Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….2 - 3
Основные цели и задачи реализации образовательной области «Физическое развитие»………………………………………………….3 - 5
Проектирование воспитательно-образовательного процесса по реализации образовательной области «Физическое развитие»…..5 - 7
-
Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение реализации программы...7 - 8
методическое обеспечение реализации программы………………….8
Формы организации и объем образовательного процесса………9 - 10
-
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическое развитие» для детей от 4 до 5 лет
возрастные особенности детей 4-5 лет………………………….10 - 12
содержание работы по физическому развитию детей 4-5 лет..12 - 14
учебно-тематический план работы по реализации основных задач
для детей 4 – 5 лет………………………………………………..14 - 21
-
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическое развитие» для детей от 5 до 6 лет
возрастные особенности детей 5-6 лет………………………21 - 22
содержание работы по физическому развитию детей 5-6 лет..23 - 24
учебно-тематический план работы по реализации основных задач
для детей 5-6 лет…………………………………………………24 - 32
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическое развитие» для детей от 6 до 7 лет
8.1 возрастные особенности детей 6 до 7 лет………………………….33
8.2 содержание работы по физическому развитию детей 6-7 лет…33- 34
8.3 учебно-тематический план работы по реализации основных задач
для детей 6-7 лет…………………………………………………..34 - 42
Планируемые результаты освоения образовательной области «Физическое развитие»………………………………………………42 - 43
10. Использованная литература……………………………………………..43
1.Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей.
В общей системе образования и воспитания физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Формирование физических качеств, двигательных умений и навыков тесно связано с психическим здоровьем ребенка, с воспитанием эстетических чувств и нравственно – волевых черт личности.
«Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности» - в этом заключается основная направленность программы. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью работы нашего дошкольного учреждения.
Данная рабочая программа разработана в соответствии Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 и реализует образовательную область «Физическое развитие» основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад комбинированного вида № 112».
Учебная программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Данная программа обеспечивает физическое развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных, индивидуальных и психических особенностей.
Разработка программы осуществлялась в соответствии с
Конституцией РФ
Федеральным законом об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012
Требованиями СанПиН 2.4.1.3049 от15.05.2013г
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.
Уставом МБДОУ «Детский сад № 112»
Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
-
Образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 112» (принята на заседании педагогического совета 31 августа 2015года).
2.Основные цели и задачи реализации образовательной
области «Физическое развитие»
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено
на достижение цели формирование начальных представлений о здоровом
образе жизни, сохранение и укрепление и охрана здоровья детей,
обеспечение гармоничного физического развития через решение
следующих задач:
повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;
совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений;
формирование правильной осанки;
формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к физической культуре и спорту.
Эффективность решения данных задач зависит от правильного подбора
принципов в воспитании и развитии детей.
Данная рабочая программа опирается на принципы основной
общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под
редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической
применимости;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач
в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы
с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от
региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми
возрастными дошкольными группами и между детским садом
и начальной школой.
Наряду с вышеизложенными принципами, рабочая программа также
опирается на специальные принципы, которые выражают специфические
закономерности физического воспитания:
Принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности детей.
Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально – нравственного и художественно – эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.
Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить всю систему физического воспитания детей в детском саду и физкультурно – оздоровительной работы с детьми на основе личностного подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой.
Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений.
Принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения непосредственно образовательной деятельности по физкультуре, непрерывности и систематичности чередования нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения непосредственно образовательной деятельности по физической культуре.
Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно – гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах.
Цель рабочей программы — создание условий для развития физической
культуры дошкольников, формирование потребности в здоровом образе
жизни; охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
Задачи:
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Рабочая программа состоит из 4 разделов, рассчитана на 3 года обучения:
1 год – для детей 4 - 5 лет;
2 год – для детей 5 - 6лет;
3 год – для детей 6 - 7 лет.
По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 непосредственно образовательную деятельность (НОД) по физическому развитию детей 4-7 лет организуют 3 раза в неделю. Каждое третье занятие проводится на свежем воздухе.
3. Проектирование воспитательно-образовательного
процесса по реализации образовательной области
«Физическое развитие»
Организация учебного процесса регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием непосредственно образовательной области, циклограммой деятельности воспитателя с детьми и циклограммой деятельности инструктора по физической культуре.
Учебный план занимает важное место при реализации рабочей программы. Он скорректирован с учетом требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Нагрузка на детей не превышает допустимую норму. В соответствие с общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также санитарных правил, непосредственно образовательная деятельность организуется в течение 37 учебных недель (с 01.09.по 31.05) .
Связь с другими образовательными областями
Образовательная область
|
|
Социально-коммуникативное развитие
|
Безопасность: формирование основ безопасности в процессе выполнения физических упражнений, подвижных игр, совместной деятельности педагога и детей; навыков здорового образа жизни, потребности в движении.
Социализация: формирование гендерной принадлежности, развитие партнерских взаимоотношений в процессе двигательной деятельности, приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности.
Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение.
Труд: накопление опыта двигательной активности, овладение навыками ухода за физкультурным инвентарем и спортивной одеждой.
Самообслуживание: воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование бережного отношения к личным вещам.
|
Познавательное
развитие
|
Расширение представлений о своем организме, его возможностях, формирование целостной картины мира.
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Музыка: развитие музыкально – ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств, использование музыкально-ритмической деятельности с целью развития представлений и воображения для освоения двигательных эталонов, моторики в творческой форме.
Художественное творчество: использование продуктивной деятельности с целью развития представлений и воображения для освоения двигательных эталонов, моторики в творческой форме.
|
Речевое развитие
|
Чтение художественной литературы: использование художественных произведений, с целью развития представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме
|
4.Условия реализации программы
Программа реализуется через непосредственно образовательную деятельность по физической культуре и физкультурно-оздоровительную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
4.1 материально-техническое обеспечение реализации программы
Для НОД по физической культуре в МБДОУ оборудован спортивный зал. Оснащение спортивного зала
Стойки для обручей и скакалок закреплены жестким креплением к стене.
Шведская стенка для воспитанников младшего и старшего возраста закреплена жестким креплением к стене и полу, пролеты-перекладины выдерживают вес более30 кг.
Велотренажер детский – 1 шт.выдерживает вес более30 кг, устойчив и безопасен.
Бегущая по волнам (тренажер)—1шт вес более30 кг, устойчив и безопасен.
Диск здоровая ( тренажер) – 1 шт. вес более 30 кг, устойчив и безопасен.
Степпер ( тренажер) – 1 шт. вес более 30 кг, устойчив и безопасен.
Гимнастическая скамейка—2шт., длина—4000мм., высота—300мм., вес более30 кг. Безопасны.
Наклонные доски – 3 шт. устойчивые.
Туннели для ползания – 2 шт.
Спортивно-игровой комплекс из 12 элементов собран, места креплений надежно зафиксированы, ножки покрыты прорезиненным материалом.
Дуги для подлезания большие (высота—500мм, ширина—500мм) в кол-ве 4 шт, малые (высота—300мм, ширина—500мм) в кол-ве 4 шт. соответствуют норме, устойчивые.
Мишень для метания напольная безопасна.
Баскетбольное кольцо—1шт высота и крепления соответствуют норме.
Маты гимнастические 4шт в хорошем состоянии.
Обручи пластмассовые цветные безопасны.
Палки гимнастические 20шт, скакалки—20шт, флажки цветные—40 шт.
Мягкие модули—4шт устойчивы и безопасны.
Мячи резиновые:
большие( d 250мм)—30шт
малые(d120мм)—30шт;
набивные весом 1кг—2шт;
для прыжков (d 400мм)—3 шт.
Мяч футбольный—1 шт.
Мяч волейбольный – 1 шт.
Мяч баскетбольный – 2 шт.
|