Фгбоу впо ргупс


Скачать 0.88 Mb.
Название Фгбоу впо ргупс
страница 1/9
Тип Учебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

О.Я. Дубенко, К.С. Фисенко, И.О. Дубенко




Автомобильные двигатели (АД)
Учебно-методическое пособие

Ростов-на-Дону

2011

УДК 621.43(07) + 06
Дубенко, О.Я.

Автомобильные двигатели : учебно-методическое пособие / О.Я. Дубенко, К.С. Фисенко, И.О. Дубенко; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2011. – 95 с. : ил. – Библиогр. : 6 назв.
В пособии изложены общие сведения по устройству механизмов и систем автомобильных двигателей и их основных деталей, а также методика и содержание отчетов по каждой лабораторной работе.

Тематика лабораторных работ соответствует рабочей программе по дисциплине «Автомобильные двигатели» специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство».
Рецензенты: д-р физ-мат. наук, проф. Ю.В. Дашко (ИУБиП);

д-р техн.наук, проф. В.В. Шаповалов (РГУПС)

© Ростовский государственный университет

путей сообщения, 2011

Рецензия
На учебное пособие к лабораторным работам по дисциплине «Автомобильные двигатели», авторов Дубенко О.Я., Фисенко К.С., Дубенко И.О.

Рецензируемое учебное пособие содержит цикл лабораторных работ по общей теме – устройство и работа автомобильных двигателей.

В пособии изложены общие сведения по устройству механизмов и систем современных автомобильных двигателей и их основных деталей, а также методика и содержание отчетов по каждой лабораторной работе.

Тематика лабораторных работ соответствует рабочей программе по дисциплине «Автомобильные двигатели» специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство».

Содержание учебного пособия изложено четко и доступно для самостоятельного пользования студентами.

Данное учебное пособие будет способствовать углубленному усвоению теоретических знаний по изучаемой дисциплине.

Предлагаемое учебное пособие рекомендуется к изданию.
Доктор технических наук,

профессор В.В. Шаповалов (РГУПС)


Рецензия
На учебное пособие к лабораторным работам по дисциплине «Автомобильные двигатели», разработанное Дубенко О.Я., Фисенко К.С., Дубенко И.О.

Двигатели внутреннего сгорания являются основным видом силовых установок для автомобилей и других транспортных средств. Современные автомобильные двигатели являются сложными техническими устройствами и для их эффективной эксплуатации, требуется персонал высокой квалификации.

Рецензируемое учебное пособие и предназначено для повышения квалификации студентов путем углубленного изучения и усвоения новых знаний по устройству и работе автомобильных двигателей.

В предлагаемом учебном пособии дается цикл лабораторно-практических работ, в которых приводится необходимые сведения и формы отчетов по изучаемым темам.

Содержание учебного пособия изложено четко и доступно.

В этой связи считается целесообразным издание в открытой печати данного учебного пособия.
Доктор физико-математических

наук, профессор Ю.В. Дашко (ИУБиП)

Содержание
Введение 5

1 Общие сведения о двигателях внутреннего сгорания 6

2 Лабораторные работы по устройству автомобильных двигателей 32

Лабораторная работа № 1. Общее устройство и основные

параметры бензиновых АД 32

Лабораторная работа № 2. Общее устройство и основные параметры

дизельных АД 34

Лабораторная работа № 3. Общее устройство и основные

параметры АД, работающих на бинарном топливе 35

Лабораторная работа № 4. Устройство блока цилиндров

и коленчатых валов 39

Лабораторная работа № 5. Устройство головок цилиндров.

Типы камер сгорания 44

Лабораторная работа № 6. Конструкция поршней, шатунов

и гильз цилиндров 47

Лабораторная работа № 7. Устройство и параметры

газораспределительного механизма 52

Лабораторная работа № 8. Методы комплектования деталей

кривошипно-шатунного механизма. 55

Лабораторная работа № 9. Устройство, работа и параметры

системы охлаждения АД 60

Лабораторная работа № 10. Устройство, работа и параметры

системы смазывания АД 63

Лабораторная работа № 11 Устройство, работа и параметры системы

питания дизельных двигателей 66

Лабораторная работа № 12 Устройство, работа и параметры системы

питания бензиновых двигателей 71
Лабораторная работа № 13 Устройство, работа и параметры системы

питания АД, работающих на бинарном топливе 75

Лабораторная работа № 14 Устройство, работа и параметры системы

зажигания бензиновых двигателей 80

Лабораторная работа № 15. Устройство, работа и параметры системы

пуска АД 85

Лабораторная работа № 16. Устройство, работа и параметры

системы газотурбинного надува АД 89

Библиографический список 94

Введение

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) широко применяются во всех областях экономики страны и являются практически единственным источником энергии в автомобилях. Поэтому развитие автомобильного транспорта непосредственно связано с постоянным совершенствованием данной силовой установки автомобиля.

Главными направлениями развития автомобильного двигателестроения является повышение удельных энергетических и экономических показателей, увеличение мотороресурса двигателей при одновременном снижении металлоемкости, обеспечение работы на недорогостоящих видах топлива, улучшение экологических характеристик – снижение токсичности и дымности отработавших газов, уменьшение удельных затрат на изготовление, обслуживание и ремонт двигателей.

Выполнение студентами лабораторных работ по дисциплине «Автомобильные двигатели» будет способствовать более глубокому усвоению основ теории двигателей, навыков по определению основных показателей двигателей и основ их эксплуатации.

Лабораторные работы выполняются студентами по данным методическим указаниям согласно заданию, которое выдается преподавателем (указывается тип двигателя в целом или его элементы).

Для этого используются в лаборатории теплотехники действующие установки, натуральные и разрезанные образцы узлов двигателя, детали, а также плакаты различных типов двигателей.

Перед выполнением каждой лабораторной работы студенты должны ознакомиться с ее содержанием.


  1. Общие сведения о двигателях внутреннего сгорания




  1. Преимущества и недостатки двигателей


Двигателем называется техническое устройство, в котором происходит преобразование какого-либо вида энергии в механическую.

В зависимости от преобразуемого вида энергии различают следующие типы двигателей: тепловые, электрические, гидравлические, пневматические и другие.

Тепловые поршневые двигатели, в которых процесс сгорания топлива и превращение части выделяемой при этом теплоты в механическую работу происходит внутри цилиндра двигателя, называются двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

ДВС, применяемые на автомобилях, называются автомобильными двигателями (АД). Эти двигатели нашли широкое применение благодаря следующим преимуществам:

  • ДВС обладают высокой экономичностью (до 40 %), что обеспечивает минимальный расход топлива и большой запас хода машин, т.е. обладают большой автономностью;

  • имеют малые габариты и массу, что является необходимым условием для использования их на колесных и гусеничных машинах;

  • ДВС могут агрегатироваться практически с любыми потребителями энергии посредством применения различных передаточных устройств;

  • силовые установки с ДВС имеют достаточно большой срок службы (до 500 тыс. км пробега и более);

  • ДВС быстро запускаются и за малое время выходят на номинальные рабочие режимы;

  • ДВС обладают хорошей ремонтопригодностью и сохраняемостью, небольшой трудоемкостью при технических обслуживаниях;

  • у ДВС сравнительно невысокая начальная стоимость;

  • ДВС обладают значительным тормозным моментом и могут быть исполь­зованы для дополнительного торможения машины;

  • дизельные двигатели способны работать на различных топливах (много-топливные ДВС).

В эксплуатации ДВС имеют следующие недостатки:

  • наличие кривошипно-шатунного механизма, имеющего возвратно-по­ступательное движение поршня, ограничивает частоту вращения коленча­того вала и является причиной неуравновешенных сил инерции и момен­тов от них;

  • высокий уровень шума от выхлопных газов;

  • токсичность выхлопных газов;

  • относительно большая пусковая частота вращения коленчатого вала (80 мин-1 – для бензиновых двигателей и 200–250 мин-1 – для дизельных двигателей), что затрудняет запуск двигателей особенно в холодное время года;

  • ДВС потребляют высококачественное топливо;

  • невозможность непосредственного соединения коленчатого вала с веду­щими колесами машин, что требует дорогих и сложных передаточных ме­ханизмов.




  1. Классификация автомобильных двигателей


Автомобильные поршневые двигатели внутреннего сгорания класси­фицируются по следующим основным признакам.

По виду применяемого моторного топлива:

  • двигатели, работающие на жидком топливе (бензине, дизельном топливе, спиртах и др.);

  • двигатели, работающие на газовом топливе (на сжиженном газе, на сжа­том газе и др.).

По способу воспламенения рабочей смеси:

  • двигатели с принудительным электроискровым зажиганием (бензиновые и газовые);

  • двигатели с воспламенением от сжатия (дизели).

По способу смесеобразования:

  • двигатели с внешним смесеобразованием, в которых топливо с воздухом смешиваются вне цилиндра, а в цилиндр подается готовая горючая смесь (карбюраторные и газовые двигатели), а также инжекторные двигатели с впрыском топлива во впускную трубу;

  • двигатели с внутренним смесеобразованием, в которых воздух и топливо в цилиндр двигателя подаются раздельно, а смешение топлива с возду­хом происходит внутри цилиндра (дизельные и турбопоршневые двигате­ли, а также инжекторные двигатели с искровым зажиганием и впрыском топлива в цилиндр).

По способу осуществления рабочего цикла:

  • двигатели четырехтактные, в которых рабочий цикл осуществляется за че­тыре такта (за два оборота коленчатого вала);

  • двигатели двухтактные, в которых рабочий цикл осуществляется за два такта (за один оборота коленчатого вала).

По способу наполнения цилиндра свежим зарядом:

  • вследствие разряжения в полости цилиндра (атмосферные двигатели);

  • под избыточным давлением (наддуве) свежего заряда.

По числу цилиндров:

  • одно- и многоцилиндровые (1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 12, 16).

По расположению цилиндров:

  • двигатели однорядные с вертикальным, наклонным и горизонтальным расположением цилиндров (1, 2, 3, 4, 5, 6-цилиндровые);

  • двигатели двухрядные, V - образные (6, 8, 12-цилиндровые), а также оппозитные двигатели с горизонтальным расположением цилиндров.

Двигатели внутреннего сгорания разделяются также по средней скоро­сти поршня на тихоходные (до 10 м/с) и быстроходные (более 10 м/с); по системе охлаждения – с жидкостным и воздушным охлаждением; по рабоче­му объему цилиндров.


  1. Общее устройство автомобильных двигателей


Поршневой автомобильный двигатель (АД) внутреннего сгорания представляет собой совокупность механизмов и систем, выполняющих опре­деленные функции и обеспечивающих своей работой протекание рабочего цикла двигателя. Современные поршневые двигатели внутреннего сгорания представляют собой сложные агрегаты, состоящие из механизмов, устройств, систем и отдельных, деталей.


  1. Основные механизмы и системы двигателя


Автомобильные двигатели (бензиновые и дизельные) состоят из меха­низмов – кривошипно-шатунного (КШМ) и газораспределительного (ГРМ) и систем – охлаждения, смазывания, питания, пуска. У бензиновых двигателей имеется, кроме того, система зажигания.

На рис. 1 представлена схема общего устройства одноцилиндрового двигателя.

Кривошипно-шатунный механизм является основным рабочим меха­низмом поршневого двигателя внутреннего сгорания. Он состоит из цилинд­ра, поршня с поршневыми кольцами (компрессионными и маслосъемными), шатуна, коленчатого вала, установленного в коренных подшипниках, и махо­вика. Верхняя головка шатуна шарнирно соединена поршневым пальцем с поршнем, а нижняя головка – с коленчатым валом через шатунные подшип­ники. Блок-картер является остовом двигателя, в котором устанавливаются и на котором крепятся отдельные механизмы, устройства и детали всего двига­теля.

КШМ воспринимает силу давления газов, действующую на поршень, и преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Маховик является аккумулятором механической энергии и служит для получения равномерного хода двигателя.



Рис. 1. Схема общего устройства одноцилиндрового двигателя: 1 – блок-картер; 2 – поршень; 3 – поршневой палец; 4 – поршневые кольца; 5 – детали крепления; 6 – головка цилиндров; 7 – впускной коллектор; 8 – впускной клапан; 9 – впускной распределительный вал; 10 – выпускной распределительный вал; 11 – выпускной клапан; 12 – выпускной коллектор; 13 – шатун; 14 – коленчатый вал;

15 – опоры двигателя; 16 – поддон картера
Газораспределительный механизм служит для своевременного откры­тия и закрытия клапанов, что необходимо для наполнения цилиндра свежим зарядом (горючей смесью у бензиновых и газовых АД или воздухом у ди­зельных АД) и выпуска отработавших газов из цилиндра. Таким образом, ГРМ обеспечивает процессы газообмена в АД. ГРМ с верхним расположени­ем клапанов и нижним расположением распределительного вала у четырех­тактных двигателей состоит из следующих основных деталей: распредели­тельного вала с кулачками и приводной шестернею, толкателей, штанг, ко­ромысел, впускных и выпускных клапанов и клапанных пружин.

Система охлаждения служит для отвода части тепла от стенок цилинд­ра и головки, сильно нагревающихся при сгорании топлива в цилиндре дви­гателя. На АД применяют в основном закрытую жидкостную систему охлаж­дения с принудительной циркуляцией жидкости, осуществляемой жидкост­ным насосом. Система охлаждения обеспечивает нормальное тепловое со­стояние АД на всех режимах работы двигателя. Температура охлаждающей жидкости нормально работающего двигателя находится в пределах 85–95 °С.

Смазочная система обеспечивает подачу необходимого количества и давления очищенного смазочного материала (моторного масла) к трущимся поверхностям деталей КШМ и ГРМ для уменьшения силы трения и сниже­ния их износа, а также для частичного охлаждения трущихся поверхностей, уплотнения зазоров и удаления продуктов износа из зоны трения.

Система питания служит для подачи отдельно топлива и воздуха в ци­линдр дизельного двигателя или для приготовления горючей смеси из мелкораспыленного топлива и воздуха в карбюраторе бензинового двигателя, а также выпуска отработавших газов, их нейтрализации и глушения шума.

Система зажигания необходима для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах бензиновых и газовых АД при помощи электрической искры.

Система электрического пуска двигателя служит для проворачивания коленчатого вала при его пуске.

Современные четырехтактные автомобильные двигатели выполняются многоцилиндровыми: четырех-, шести- и восьмицилиндровыми. Расположе­ние цилиндров может быть однорядным и двухрядным V-образным. V-образное расположение цилиндров при одинаковых объемах позволяет уменьшить габариты и массу двигателя по сравнению с рядным расположением цилиндров, а следовательно, более удобно расположить место водителя и органы управления.

Четырехцилиндровые АД в основном выполняются рядными с верти­кальным расположением цилиндров и применяются для легковых автомоби­лей.

Восьмицилиндровые АД выполняются с двухрядным V-образным расположении цилиндров с углом развала между рядами цилиндров 90° и применяются для грузовых автомобилей.

Шестицилиндровые двигатели выполняются рядными и V-образными и применяются как для легковых, так и для грузовых автомобилей.

Нумерация цилиндров ведется от вентилятора двигателя.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Фгбоу впо ргупс icon Фгбоу впо ргупс согласовано утверждаю
ФЗ, Примерных правил внутреннего распорядка сту­денческого общежития, утвержденных Минобрнауки России 10. 07. 2007 г., действующего...
Фгбоу впо ргупс icon Л. В. Шевченко основы трудового права
Основы трудового права: учебно-методическое пособие / Л. В. Шевченко; фгбоу впо ргупс (филиал ргупс в г. Туапсе). – Ростов н/Д, 2014....
Фгбоу впо ргупс icon Фгбоу впо ргупс
Организация и планирование машинизированного текущего содержания пути на дистанции
Фгбоу впо ргупс icon Отчет о самообследовании Филиала фгбоу впо «Ростовский государственный...
Минеральные Воды проведено на основании решения Ученого Совета ргупс по подготовке к аттестации и аккредитации ргупс в 2011 году...
Фгбоу впо ргупс icon Фгбоу впо ргупс
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Фгбоу впо ргупс icon Фгбоу впо ргупс приказ
О мерах по обеспечению внедрения в учебный процесс технологий электронного обучения
Фгбоу впо ргупс icon Фгбоу во ргупс
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Фгбоу впо ргупс icon Проект гражданско-правового договора
«Братский государственный университет» (фгбоу впо «БрГУ»), именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице ректора Белокобыльского Сергея...
Фгбоу впо ргупс icon Фгбоу впо «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»...
В. И. Мяленко (гл ред.) и др.; Фгбоу впо «Кемеровский гсхи». – № – Кемерово: Информационно-издательский отдел Кемеровского гсхи,...
Фгбоу впо ргупс icon Положение о студенческом общежитии фгбоу впо «Ивановский государственный университет» I
Студенческое общежитие фгбоу впо «Ивановский государственный университет», (далее — университет), предназначено для временного проживания...
Фгбоу впо ргупс icon Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»...
Инновации: перспективы, проблемы, достижения: материалы международной научно-практической конференции. 22 мая 2014 г./ под ред. А....
Фгбоу впо ргупс icon Д. Ф. Костина Дополнительный материал к учебному пособию
«Программирование в компьютерных системах»: специфика профессии программиста. Дополнительный материал. Учебно-методическое пособие...
Фгбоу впо ргупс icon Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»...
Инновации: перспективы, проблемы, достижения: материалы международной научно-практической конференции. 27 мая 2013 г./ под ред. А....
Фгбоу впо ргупс icon Фгбоу впо «Кубанский государственный аграрный университет» судебная психиатрия
Г. М. Меретуков – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминалистики (фгбоу впо «Кубанский государственный аграрный...
Фгбоу впо ргупс icon Фгбоу впо «Кубанский государственный аграрный университет» судебная психиатрия
Г. М. Меретуков – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминалистики (фгбоу впо «Кубанский государственный аграрный...
Фгбоу впо ргупс icon Фбгоу впо ргупс
Оформление курсовых и дипломных работ и проектов по социально-гуманитарной и экономической тематике

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск