Скачать 0.88 Mb.
|
РОСЖЕЛДОР Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО РГУПС) О.Я. Дубенко, К.С. Фисенко, И.О. ДубенкоАвтомобильные двигатели (АД) Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону 2011 УДК 621.43(07) + 06 Дубенко, О.Я. Автомобильные двигатели : учебно-методическое пособие / О.Я. Дубенко, К.С. Фисенко, И.О. Дубенко; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2011. – 95 с. : ил. – Библиогр. : 6 назв. В пособии изложены общие сведения по устройству механизмов и систем автомобильных двигателей и их основных деталей, а также методика и содержание отчетов по каждой лабораторной работе. Тематика лабораторных работ соответствует рабочей программе по дисциплине «Автомобильные двигатели» специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство». Рецензенты: д-р физ-мат. наук, проф. Ю.В. Дашко (ИУБиП); д-р техн.наук, проф. В.В. Шаповалов (РГУПС) © Ростовский государственный университет путей сообщения, 2011 Рецензия На учебное пособие к лабораторным работам по дисциплине «Автомобильные двигатели», авторов Дубенко О.Я., Фисенко К.С., Дубенко И.О. Рецензируемое учебное пособие содержит цикл лабораторных работ по общей теме – устройство и работа автомобильных двигателей. В пособии изложены общие сведения по устройству механизмов и систем современных автомобильных двигателей и их основных деталей, а также методика и содержание отчетов по каждой лабораторной работе. Тематика лабораторных работ соответствует рабочей программе по дисциплине «Автомобильные двигатели» специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство». Содержание учебного пособия изложено четко и доступно для самостоятельного пользования студентами. Данное учебное пособие будет способствовать углубленному усвоению теоретических знаний по изучаемой дисциплине. Предлагаемое учебное пособие рекомендуется к изданию. Доктор технических наук, профессор В.В. Шаповалов (РГУПС) Рецензия На учебное пособие к лабораторным работам по дисциплине «Автомобильные двигатели», разработанное Дубенко О.Я., Фисенко К.С., Дубенко И.О. Двигатели внутреннего сгорания являются основным видом силовых установок для автомобилей и других транспортных средств. Современные автомобильные двигатели являются сложными техническими устройствами и для их эффективной эксплуатации, требуется персонал высокой квалификации. Рецензируемое учебное пособие и предназначено для повышения квалификации студентов путем углубленного изучения и усвоения новых знаний по устройству и работе автомобильных двигателей. В предлагаемом учебном пособии дается цикл лабораторно-практических работ, в которых приводится необходимые сведения и формы отчетов по изучаемым темам. Содержание учебного пособия изложено четко и доступно. В этой связи считается целесообразным издание в открытой печати данного учебного пособия. Доктор физико-математических наук, профессор Ю.В. Дашко (ИУБиП) Содержание Введение 5 1 Общие сведения о двигателях внутреннего сгорания 6 2 Лабораторные работы по устройству автомобильных двигателей 32 Лабораторная работа № 1. Общее устройство и основные параметры бензиновых АД 32 Лабораторная работа № 2. Общее устройство и основные параметры дизельных АД 34 Лабораторная работа № 3. Общее устройство и основные параметры АД, работающих на бинарном топливе 35 Лабораторная работа № 4. Устройство блока цилиндров и коленчатых валов 39 Лабораторная работа № 5. Устройство головок цилиндров. Типы камер сгорания 44 Лабораторная работа № 6. Конструкция поршней, шатунов и гильз цилиндров 47 Лабораторная работа № 7. Устройство и параметры газораспределительного механизма 52 Лабораторная работа № 8. Методы комплектования деталей кривошипно-шатунного механизма. 55 Лабораторная работа № 9. Устройство, работа и параметры системы охлаждения АД 60 Лабораторная работа № 10. Устройство, работа и параметры системы смазывания АД 63 Лабораторная работа № 11 Устройство, работа и параметры системы питания дизельных двигателей 66 Лабораторная работа № 12 Устройство, работа и параметры системы питания бензиновых двигателей 71 Лабораторная работа № 13 Устройство, работа и параметры системы питания АД, работающих на бинарном топливе 75 Лабораторная работа № 14 Устройство, работа и параметры системы зажигания бензиновых двигателей 80 Лабораторная работа № 15. Устройство, работа и параметры системы пуска АД 85 Лабораторная работа № 16. Устройство, работа и параметры системы газотурбинного надува АД 89 Библиографический список 94 Введение Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) широко применяются во всех областях экономики страны и являются практически единственным источником энергии в автомобилях. Поэтому развитие автомобильного транспорта непосредственно связано с постоянным совершенствованием данной силовой установки автомобиля. Главными направлениями развития автомобильного двигателестроения является повышение удельных энергетических и экономических показателей, увеличение мотороресурса двигателей при одновременном снижении металлоемкости, обеспечение работы на недорогостоящих видах топлива, улучшение экологических характеристик – снижение токсичности и дымности отработавших газов, уменьшение удельных затрат на изготовление, обслуживание и ремонт двигателей. Выполнение студентами лабораторных работ по дисциплине «Автомобильные двигатели» будет способствовать более глубокому усвоению основ теории двигателей, навыков по определению основных показателей двигателей и основ их эксплуатации. Лабораторные работы выполняются студентами по данным методическим указаниям согласно заданию, которое выдается преподавателем (указывается тип двигателя в целом или его элементы). Для этого используются в лаборатории теплотехники действующие установки, натуральные и разрезанные образцы узлов двигателя, детали, а также плакаты различных типов двигателей. Перед выполнением каждой лабораторной работы студенты должны ознакомиться с ее содержанием.
Двигателем называется техническое устройство, в котором происходит преобразование какого-либо вида энергии в механическую. В зависимости от преобразуемого вида энергии различают следующие типы двигателей: тепловые, электрические, гидравлические, пневматические и другие. Тепловые поршневые двигатели, в которых процесс сгорания топлива и превращение части выделяемой при этом теплоты в механическую работу происходит внутри цилиндра двигателя, называются двигателями внутреннего сгорания (ДВС). ДВС, применяемые на автомобилях, называются автомобильными двигателями (АД). Эти двигатели нашли широкое применение благодаря следующим преимуществам:
В эксплуатации ДВС имеют следующие недостатки:
Автомобильные поршневые двигатели внутреннего сгорания классифицируются по следующим основным признакам. По виду применяемого моторного топлива:
По способу воспламенения рабочей смеси:
По способу смесеобразования:
По способу осуществления рабочего цикла:
По способу наполнения цилиндра свежим зарядом:
По числу цилиндров:
По расположению цилиндров:
Двигатели внутреннего сгорания разделяются также по средней скорости поршня на тихоходные (до 10 м/с) и быстроходные (более 10 м/с); по системе охлаждения – с жидкостным и воздушным охлаждением; по рабочему объему цилиндров.
Поршневой автомобильный двигатель (АД) внутреннего сгорания представляет собой совокупность механизмов и систем, выполняющих определенные функции и обеспечивающих своей работой протекание рабочего цикла двигателя. Современные поршневые двигатели внутреннего сгорания представляют собой сложные агрегаты, состоящие из механизмов, устройств, систем и отдельных, деталей.
Автомобильные двигатели (бензиновые и дизельные) состоят из механизмов – кривошипно-шатунного (КШМ) и газораспределительного (ГРМ) и систем – охлаждения, смазывания, питания, пуска. У бензиновых двигателей имеется, кроме того, система зажигания. На рис. 1 представлена схема общего устройства одноцилиндрового двигателя. Кривошипно-шатунный механизм является основным рабочим механизмом поршневого двигателя внутреннего сгорания. Он состоит из цилиндра, поршня с поршневыми кольцами (компрессионными и маслосъемными), шатуна, коленчатого вала, установленного в коренных подшипниках, и маховика. Верхняя головка шатуна шарнирно соединена поршневым пальцем с поршнем, а нижняя головка – с коленчатым валом через шатунные подшипники. Блок-картер является остовом двигателя, в котором устанавливаются и на котором крепятся отдельные механизмы, устройства и детали всего двигателя. КШМ воспринимает силу давления газов, действующую на поршень, и преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Маховик является аккумулятором механической энергии и служит для получения равномерного хода двигателя. Рис. 1. Схема общего устройства одноцилиндрового двигателя: 1 – блок-картер; 2 – поршень; 3 – поршневой палец; 4 – поршневые кольца; 5 – детали крепления; 6 – головка цилиндров; 7 – впускной коллектор; 8 – впускной клапан; 9 – впускной распределительный вал; 10 – выпускной распределительный вал; 11 – выпускной клапан; 12 – выпускной коллектор; 13 – шатун; 14 – коленчатый вал; 15 – опоры двигателя; 16 – поддон картера Газораспределительный механизм служит для своевременного открытия и закрытия клапанов, что необходимо для наполнения цилиндра свежим зарядом (горючей смесью у бензиновых и газовых АД или воздухом у дизельных АД) и выпуска отработавших газов из цилиндра. Таким образом, ГРМ обеспечивает процессы газообмена в АД. ГРМ с верхним расположением клапанов и нижним расположением распределительного вала у четырехтактных двигателей состоит из следующих основных деталей: распределительного вала с кулачками и приводной шестернею, толкателей, штанг, коромысел, впускных и выпускных клапанов и клапанных пружин. Система охлаждения служит для отвода части тепла от стенок цилиндра и головки, сильно нагревающихся при сгорании топлива в цилиндре двигателя. На АД применяют в основном закрытую жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости, осуществляемой жидкостным насосом. Система охлаждения обеспечивает нормальное тепловое состояние АД на всех режимах работы двигателя. Температура охлаждающей жидкости нормально работающего двигателя находится в пределах 85–95 °С. Смазочная система обеспечивает подачу необходимого количества и давления очищенного смазочного материала (моторного масла) к трущимся поверхностям деталей КШМ и ГРМ для уменьшения силы трения и снижения их износа, а также для частичного охлаждения трущихся поверхностей, уплотнения зазоров и удаления продуктов износа из зоны трения. Система питания служит для подачи отдельно топлива и воздуха в цилиндр дизельного двигателя или для приготовления горючей смеси из мелкораспыленного топлива и воздуха в карбюраторе бензинового двигателя, а также выпуска отработавших газов, их нейтрализации и глушения шума. Система зажигания необходима для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах бензиновых и газовых АД при помощи электрической искры. Система электрического пуска двигателя служит для проворачивания коленчатого вала при его пуске. Современные четырехтактные автомобильные двигатели выполняются многоцилиндровыми: четырех-, шести- и восьмицилиндровыми. Расположение цилиндров может быть однорядным и двухрядным V-образным. V-образное расположение цилиндров при одинаковых объемах позволяет уменьшить габариты и массу двигателя по сравнению с рядным расположением цилиндров, а следовательно, более удобно расположить место водителя и органы управления. Четырехцилиндровые АД в основном выполняются рядными с вертикальным расположением цилиндров и применяются для легковых автомобилей. Восьмицилиндровые АД выполняются с двухрядным V-образным расположении цилиндров с углом развала между рядами цилиндров 90° и применяются для грузовых автомобилей. Шестицилиндровые двигатели выполняются рядными и V-образными и применяются как для легковых, так и для грузовых автомобилей. Нумерация цилиндров ведется от вентилятора двигателя. |
Фгбоу впо ргупс согласовано утверждаю ФЗ, Примерных правил внутреннего распорядка студенческого общежития, утвержденных Минобрнауки России 10. 07. 2007 г., действующего... |
Л. В. Шевченко основы трудового права Основы трудового права: учебно-методическое пособие / Л. В. Шевченко; фгбоу впо ргупс (филиал ргупс в г. Туапсе). – Ростов н/Д, 2014.... |
||
Фгбоу впо ргупс Организация и планирование машинизированного текущего содержания пути на дистанции |
Отчет о самообследовании Филиала фгбоу впо «Ростовский государственный... Минеральные Воды проведено на основании решения Ученого Совета ргупс по подготовке к аттестации и аккредитации ргупс в 2011 году... |
||
Фгбоу впо ргупс Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Фгбоу впо ргупс приказ О мерах по обеспечению внедрения в учебный процесс технологий электронного обучения |
||
Фгбоу во ргупс Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
Проект гражданско-правового договора «Братский государственный университет» (фгбоу впо «БрГУ»), именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице ректора Белокобыльского Сергея... |
||
Фгбоу впо «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»... В. И. Мяленко (гл ред.) и др.; Фгбоу впо «Кемеровский гсхи». – № – Кемерово: Информационно-издательский отдел Кемеровского гсхи,... |
Положение о студенческом общежитии фгбоу впо «Ивановский государственный университет» I Студенческое общежитие фгбоу впо «Ивановский государственный университет», (далее — университет), предназначено для временного проживания... |
||
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»... Инновации: перспективы, проблемы, достижения: материалы международной научно-практической конференции. 22 мая 2014 г./ под ред. А.... |
Д. Ф. Костина Дополнительный материал к учебному пособию «Программирование в компьютерных системах»: специфика профессии программиста. Дополнительный материал. Учебно-методическое пособие... |
||
Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»... Инновации: перспективы, проблемы, достижения: материалы международной научно-практической конференции. 27 мая 2013 г./ под ред. А.... |
Фгбоу впо «Кубанский государственный аграрный университет» судебная психиатрия Г. М. Меретуков – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминалистики (фгбоу впо «Кубанский государственный аграрный... |
||
Фгбоу впо «Кубанский государственный аграрный университет» судебная психиатрия Г. М. Меретуков – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминалистики (фгбоу впо «Кубанский государственный аграрный... |
Фбгоу впо ргупс Оформление курсовых и дипломных работ и проектов по социально-гуманитарной и экономической тематике |
Поиск |