Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования»


Скачать 3.5 Mb.
Название Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования»
страница 1/29
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


Министерство образования Рязанской области
ОГБОУ ДПО «Рязанский институт развития образования»

Организация образовательного процесса

в 2012/2013 учебном году

в 5 классах общеобразовательных учреждений Рязанской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО

Методические рекомендации

Под редакцией А. Д. Кувшинковой


Рязань 2012

ББК 74.202.1

О-64

Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году
в 5 классах общеобразовательных учреждений Рязанской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО :
методич. рекоменд. / сост. ; под ред. А. Д. Кувшинковой ; Мин-во образования Ряз. обл., ОГБОУ ДПО «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2012. – с. – экз.

Печатается по решению редакционно-издательского совета
Рязанского института развития образования
.
Рецензенты:

ББК 74.202.1

О-64
Ó Авторы, составление, 2012
Ó Министерство образования

Рязанской области, 2012
Ó ОГБОУ ДПО «Рязанский
институт развития образования», 2012

ВВЕДЕНИЕ
Современное российское общество стоит на пороге глобальных изменений в системе образования населения. Федеральные государственные образовательные стандарты коренным образом меняют миссию школы и педагога: обновленное образование призвано формировать личность ученика, а не влиять на нее, благодаря этому образование становится ведущей социальной деятельностью, которая может повлиять на развитие общества в целом.

Существенно для новых стандартов, что процесс обучения и воспитания учащихся рассматривается как система условий, обеспечивающих развитие личностей. У учащихся будут формироваться не только предметные, но и так метапредметные и личностные компетенции.

В целях оказания научно-методической помощи педагогам в апробации ФГОС ООО в 5 классах подготовлены настоящие методические рекомендации авторским коллективом сотрудников РИРО:

- зав. кафедрой методологии управления, канд. философ. наук, доцент
Ю. В. Агапов, зав. кафедрой педагогических технологий, канд. пед. наук, доцент Т. В. Васильченкова (Особенности новых стандартов общего образования и организация образовательного процесса, отвечающего требованиям ФГОС ООО);

- к. п. н., доцент В. В. Маскин, зав. центром менеджмента в образовании
Т. К. Меркулова (Рекомендации по составлению учебного плана основного общего образования для 5-х классов общеобразовательных учреждений Рязанской области в соответствии с требованиями ФГОС ООО);

- зав. кафедрой компьютерных технологий образования и управления, канд. техн. наук, доцент, член-корр. Международной академии информатизации и Академии информатизации образования А. В. Миловзоров, зав. центром НИЛ современных информационных технологий и средств обучения Е. В. Лапкина (Использование электронных образовательных ресурсов и высокотехнологичных продуктов в образовательном процессе);

- зав. центром практической психологии Е. Г. Кузьминых (Особенности психологического сопровождения реализации ФГОС ООО);

- зав. центром развития естественно-математического образования
Е. В. Козлова (Математика);

- методисты центра развития социально-гуманитарного образования
Н. Н. Парамзина (Русский язык), О. Г. Чарикова (Литература),
А. Н. Рогова (Иностранный язык),

- с. н. с. НИЛ гражданско-правового образования А. И. Ивонина, методист центра развития социально-гуманитарного образования А. А. Леваков (История и обществознание);

- методист центра развития естественно-математического образования
Л. Н. Гавриленко (География);

- зав. кафедрой теории и методики естественно-математического образования, канд. геогр. наук Н. А. Атаева (Биология);

- методист центра ОБЖ и физического воспитания И. В. Пронина (Физическая культура);

- зав. центром развития технологического образования Т. В. Андреева (Технология);

- к. п. н., доцент И. А. Кувшинкова (Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках ФГОС ООО).
Особенности новых стандартов общего образования и организация образовательного процесса,

отвечающего требованиям ФГОС ООО
Федеральный государственный образовательный стандарт в соответствии с законодательством Российской Федерации является важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим систему норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования в современных сложных условиях трансформации условий жизни мирового сообщества и модернизации российского общества.

Современный этап развития человечества характеризуется серьезными изменениями: переходом в информационное общество, построением инновационной экономики, растущей глобализацией и поликультурностью. Все они требуют формирования у представителей подрастающих поколений готовности жить в постоянно изменяющемся мире, толерантности, способности к саморазвитию и непрерывному самообразованию. Современный период в российской истории и образовании  период смены ценностных ориентиров  характеризуется нарушением духовного единства общества, изменением жизненных приоритетов молодежи, разрушением ценностей старшего поколения, а также деформацией традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, поиском оснований и путей для формирования новой гражданской и национальной идентичности, развития гражданского общества и правового государства при сохранении позитивного отношения к традиционным ценностям и их приумножению. Поскольку наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, именно школа должна стать важнейшим фактором, способствующим социокультурной модернизации российского общества.

Появление новых вызовов времени обусловливает необходимость реформирования образовательных систем, осуществляемого сегодня во многих странах мира и связанного с изменением ценностных ориентиров образования. В новых стандартах общего образования эти изменения нашли свое выражение в следующей ёмкой формуле: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» (ФГОС НОО. Общие положения, п. 7.3).

Новые ценности и цели, стоящие перед современным школьным образованием, потребовали создания стандартов нового поколения. Разработка данных документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, осуществлялась в течение нескольких лет, начавшись с определения и согласования индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании.

Для обучающихся, их родителей (законных представителей) значима успешность в жизни. В связи с этим индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучаемых:

  • личностная успешность  полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей;

  • социальная успешность  органичное вхождение в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества;

  • профессиональная успешность  развитость универсальных и практических трудовых умений, готовность к выбору профессии.

Социальный заказ обобщает запросы личности и семьи в области общего образования до уровня общественных потребностей и культурных ценностей, которые можно обозначить следующим образом:

  • безопасный и здоровый образ жизни  следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений;

  • свобода и ответственность  осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор;

  • социальная справедливость  освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей;

  • благосостояние  активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики.

Государственный заказ представляет собой наиболее общую характеристику гармонизированных индивидуальных и общественных потребностей. Государственные запросы в области общего образования отражают необходимость:

  • сохранения национального единства и безопасности посредством формирования системы ценностей и идеалов гражданского общества, гражданской идентичности в подрастающем поколении;

  • развития человеческого капитала  подготовки поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества, экономики, основанной на технологиях и знаниях;

  • конкурентоспособности государства, основанной на фундаментальной общекультурной подготовке как базе профессионального образования, прикладной и практической ориентации общего образования, формировании ключевой компетентности по освоению новых компетенций.

Таким образом, стандарт нового поколения представляет собой социальную конвенциональную норму, реализующую общественный договор. С принятием данного документа не только государство сможет требовать от обучающегося соответствующего уровня подготовленности, но и обучающиеся, их родители (законные представители), общественность вправе потребовать от образовательного учреждения выполнения взятых им обязательств.

Система базовых национальных ценностей, современный национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся идеологической основой разработки федеральных государственных образовательных стандартов.

Научная основа разработки федеральных государственных образовательных стандартов представлена в «Фундаментальном ядре содержания общего образования», которое фиксирует:

  • систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования;

  • систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании;

  • систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности.

Происходящие в обществе процессы глобализации, информатизации, быстрого обновления знаний и появления новых профессий предполагают обновление содержания образования. Изменение общей парадигмы образования находит отражение, в числе прочего, в переходе от содержания образования как специально отобранного для усвоения учениками объема знаний, умений и навыков к содержанию образования как деятельности самого ученика, его внутреннему образовательному приращению и развитию.

В отношении требований к организации образовательного процесса новые федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования кардинально отличаются от подобных документов предыдущих поколений. Во-первых, изменился адресат стандарта: он регламентирует не деятельность учителя посредством формулирования обязательного минимума содержания, подлежащего усвоению, и не деятельность ученика, характеризуя требования к уровню его подготовки, а систему деятельности всего образовательного учреждения. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» (ФГОС ООО. Общие положения, п. 1). Именно школа несет ответственность за достижение результатов освоения основной образовательной программы, которую разрабатывает и утверждает самостоятельно согласно п. 5, ст. 14 Федерального закона «Об образовании», и за создание условий ее реализации: в соответствии со ст. 32 ФЗ «Об образовании» к компетенции и ответственности образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, выбор образовательных технологий, определение списка учебников и т.д.

Во-вторых, приоритетом современного образования является развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных способов деятельности и это, в частности, означает, что в соответствии с требованиями новых стандартов результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний, когда на первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, метапредметных компетенций. В формирующемся информационном обществе такие задачи становятся приоритетными. Пересмотр ценностных и целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов выразились в том, что в состав основных образовательных программ включены в качестве важнейших программа воспитания и социализации обучающихся (включающая на ступени основного общего образования такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры) и программа формирования универсальных учебных действий, умения учиться, готовности и способности к самообразованию. Основу развития личности ребенка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. Универсальные учебные действия, о которых говорится в стандартах, можно определить как совокупность усвоенных учащимся общих культурных способов действий, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Следовательно, введение федеральных государственных стандартов ведет к важным изменениям в деятельности учителей, без которых обновление школы невозможно. Поскольку в образовательном пространстве происходят изменения на ценностном, функционально-целевом и концептуальном уровне, педагогам предстоит освоить не только новое содержание образования и новые технологии организации его усвоения учащимися, но потребуется существенно изменить и свои ценностные ориентации, представления о функциях и целях своей деятельности в целом.

Изменение ценностей и целей образования, обновление его содержания потребовали изменения теоретических оснований построения образовательной системы. В основе федеральных государственных образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, являющийся методологической основой их разработки и построения современной системы образования.

Системно-деятельностный подход характеризует основание, на котором строится образование, теорию, с позиций которой осуществляется образовательный процесс. Это теория построения, конструирования, проектирования и осуществления деятельности, в том числе и образовательной, рассматриваемой как система.

Принципиальным отличием образовательных стандартов нового поколения, разработанных на основе системно-деятельностного подхода, является их ориентация на результаты образования как системообразующий компонент, что отражается на способе разработки и структуре данного документа.

Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы. Государственные образовательные стандарты предыдущих поколений были ориентированы не столько на результаты, сколько на содержание усваиваемых учебных предметов и процесс обучения и состояли из следующих элементов: обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки обучающихся, максимально допустимая нагрузка (рис. 1). Данный документ регламентировал, главным образом, деятельность педагогов, преподающих отдельные предметы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования»
Рязанской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования
Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования»
Рязанской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования
Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования»
Рязанской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с фгос ООО
Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon Огбоу дпо «курский институт развития образования» кафедра профессионального...

Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon Рабочая тетрадь
Составитель Кузичкина Лариса Александровна, медиатор, старший преподаватель кафедры педагогических инноваций огбоу дпо «Костромской...
Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon Документация о закупке
Заказчик: государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики...
Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon Документация о закупке
Заказчик: государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики...
Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon Документация о закупке
Заказчик: государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики...
Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon Министерство образования и науки Челябинской области гбу дпо «Челябинский...
Использование активных форм обучения как условие формирования профессиональных компетенций
Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon Когоау дпо «Институт развития образования Кировской области» портфолио
Мастер производственного обучения «Изготовитель художественных изделий из лозы»
Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon Учреждение дополнительного профессионального образования «белгородский...
Сборник материалов региональной научно-практической конференции, 24 ноября 2016 года
Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon Кафедра воспитания, дополнительного образования и охраны здоровья
Сборник дополнительных общеобразовательных программ технического направления дополнительного образования детей:/ сост. М. М. Лобода....
Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon Гау дпо «Институт развития образования Пермского края» кгапоу «Авиатехникум»
«Реализация механизмов практико-ориентированного (дуального) обучения в Пермском крае»
Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon Фгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;...
Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon Дополнительного профессионального образования «межрегиональный институт...
«Консультативно-профилактическая работа по предупреждению и раннему выявлению патологии покровных тканей человеческого организма»,...
Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» icon «Как преобразовать школьную библиотеку в информационно-библиотечный...
Гау дпо рк «Карельский институт развития образования» (ул. Правды, 31) – актовый зал, 3 этаж

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск