ШЕНТАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬГНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Дисциплина: ОГСЭ 07. Русский язык и культура речи
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
естественнонаучный профиль
Составитель: М.В. Бурлягина
ШЕНТАЛА
2015 г
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Русский язык и культура речи». Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Задачами методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы являются:
- активизация самостоятельной работы студентов;
- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;
- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
- управление познавательной деятельности студентов.
Функциями методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы являются:
- определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;
- установление требований к результатам изучения дисциплины.
Сроки выполнения и виды отчетности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.07. Русский язык и культура речи созданы Вам в помощь для работы.
Внеаудиторная, т.е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняется без непосредственного участия педагога, как правило, вне аудитории, в произвольном режиме времени.
Приступая к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, Вы должны внимательно ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования.
В результате освоения дисциплины ОГСЭ.07. Русский язык и культура речи Вы должны:
уметь:
строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;
пользоваться словарями русского языка;
оформлять документацию;
осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета.
Вы должны знать знать:
-
различия между языком и речью;
нормы русского литературного языка;
специфику устной и письменной речи;
правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
правила делового общения;
этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, пациентами;
основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования.
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
Общие компетенции (ОК)
|
Результат, который Вы должны получить после изучения содержания дисциплины
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
Осознавать, что речь человека является отражением его общей культуры.
Понимать, что правильная речь - залог достижения взаимопонимания между людьми и профессионального успеха.
Качественно выполнять свои профессиональные функции.
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
Анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения.
Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий.
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
|
Создавать проекты решений лингвистических проблем и заданий.
Формулировать проблему, анализируя модельную ситуацию.
Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы.
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы в рамках дисциплины.
Систематизировать и организовывать информацию в виде таблиц, схем, тезисных планов, графиков.
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, проектов, графиков и диаграмм, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций, явлений и процессов.
|
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
|
Вести дискуссии, аргументированно высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов.
Создавать коллективные проекты решения различных лингвистических задач.
|
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
|
Уметь строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
|
Самостоятельно анализировать и корректировать
результаты собственной работы.
Организовывать самостоятельные занятия при изучении дисциплины.
Определять необходимые ресурсы для освоения квалификации.
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
|
Анализировать инновации в области медицины.
|
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
|
Бережно относиться к русскому языку как отражению духовной культуры и истории русского народа.
Проявлять социальную толерантность.
|
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться профессиональные компетенции (ПК):
Профессиональные компетенции (ПК)
|
Результат, который Вы должны получить после изучения содержания дисциплины
|
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
|
Осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета.
Передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи.
Поддерживать деловую репутацию.
Организовывать рабочее место
|
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу по русскому языку и культуре речи и составляет 18 академических часов.
Виды самостоятельной работы студентов
Репродуктивная самостоятельная работа
|
Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет-ресурсы, повторение учебного материала, выполнение упражнений и др.
|
Познавательно-поисковая самостоятельная работа
|
Подготовка сообщений, докладов, эссе, выступлений на занятиях, подбор литературы, написание рефератов, контрольных работ и др.
|
Творческая самостоятельная работа
|
Написание рефератов, участие в научно-исследовательской работе. Выполнение специальных заданий и др., участие в студенческой научной конференции.
|
Некоторые задания требуют пояснения:
1. Прокомментировать высказывание - объяснить, какая идея заключена в отрывке, о какой позиции ее автора она свидетельствует.
2. Сравнить – выявить сходство и различие позиций по определенным признакам.
3. Обосновать один из нескольких предложенных вариантов ответа – привести аргументы в пользу правильности выбранного варианта ответа и указать, в чем ошибочность других вариантов.
4. Аргументировать (обосновать, доказать, объяснить) ответ – значит: а) оправдать (опровергнуть) некоторую точку зрения; б) обосновать свою точку зрения, опираясь на теоретические или практические обобщения, данные и т.д.
5. Провести анализ – разложить изучаемые явления на составные части, сопоставить их с целью выявления в них существенного, необходимого и определяющего.
6. Тезисно изложить идею, концепцию, теорию – используя материал учебных пособий и другой литературы, кратко, но не в ущерб содержанию сформулировать основные положения учения.
7. Дать характеристику, охарактеризовать явления – значит назвать существенные, необходимые признаки какого-либо явления (положения какой-либо теории) и выявить особенности.
8. Изобразить схематически – значит раскрыть содержание ответа в виде таблицы, рисунка, диаграммы и других графических форм.
План проведения внеаудиторной самостоятельной работы
Наименование разделов и тем
|
Самост. работа студента
|
|
Раздел 1. Нормативный аспект культуры речи
|
12
|
Тема 1.1 Культура речи. Нормы русского литературного языка
|
1
|
Тема 1.2 Орфоэпические и акцентологические нормы
|
1
|
Тема 1.3 Орфографические нормы
|
1
|
Тема 1.4 Лексические нормы и лексические ошибки
|
2
|
Тема 1.5 Фразеология
|
1
|
Тема 1. 6 Словообразовательные нормы
|
1
|
Тема 1.7 Морфологические нормы
|
2
|
Тема 1.8 Синтаксические нормы
|
2
|
Тема 1.9 Пунктуационные нормы
|
1
|
Раздел 2 Текст и его особенности
|
1
|
Тема 2.1Текст. Основные виды работы с текстом
|
1
|
Раздел 3 Культура речи и стилистика. Функциональные стили речи.
|
5
|
Тема 3.1 Научный стиль речи
|
1
|
Тема 3.2 Официально-деловой стиль речи
|
2
|
Тема 3.3 Публицистический стиль речи
|
1
|
Тема 3.4 Разговорный стиль речи
|
1
|
Итого
|
18
|
Раздел 1. Нормативный аспект культуры речи
Тема 1.1 Культура речи. Нормы русского литературного языка
1.Вопросы для самоконтроля по теме:
Что такое язык и речь и чем они различаются?
Что называется культурой речи?
Что такое литературная норма?
Какие типы норм существуют в русском языке?
2. Выполнить задание
В жизни нам приходится выражать свои мысли в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный - записан при помощи технических средств.
|
Стимул
|
Составьте краткий конспект в табличной форме «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения». Укажите 7 различий устной и письменной формы существования русского языка по указанным критериям, выписывая из текста основные положения (тезисы).
|
Формулировка
задания
|
№
|
Критерии
|
Устная речь
|
Письменная речь
|
1.
|
Определение
|
|
|
2.
|
История возникновения
|
|
|
3
|
Материальная форма речи
|
|
|
4
|
Основное свойство речи
|
|
|
5
|
Формы передачи и восприятия речи
|
|
|
6
|
Формы существования в стилях речи.
|
|
|
7
|
Средства выражения
|
|
|
|
Бланк
|
Устная речь.
Устная речь - это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.
Передача устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия.
Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени - одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, поэтому говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы "на ходу", в связи с этим, устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц: сообщение секретаря участникам совещания "Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него". С другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слушающего и стремиться привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению. Поэтому в устной речи появляются интонационное выделение важных моментов, подчеркивание, уточнение каких-то частей, автокомментирование, повторы: "Работу кафедра провела в течение года большую/ да/ надо сказать/ большую и важную/ И учебную, и научную, и методическую/ Ну/ учебную/ все знают/ Надо ли подробно/ учебную/ Нет/ Да/ тоже думаю/не надо/.
Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. "Многие так называемые огрехи устной речи - функционирование незаконченных высказываний, введение перебивов, автокомментаторов, контакторов, реприз, элементов колебания и т.п. - является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации". Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.
Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского "я", личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.
Письменная речь.
Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.
Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.
Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения - телефона - уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи.
Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.
Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:
Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.
Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.
К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.
Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста.
Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.
|
Источник
|
Критерии оценивания: за каждый правильный вариант ответа – 1 балл
«5» - 12-14 баллов
«4»- 11-12 баллов
«3» - 10 баллов
|
|
|