обучение
2.1. При обучении по программам высшего профессионального образования требования к кандидатам на обучение определяются правилами приема в образовательные учреждения гражданской авиации.
2.2. При обучении по программам дополнительного профессионального образования кандидаты на обучение должны отвечать следующим требованиям:
2.2.1. Минимальный возраст – в соответствии п.п. 2.3.1.1 и 2.4.1.1 Приложения 1 к конвенции ИКАО «Выдача свидетельств авиационному персоналу» (изд. № 10 от 23.11.06) и п.п. 3.1(а) и 4.1(а) Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (утв. приказом Минтранса России от 12.09.2008 г. № 147).
2.2.2. Образование:
для обучения до уровня пилота-любителя (частного пилота) (PPL) – не ниже среднего (полного) общего образования;
для обучения до уровня пилота коммерческой авиации (CPL) – выпускники высших технических учебных заведений.
2.2.3. Годность по состоянию здоровья – в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» от 22 апреля 2002 года № 50 (Приказ Минтранса РФ от 22.04.2002 № 50) и дополнением, внесенным приказом Минтранса России от 28 апреля 2003 г. № 125.
2.3. Дополнительные требования к кандидатам на обучение и особые условия:
2.3.1. При наличии у кандидата свидетельства пилота-любителя (частного пилота) ему предоставляется право поступления на 2-й уровень подготовки по данной программе с зачетом налета 45 часов. Зачет налета производится при перерыве в полетах не более двух лет.
2.3.2. При наличии у кандидата свидетельства пилота коммерческой авиации по окончании этапа теоретического обучения проводится квалификационная проверка практической работы в воздухе (проверка техники пилотирования и самолетовождения) на освоенном типе ВС. При этом факт летной деятельности на момент поступления на обучение и на момент выпускных экзаменов должен быть подтвержден следующими документами:
летная книжка в подлиннике;
действующее свидетельство пилота коммерческой авиации.
3. Уровни и структура Программы
3.1. Структура Программы (перечень дисциплин) и требования к уровню знаний соответствуют п.2.3.1.2 «Свидетельство пилота-любителя (самолёт)» и п.2.6.1.2 «Свидетельство линейного пилота (самолёт)» Приложения 1 к конвенции ИКАО «Выдача свидетельств авиационному персоналу» (изд. № 10 от 23.11.06), а также п. 3.1(б) «Требования к частному пилоту», 6.1(б) «Требования к линейному пилоту» и 7.1(а) «Требования, предъявляемые к обладателю свидетельства частного пилота или коммерческого пилота для получения квалификационной отметки о допуске к полетам по приборам» Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (утв. приказом Минтранса России от 12.09.2008 г. № 147).
3.2. Содержание Программы, её продолжительность, а также распределение учебного времени по дисциплинам соответствуют JAR-FCL1, ГОС ВПО по направлению подготовки 160500 «Аэронавигация» для специальности 160503 и профиля подготовки «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов» при 4-х летнем сроке обучения (в части специальных дисциплин, включая дисциплины специализации).
3.3. В соответствии с Приложением 1 к конвенции ИКАО «Выдача свидетельств авиационному персоналу» и JAR-FCL1 в настоящую Программу включены следующие учебные дисциплины (области знаний):
01.Воздушное право.
02.Общие знания по воздушным судам.
03.Лётные характеристики, планирование и загрузка.
04.Возможности человека.
05.Метеорология.
06.Навигация.
07.Эксплуатационные правила.
08.Основы полета.
09.Радиотелефония.
3.4. Наименования разделов по каждой учебной дисциплине соответствуют JAR-FCL1.
3.5. Учебные дисциплины состоят из трех частей (модулей), что позволяет использовать Программу для различных уровней теоретического обучения:
Модуль PPL(A) – для обучения до уровня пилота-любителя (частного пилота) на самолете первоначального обучения;
Модуль ATP(A) – для теоретического обучения до уровня линейного пилота («замороженный» ATPL);
Модуль TR – для обучения на самолёт Cessna 172S с последующей лётной подготовкой по уровню 3 «КУЛП» для получения квалификационных отметок «однодвигательные самолеты (сухопутные)», «полеты по приборам» (IR) и «ночные полеты» (NF).
Количество экзаменов по модулю ATP(A) с учетом экзамена по дисциплине «090 01.Связь по ПВП» модуля PPL(A) соответствует требованиям JAR-FCL1 (14 экзаменов).
13.6. Программа структурирована в соответствии с интегрированным курсом АТР(А) и имеет 3 уровня теоретического обучения:
1-й уровень – уровень теоретического обучения на получение свидетельства пилота-любителя (частного пилота) (самолет) (PPL). Для достижения данного уровня обучаемый должен успешно пройти обучение по модулю PPL(A). Затем обучаемый допускается к прохождению тренажерной и летной подготовок на самолете Cessna 172S по разделу (уровню) 1 «Курса учебно-лётной подготовки на самолёте Cessna 172S» (далее КУЛП) для получения свидетельства пилота-любителя (частного пилота).
2-й уровень – уровень теоретического обучения на получение свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет) по комплексному курсу АТР(А). Для достижения данного уровня обучаемый должен успешно пройти обучение по модулю ATP(A). Затем обучаемый допускается к дальнейшему прохождению тренажерной и летной подготовок на самолете Cessna 172S по по разделу (уровню) 2 «КУЛП» для получения свидетельства пилота коммерческой авиации.
3-й уровень – уровень обучения на получение квалификационных отметок «однодвигательные самолеты (сухопутные)», «полеты по приборам» и «ночные полеты». Для прохождения подготовки по данному уровню обучаемый должен успешно пройти теоретическое обучение по модулю TR. Затем обучаемый допускается к прохождению тренажерной и летной подготовок на самолете Cessna 172S по части 2 «Программы профессиональной подготовки» - «КУЛП» по разделу (уровню) 3 для получения соответствующих квалификационных отметок.
Примечание. В качестве добавления к настоящей Программе возможно введение 4-го уровня – уровня теоретической и лётной (тренажёрной) подготовки для получения квалификационной отметки о типе самолета, по которому обучаемый прошел дополнительную подготовку по заявке авиакомпании.
3.7. Хотя данный курс разработан как комплексный курс первоначальной подготовки для лиц, не имеющих предшествующего лётного опыта, модульный принцип ее построения позволяет принимать на обучение лиц, имеющих действующие свидетельства пилота-любителя (частного пилота) PPL(A).
По настоящей Программе допускается прохождение следующих курсов теоретического обучения:
Курс
|
Содержание
|
Уровень
|
Цель
|
Примечания
|
Курс PPL(A)
|
Модуль PPL(A)
|
1
|
Теоретическое обучение на получение свидетельства пилота-любителя (частного пилота) (самолет) (PPL)
|
|
Модульный курс теоретического обучения ATP(A)
|
Модуль ATP(A)
|
2
|
Теоретическое обучение на получение свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет) (CPL)
|
При наличии действующего свидетельства пилота-любителя (частного пилота) PPL(A) на самолете первоначального обучения*
|
Интегрированный курс ATP(A)
|
Модуль PPL(A)
Модуль ATP(A)
|
2
|
Теоретическое обучение на получение свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет) (CPL)
|
|
Модульный курс ATP(A), TR
|
Модуль ATP(A)
Модуль TR
|
3
|
Теоретическое обучение на получение свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет) (CPL) с получением квалификационных отметок: «полеты по приборам» и «ночные полеты»
|
При наличии действующего свидетельства пилота-любителя (частного пилота) PPL(A) на самолете Cessna 172S*
|
Интегрированный курс ATP(A), TR
|
Модуль PPL(A)
Модуль ATP(A)
Модуль TR
|
3
|
Теоретическое обучение на получение свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет) (CPL) с получением квалификационных отметок: «полеты по приборам» и «ночные полеты»
|
|
* в случае, если обучение по курсу PPL(A) проводилось на типе ВС, отличном от самолета Cessna 172S, перед прохождением тренажерной и летной подготовок проводится дополнительное теоретическое обучение по самолету Cessna 172S.
3.8. По завершении полного курса обучения проводится итоговая государственная аттестация в форме защиты выпускной работы и итогового комплексного экзамена по областям профессиональных знаний, технике пилотирования и самолётовождения на соответствие установленным квалификационным требованиям к кандидату на получение свидетельства пилота коммерческой авиации (самолёт).
Председатель государственной аттестационной комиссии назначается распоряжением Федерального агентства воздушного транспорта.
3.9. Обучающиеся, успешно завершившие полный курс обучения и прошедшие итоговую государственную аттестацию, получают дипломы государственного образца и свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет) с соответствующими квалификационными отметками.
Примечания.
Под полным курсом обучения понимается прохождение обучаемым всех этапов обучения: теоретическое обучение, тренажерная и лётная подготовки.
Диплом о профессиональной переподготовке выдается при реализации программ дополнительного профессионального образования продолжительностью свыше 500 часов аудиторных занятий. Дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности формируются образовательными учреждениями при лицензировании.
Диплом о присвоении квалификации выдается при реализации программ дополнительного профессионального образования продолжительностью свыше 1000 часов трудоемкости. Право реализации дополнительной профессиональной образовательной программы для присвоения дополнительной квалификации возникает у образовательного учреждения после проведения процедуры лицензирования и издания соответствующего приказа Министерства образования и науки Российской Федерации.
3.10. Для лиц, завершивших один из курсов с объемом теоретического обучения до 500 часов аудиторных занятий, выдаются свидетельства государственного образца и свидетельства пилота гражданской авиации с соответствующими квалификационными отметками.
3.11. С целью оптимизации процесса обучения летного состава ГА РФ в содержание настоящей Программы (в модуль ATP(A)) дополнительно включены:
программы подготовки членов летных экипажей ВС ГА РФ к выполнению международных полетов (утв. начальником УЛС ФАВТ МТ РФ В.В. Солдатовым 24.11.2008 г.) и программа первоначальной подготовки членов экипажей воздушных судов для выполнения и обеспечения международных полетов (приказ № ДВ 94 от 06 августа 1992 года «О подготовке авиационных специалистов объединений и предприятий воздушного транспорта РФ к международным полетам»), за исключением программ по языковой подготовке;
типовая программа подготовки летного состава к лётной эксплуатации бортовой системы предупреждения столкновений (БСПС/TCAS) (утв. руководителем ФСНСТ А.В. Нерадько 04.11.2004 г.);
типовая программа подготовки летного состава для допуска к полетам с использованием системы раннего предупреждения о близости земли, имеющей функцию оценки рельефа местности в направлении полета (СРПБЗ/EGPWS) (письмо ФСНСТ 6.1.14-1790 от 07.12.2004 г.);
типовая программа подготовки и допуска лётного состава авиапредприятий ГА России к полетам с использованием спутниковых навигационных систем (утв. зам. начальника УГН БП ФАС России В.В. Васильевым 12.02.1998 г.);
типовая программа подготовки и допуска летного состава авиапредприятий ГА России к полетам в системе B-RNAV в Европейском регионе (утв. зам. начальника УГН БП ФАС России В.В. Васильевым 21.11.1997 г.);
типовая программа подготовки летного состава для полетов с применением методов зональной навигации, включая P-RNAV (утв. начальником УНЛД Е.Н. Лобачевым 21.07.2005 г.);
типовая программа подготовки летного состава к полетам в Европейском регионе в условиях действия сокращенного вертикального эшелонирования (RVSM) (приложение № 1 к распоряжению Минтранса России от 20.02.2001 г. № НА-56-р);
типовая программа и методика аварийно-спасательной подготовки экипажей ВС ГА (утв. начальником УНЛД Е.Н. Лобачевым 29.04.2005 г.);
типовая программа первоначальной подготовки летного состава по перевозке опасных грузов (письмо ДВТ ГА от 21 сентября 1994 г. «Об обучении международным правилам перевозки опасных грузов»);
нормы подготовки, переподготовки и текущей учебы по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации (приложение к приказу ФАС России от 16 октября 1998 г. № 310);
типовая программа первоначальной подготовки членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации в области человеческого фактора (CRM России) (приказ ФАС РФ от 09 июня 1999 г. № 139 «О введении программ подготовки членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации в области человеческого фактора (CRM России)») с учетом рекомендуемой практики и стандартов ИКАО (п.2.1.5 «Руководства по обучению в области человеческого фактора» DOC 9683-AN/950),
с выдачей по окончании обучения соответствующих сертификатов и допуском к прохождению этапов наземной и лётной подготовок соответствующих типовых программ. Указанные типовые программы не просто собраны в виде отдельных документов, а интегрированы в содержание Программы в соответствии с перечнем учебных дисциплин.
Примечание. Необходимым условием получения сертификата (свидетельства) о прохождении первоначальной подготовки членов экипажей воздушных судов для выполнения и обеспечения международных полетов является дополнительное прохождение курса общего, авиационного английского языка и фразеологии радиообмена на английском языке в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации при подготовке к выполнению международных полетов» (приказ Минтранса № 90 от 09 июля 2007 г.).
3.12. Приведенное в Учебном плане (см. Раздел II) количество часов по модулю ATP(A) – минимально-допустимое для соответствия Программы стандарту JAR-FCL1 и типовым программам, указанным в п.3.11 настоящей Программы. Для выполнения требования соответствия основной образовательной программы учебного заведения ГОС ВПО по направлению подготовки 160500 «Аэронавигация» для специальности 160503 «Летная эксплуатация воздушных судов» или профиля подготовки «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов» с 4-х годичным сроком обучения, количество часов по отдельным дисциплинам может быть скорректировано.
3.13. Приведенное в Структуре программе количество часов по модулям PPL и TR и содержание этих модулей (см. Раздел III) уточнены с учетом наличия действующих в Университете ГА типов учебных воздушных судов Cessna 172S.
3.14. Часть дисциплин Учебного плана может быть реализована с применением дистанционных образовательных технологий в соответствии с «Положением об использовании дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях гражданской авиации и авиационных учебных центрах (утв. распоряжением Росавиации от 22.07.2009 г. № ГК-138-р), за исключением практических занятий, занятий на тренажерах и выездных занятий на воздушных судах.
Программа рекомендована для реализации образовательных программ высшего профессионального и дополнительного профессионального образования по специальности 160503 «Летная эксплуатация воздушных судов» и профилю подготовки «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов», для первоначальной подготовки пилотов-любителей (частных пилотов) (PPL) и пилотов коммерческой авиации (CPL) на однодвигательном самолёте с авионикой NAV-3.
Программа рассмотрена и одобрена на Учебно-Методическом Совете Университета ГА протокол № 3 от 17 марта 2010 года.
|