РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Технология»
5-8 классы
МБОУ «СОШ №198».
РАССМОТРЕНО на заседании МО
Протокол №1 «30»_августа_2017 г
Руководитель МО Глазырин Д.А
ПРИНЯТО на заседании Педагогического Совета
Протокол №1 от «31» _августа_2017 г
2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИЯ»,
направление «ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД»
Пояснительная записка
Учебная программа по предмету «Технология», направление «Технический труд», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №198».
Учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание сюжетных линий образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.
Программа обеспечена учебниками: Тищенко А.Т, Симоненко В.Д. «Технология. Индустриальные технологии». -Вентана – Граф.
Структура программы:
Учебная программа включает четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты; основное содержание, включающее перечень разделов и тем с распределением учебных часов; тематическое планирование (последовательность изучения разделов и тем).
В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.
Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:
- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;
- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;
- связь теоретических знаний с практической работой;
- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
- повышение работоспособности и выносливости учеников;
- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.
Общая характеристика учебного предмета «Технология», направление «Технический труд»
Учебная программа предмета «Технология», направление «Технический труд», составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Основным предназначением учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности знания основ наук.
В основной школе «Технология» должна изучаться с 5-го по 9-й класс по 2 часа в неделю для данной ступени обучения. Всего часов – 340 часов. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Инвариантными образовательными целями технологической подготовки молодежи в учреждениях общего образования на этапе основной школы являются: формирование у учащихся технико-технологической грамотности, представлений о технологической культуре производства, культуры труда, этики деловых межличностных отношений, развитие умений творческой созидательной деятельности, подготовка к профессиональному самоопределению в сфере индустриального труда и последующей социально-трудовой адаптации в обществе. Соответственно, независимо от вида изучаемых технологий, содержанием примерной учебной программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• техническая творческая, проектная деятельность;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Учащиеся овладевают следующими общетрудовыми понятиями и видами деятельности:
– потребности, предметы потребления, потребительная стоимость продукта труда, изделие или услуга, дизайн, проект, конструкция;
– техническая документация, измерение параметров в технологии и продукте труда; выбор, моделирование, конструирование, проектирование объекта труда и технологии;
– методы и средства преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
– свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
– назначение, применение, хранение ручных инструментов и приспособлений;
– устройство, сборка, управление и обслуживание доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов);
– подготовка и организация трудовой деятельности на рабочем месте; культура труда; механизация труда и автоматизация производства; технологическая культура производства;
– информационные технологии в производстве и сфере услуг; перспективные технологии;
– функциональные стоимостные характеристики предметов труда и технологий; себестоимость продукции; экономия сырья, энергии, труда; производительность труда, анализ и экономическое проектирование эффективной и рациональной организации производства продукта труда; реализация продукции, цена, налог, доход и прибыль; начала маркетинга, менеджмента и предпринимательской деятельности; бюджет семьи;
– экологичность технологий производства; безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий;
– планирование и организация рабочего места; научная организация труда средства и методы обеспечения безопасности труда; культура труда; технологическая дисциплина; этика общения на производстве;
– требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека; соответствие требований профессиональной деятельности интересам, склонностям, личностным качествам учащихся и средства их диагностики, жизненная и профессиональная карьера.
Основным для примерной учебной программы по предмету «Технология», направление «Технический труд», является блок разделов и тем «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа включает в себя также разделы «Электротехника и электроника», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование», «Проектные и творческие работы». Раздел «Технологии ведения дома» может изучаться в сокращенном варианте, при отсутствии в школе необходимой материально-технической базы. Раздел «Черчение и графика» включается в программу по желанию учебного заведения, учащихся и их родителей.
С учетом требований стандарта образования по технологии значительный объем учебного времени (примерно 2/5) отводится на проектные и творческие работы.
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый компонент учебной программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками технических творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия (потребительной стоимости), которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной учебной программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, графических, расчетных и проектных операций.
Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по материаловедению, а также по разделу «Машиноведение». Такие работы могут проводиться по разделам «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» и «Электротехнические работы» при наличии необходимого учебного оборудования.
Для практических работ учитель, в соответствии с имеющимися возможностями, выбирает такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Темы раздела «Технологии ведения дома» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений. Для выполнения этих работ необходимо силами школы подготовить соответствующие учебные стенды и наборы раздаточного материала.
Для более глубокого освоения этого раздела следует организовывать технологическую практику школьников за счет времени, отводимого из компонента образовательного учреждения. Тематически она может быть связана с ремонтом классного оборудования, школьных помещений и их санитарно-технических коммуникаций, а именно: ремонт и окраска стен, столов, стульев, восстановление или замена кафельных или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт санитарно-технических устройств, запорных механизмов и др.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегральных занятий, создание интегральных курсов или отдельных разделов.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
Учебный план МБОУ «СОШ №198» на этапе основного общего образования включает 340 учебных часов для обязательного изучения предмета «Технология». В том числе: в 5-9 классах 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технический труд», являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технический труд», являются:
– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технический труд», являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование технического изделия;
моделирование художественного оформления объекта труда;
разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
опрятное содержание рабочей одежды.
5. В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
публичная презентация и защита проекта технического изделия;
разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология», планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:
• осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного производства, энергетики и транспорта;
• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;
• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
• развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
• формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).
Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития
Выпускник научится:
• называть и характеризовать актуальные технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
• объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
• проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться:
• приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах, производства и обработки материалов, машиностроения, информационной сфере.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Выпускник научится:
• следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
• оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;
• прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
• в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность – качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
• проводить оценку и испытание полученного продукта;
• проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
• описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
• анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
• проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих:
‒ изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;
‒ модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;
‒ определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);
‒ встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
‒ изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических проектов, предполагающих:
‒ оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);
‒ обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;
‒ разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
• проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:
‒ планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
‒ планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
‒ разработку плана продвижения продукта;
• проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
• модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
• технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
• оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Выпускник научится:
• характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
• характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,
• разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,
• характеризовать группы предприятий региона проживания,
• характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
• анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
• анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,
• анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,
• получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
• получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Выпускник получит возможность научиться:
• предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
• анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы следующим образом:
5 класс
По завершении учебного года обучающийся:
• характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
• характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
• называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
• разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;
• объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
• приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
• объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
• составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
• осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
• осуществляет выбор товара в модельной ситуации;
• осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
• конструирует модель по заданному прототипу;
• осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
• получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
• получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;
• получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
• получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
• получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
• получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
6 класс
По завершении учебного года обучающийся:
• называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания;
• описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;
• оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека;
• проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы;
• проводит анализ технологической системы – надсистемы – подсистемы в процессе проектирования продукта;
• читает элементарные чертежи и эскизы;
• выполняет эскизы механизмов, интерьера;
• освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности) ;
• применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем;
• строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме;
• получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения;
• получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ;
• получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов;
• получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);
• получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.
7 класс
По завершении учебного года обучающийся:
• называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания;
• называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере информационных технологий;
• характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;
• перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для передачи энергии;
• объясняет понятие «машина», характеризует технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю;
• объясняет сущность управления в технологических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы;
• осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;
• осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей, конструирование электрических цепей в соответствии с поставленной задачей;
• выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации);
• конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов;
• следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта;
• получил и проанализировал опыт разработки проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки;
• получил и проанализировал опыт разработки и создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования;
• получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).
8 класс
По завершении учебного года обучающийся:
• называет и характеризует актуальные и перспективные технологии обработки материалов, технологии получения материалов с заданными свойствами;
• характеризует современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и перспективы ее развития;
• называет и характеризует актуальные и перспективные технологии транспорта;,
• называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях региона проживания,
• характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции её развития;
• перечисляет и характеризует виды технической и технологической документации
• характеризует произвольно заданный материал в соответствии с задачей деятельности, называя его свойства (внешний вид, механические, электрические, термические, возможность обработки), экономические характеристики, экологичность (с использованием произвольно избранных источников информации),
• объясняет специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризует тенденции развития социальных технологий в 21 веке, характеризует профессии, связанные с реализацией социальных технологий,
• разъясняет функции модели и принципы моделирования,
• создаёт модель, адекватную практической задаче,
• отбирает материал в соответствии с техническим решением или по заданным критериям,
• составляет рацион питания, адекватный ситуации,
• планирует продвижение продукта,
• регламентирует заданный процесс в заданной форме,
• проводит оценку и испытание полученного продукта,
• описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения,
• получил и проанализировал опыт лабораторного исследования продуктов питания,
• получил и проанализировал опыт разработки организационного проекта и решения логистических задач,
• получил и проанализировал опыт компьютерного моделирования / проведения виртуального эксперимента по избранной обучающимся характеристике транспортного средства,
• получил и проанализировал опыт выявления проблем транспортной логистики населённого пункта / трассы на основе самостоятельно спланированного наблюдения,
• получил и проанализировал опыт моделирования транспортных потоков,
• получил опыт анализа объявлений, предлагающих работу
• получил и проанализировал опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования,
• получил и проанализировал опыт создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку,
• получил и проанализировал опыт разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами.
3. Содержание учебного предмета «Технология» (направление «Технический труд»).
Блок 1: Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
Раздел 1: Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации
|