Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
________________________________________________________________________
Татарстан Республикасы «Лениногорск муниципаль районы» муниципаль берәмлеге «Лениногорск шәhәренең 17нче санлы балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе
|
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МБДОУ
«Детский сад №17 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ
____________ Г.И.Хузиатуллина
приказ от 28.08.2015г. № 103-ОД
|
Рабочая программа педагога в подготовительной к школе группе
(программа разработана в соответствии с ФГОС и ООП ДОУ)
Рассмотрено и принято
педагогическим советом
от «28» августа 2015г.
протокол № 1
Педагоги:
Мингазова Г.В.
Грачёва Г.М.
РТ, г. Лениногорск
2015г.
Содержание программы
1.Пояснительная записка
1.1. Введение……………………………………………………………………………..3
1.2. Возрастные особенности детей…………………………………………………….4
1.3. Организация режима пребывания детей………………………………...................5
2.Содержание психолого – педагогической работы по образовательным областям
2.1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» ..………….7
2.2.Образовательная область «Познавательное развитие»……………………………11
2.3.Образовательная область «Развитие речи»…………………………......................16
2.4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»…………....18
2.5.Образовательная область «Физическое развитие»…………………..…………….21
2.6. Объём нагрузки……………………………………………………………………...29
2.7. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности……32
2.8. Культурно-досуговая деятельность………………………………………………...32
3. Комплексно-тематическое планирование………………………………...……….....34
4. Перспективный план по взаимодействию с родителями……………………………34
5. Региональный компонент в воспитательно - образовательной работе……………..34
6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы…………………………………………………………………………………40
7. Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………45
1.Пояснительная записка
1.1.Введение
Рабочая программа для подготовительной к школе группы разработана на основе Основной Образовательной Программы МБДОУ №17 в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Рабочая программа педагога ДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей: «физическое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие» и «художественно-эстетическое развитие».
Задачи реализации Программы:
● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
● определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа строится на основании следующих принципов:
принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребёнка;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
1.2.Возрастные особенности развития детей подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому
пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении
со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.3.Организация режима пребывания детей
Составляющие режима структурировались на основе режимного расписания в двух вариантах в зависимости от сезона (летнего и зимнего). Зимний период (холодный) определен с первого сентября по тридцать первое мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с первого июня по тридцать первое августа.
Режим дня на летний оздоровительный период
Режимные моменты
|
старшая
группа
|
Прием, осмотр детей, игры, утренняя гимнастика
|
6.00 -8.35
|
Подготовка к завтраку
|
8.35 – 8.45
|
Завтрак
|
8.45 – 9.05
|
Игры, подготовка к прогулке
|
9.05 – 9.15
|
Прогулка (совместная деятельность воспитателя и детей, игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры)
|
9.15 – 12.15
|
Возвращение с прогулки, водные процедуры
|
12.15 – 12.25
|
Подготовка к обеду
|
12.25 – 12.35
|
Обед
|
12.35 – 12.55
|
Подготовка ко сну, дневной сон
|
12.55 – 15.00
|
Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика, воздушные и водные процедуры
|
15.00 – 15.15
|
Полдник
|
15.30 – 15.40
|
Игровая деятельность детей
|
15.40 - 16.20
|
Ужин
|
16.20 - 16.40
|
Игры, подготовка к прогулке
|
16.45 – 16.55
|
Прогулка, уход детей домой
|
16.55 – 18.00
|
Режим дня на холодный период
-
Режимные моменты
|
подготовительная
группа
|
Прием, осмотр, измерение температуры, утренняя гимнастика, игровая деятельность
|
6.00 – 8.25
|
Подготовка к завтраку, завтрак
|
8.25 – 8.55
|
Игровая деятельность
|
-
|
Подготовка
к образовательной деятельности
|
8.55 – 9.00
|
Образовательная деятельность
|
9.00 – 10.50
|
Игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми
|
-
|
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак
|
10.50 – 11.00
|
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки
|
11.00 – 12.15
|
Подготовка к обеду, обед
|
12.15 - 12.45
|
Подготовка к дневному сну, дневной сон
|
12.45 – 15.00
|
Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика, воздушные и водные процедуры
|
15.00 – 15.20
|
Полдник
|
|
15.20 – 15.30
|
Подготовка к образовательной деятельности, образовательная и совместная деятельность
Игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми.
|
|
15.30 – 16.25
|
Подготовка к ужину. Ужин
|
16.25-16.45
|
Подготовка к прогулке, прогулка, игровая деятельность. Уход детей домой
|
16.45 – 18.00
|
При проведении режимных процессов в ДОУ соблюдаются следующие позиции:
полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей;
тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;
формирование культурно-гигиенических навыков;
эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;
спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку; устранение долгих ожиданий, т.к. аппетит и сон малышей прямо зависит от состояния их нервной системы:
соблюдение баланса между разными видами активности детей (умственной, физической и др.); виды активности целесообразно чередуются;
организации гибкого режима посещения детьми групп (с учетом потребностей родителей, для детей в адаптационном периоде и пр.);
проведению гигиенических мероприятий по профилактике утомления детей с учетом холодного и теплого времени года, активности в течение суток.
|