Скачать 109.2 Kb.
|
«Возможности реализации метапредметного подхода в УМК «Перспективная начальная школа» Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, часто не хватает знаний. Все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня в школе введены новые стандарты общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, чтобы решить проблему разобщенности, разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Школа должна в первую очередь учить детей мыслить - причем всех детей без исключения. Метапредметность – это новая образовательная форма, которая накладывается на традиционные учебные предметы и позволяет работать с фундаментальными образовательными объектами, носящими универсальный характер. Комплект УМК «Перспективная начальная школа» помогает решить задачи по формированию универсальных метапредметных учебных действий. В комплекте уже заложены задания по формированию УУД. Это и формирование познавательных интересов школьников, и готовность к самообразовательной деятельности;
Единое инструментальное пространство УМК помогает формированию общеучебных умений и навыков:
Инструментарий общения В комплекте созданы все условия для общения: работа в парах и группах, переписка и т.д. Это единая система пиктограмм: подумай, выскажи своё мнение, чтение по цепочке, чтение по ролям, поиск слова в словаре, работа в парах, в малой группе, индивидуальная работа, эксперимент, наблюдение, задание повышенной сложности. Организация групповой работы в УМК ПНШ начинается с первых дней обучения («Математика» 1 класс (работа в парах): 3-й урок «Одинаковые и разные по форме», стр. 6: Задание №1. Назови предметы круглой формы, а сосед по парте назовёт предметы прямоугольной формы. 12-й урок «Впереди и позади», стр. 14: Задание №1. Покажи соседу по парте переднее колесо велосипеда, а он покажет тебе заднее колесо. Поставь на передние лапы кошки фишку красного цвета, а на задние – синего. 25-й урок «Один и ни одного», стр. 31: Задание №5. Пройди по лабиринту так, чтобы не встретить ни одного стражника. Покажи свой путь соседу по парте и т. д.) Активные формы и приемы организации урока: Это заседания предметных клубов «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир», «Походы в Музейный Дом», динамические паузы в рамках темы урока, выставки работ детей, взаимопроверка, инсценирование, чтение по ролям, работа со словарями и другими информационными источниками. «Развитие речи» как специально выделенная система работы, занимающая отдельную часть учебника «Русский язык» 2 часть. «Азбука вежливости» устного и письменного общения как специальная линия в рамках «Развития речи». Школьники ведут переписку с вышеуказанными клубами, становятся членами этих клубов, выполняют предложенные им задания. Например, учёный кот просит ребят уточнить: произведения какого великого русского поэта есть в двух частях учебника и в хрестоматии. А Маша и Миша просят написать, какой детский журнал заинтересовал ребят больше других. Михаил Потапович интересуется: какие произведения ребята прочитали помимо тех, что есть в учебнике. Приоритетом начального общего образования становится формирование деятельности: познавательной, речевой, организационной. Единые организационные формы работы и условные обозначения УМК (парная, групповая, коллективная и индивидуальная формы работы по всем предметам способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Создание условий для мотивации ученика к учению - Богатый иллюстративный материал учебников, включающий произведения живописи, фотографии, таблицы, схемы. - Помещение в учебник материалов, способствующих подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам; - Дополнительный материал в учебниках и хрестоматиях для более углубленного изучения предметов; - Помещение в учебниках вопросов и заданий разного уровня сложности (базовый и повышенный). Например: 1) Задание базового уровня Расставь порядок действий. 820 – 420 : 35 + 65 Задание повышенного уровня Значение какого выражения не изменится, если убрать скобки? 1) (60 + 12) : 6; 2) 60 (12 + 6); 3) (60 – 12) 6; 4) 60 (12 : 6). 2) Задание базового уровня Вычисли значение выражения. (3304 + 1568) : 56 · 96 Задание повышенного уровня Сравни значения выражений. Поставь знак >, < или =. (8400 – 7520) : 40 8400 – 7520 : 40 - Передача функции ведения фрагмента урока во 2-м и 3-м классах (урока в 4-м классе) посредством внедрения в учебный процесс новой формы проведения урока – заседание школьного клуба (с использованием элементов конференции); - Организация внеурочной деятельности посредством обращения к ученику через учебники «Напиши нам письмо». Познавательная деятельность Наблюдение объектов и явлений окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектами и явлениями. Сравнение отдельных признаков объекта или явления, анализ результатов сравнения (фрагмент урока лит. чт., анализ картины , где дети сравнивают объекты) Проведение измерений разными способами, с помощью простейших приборов (русский язык, литературное чтение: цветные карандаши, маркер, лупа, рамочки; математика: циркуль, линейка, угольник, цветные карандаши, палетка, модели плоских и объемных геометрических фигур; окружающий мир: лупа, бинокль, часы, компас, пробирки, темные очки, цветные стекла, флюгер, рамочка, цветные карандаши, маркер, глобус,электрический фонарики др.) Творческие работы: сообщения, сочинения (устные и письменные), графические работы; разыгрывание воображаемых ситуаций Есть задания повышенной сложности. Задания, основная цель которых: Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Тема «Проверь себя». «Растение живет, дышит, питается, размножается. Животное живет, дышит, питается, размножается,... В чем сходство и различие живых организмов?» (1 кл., с. 77). Тема «Разнообразие животных». «Проверь по Оглавлению, сколько групп животных должно быть в схеме. Вернись на с. 5. Назови каждое из изображенных животных. Укажи группу, к которой оно относится» (2 кл., ч. 2, с. 8). Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». «Обрати внимание на комнатные растения, которые стоят около окна. Их листья обращены к свету. Поверни эти растения листьями от окна. Оставь их в таком положении на 3-4 дня. Как ты думаешь, что произойдет с листьями за эти дни? Через 3-4 дня вновь обрати внимание на положение листьев. Твоё Предположение подтвердилось? Объясни причину этого явления» (2 кл., ч. 1, с. 71). Тема «Свойства воды». «Используя инструкцию по проведению эксперимента, определи, какая вода течет у тебя дома: ПРОЗРАЧНАЯ, МУТНАЯ или СЛЕГКА МУТНАЯ» (3 кл., ч. 1, с. 89) Познавательные УУД : – анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение русских сказок о животных со сказками о животных других народов с целью показать, что они, с одной стороны, сходны — действуют такие же животные; животных часто характеризуют такие же взаимоотношения, а с другой стороны —различны — могут действовать и другие животные, взаимоотношения между животными могут быть совершенно другими; («Петушок – Золотой гребешок» русская народная сказка. Ч. 1: с. 23–27; Д. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», с. 31–35; Д. Харрис «Почему у Братца Опоссума голый хвост», с.37–39, «Как собака с кошкой враждовать стали», китайская сказка, с. 41–48; «Волшебное кольцо», русская народная сказка, с. 51–58). Выявление некоторых особенностей волшебной сказки — обязательное присутствие чудес, наличие волшебного помощника и (или) предмета; наличие повторов в построении сказки (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», с. 12–21, китайская сказка «Как собака с кошкой враждовать стали», с. 41–48, русская народная сказка «Волшебное кольцо» с. 51–58). Анализ авторских сказок с целью показать, что они часто опираются на народную сказку (мы не используем терминологию, то есть не можем сказать, что авторская сказка использует древние сюжеты народных сказок: слово «сюжет» заменяем словом «история»)(А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», с. 12–21); обнаружение связи современных поэтических текстов с народным творчеством: использование поэтами приемов устного народного творчества (И. Пивоварова «Жила–была собака», И. Пивоварова «Мост и сом», Г. Лагздынь. «Утренняя кричалка». Г. Лагздынь. «Утренняя кричалка», с. 60–64). Сравнение литературного и живописного произведений с целью обнаружения сходства или различия темы или заключенного в них главного переживания автора. Ч. 1: С. «Ёжик в тумане» и Т. Маврина «Полумесяц», с. 97–99, С. Козлов «Красота», Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка» и А. Дюрер «Травы», с. 111–115. Ч. 2: О. Дриз «Кончилось лето» и М. Добужинский «Кукла», с. 44–46; О. Дриз «Синий дом» и М. Шагал «Синий дом», с. 47–50; В конце каждого учебника “Литературного чтения” помещены картины русских и зарубежных художников, и через каждые 3-4 урока, мы отправляемся в “Музейные Дом”. Сейчас мы с вами отправимся в “Музейный Дом”, который помещён в учебнике 2-го класса. Познакомимся с картиной Альбрехта Дюрера “Травы”. - Узнаёшь метёлку лугового мятлика? Его мелкие цветочки прячутся в колосках… Если зажать тонкий стебелек тремя пальцами и скользить по нему вверх, то можно сыграть в “Петушок или курочка”? (Если не знаешь такой игры, спроси у бабушки с дедушкой!) - А вырезной лист одуванчика замечаешь? Его желтоватые, словно резиновые, трубочки-стебельки с тугими отцветшими головками? (Если его сорвёшь, то испачкаешь пальцы клейким молочком!) - А мясистые листья подорожника тебе знакомы? - А узкие и длинные листья осоки, о которые можно порезаться? - А запахи? Запахи разнотравья середины лета представляешь? - Хочешь рассмотреть травы поближе – обрати внимание на фрагмент (часть) картины - Чем же привлекли внимание художника эти травы? Ведь этот кусточек природы скорее невзрачный, чем привлекательный? - Как ты думаешь, что сложнее: увидеть красоту в яркой веточке рябины или в голых прутиках? - Теперь ты понимаешь, что такое КРАСОТА – В ПРОСТОМ? Картина Ван Гога “Комната в Арле”. - Внимательно рассмотри комнату, в которой жил великий голландский художник Ван Гог. Кто обнаружил туалетный столик? А кувшин в тазике? Кто нашёл полотенце на гвоздике? А зеркало? Что висит на стенах, кроме зеркала? Где висит одежда? Из чего сделаны стулья и кровать? - Давно ли красили пол? В каком состоянии стены и двери? Бедно или богато жил художник? - Видно ли что-нибудь за окном? - Перечисли все цвета, которыми пользовался художник, чтобы изобразить свою комнату. Это разные цвета? Яркие цвета? - Какое в целом впечатление создаётся: всё бедно, мрачно и убого или, наоборот, наполнено яркими красками и светом? – Можно ли изобразить комнату, где живёт бедный человек, и при этом создать впечатление праздника? – задал вопрос Барсук. – Так Ван Гог бедный или богатый? – снова спросил Миша. – Чем же он богат? Речевая деятельность работа с информацией. 1. Перечитывание текста с разными задачами (оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек). Работа с учебными, художественными и научно-популярными текстами. Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности. 2. Элементарное обоснование высказанного суждения -Ребята на уроках по развитию речи учатся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. (Заседания клуба «Мы и окружающий мир» - уроки-практикумы) Но самое главное в метапредметном подходе - учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата. Дети учатся на практике применить знания полученные на уроках. Таким образом, осуществляются метапредметные связи – дети учатся самостоятельно рефлексировать полученные знания и навыки в своей собственной жизни . 3. Поиск (проверка) необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге Немаловажное значение отводится умению научить ребёнка работать с необходимой информацией, умению находить её в словарях, справочниках, библиотеке. Например, Слово холод в обратном словаре будет раньше или позже слов нож и уж? Проверь себя : найди эти слова в словаре. Во 2 классе поиск информации в словаре осуществлён 153 раза. В комплекте особое место уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Тетрадь «Практические задания» воспитывает интерес к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни. УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся: - помещение в учебниках вопросов и заданий разного уровня сложности; - изложение одного и того же материала разными способами; - последовательность вопросов и заданий предусматривает уровень усвоения учебного материала (от простого до творческого); - организация на уроках специального коммуникативного пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой, от игры – к чтению, от вдумчивого чтения – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию. Под влиянием изучения предмета учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах . И наоборот, знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы. Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей: Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи. Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии. Должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом, умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, УМК «Перспективная начальная школа», комплект нового поколения, который помогает нам организовать урок с учётом метапредметного подхода. |
Рабочая программа по предмету «Английский язык» умк «Перспективная начальная школа» Программа разработана на основе требований фгос начального общего образования и развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная... |
Рабочая программа по предмету «технология» для 1 класса составлена... Т. М. Рагозиной, А. А. Гринёвой «Технология» умк перспективная начальная школа», утверждённой мо РФ в соответствии с требованиями... |
||
Основная образовательная программа начального общего образования... Анников, а также концептуальных положений умк «Перспективная начальная школа» и умк «Начальная школа XXI века», реализующих фундаментальное... |
Урок №2 Информационно-коммуникативные технологии Разработка данного урока была представлена в огбоу «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников... |
||
Рабочая учебная программа по литературному чтению 4 класс Авторы:... Рабочая учебная программа по литературному чтению 4 класс Авторы: Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская для умк системы «Перспективная... |
Книга/учебник, 2011 г. – Ч. 1: 240 с Проект «Перспективная начальная школа» Л. Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч. 1: 240 с) Проект «Перспективная начальная... |
||
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений 40 |
Пояснительная записка к курсу» «Окружающий мир» умк «Начальная школа 21 века» «Окружающий мир» умк «Начальная школа 21 века» под редакцией профессора Н. В. Виноградовой |
||
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного... Программы общеобразовательных учреждений «Начальная школа» умк «Планета знаний» под ред. И. А. Петровой: изд-во «Астрель», Москва,... |
Программа начального общего образования маоу «Санниковская средняя общеобразовательная школа» Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения (на примере учебно-методического комплекта «Перспективная... |
||
Отчёт о реализации плана графика фгос ноо в моу «Мишутинская начальная... Отчёт о реализации плана графика фгос ноо в моу «Мишутинская начальная общеобразовательная школа» |
Урок математики во 2 «г» классе. Умк «Начальная школа 21 века» (06. 02. 15г) Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самоконтроля, репродуктивный, эвристический |
||
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-4 классы (умк «Планета знаний») Программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа умк «Планета... |
Урок русского языка во 2 классе (1-4). Умк «Начальная школа XXI век».... Дидактическая цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению |
||
«Политическая карта мира» Современный мир» Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина («Просвещение», М., 2011 г.) базового уровня завершает линию умк полярная звезда в... |
Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с... Лавровой и программы по русскому языку М. Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской, Т. А. Байковой, Н. М. Лавровой «Программы... |
Поиск |