Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи»


НазваниеМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи»
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4


ШЕНТАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬГНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Дисциплина: ОГСЭ 07. Русский язык и культура речи

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

естественнонаучный профиль
Составитель: М.В. Бурлягина

ШЕНТАЛА

2015 г
 Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Русский язык и культура речи». Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Задачами методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы являются:

- активизация самостоятельной работы студентов;

- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;

- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;

- управление познавательной деятельности студентов.

Функциями методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы являются:

- определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;

- установление требований к результатам изучения дисциплины.

Сроки выполнения и виды отчетности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.07. Русский язык и культура речи созданы Вам в помощь для работы.

Внеаудиторная, т.е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняется без непо­средственного участия педагога, как правило, вне аудитории, в произ­вольном режиме времени.

Приступая к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, Вы должны внимательно ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования.

В результате освоения дисциплины ОГСЭ.07. Русский язык и культура речи Вы должны:

уметь:

  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

  • устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;

  • пользоваться словарями русского языка;

  • оформлять документацию;

  • осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета.


Вы должны знать знать:

  • различия между  языком   и   речью; 

  • нормы русского литературного языка;

  • специфику устной и письменной речи;

  • правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • правила делового общения;

  • этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, пациентами;

  • основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования.


В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):


Общие компетенции (ОК)

Результат, который Вы должны получить после изучения содержания дисциплины

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


  • Осознавать, что речь человека является отражением его общей культуры.

  • Понимать, что правильная речь - залог достижения взаимопонимания между людьми и профессионального успеха.

  • Качественно выполнять свои профессиональные функции.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • Анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения.

  • Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • Создавать проекты решений лингвистических проблем и заданий.

  • Формулировать проблему, анализируя модельную ситуацию.

  • Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы в рамках дисциплины.

  • Систематизировать и организовывать информацию в виде таблиц, схем, тезисных планов, графиков.




ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, проектов, графиков и диаграмм, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций, явлений и процессов.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • Вести дискуссии, аргументированно высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов.

  • Создавать коллективные проекты решения различных лингвистических задач.




ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

  • Уметь строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопомощи.

  • Принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

  • Самостоятельно анализировать и корректировать

результаты собственной работы.

  • Организовывать самостоятельные занятия при изучении дисциплины.

  • Определять необходимые ресурсы для освоения квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

  • Анализировать инновации в области медицины.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

  • Бережно относиться к русскому языку как отражению духовной культуры и истории русского народа.

  • Проявлять социальную толерантность.


В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться профессиональные компетенции (ПК):

Профессиональные компетенции (ПК)

Результат, который Вы должны получить после изучения содержания дисциплины

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

  • Осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета.

  • Передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи.

  • Поддерживать деловую репутацию.

  • Организовывать рабочее место


Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу по русскому языку и культуре речи и составляет 18 академических часов.

Виды самостоятельной работы студентов

Репродуктивная самостоятельная работа

Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет-ресурсы, повторение учебного материала, выполнение упражнений и др.




Познавательно-поисковая самостоятельная работа

Подготовка сообщений, докладов, эссе, выступлений на занятиях, подбор литературы, написание рефератов, контрольных работ и др.




Творческая самостоятельная работа

Написание рефератов, участие в научно-исследовательской работе. Выполнение специальных заданий и др., участие в студенческой научной конференции.

Некоторые задания требуют пояснения:

1. Прокомментировать высказывание - объяснить, какая идея заключена в отрывке, о какой позиции ее автора она свидетельствует.

2. Сравнить – выявить сходство и различие позиций по определенным признакам.

3. Обосновать один из нескольких предложенных вариантов ответа – привести аргументы в пользу правильности выбранного варианта ответа и указать, в чем ошибочность других вариантов.

4. Аргументировать (обосновать, доказать, объяснить) ответ – значит: а) оправдать (опровергнуть) некоторую точку зрения; б) обосновать свою точку зрения, опираясь на теоретические или практические обобщения, данные и т.д.

5. Провести анализ – разложить изучаемые явления на составные части, сопоставить их с целью выявления в них существенного, необходимого и определяющего.

6. Тезисно изложить идею, концепцию, теорию – используя материал учебных пособий и другой литературы, кратко, но не в ущерб содержанию сформулировать основные положения учения.

7. Дать характеристику, охарактеризовать явления – значит назвать существенные, необходимые признаки какого-либо явления (положения какой-либо теории) и выявить особенности.

8. Изобразить схематически – значит раскрыть содержание ответа в виде таблицы, рисунка, диаграммы и других графических форм.

План проведения внеаудиторной самостоятельной работы

Наименование разделов и тем


Самост. работа студента

Раздел 1. Нормативный аспект культуры речи


12

Тема 1.1 Культура речи. Нормы русского литературного языка

1

Тема 1.2 Орфоэпические и акцентологические нормы

1

Тема 1.3 Орфографические нормы

1

Тема 1.4 Лексические нормы и лексические ошибки

2

Тема 1.5 Фразеология

1

Тема 1. 6 Словообразовательные нормы

1

Тема 1.7 Морфологические нормы

2

Тема 1.8 Синтаксические нормы

2

Тема 1.9 Пунктуационные нормы

1

Раздел 2 Текст и его особенности

1

Тема 2.1Текст. Основные виды работы с текстом

1

Раздел 3 Культура речи и стилистика. Функциональные стили речи.

5

Тема 3.1 Научный стиль речи

1

Тема 3.2 Официально-деловой стиль речи

2

Тема 3.3 Публицистический стиль речи

1

Тема 3.4 Разговорный стиль речи

1

Итого

18


Раздел 1. Нормативный аспект культуры речи

Тема 1.1 Культура речи. Нормы русского литературного языка

1.Вопросы для самоконтроля по теме:

    1. Что такое язык и речь и чем они различаются?

    2. Что называется культурой речи?

    3. Что такое литературная норма?

    4. Какие типы норм существуют в русском языке?

2. Выполнить задание

В жизни нам приходится выражать свои мысли в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный - записан при помощи технических средств.

Стимул

Составьте краткий конспект в табличной форме «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения». Укажите 7 различий устной и письменной формы существования русского языка по указанным критериям, выписывая из текста основные положения (тезисы).

Формулировка

задания





Критерии

Устная речь

Письменная речь

1.

Определение







2.

История возникновения







3

Материальная форма речи







4

Основное свойство речи







5

Формы передачи и восприятия речи







6

Формы существования в стилях речи.







7

Средства выражения










Бланк

Устная речь.

Устная речь - это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.

Передача устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия.

Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени - одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, поэтому говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы "на ходу", в связи с этим, устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц: сообщение секретаря участникам совещания "Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него". С другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слушающего и стремиться привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению. Поэтому в устной речи появляются интонационное выделение важных моментов, подчеркивание, уточнение каких-то частей, автокомментирование, повторы: "Работу кафедра провела в течение года большую/ да/ надо сказать/ большую и важную/ И учебную, и научную, и методическую/ Ну/ учебную/ все знают/ Надо ли подробно/ учебную/ Нет/ Да/ тоже думаю/не надо/.

Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. "Многие так называемые огрехи устной речи - функционирование незаконченных высказываний, введение перебивов, автокомментаторов, контакторов, реприз, элементов колебания и т.п. - является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации". Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского "я", личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

Письменная речь.

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.

Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.

Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения - телефона - уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи.

Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.

Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:

Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.

К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.

Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста.

Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.

Источник

Критерии оценивания: за каждый правильный вариант ответа – 1 балл

«5» - 12-14 баллов

«4»- 11-12 баллов

«3» - 10 баллов




  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине...
«Русский язык и культура речи» предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений, реализующих фгос среднего...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине...
«Русский язык и культура речи» предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений, реализующих фгос среднего...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по учебной...
«Русский язык и культура речи» разработаны в соответствии с учебной дисциплиной «Русский язык и культура речи» и Федеральными государственными...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconУчебное пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Данное пособие является составляющим элементом подготовки студентов-заочников по дисциплине «Русский язык и культура речи», реализующей...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по...
Данные Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине огсэ. 03 Иностранный язык (английский) предназначены...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические рекомендации по написанию домашних контрольных работ...
...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 1...
Методические рекомендации предназначены для студентов, изучающих курс «Русский язык и культура речи». Методические рекомендации включают...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по учебной...
Перечень практических занятий по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconКонспекты лекций по дисциплине «Культура речи и деловое общение»
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учеб пособие для вузов. – Ростов н/Д, 2005

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной...
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине иностранный язык предназначены для...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconКонтрольная работа по дисциплине «русский язык и культура речи»
Течение семестра индивидуальную контрольную работу, предусмотренную программой изучаемой дисциплины «Русский язык и культура речи»....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык»
Рекомендовано методической комиссией института экономики и предпринимательства для студентов ннгу, обучающихся по

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для обучающихся независимо от их профиля

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов в колледже, ее назначение, формы организации, рекомендации...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов 2 курса
...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык»
Шенталинский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск