КОРРЕКЦИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
Судакова Татьяна Петровна, учитель – логопед.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79» г. Воронеж. (МБДОУ «Детский сад № 79»)
По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированных тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстаёт, то и речь не соответствует возрастным нормам. М.М.Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат – и что мозговую проекцию кисти руки можно считать ещё одной речевой зоной мозга.
Среди дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, обучаются дети с дислалией и со стёртой формой дизартрии. У детей с дислалией не отмечается серьёзных нарушений общей моторики, у них недостаточно сформированными являются мелкая и артикуляционная моторика. У детей со стёртой формой дизартрии общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушена координация движений, переключаемость движений темп и ритм. Так же не сформирована мелкая моторика: пальцы малоподвижны, движения их отмечаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, с трудом берут карандаш и кисточку, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.д. Так же нарушена и артикуляционная моторика: неточно выполняются артикуляторные движения; мышечный тонус понижен, темп выполнения замедлен; с трудом удерживают заданное положение заменяют одно движение другим; испытывают затруднения в переключении одного движения на другое; наличие синкинезий; тремор кончика языка при удержании позы и др.
Детям с фонетико – фонематическими нарушениями необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук. В настоящее время этой проблеме уделяется достаточно много внимания. В своей коррекционной работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы по развитию мелкой моторики у детей. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Остановимся на некоторых из них, которые успешно используюся нами в детском саду.
Прежде всего- это самомассаж. Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук начинаем с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. Так как, самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки. Массаж ребёнок делает себе сам. Если ребёнок затрудняется, то логопед оказывает помощь. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладони, самомассаж пальцев рук. Некоторые упражнения можно проводит, используя сыпучие поверхности (песок, крупа, декоративный цветной песок и др.), в этом случае проводится массаж всей ладони. Вот некоторые упражнения:
«Печём блины». Левая рука лежит на песке ладонью вниз, а правая – ладонью вверх. Одновременная смена: теперь левая ладонью вверх, а правая – ладонью вниз. Постепенно темп увеличиваем, можно сопровождать движения стихами:
Мама нам печёт блины, Встали мы сегодня рано
Очень вкусные они. И едим их со сметаной.
«Лягушка» (кулак – ребро – ладонь). Три положения руки на столе (колене, песке) последовательно сменяют друг друга. Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь).
«Волшебные восьмерки». Нарисовать знак бесконечности левой и правой рукой одновременно в воздухе на песке и др. Эти упражнения представляют собой простые и доставляющие удовольствие движения, которые развивают мелкую моторику.
Но более эффективны упражнения с использованием различных предметов для стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук. В качестве предмета мы используем аппликатор Кузнецова, массажёр «Чудо – варежка», «Су – джок» массажёры, сухие бассейны, резиновые игольчатые мячи и др.
Например, пальцевые упражнения на аппликаторе Кузнецова включаем в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах. При произнесении звуков в слогах, словах осуществляются последовательные прожимы пальцев руки на аппликаторе. Прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным проговариванием слогов или слов, осуществляется стимуляция рецепторных зон кистей обеих рук, усиливаются чувствительные ощущения нервных окончаний пальцев рук, от которых по нервным волокнам раздражение поступает к коре головного мозга.
Ещё один из методов массажа который, на наш взгляд является эффективным и целесообразным- это су–джок терапия. Су – джок терапию можно отнести к наилучшим методам самомассажа, существующим в наше время. С помощью колец удобно массировать пальцы – это оказывает благотворное влияние на весь организм. Дети с большим удовольствием играют с этим массажёром. Самомассаж «Су-джок» дети делают не только на занятиях с логопедом, но и в группах с воспитателями во время режимных моментов. Ребёнок катает «ёжика» между ладошками по кругу, вперёд – назад, а затем поочерёдно надевает колечко на каждый пальчик. Эти движения можно сопровождать стихотворениями пальчиковой гимнастики.
Особый интерес вызывают у детей «сухие бассейны» - это небольшие тазы, наполненные сыпучим материалом (горох, фасоль, бусы, рис и т.д.) Опустив кисти рук в «сухой бассейн», дети помешивают горох, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук, тем самым производят самомассаж.
Также используем в своей работе по развитию мелкой моторики и традиционную пальчиковую гимнастику. Это вид упражнений широко распространен в логопедической практике. В своей работе мы используем опыт таких авторов, как М.В.Ипполитова (1980), В.В. Цвынтарный (1995),Т.А.Ткаченко (2010).Пальчиковые игры – важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных стихов, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр, дети повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение, управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Сначала обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняем их. Затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев, и только потом, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно выполняли позы кисти руки и точно переключались с одного движения на другое. Если ребёнок не может принять нужную позу, то оказываем ему помощь. Упражнения могут проводиться по подражанию или по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т. е. дети работают по подражанию, а затем только по словесной инструкции. С большим интересом дети выполняют упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов: работа с пособиями по застёгиванию пуговиц, кнопок, крючков, молний; шнуровка на специальных рамках, ботинок; работа со спичками; собирание матрёшек, пирамидок, мозаики; завязывание узлов на толстой верёвке, на шнурке, нитке; наматывание тонкой проволоки на катушку или на собственный палец (получается колечко или спираль); лепка из пластилина, глины, теста; перебор крупы; игры с песком; рисование в воздухе; закручивание шурупов, гаек; игры с конструктором, кубиками; рисование красками, мелом, карандашом, ручкой, и т.д.; работа с бумагой; рукоделие. Среди этих упражнений есть упражнения, которые синхронизируют работу обеих рук. В результате - кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это - в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Неудачи при попытках воспроизвести нужное движение может привести к отказу от занятий. Поэтому любое занятие нужно предлагать в игровой форме, которая вызовет у ребёнка интерес. А положительная эмоциональная стимуляция будет способствовать улучшению работоспособности.
В заключение хотелось бы сказать, что на сегодняшний день имеется огромный практический материал и нетрадиционные методы, применение которых способствует эффективному речевому развитию дошкольника.
Литература.
Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи. Дошкольное воспитание. 1990. № 8.
Бирюков А.А. «Самомассаж для всех и каждого» М . 198
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. Сб. метод.рекомендаций. СП., 2000
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М.,1973
Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи: Сб. упр.: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М.: ГНОМиД, 2001
Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М. :Эксмо, 2010.
Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» СПб
|