Содержание
1. Целевой раздел …………… …………………………………………………. 4
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………………4
1.1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы
основного общего образования …………………………………………………….4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программы
основного общего образования ………………………………………………………5
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования …………………...8
1.2.1. Общие положения ………………………………………………………………… 8
1.2.2. Структура планируемых результатов ……………………………………………. 8
1.2.3. Личностные результаты освоения ООП ООО ………………………………… ..12
1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП ООО………………………………14
1.2.5. Предметные результаты освоения ООП ООО …………………………………...20
1.2.5.1. Русский язык ……………………………………………………………………….20
1.2.5.2. Литература ………………………………………………………………… ……...22
1.2.5.3. Иностранный язык ( английский) ………………………………………………..26
1.2.5.4. История России. Всеобщая история ……………………………………………. 31
1.2.5.5. Обществознание ....................................................................................................... 33
1.2.5.6. География ………………………………………………………………...................38
1.2.5.7. Основы духовно-нравственной культуры народов России…………………….. 42
1.2.5.8. Математика. Алгебра. Геометрия …………………………………………………43
1.2.5.9. Информатика ............................................................................................................ 62
1.2.5.10. Физика ..................................................................................................................... 65
1.2.5.11. Биология .................................................................................................................. 71
1.2.5.12. Химия ...................................................................................................................... 75
1.2.5.13. Изобразительное искусство ...................................................................................77
1.2.5.14. Музыка .....................................................................................................................83
1.2.5.15.Технология ................................................................................................................87
1.2.5.16. Физическая культура ..............................................................................................94
1.2.5.17. Основы безопасности жизнедеятельности ........................................................ 96
1.2.5.18. Вокруг тебя - мир ……………………………………………………………….. 99
1.2.5.19. За страницами учебника физики ……………………………………………. 101
1.2.5.20. За страницами учебника химии ……………………………………………….102
1.2.5.21. Моя профессиональная карьера ………………………………………………103
1.2.5.22. Физика и здоровье (курс внеурочной деятельности) ………………………. 103
1.2.5.23. Физика в природе (курс внеурочной деятельности) …………………….... 105
1.2.5.24. Занимательная информатика (курс внеурочной деятельности) ……………..106
1.2.5.25. Хочу всё знать и уметь (курс внеурочной деятельности) ………………...109
1.2.5.26. Мир вокруг тебя: растения и грибы в жизни человека (курс
внеурочной деятельности ……………………………………………………... 110
1.2.5.27. Мир вокруг нас: знай и сохраняй природу родного края (курс
внеурочной деятельности) ………………………………………………….... 112
1.2.5.28. Страноведение (курс внеурочной деятельности)…………………………... 113
1.2.5.29. Театр и дети (курс внеурочной деятельности) ………………………….. 114
1.2.5.30. Современные танцы (курс внеурочной деятельности) …………………….. 115
1.2.5.31. Удивительное солёное тесто (курс внеурочной деятельности) …………... 116
1.2.5.32. Спортивные игры (курс внеурочной деятельности) ………………………. 118
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования…... 119
1.3.1 Общие положения ……………………………………………………………... 119
1.3.2 Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов……………………………………………………………………... 122
1.3.3. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений
и портфель достижений как инструменты динамики образовательных
достижений……………………………………………………………………… 131
2. Содержательный раздел ……………………………………………………………. 135
2.1. Программа развития универсальных учебных действий……………………….135
2.1.1. Личностные универсальные учебные действия ……………………………….. 135
2.1.2. Регулятивные универсальные учебные действия …………………………….. 136
2.1.3. Коммуникативные универсальные учебные действия ………………………. 137
2.1.4. Познавательные универсальные учебные действия ………………………….. 138
2.1.5. Обращение с устройством ИКТ ………………………………………………… 139
2.1.6. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ………………………………144
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов …………………………...146
2.2.1 Русский язык ...............................................................................................................146
2.2.2 Литература …………………………………………………………………………. 152
2.2.3 Иностранный язык (английский язык) …………………………………………….154
2.2.4 История России. Всеобщая история ........................................................................ 157
2.2.5 Обществознание .........................................................................................................160
2.2.6 География ....................................................................................................................166
2.2.7 Основы духовно-нравственной культуры народов России …………………….170
2.2.8 Математика .Алгебра. Геометрия …………………………………………………171
2.2.9 Информатика ……………………………………………………………………….176
2.2.10 Физика ...................................................................................................................... .178
2.2.11 Биология ................................................................................................................... 181
2.2.12 Химия ....................................................................................................................... 183
2.2.13 Изобразительное искусство ................................................................................... 186
2.2.14 Музыка ..................................................................................................................... 189
2.2.15 Технология ................................................................................................................190
2.2.16 Физическая культура .............................................................................................. 193
2.2.17 Основы безопасности жизнедеятельности ........................................................... 195
2.2.18 Вокруг тебя мир …………………………………………………………………. 199
2.2.19 За страницами учебника физики ………………………………………………. 200
2.2.20 За страницами учебника химии …………………………………………………. 201
2.2.21 Моя профессиональная карьера ………………………………………………....202
2.2.22 Физика и здоровье (курс внеурочной деятельности) ………………… ………. 204
2.2.2 Физика в природе (курс внеурочной деятельности) ……………………………207
2.2.24 Занимательная информатика (курс внеурочной деятельности)…………….. 207
2.2.25 Хочу всё знать и уметь (курс внеурочной деятельности) …………………… 211
2.2.26 Мир вокруг нас: растения и грибы в жизни человека (курс внеурочной
деятельности) ……………………………………………………………………….214
2.2.27 Мир вокруг нас: знай и охраняй природу родного края (курс
внеурочной деятельности)………………………………………………………...216
2.2.28 Страноведение (курс внеурочной деятельности) ………………………………. 218
2.2.29 Театр и дети (курс внеурочной деятельности) ………………………………. 221
2.2.30 Современные танцы (курс внеурочной деятельности) ……………………….225
2.2.31 Удивительно солёное тесто (курс внеурочной деятельности) …………………227
2.2.31 Спортивные игры (курс внеурочной деятельности) ……………………………228
2.3. Программа воспитания и социализации …………………………………………229
2.3.1 Цель и задачи программы воспитания и социализации обучающихся
на ступени основного общего образования …………………………………… 233
2.3.2 Основные направления деятельности и ценностные основы
воспитания и социализации обучающихся на ступени основного
общего образования ……………………………………………………………….235
2.3.3 Содержание, виды деятельности и формы занятий по каждому из
направлений ………………………………………………………………………...239
2.3.4 Этапы организации работы в системе социализации обучающихся,
совместной деятельности школы с предприятиями, общественными
организациями, системой дополнительного образования …………………….. 253
2.3.5. Основные формы организации педагогической поддержки
социализации обучающихся ……………………………………………………...256
2.3.6 Организация работы по формированию экологически целесообразного,
здорового и безопасного образа жизни……………………………………….. 257
2.3.7 Деятельность школы в области непрерывного экологического
здоровьесберегающего образования обучающихся …………………………… 267
2.3.8. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся ……………………………….... 270
2.3.9 Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного
учреждения в части духовно – нравственного развития, воспитания
и социализации обучающихся ………………………………………………….. 271
2.3.10 Методика и инструментарий мониторинга духовно – нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся …………………………. 273
2.3.11 Планируемые результаты программы воспитания и социализации
обучающихся на ступени основного общего образования ………………….. 276
2.4. Программа коррекционной работы ……………………………………………... 278
2.4.1 Цели и задачи коррекционной работы …………………………………………..278
2.4.2 Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных
направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми
образовательными потребностями основной образовательной программы
основного общего образования…………………………………………………...279
2.4.3 Система комплексного психолого–медико-социального сопровождения
и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
включающая комплексное обследование, мониторинг динамики
развития, успешности освоения основной образовательной программы
основного общего образования ………………………………………………….281
2.4.4 Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую
и единую стратегическую направленность работы с учётом вариативно-
деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекцион-
ной педагогики, специальной психологии, медицинских работников
организации, осуществляющей образовательную деятельность, других
образовательных организаций и институтов общества, реализующийся
в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности …………...285
2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы ……………………………286
3. Организационный раздел………………………………………………………..288
3.1. Учебный план основного общего образования ………………………………… 288
3.1.1 Календарный учебный график ……………………………………………………291
3.1.2 План внеурочной деятельности …………………………………………………..293
3.2 Система условий реализации ООП ООО ………………………………………. 296
3.2.1. Описание кадровых, психолого – педагогических, финансовых,
материально – технических, информационно методических условий……….. 296
3.2.2. Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях
в соответствии с приоритетами ООП ООО образовательного
учреждения………………………………………………………………………….302
3.2.3 Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий …………. 303
3.2.4 Контроль состояния системы условий …………………………………………314
3.2.5 Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой
системы условий ………………………………………………………………… 319
3.2.6 Финансово – экономические условия реализации образовательной
Программы основного общего образования …………………………………. 323
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Белостокская СОШ» являются:
- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний,умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
--- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— оснащение образовательной организации компьютерной техникой, программным обеспечением учебного и управленческого значения;
— взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
— расширение социализации обучающихся через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры, социума;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
|