СОДЕРЖАНИЕ
|
I. Целевой раздел
|
3-17
|
1.1.
|
Пояснительная записка
|
3
|
1.2.
|
Цели и задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыка»
|
3-6
|
1.3.
|
Принципы и подходы к формированию программы
|
6-7
|
1.4.
|
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе психолого-педагогическая характеристика детей
|
7-14
|
1.5.
|
Целевые ориентиры дошкольного образования
|
14-15
|
1.6.
|
Планируемые результаты по разделу «Музыка»
|
15-17
|
|
II. Содержательный раздел
|
17-50
|
2.1.
|
Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыка»
|
17-18
|
2.2.
|
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы; планирование музыкальных занятий
|
18-47
|
2.3.
|
Взаимодействие с участниками образовательного процесса – педагогами и родителями
|
47-49
|
2.4.
|
Краеведческий компонент программы
|
49-50
|
|
III. Организационный раздел
|
50-52
|
3.1.
|
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие музыкальное развитие ребенка
|
50-51
|
3.2.
|
Программно-методическое обеспечение программы.
|
51-52
|
3.3.
|
Материально-техническое обеспечение программы
|
52
|
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Детский сад г. Фатежа» с целью расширения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (раздел «Музыка»). Программа определяет общеобразовательные задачи музыкального развития детей от 1,5 до 3, от 3 до 4, от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Положение о рабочих программах МКДОУ «Детский сад г. Фатежа».
1.2. Цели и задачи образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыка»
Цели и задачи образовательной области соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и направлены на всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка, формирование интереса и ценностного отношения к занятиям музыкой, а также формирование основ музыкальной культуры.
Задачи образовательной области:
Развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира.
Развитие восприятия, образных представлений, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности.
Приобщение к искусству, как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.
Развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности, интереса к участию в ней, радости от реализации своих замыслов и желаний.
Задачи воспитания и развития детей от 1,5 до 3-х лет.
Общие. Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Восприятие музыки (слушание).Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепиано, металлофона).Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.Слушание инструментальной музыки (небольшие пьесы для детей) в живом исполнении взрослых.
Исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать ребёнка к сольному пению.
Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, делать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка идёт). Совершенствовать умение ходить и бегать, выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
Задачи воспитания и развития детей 3-4 лет.
Общие. Развивать любознательность, активность, интерес к звуку, к музыкальному звуку, манипулированию с музыкальными и немузыкальными звуками. Развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами. Формировать первичные представления о характере музыки, простейших средствах музыкальной выразительности. Стимулировать развитие способностей решать задачи, связанные с самостоятельным экспериментированием с музыкальными звуками, звукоизвлечением, созданием элементарных образов-звукоподражаний. Способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками в элементарной совместной музыкальной деятельности (подвижные музыкальные игры).
Восприятие музыки (слушание). Развивать и обогащать слушательский опыт, слуховую сосредоточенность, умение различать характер музыки.
Понимать простейшие музыкальные образы в процессе слушания народной, классической, детской музыки.
Экспериментирование со звуками.
Исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Учить детей петь с музыкальным сопровождением в одном темпе, не отставая и не опережая друг друга, внятно произносить слова, передавать характер песни.
Учить детей менять движения соответственно 2-хчастной форме музыки и силе её звучания, реагировать на начало и окончание звучания музыки, выполнять танцевальные движения: притопывать попеременно двумя ногами и одной, кружиться в парах, прямой галоп; движения с предметами, игрушками. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. Формировать навыки ориентировки в пространстве.
Знакомить детей с детскими музыкальными инструментами и их звучанием: колокольчиком, дудочкой, барабаном, бубном, металлофоном. Развивать и обогащать звуковой сенсорный опыт, опыт звукоизвлечения, умение сравнивать разные по звучанию предметы. Учить играть на шумовых музыкальных инструментах.
Творчество. Развивать и обогащать умение импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей.
Задачи воспитания и развития детей 4-5 лет.
Общие. Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Восприятие музыки (слушание). Формировать навыки культуры слушания музыки ( не отвлекаясь и не отвлекая других, дослушивать произведение до конца). Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления.
Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте.
Исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно. Развивать умение брать дыхание между музыкальными фразами. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него.
Формировать у детей навык ритмичного движения. Учить самостоятельно менять движения в соответствии с 2-х и 3-хчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Обучать умению двигаться парами по кругу в танцах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений.
Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
Творчество. Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы.
Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений и сценок, используя мимику и пантомиму. Обучать инсценированию песен, музыкальных игр.
Задачи воспитания и развития детей 5-6 лет.
Общие. Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность.
Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.
Восприятие музыки(слушание).Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец). Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкального инструмента (ф-но, скрипка, балалайка).
Исполнительство(пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
Формировать певческие навыки, умение петь лёгким звуком; брать дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него.
Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально образное содержание, свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений(поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд). Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить импровизировать образы сказочных животных и птиц в разных игровых ситуациях. Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; исполнять небольшие песенки индивидуально и ансамблем, соблюдая при этом общую динамику и темп.
Творчество.Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Формировать умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, марш, плавный вальс, весёлую плясовую.
Учить придумывать движения к пляскам, танцам, проявляя оригинальность и самостоятельность. Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера; самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию песен, хороводов.
Развивать творчество в игре на детских музыкальных инструментах, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы.
Построение содержания программы с учетом возрастных, психофизиологических особенностей детей и индивидуальных способностей.
Принцип систематичности и последовательности в обучении.
Принцип взаимосвязи музыкальной деятельности с другими видами детской деятельности.
Принцип сезонности: построение содержания программы с учетом природных и климатических условий, времен года.
Принцип интеграции различных видов музыкального искусства и художественной деятельности.
Принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.
Построение содержания программы с опорой на интересы отдельных детей и группы в целом.
Принцип единства воспитания и образования, обучения и творческой деятельности детей.
Личностно- ориентированный поход к каждому ребенку в его творческой деятельности.
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики (в том числе психолого-педагогическая характеристика детей).
|