Рабочая программа по внеурочной деятельности курса
«Юный инженер», «ЛЕГО мастер» по содержанию является научно-технической; по функциональному предназначению — досуговой, учебно-познавательной; по форме организации — индивидуально ориентированной, групповой; по времени реализации — годичной.
Программа разработана на основе авторской программы по внеурочной деятельности Г.А. Ухарской «Лего-конструирование» - Москва, 2011.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения занятий по курсу «Юный инженер»
Личностные универсальные учебные действия:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами:
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора;
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям;
умение излагать мысли в четкой логической последовательности;
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке;
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
простейшие основы механики;
виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
реализовывать творческий замысел.
Содержание курса
Знакомство с конструктором
Знакомство с деталями. Исследователи цвета, форм. Варианты скреплений. Узоры и орнаменты. Конструирование на свободную тему.
Конструирование по образцу.
Объёмные фигуры и их развертки. Сложные фигуры.
Знакомство с конструктором ЛЕГО.
Путешествие по Лего-стране: исследователи цвета, кирпичиков, формочек. Форма и размер деталей. Варианты скреплений, виды крепежа. Устойчивость конструкций. Конструирование на свободную тему.
Какой бывает транспорт?
Знакомство с видами транспорта. Легковой транспорт. Грузовой транспорт. Проект «Таинственный люк». Специальный транспорт. Городской транспорт. Воздушный транспорт. Проект «Замок на вершине горы». Космический транспорт. Проект «Планета Глабб». Водный и подводный транспорт. Проект «Спрятанное сокровище». Проект «Транспорт».
Моделирование животных.
Домашние животные. Дикие животные. Морские обитатели. Проект «Разнообразие животных».
Обучаемся играя
Конструирование мебели. Конструирование домов. Животные. Растения. Объёмные фигуры и их развёртки
Конструирование по условиям
Проект «Поселок, в котором я живу». Проект «Наша школа».
Конструирование по замыслу
Машины будущего. Город будущего. Конструирование на свободную тему «Фантазируй»
Основные формы и приемы работы с учащимися
Беседа
Ролевая игра
Познавательная игра
Задание по образцу (с использованием инструкции)
Творческое моделирование (создание модели-рисунка)
Проект
Тематическое планирование для 1 класса
№
занятия
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Дата
|
|
Знакомство с деталями. Исследователи цвета, форм. Инструктаж по ТБ.
|
1
|
|
|
Варианты скреплений. Узоры и орнаменты.
|
1
|
|
|
Конструирование на свободную тему.
(гриб, шар, дом, ракета, кораблик и т.д.)
|
1
|
|
|
Путешествие по Лего-стране: исследователи цвета, кирпичиков, формочек. Инструктаж по ТБ.
|
1
|
|
|
Варианты скреплений, виды крепежа. Устойчивость конструкций (башня, мост)
|
1
|
|
|
Конструирование на свободную тему.
(дом, стена и др.)
|
1
|
|
|
Знакомство с видами транспорта. Грузовой транспорт(машина с прицепом)
|
1
|
|
|
Специальный транспорт(машина скорой помощи, продуктовая, аварийная и т.д.)
|
1
|
|
|
Воздушный транспорт(самолеты, вертолеты)
|
1
|
|
|
Проект «Замок на вершине горы»
|
1
|
|
|
Космический транспорт(ракеты, спутники, корабли)
|
1
|
|
|
Проект «Планета Глабб»
|
1
|
|
|
Водный и подводный транспорт (лодки, корабли)
|
1
|
|
|
Проект «Транспорт»
|
1
|
|
|
Домашние животные(корова, овцы, лошади, свиньи, кошки, курицы и т.д.)
|
1
|
|
|
Дикие животные (слон, лев, жираф и т.д.)
|
1
|
|
|
Морские обитатели(черепахи, рыбы, крокодилы и т.д)
|
1
|
|
|
Проект «Разнообразие животных»
|
1
|
|
|
Конструирование мебели. Инструктаж по ТБ.
|
1
|
|
|
Конструирование домов.
|
1
|
|
|
Растения.
|
1
|
|
|
Город. Конструирование двухэтажного дома и административного здания. Инструктаж по ТБ.
|
1
|
|
|
Город. Конструирование кафе, продуктового магазина.
|
1
|
|
|
Служба спасения. Конструирование пожарной службы.
|
1
|
|
|
Служба спасения. Конструирование медицинской службы.
|
1
|
|
|
Служба спасения. Конструирование транспортно-аварийной службы.
|
1
|
|
|
Проект «Поселок, в котором я живу».
|
1
|
|
|
Проект «Наша школа».
|
1
|
|
|
Машины будущего. Моделирование (создание образа) своей машины.
|
1
|
|
|
Конструирование машины будущего.
|
1
|
|
|
Конструирование космической машины будущего.
|
1
|
|
|
Город будущего. Моделирование зданий города.
|
1
|
|
|
Конструирование на свободную тему «Фантазируй».
|
1
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Технические средства обучения
Классная магнитная доска.
ноутбук
CD/DVD – проигрыватели.
Мультимедийный проектор.
Конструкторы
Коробки для хранения деталей конструктора.
цифровой фотоаппарат;
сканер, ксерокс и цветной принтер;
2. Оборудование класса.
Ученические столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
-
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.
Учебно – методическое и информационное обеспечение курса
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли – Москва: Просвещение, 2011. – 159 С.
Белоусов, И.Р. Дистанционное обучение механике и робототехнике через сеть Интернет [Текст] / И.Р. Белоусов, Д.Е. Охоцимский, А.К.Платонов [и др.] // Компьютерные инструменты в образовании.– 2003.– №2
С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .
Игнатьев, П.А. Программа курса «Первые шаги в робототехнику» [Электронный ресурс]: персональный сайт – www.ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm – Загл. с экрана
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010,
Интернет ресурсы
http://www.lego.com/education/
http://learning.9151394.ru
Злаков А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки конструирования в школе. Методическое пособие. – М.: Бином, 2011.
Горский В.А. Техническое конструирование. – М.: Дрофа, 2010.
|