Управление образования Исполнительного комитета г.Казани
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»
Советского района г.Казани
Принята на заседании Утверждаю
методического совета СДЮТиЭ И.о.директора «СДЮТиЭ»
протокол № __от ____2017г. ___________ И.Л.Бородов
Приказ №___ от _____2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Пешеходный туризм»
возраст учащихся 10-15 лет
срок реализации 3 года
Автор-составитель
Харизова Юлия Олеговна
педагог дополнительного образования
Казань
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа относится к туристско-краеведческому направлению.
Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению и туризму направлена на развитие любви к своей Родине, творческих способностей, пропаганду здорового образа жизни.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли и других ценных качеств личности.
Последние годы Правительство Российской Федерации одной из важнейших задач считает оздоровление нации. Наша задача - как можно быстрее отвлечь подростков и молодёжь от вредных привычек.
Программа предлагает разнообразные виды деятельности учащихся, дети обучаются туристическим навыкам, правилам поведении вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, знакомятся с историей, монументами и памятниками Великой Отечественной Войны своего района и края.
Каждый человек наделен от природы каким-либо талантом. И важно открыть этот талант как можно раньше. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. А развитию творческой фантазии и погружению в мир музыки способствует их приобщение к искусству.
Гитара – самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре хотя бы несколько аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И, наверное, еще больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней. Взять хотя бы аккомпанемент – он может быть очень разным. Сопровождение туристической и студенческой песни, где от гитариста требуется в большинстве случаев лишь первоначальное умение, сильно отличается от сопровождения старинного русского романса – тут уже нужно владеть инструментом профессионально.
Актуальность программы связана с необходимостью прививать современным школьникам с малых лет любовь к родному краю, здоровый образ жизни и любовь к музыке.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал учащихся, способствует развитию целого комплекса умений, помогает реализовать потребность в общении.
Новизна программы заключается в личностно-ориентированном подходе, в применении здоровьесберегающих технологий, в организации нового вида занятий, способствующих формированию нравственно здоровой, интеллектуально развитой творческой личности: высокой степени обучаемости, умственной активности, стремления добывать новые знания.
Программа составлена с учетом национально-регионального компонента и профилактики здорового образа жизни.
Цель программы:
- создание условий для индивидуального развития потенциала обучающихся через занятия краеведением, туризмом и музыкой.
Задачи программы:
Обучающие:
- изучение родного края;
- обучение туристическим навыкам;
- овладение знаниями по оказанию первой медицинской помощи;
- ознакомление детей с дополнительными музыкальными инструментами;
- углубление знаний о памятниках и природоохранных местах Республики Татарстан.
Развивающие:
- развитие творческих и музыкальных способностей детей;
- развитие и пропаганда жанра авторской песни;
- развитие способности и желания к познавательной активности и самообразованию;
- ориентирование обучающихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности.
Воспитательные:
- воспитание любви к родному краю;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование музыкальной культуры и художественного вкуса;
- воспитание интереса и любви к музыке;
- создание условий для социализации личности;
Данная программа основана на взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития учащихся. Основными принципами работы по программе являются:
- принцип доступности выражается в соответствии образовательного материала возрастным особенностям детей и подростков;
- принцип сознательности предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение воспитанниками знаний, умений и навыков;
- принцип наглядности выражается в демонстрации педагогом примеров вязания узлов, проведения перевязок, игры на инструментах и тд.
Содержание занятий дифференцированно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков. В программе отражены условия для индивидуального творчества, а также для раннего личностного и профессионального самоопределения детей, их самореализации и саморазвития. Теоретические и практические занятия проводятся с использованием наглядного материала
Отличительной особенностью данной программы является объединение курсов краеведения, туризма, гитары и курая в один комплекс.
Программа личностно ориентирована и составлена так, чтобы каждый учащийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. В основу этой программы положен принцип интеграции теоретического обучения с процессом практической самостоятельной деятельности учащихся.
Возраст детей. Программа объединения рассчитана на детей от 9 до 15 лет. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материально-технической базы, возрастных особенностей учащихся, их способностей усваивать материал. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Сроки реализации: рассчитана на 3 года обучения.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, общим объемом 144 часа в год с 10-минутным перерывом между занятиями. Занятия проводятся на базе школ района.
При организации занятия органически сочетаются все формы работы с обучающимися: коллективные, индивидуальные, групповые и т.д. Как правило, первый год обучения насыщен преимущественно фронтальной формой работы с учащимися, поскольку в учебном процессе превалирует изучение теоретической информации о крае, туризме и обучение основным приемам работы с инструментом.
Основная форма обучения – комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики. На занятиях следует обращать особое внимание на соблюдение учащимися правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии, личной гигиены.
Формы учебных занятий: беседы, практические занятия, просмотр учебных фильмов, наблюдение, тренинг, экскурсии.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу 1 года обучения обучающийся должен знать:
- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;
- местонахождение и историю гражданских и природоохранных памятников;
- правила оказания первой помощи при ранениях и переломах;
- состав и назначение туристического оборудования;
- аппликатуру основных аккордов;
- петь по памяти все песни из списка изученных;
- историю курая.
у учащихся будут развиты:
- навык постановки корпуса и рук во время игры;
- начальный уровень беглости пальцев;
- навык наложения повязок.
К концу 2 года обучения обучающийся должен знать:
- географию, флору и фауну родного края;
- особенности спортивного туризма;
- основы туризма в зимний период;
- принципы автономного существования в лесу;
- правила оказания первой помощи при утоплении, электротравме, повреждении грудной клетки и позвоночника.
у учащихся будут развиты:
- навык определения лекарственных и ядовитых растений;
- умение накладывать повязки и шины;
- умение собрать походную аптечку.
К концу курса обучения обучающийся должен знать:
- географию и топонимику края и города Казани;
- охраняемые и исчезающие виды животных и растений;
- особенности снаряжения для разных походных сезонов;
- основы оказания первой медицинской помощи при инсульте/инфаркте, повреждениях внутренних органов, сдавливании.
- основы выживания в различных автономных условиях;
- туристические и военные песни.
у учащихся будут развиты:
- умение собрать рюкзак и поставить палатку;
- навык разведения костра;
- умение транспортировать пострадавшего;
- умение накладывать повязки и шины.
Формы подведения итогов: в программе предусмотрены два основных вида контроля: текущий и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в следующих формах: наблюдение, беседа, зачет, контрольное занятие, тестирование, защита рефератов, презентация творческих работ.
Итоговое мероприятие в конце каждого учебного года проходит в форме тестирования. Такая форма контроля, как тестирование, позволяет наиболее объективно оценить знания детей, увидеть пробелы в знаниях и индивидуально подойти к проблемам каждого ребенка, документально зафиксировать результаты
Критериями выполнения программы служат:
- стабильный интерес учащихся к предмету;
- проявление самостоятельности в творческой деятельности.
Диагностика результата и контроль за прохождением образовательной программы:
1. Интерес детей к предмету диагностируется путем наблюдений за ребенком на занятиях.
2. Развитие творческих способностей диагностируется через анализ и наблюдение поведения ребенка на занятиях.
3. Владение учащимися теоретическим материалом оценивается на практических занятиях.
Диагностика знаний, умений и навыков учащихся:
- входная: собеседование с ребёнком при записи в объединение;
- текущая: проверка уровня развития творческих способностей воспитанников в середине учебного года;
- итоговая: отслеживание уровня освоения программы, достижений обучающихся в конце учебного года.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
|
Название Раздела
|
Кол-во часов
|
1 год обучения
|
2 год обучения
|
3 год обучения
|
1
|
Введение
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Краеведение
|
46
|
20
|
16
|
3
|
Туризм
|
94
|
116
|
120
|
4
|
Итоговое занятие
|
2
|
6
|
6
|
|
Всего
|
144
|
144
|
144
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
№ п/п
|
Раздел
|
Тема
|
Виды занятий
|
Форма контроля
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Введение
|
Введение
|
2
|
-
|
|
2
|
Краеведение
|
Введение в краеведение.
|
2
|
-
|
Текущий контроль
|
3
|
Краеведение
|
Памятники гражданской архитектуры города Казани и ее окрестностей.
|
12
|
2
|
Текущий контроль
|
4
|
Краеведение
|
Волжско-Камский заповедник
|
4
|
-
|
Текущий контроль
|
5
|
Краеведение
|
Народности Татарстана
|
10
|
-
|
Текущий контроль
|
6
|
Краеведение
|
Природоохраняемые памятники РТ
|
8
|
2
|
Текущий контроль
|
7
|
Краеведение
|
Курай. История происхождения.
|
2
|
-
|
Текущий контроль
|
8
|
Краеведение
|
Национальные духовые инструменты.
|
2
|
-
|
Текущий контроль
|
9
|
Краеведение
|
Музыкальные произведения.
|
2
|
-
|
Этапный контроль
|
10
|
Туризм
|
Введение в туризм.
|
2
|
-
|
Текущий контроль
|
11
|
Туризм
|
Туристическое оборудование.
|
4
|
2
|
Текущий контроль
|
12
|
Туризм
|
Походная аптечка.
|
4
|
-
|
Текущий контроль
|
13
|
Туризм
|
Первая доврачебная помощь.
|
16
|
6
|
Текущий контроль
|
14
|
Туризм
|
Узлы.
|
2
|
4
|
Текущий контроль
|
15
|
Туризм
|
Ядовитые растения и грибы.
|
2
|
-
|
Текущий контроль
|
16
|
Туризм
|
Веревочный курс.
|
-
|
4
|
Текущий контроль
|
17
|
Туризм
|
Авторская песня.
|
2
|
-
|
Текущий контроль
|
18
|
Туризм
|
Гитара в походных условиях.
|
4
|
-
|
Текущий контроль
|
19
|
Туризм
|
Туристическая песня.
|
8
|
14
|
Текущий контроль
|
20
|
Туризм
|
Военная песня.
|
8
|
12
|
Этапный контроль
|
21
|
Итоговое занятие
|
Тестирование
|
-
|
2
|
Итоговый контроль
|
|
Всего
|
|
96
|
48
|
|
|