Скачать 4.37 Mb.
|
Утверждена методическим советом Протокол № 1 от 28.08.2011 г Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Санниковская средняя общеобразовательная школа» Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения (на примере учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»). - М.: Академкнига/Учебник, 2010. - с. Методическое пособие разработано представителями шестнадцати регионов Российской Федерации. Авторский коллектив представлен профессорско-преподавательским составом ИПК и педагогических университетов; руководителями центров мониторинга, центров методического сопровождения регионального и муниципального уровней. Пособие, разработанное на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего с учетом требований Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа), предназначено для системы повышения квалификации педагогических работников, для педагогических вузов и колледжей, для разработчиков образовательных программ любого образовательного учреждения с целью внедрения в образовательный процесс ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕНННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Авторский коллектив: - Борисова Лидия Прокофьевна, к.пед.наук, доцент, зам. декана Омского государственного педагогического университета; - Буркова Елена Вениаминовна, методист кафедры дошкольного и начального образования ИПК Ивановской области; - Дмитриенко Зоя Ивановна, доцент кафедры начального образования ИПКиПРО Новосибирской области; - Казачкова Светлана Петровна, ст. методист кафедры начального образования Волгоградской АПКРО; - Карачевцева Алла Павловна, к.пед.наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Курганского областного ИНПО (ПкиПК); - Карпеева Ирина Вячеславовна, ст. преподаватель кафедры дошкольного и начального образования БОУ ДПО ИРО Омской области; - Крестинина Ирина Алексеевна, к.пед.наук, доцент, зав. кафедрой коррекционного образования ИПКиПРО Кировской области; - Малунова Галина Супруновна, д.пед.наук, проф., зам. директора центра мониторинга и информационных технологий Министерства образования и науки (Республика Бурятия); - Марчук Светлана Владимировна, методист кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО СарИПКиПРО Саратовской области; - Мошнина Рауза Шамилевна, к.пед.наук, доцент, декан факультета профессиональной переподготовки ГОУ Педагогическая академия, региональный координатор введения ФГОС в Московской области; - Нагрелли Елена Артуровна, к.пед.наук, доцент кафедры начального образования МАОУ ДПО ИПК (г. Новокузнецк); - Носова Татьяна Александровна, зам. директора по УВР МОУ прогимназии № 133 г. Челябинска; - Пожидаева Татьяна Федоровна, к.пед.наук, начальник отдела начального образования ФДиНО ИПКиПРО (г. Ростов-на-Дону); - Сабельникова Светлана Игоревна, зам. директора методического центра ЦОУО ДО (г. Москва); - Скрипова Надежда Евгеньевна, к.пед.наук, зав. кафедрой начального образования ГОУ ДПО ИИППКРО Челябинской области; - Соломатин Александр Михайлович, к.пед.наук, доцент, Почетный работник общего образования РФ; - Стручаева Тамара Михайловна, к.пед.наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Белгородского регионального института ПКППС; - Титаренко Наталья Николаевна, к.пед.наук, доцент, зав. отделением Челябинского государственного педагогического университета; - Тишина Татьяна Николаевна, к.пед.наук, зав. кафедрой дошкольного и начального образования БОУ ДПО ИРО Омской области; - Ускова Светлана Анатольевна, к.пед.наук, доцент, зав. кафедрой дошкольного и начального образования Академии постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); - Царева Светлана Евгеньевна, к.пед.наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета; - Черемисина Варвара Геннадьевна, к.пед.наук, доцент кафедры начального образования ГОУ ДПО ПКС Кузбасский региональный ИПКиПРО (г. Кемерово); - Чипышева Людмила Николаевна, к.п.н., доцент ГОУ ДПО ИИППКРО Челябинской области. Под общей редакцией Чураковой Розы Гельфановны, профессора кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО МО РФ, научного руководителя проекта «Перспективная начальная школа». Оглавление
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Основная образовательная программа МАОУ «Санниковская средняя общеобразовательная школа» (далее - Образовательная программа) разработана педагогическим коллективом в составе Скипиной Г.В., Рябиковой С.И., Санниковой Т.Л. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарта), с учётом рекомендации Примерной программы образовательного учреждения., особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а так же концептуальных положении УМК «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования. (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД). Прежде всего, Стандарт устанавливает требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального образования; к структуре Образовательной программы, к условиям реализации Образовательной программы (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям). В Стандарте подчеркивается, что Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Образовательная программа разрабатываются образовательными учреждениями всех типов. В связи с этим педагогическим коллективам общеобразовательных школ (гимназий, лицеев) предлагаются возможные варианты проектирования данного документа в качестве научно-методической поддержки их творческой индивидуальной деятельности, с учетом некоторых основополагающих положений: П.1. Основу организации образовательного процесса на ступени начального общего образования составляют технологии развивающих образовательных систем, каждая из которых обеспечена соответствующим учебно-методическим комплектом (УМК), или авторские технологии, обеспеченные системой учебников из различных учебно-методических комплектов (СУ из УМК). Как показала практика деятельности общеобразовательных учреждений самого различного типа, тот и другой подход до сих пор позволял полностью реализовать требования к результатам обучения, предъявленные Государственным стандартом общего образования (начальное образование, 2004 г.). Поскольку и тот и другой выбор системы учебников не противоречит Закону об Образовании, необходимо при проектировании Образовательной программы: а) признать право общеобразовательного учреждения на выбор УМК или СУ из различных УМК; б) учесть особенности УМК (СУ из УМК) и его возможности по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания начального общего образования на современном этапе: базовые национальные ценности, основные элементы научного знания, универсальные учебные действия (Федеральный государственный обшеобразовательный стандарт начального общего образования, 2010 г.); в) проанализировать условия реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования между УМК (СУ из УМК) начальной школы и соответствующих программ (пособий) дошкольного образования. П.2. Образовательная программа аккредитованного государственного образовательного учреждения может быть разработана с учетом предложений «Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения, Начальная школа» (М.: Просвещение, 2010) (далее – Примерная программа). Данная рекомендация обоснована тем, что Примерная программа разработана в соответствии с требованиями Стандарта, учитывает особенности и возможности реализации фундаментального ядра содержания современного общего образования в образовательном процессе. П. 3. Образовательная программа содержит обязательную часть (80%) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20% от общего объема Примерной программы). Вследствие этого, при ее создании необходимо: - осуществить коррекцию Примерной программы, учитывая особенности и возможности УМК (СУ из УМК) по реализации фундаментального ядра содержания начального образования; - показать специфику образовательного учреждения (по Стандарту программа должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников, при этом соотношение 80% - 20% предлагается использовать для каждого раздела этого документа). П.4. Каждое образовательное учреждение, в соответствии с требованиями Стандарта, разрабатывает свой (особый) вариант Образовательной программы. Однако, каждая программа кроме особых положений, безусловно, будет иметь и общие, присущие технологии педагогического проектирования. (Под проектированием понимается предварительная разработка путей (деталей) выявления и решения определенных педагогических проблем, определение вариантов реализации и коррекции этих решений в образовательной практике, цель которой реализация Стандарта общего образования). П.5. Структурные компоненты создаваемой учреждением Образовательной программы определены Стандартами, Примерной программой и обоснованы идеей технологичности проектирования. Перечислим основные компоненты, названные в этих документах: 1) пояснительная записка;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования: – личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся; – метапредметные результаты, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; – предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Конкретизируя цель Образовательной программы, важно подчеркнуть и описать основные цели концептуальных положений выбранной системы обучения и учебно-методического комплекта, обеспечивающих эту систему. Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Перспективная начальная школа», является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Инновационные подходы нашли свое отражение и в целевой установке УМК «Перспективная начальная школа» – обеспечение планируемых результатов основной образовательной программы, к числу которых отнесены: - личностные результаты – знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения, сформированость мотивации к обучению, сформированность умения учиться; - метапредметные результаты – освоенные обучающимися в ходе образования (урочной и внеурочной деятельности) универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные; - предметные результаты – освоенная обучающимися в ходе изучения того или другого предмета, в условиях урочной и внеурочной деятельности, система ЗНАНИЙ и опыт специфичный для предметной области по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни. На ступени начального общего образования средствами УМК осуществляется решение следующих задач: развитие личности школьника, его творческих способностей; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим», интереса к учению; формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач. В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования решаются следующие задачи: – становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; – формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; – духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; – укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт направлен на обеспечение: – равных возможностей получения качественного начального общего образования; – духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; – преемственности основных образовательных программ; – сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; – единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; – демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширения права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения; – формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися Образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом; – условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные принципы (требования) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»: – Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы. –Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), по формированию универсальных УУД. – Принцип практической направленности. Он предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию); – Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений. – Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу). Это приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД. – Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу. Образовательная программа, разработанная образовательным учреждением, предусматривает: –достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания; –выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, консалтинговая деятельность, психологическое сопровождение детей с «синдромом раннего развития» и одаренных детей; –организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности; –участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся; – использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения; – возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности; – включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик. Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, Управляющий Совет образовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. Общая структура Образовательной программы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья); система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. |
Образовательная программа начального общего образования (фгос) муниципального... Планируемые результаты освоения обучающимися маоу «Средняя общеобразовательная школа №51» 29 |
Образовательная программа начального общего образования муниципального... «Средняя общеобразовательная школа №8» Левокумского муниципального района Ставропольского края |
||
Образовательная программа начального общего образования муниципального... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования |
Программа начального общего образования муниципального бюджетного... На заседании Управляющего совета мбоу «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа» протокол |
||
Пояснительная записка основная образовательная программа начального... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования |
Основная образовательная программа начального общего образования... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования |
||
Образовательная программа начального общего образования муниципального... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования |
Основная образовательная программа начального общего образования... Планируемые результаты освоения обучающимися общеобразовательной программы начального общего образования |
||
Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош №4» Образовательная программа начального общего образования будет реализовываться в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя... |
Пояснительная записка основная образовательная программа начального... Приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 09 №373, на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом... |
||
Основная образовательная программа среднего общего образования маоу... Целевой раздел примерной основной образовательной программы среднего общего образования 5 |
Основная образовательная программа начального общего образования... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №37 г.... |
||
Образовательная программа начального общего образования муниципального... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования система оценки достижения... |
Основная образовательная программа начального общего образования... Анников, а также концептуальных положений умк «Перспективная начальная школа» и умк «Начальная школа XXI века», реализующих фундаментальное... |
||
Основная образовательная программа начального общего образования... «Стремуткинская средняя общеобразовательная школа Псковского района» в соответствии с фгос |
Основная образовательная программа начального общего образования «Школа 2100» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Куртамышская средняя общеобразовательная школа №2» |
Поиск |