Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе


Скачать 1.17 Mb.
Название Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе
страница 1/9
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

- детский сад № 93 города Орла
Утверждаю:

Заведующая МБДОУ-

детский сад №93 города Орла

_____________ Л.А.Передкова

«___» _____________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД



Учитель-логопед:

Гремячева Н.Г.

Принято на педагогическом

совете №1

«31» августа 2017 г.

Протокол № 1


г. Орел, 2017г.
Содержание рабочей программы

Разделы программы

Содержание разделов



I.Целевой


1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи Программы

1.3. Планируемые результаты освоения программы

1.4. Система комплексного психолого–медико-педагогического

1.5. Требования к условиям реализации программы.

сопровождения детей с нарушением речи в условиях образовательного

процесса



II.Содержательный


2.1. Описание образовательной деятельности

2.2.Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

2.3. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТНР.

2.4. Система взаимодействия специалистов в процессе медико- социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР.



III.Организационный



  1. 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3.2. Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3. Планирование образовательной деятельности

3.4. Режим дня

3.5.Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий

3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов

3.8. Перечень литературных источников



  1. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ




  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе коррекционной направленности на 2017-2018 учебный год (далее - Рабочая программа) разработана в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 93 города Орла (далее - Программа), с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, и предусмотрена для организации коррекционной образовательной деятельности с детьми в возрасте от 6 до 7 лет.

Актуальность Рабочей Программы

В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОУ шаговой доступности с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей группы компенсирующей направленности в ДОУ.

Данная Рабочая Программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим тяжелое нарушение речи (ОНР). Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

1.2. Цель и задачи Рабочей Программы

Цель Рабочей Программы: построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Задачи Рабочей Программы

Одной из основных задач Рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача Рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), включающая в себя:

- развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов;

- развитие речевого дыхания;

- постановка звуков и ввод их в речь;

- развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений;

- создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта;

- уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;

- развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи;

- профилактика нарушений письменной речи;

- развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
Программные задачи по образовательной области
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Воспитание звуковой культуры речи

  • Учить дифференцировать пары звуков: с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, л-р, различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие звуки – изолированные, в словах, во фразовой речи.

  • Учить называть слова с названным звуком, определять позицию звука в слове (вначале

– в середине – в конце).

  • Отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи с использованием скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов.

  • Развивать интонационную выразительность.

Словарная работа

  • Продолжать обогащение, уточнение и активизацию словаря (существительных, прилагательных, глаголов, наречий).

  • Развивать умение детей обобщать, сравнивать, противопоставлять.

  • В словарь детей вводить слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса,стекло).

  • Формировать умение отгадывать загадки на описание предметов, их свойств, качеств и действий.

  • Проводить работу над смысловой стороной слова.

  • Расширять запас синонимов и антонимов, многозначных слов.

  • Формировать умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

  • Формировать оценочную лексику (умный – рассудительный; робкий –трусливый).

Формирование грамматического строя речи

  • Продолжать обучение тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у детей трудности: согласование прилагательных, числительных, существительных в роде, числе, падеже, образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении), индивидуальные упражнения.

  • Дать ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразования (образование однокоренных слов: дом – домик – домишко – домашний; глаголов с приставками: ехал – заехал – переехал –уехал).

  • Развивать умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова: береза – березка – березонька; книга – книжечка – книжонка.

  • Учить строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов.

  • Знакомить со словесным составом предложения, подводить детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение – из слов, слова – из слогов и звуков, т.е. вырабатывать осознанное отношения к речи.

  • Воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. Развитие связной речи

  • Совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения, соглашаться или возражать, спрашивать и отвечать, доказывать, рассуждать.

  • Формировать элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.

  • В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) учить связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалоги действующих лиц и давая характеристику персонажам.

  • Учить самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины с указанием места и времени действия, с придумыванием событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.

  • Обучать рассказыванию по серии сюжетных картин, формировать у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

  • В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) учить составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительно излагая текст, давая характеристику и описание персонажей.

  • Продолжать обучение рассказыванию из личного опыта.

  • Обучать творческому рассказыванию.


Обязательная часть Адаптированной рабочей образовательной программы соответствует

• общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

• «Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В, Чиркиной.
Принципы и подходы к формированию Рабочей Программы полностью соответствуют заявленным в Программе.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни
Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей, они впервые начинают ощущать себя самыми старшими в детском саду. Ребёнок полностью осознаёт себя как самостоятельную личность, что проявляется в свободном диалоге со сверстниками; умеют отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Могут совершать нравственный выбор в реальных жизненных ситуациях. Осознанно выполняют правила поведения соответствующие гендерной роли, владеют различными видами деятельности характерными для людей разного пола. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Происходит расширение представлений о признаках предметов. Дети целенаправленно, последовательно обследуют внешние особенности предметов. Для речевого развития детей седьмого года жизни характерен богатый словарь, который продолжает развиваться за счёт пассивной лексики. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, впечатлений, при описании предметов, пересказе. Происходит овладение морфологической системой языка, чутко реагируют на грамматические ошибки. В процессе диалога развёрнуто отвечают на вопросы, сами задают их. Появляется речь-рассуждение. Речь становится подлинным средством общения.

В этом возрасте у детей значительно быстрее происходит формирование двигательных навыков. Совершенствуются ходьба и бег. Дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места. У детей расширяется представление о самом себе, своих физических возможностях. Дошкольники в полной мере владеют навыками личной гигиены.
К шести годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остаётся ведущей и социально значимой для ребёнка речевой формой. Дети умеют слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным, умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения, активно используют нормы речевого этикета. Дети речевой патологией уверенно пользуются диалогом. Хотя реплики чаще всего бедны по речевому оформлению. В основном в диалоге присутствуют номинативы и предикативы. Часто отсутствуют качественные и относительные прилагательные. Сравнительная степень не употребляется. Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того, что воображение будет выполнять преимущественно аффективную функцию, т. е. оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.

Упорядочивание предметов дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения). Дошкольники классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам. Например, по родовидовой принадлежности («мебель», «посуда», «Дикие животные»). Возможность успешно совершать действия и классификации во многом связана с тем, что на 7 году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлеченными, теоретическими, они сохраняют еще тесную связь с его непосредственным опытом. Часто первые свои понятийные обобщения ребенок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. У детей формируются пред­посылки к учебной деятельности, они умеют «слушать и слышать», «смотреть и видеть», осуществлять самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений. Старший дошкольник уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных, спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положитель­ное отношение к себе («я хороший, умелый, сильный, ловкий» и т.д.). В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Приказ от 29. 08. 2016 №147 рабочая программа подготовительной к...
Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в подготовительной к школе группе...
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Пояснительная записка рабочая программа учителя логопеда (далее Программа)...
Рабочая программа учителя логопеда (далее Программа) разработана в соответствии с
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Рабочая программа подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) №12
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Рабочая программа воспитателя доо в подготовительной к школе группе «Капелька»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 г. Челябинска»
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Рабочая программа по реализации основной образовательной программы...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старшей-подготовительной)...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в смешанной (старшей-подготовительной) группе детского...
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Рабочая программа педагога в подготовительной к школе группе (программа...
Татарстан Республикасы «Лениногорск муниципаль районы» муниципаль берәмлеге «Лениногорск шәhәренең 17нче санлы балалар бакчасы» муниципаль...
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста
Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников специалистами
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Рабочая программа учителя-логопеда
В связи с этим логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, всё сложнее становится организовать эффективную коррекционную...
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального
Перспективное тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной...
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Календарно тематический план логопедических занятий в подготовительной...
Составление индивидуальных образовательных маршрутов по логопедической коррекции детей
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Рабочая программа коррекционно развивающей работы в логопедической...
Коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической...
Московская область, г. Красногорск, ул. Вокзальная д. 25а тел/факс. 562-62-52; 562-72-85
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Пояснительная записка
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в подготовительной к школе группе
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Рабочая программа подготовительной логопедической группы муниципального...
Цели, задачи реализации рабочей программы и содержание психолого- педагогической работы по образовательным областям
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе icon Рабочая программа подготовительной к школе группы №11 для детей с...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №84 «Серебряное копытце»

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск